Просмотр содержимого документа
«Формирование предметного словаря у учащихся с общим недоразвитием речи»
Формирование предметного словаря у учащихся с общим недоразвитием речи
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря.
Одной из выраженных особенностей речи учащихся с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Также они понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря проявляется в том, что учащиеся с ОНР не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов. Часто они затрудняются в актуализации таких слов, как «овца», «стрекоза», «молния» и т.д. Значительно сложнее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения: «гроза», «гром». Характерной особенностью словаря детей с ОНР можно назвать неточность употребления слов.
Иногда они используются в излишне широком значении, в других случаях — в слишком узком.
У этих учащихся наиболее распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди существительных преобладают замены слов путем объединения их в одно родовое понятие: «лось — олень», «весна — осень», «сахарница — чайник» и т.п.
Смешение слов у детей с ОНР идет на основе сходства:
— по признаку функционального назначения («миска — тарелка», «метла — щетка»);
— по внешнему сходству («майка — рубашка», «сарафан — фартук»);
— по объединению общностью ситуации («каток — лед»);
— части и целого («паровоз — поезд», «локоть — рука»);
— обобщающих понятий и слов конкретного значения («обувь — ботинки», «посуда — тарелки»);
— словосочетаний и связанных с ними понятий («плита — газ горит», «кровать — чтобы спать»);
— существительных и слов, обозначающих действия, или наоборот («открывать — дверь», «лекарство — болеть»).
Для учащихся с ОНР характерна вариативность лексических замен, а процесс поиска нужного слова идет очень медленно, недостаточно автоматизированно. Нарушения актуализации словаря проявляются также в искажении звуковой, слоговой структуры слова. Большие трудности вызывает классификация предметов: ребята не знают обобщений, не выделяют четвертый лишний предмет, обозначенный семантически далеким словом. Даже при правильном выполнении задания учащиеся с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков: «"Волк, собака, лиса" — лишнее слово "собака", так как в лесу не ходят собаки».
Сложности возникают и при подборе синонимов и антонимов. Вместо антонимов используются слова, семантически близкие («день — вечер»), слова-стимулы с частицей «не» («шум — не шум» — нет шума»).
В качестве синонимов подбираются слова семантически близкие («улица — дорога»), похожие по звучанию («парк — парта»), формы исходного слова или родственные слова («боец — бой»).
Вместо названий детенышей животных («ягненок», «теленок», «поросенок») — говорится «свиненок», «коровенок». Допускаются ошибки при употреблении и образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («яблоченька», «тетраденька»), с суффиксами «иц» («супница — суповка»).
Учащиеся с ОНР испытывают трудности, называя профессии людей.
Коррекционно-развивающая работа по уточнению и обогащению предметного словаря
При организации коррекционно-развивающей работы по уточнению и обогащению предметного словарянеобходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи. Формирование словаря идет по следующим направлениям:
— расширение объема словаря и представлений об окружающей действительности;
— уточнение значения слов;
— формирование семантической структуры слова;
— организация семантических полей, лексической системы родного языка;
—активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, его перевода из пассивного словаря в активный.
При создании системы работы над словами были использованы некоторые приемы, описанные Л.С. Выготским, С.Н. Карповой и др. Она составлена с учетом тесной связи процессов развития лексики и словообразования, включает задания на уточнение структуры значения слова, овладение морфемами, системой грамматических знаний, закрепление связи между словами, развитие диалогической и монологической речи.
На индивидуальных занятиях проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика.
В процессе усвоения предметного словаря на основе предметно-графических схем учащиеся продолжают знакомиться с различными способами словообразования. (Например, суффиксальный — для имен существительных.) У них развиваются навыки образования нового слова из двух частей («гриб + ник»).
Привлекая внимание к общности корневой части среди цепочки родственных слов («сад — садовник»), можно сформировать представления о системе словообразовательных связей («сад — садик — садовник»). Одновременно дети учатся понимать обобщенное значение слова.
Необходимым условием уточнения и расширения предметного словаря является практическое усвоение распространенных случаев многозначности слов. Каждое индивидуальное занятие имеет свою тему, которая содержит соответствующие сведения и предусматривает постепенное уточнение словаря и его систематизацию на основе наблюдений и логических приемов сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, поскольку она быстро обогащается за счет производных слов. Последовательность появления словообразовательных форм в речи обучающихся определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова. Таким образом, овладение словообразованием происходит на основе мыслительных операций, сравнения, синтеза, обобщения, что, в свою очередь, способствует интеллектуальному развитию учащихся.
Рассмотрим формирование предметного словаря на примере изучения лексической темы «Мебель».
Повторение и закрепление словаря, усвоенного на 1-м году обучения.
Виды мебели
Кухонная — стол, стул, табурет.
Гостиная — диван, кресло, журнальный столик.
Спальня —тахта, кровать, тумбочка, шкаф.
Классификация предметов
Мебель — одежда, мебель — по-суда.
Употребление с существительными простых и сложных предлогов
Из-под стола, под кроватью, за диваном, между креслами, из-за шкафа.
Из чего делают мебель?
Из дерева, из железа, из пластмассы.
Кто ремонтирует, делает мебель?
Столяр.
Дидактические игры и упражнения 1-й год обучения
Магазин «Мебель»
Ребята учатся составлять описательный рассказ с опорой на картинку или схему.
Учитель-дефектолог предлагает учащемуся купить предмет мебели в магазине и описать его, не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.
- Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нем удобно сидеть и еще в нем можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.
Один и много
Учащиеся упражняются в образовании существительных множественного числа, родительного падежа.
Учитель-дефектолог называет предмет мебели в единственном числе, учащийся должен назвать этот же предмет во множественном числе.
- У меня один стул, а у тебя много... (стульев).
- Чего не стало?
Упражняясь в употреблении существительных в родительном падеже, у учащихся развивается внимание, память.
Учитель-дефектолог предлагает внимательно рассмотреть картинки с изображением мебели и закрыть глаза. В это время одна из картинок убирается. Необходимо угадать, какой предмет мебели отсутствует.
Нет стола, нет стула, кровати.
Разложи по своим местам
Дети упражняются в употреблении существительных с предлогами, у них развивается слуховое внимание.
Учитель-дефектолог обращает внимание на беспорядок, оставленный «непослушным ветерком», и предлагает учащимся разложить вещи по своим местам.
Книгу положи в шкаф, мяч — под шкаф, подушку — на кровать.
2-й год обучения
Что общего? Чем отличаются?
Дети упражняются в сравнении двух предметов.
Учитель-дефектолог предлагает учащимся внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними.
Этот стол большой, а этот столик маленький.
Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.
Чего не хватает?
Дети упражняются в употреблении существительных в родительном падеже.
Учитель-дефектолог предлагает отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать вещи. Учащиеся рассматривают их и говорят, какой части не хватает,
У стола нет ножки, шкаф без ручки.
У нас порядок
Учащиеся расширяют свой словарь, упражняются в употреблении существительных с предлогами.
Учитель-дефектолог предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.
Что можно положить на полку (на стол, в стол, на кровать)?
Составление описательного и сравнительного рассказов
Учитель-дефектолог предлагает составить загадку-описание. И затем это описание дополнить.
Это предмет мебели. Он сделан из дерева, значит, он деревянный.
У него есть крышка и четыре ножки.
Крышка у стола круглая, гладкая, коричневого цвета. Ножки высокие, четырехугольные. Стол большой, крепкий, за ним может разместиться большая семья. Обычно его ставят на кухне. Стол — это кухонная мебель.
Учитель-дефектолог предлагает сравнить два предмета мебели (с опорой на предметные картинки или реальные предметы).
Это стол кухонный, а это стол журнальный. Кухонный стол белого цвета, а журнальный — коричневого. Кухонный стол круглый, а журнальный — овальный. У кухонного стола есть крышка и четыре высокие ножки, у журнального стола тоже есть крышка, а ножки три, и они низкие. Кухонный стол пластмассовый, а журнальный — деревянный. Кухонный стол высокий, а журнальный — низкий. За кухонным столом можно обедать или пить чай, а на журнальный стол можно положить журналы, газеты или книжки. И кухонный и журнальный столы — это мебель.
Загадки и отгадки
Учащиеся учатся быть внимательными, запоминают характерные признаки мебели.
Учитель-дефектолог предлагает отгадать загадки. Если учащиеся отвечают правильно, выставляется картинка с изображением соответствующей мебели.