kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование предметного словаря у учащихся с общим недоразвитием речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена коррекционно- развивающая работа по уточнению и обогащению предметного словаря обучающихся с общим недоразвитием речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование предметного словаря у учащихся с общим недоразвитием речи»

Формирование предметного словаря у учащихся с общим недоразвитием речи


Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря.

Одной из выраженных особенностей речи учащихся с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Также они понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется в том, что учащиеся с ОНР не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов. Часто они затрудняются в актуализации таких слов, как «овца», «стрекоза», «молния» и т.д. Значительно сложнее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения: «гроза», «гром». Характерной особенностью словаря детей с ОНР можно назвать неточность употребления слов.

Иногда они используются в излишне широком значении, в других случаях — в слишком узком.

У этих учащихся наиболее распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди существительных преобладают замены слов путем объединения их в одно родовое понятие: «лось — олень», «весна — осень», «сахарница — чайник» и т.п.

Смешение слов у детей с ОНР идет на основе сходства:

— по признаку функционального назначения («миска — тарелка», «метла — щетка»);

— по внешнему сходству («майка — рубашка», «сарафан — фартук»);

— по объединению общностью ситуации («каток — лед»);

— части и целого («паровоз — поезд», «локоть — рука»);

— обобщающих понятий и слов конкретного значения («обувь — ботинки», «посуда — тарелки»);

— словосочетаний и связанных с ними понятий («плита — газ горит», «кровать — чтобы спать»);

— существительных и слов, обозначающих действия, или наоборот («открывать — дверь», «лекарство — болеть»).

Для учащихся с ОНР характерна вариативность лексических замен, а процесс поиска нужного слова идет очень медленно, недостаточно автоматизированно. Нарушения актуализации словаря проявляются также в искажении звуковой, слоговой структуры слова. Большие трудности вызывает классификация предметов: ребята не знают обобщений, не выделяют четвертый лишний предмет, обозначенный семантически далеким словом. Даже при правильном выполнении задания учащиеся с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков: «"Волк, собака, лиса" — лишнее слово "собака", так как в лесу не ходят собаки».

Сложности возникают и при подборе синонимов и антонимов. Вместо антонимов используются слова, семантически близкие («день — вечер»), слова-стимулы с частицей «не» («шум — не шум» — нет шума»).

В качестве синонимов подбираются слова семантически близкие («улица — дорога»), похожие по звучанию («парк — парта»), формы исходного слова или родственные слова («боец — бой»).

Вместо названий детенышей животных («ягненок», «теленок», «поросенок») — говорится «свиненок», «коровенок». Допускаются ошибки при употреблении и образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («яблоченька», «тетраденька»), с суффиксами «иц» («супница — суповка»).

Учащиеся с ОНР испытывают трудности, называя профессии людей.


Коррекционно-развивающая работа по уточнению и обогащению предметного словаря

При организации коррекционно-развивающей работы по уточнению и обогащению предметного словаря необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи. Формирование словаря идет по следующим направлениям:

— расширение объема словаря и представлений об окружающей действительности;

— уточнение значения слов;

— формирование семантической структуры слова;

— организация семантических полей, лексической системы родного языка;

—активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, его перевода из пассивного словаря в активный.

При создании системы работы над словами были использованы некоторые приемы, описанные Л.С. Выготским, С.Н. Карповой и др. Она составлена с учетом тесной связи процессов развития лексики и словообразования, включает задания на уточнение структуры значения слова, овладение морфемами, системой грамматических знаний, закрепление связи между словами, развитие диалогической и монологической речи.

На индивидуальных занятиях проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика.

В процессе усвоения предметного словаря на основе предметно-графических схем учащиеся продолжают знакомиться с различными способами словообразования. (Например, суффиксальный — для имен существительных.) У них развиваются навыки образования нового слова из двух частей («гриб + ник»).

Привлекая внимание к общности корневой части среди цепочки родственных слов («сад — садовник»), можно сформировать представления о системе словообразовательных связей («сад — садик — садовник»). Одновременно дети учатся понимать обобщенное значение слова.

Необходимым условием уточнения и расширения предметного словаря является практическое усвоение распространенных случаев многозначности слов. Каждое индивидуальное занятие имеет свою тему, которая содержит соответствующие сведения и предусматривает постепенное уточнение словаря и его систематизацию на основе наблюдений и логических приемов сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, поскольку она быстро обогащается за счет производных слов. Последовательность появления словообразовательных форм в речи обучающихся определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова. Таким образом, овладение словообразованием происходит на основе мыслительных операций, сравнения, синтеза, обобщения, что, в свою очередь, способствует интеллектуальному развитию учащихся.

Рассмотрим формирование предметного словаря на примере изучения лексической темы «Мебель».

Предметный словарь 1-й год обучения

Существительные:

стол, стул, кровать, диван, кресло, тумбочка, трюмо, сервант, полка, табурет, тахта, шкаф.

Части предметов

У кресла — спинка, сиденье, подлокотники.

У стола — крышка, четыре ножки.

У стула — спинка, сиденье, ножки и т.д.

Обобщающее слово мебель.

Различия предметов

Стул — кресло — табурет.

Полка — шкаф — сервант.

Диван — кровать.

Родительный падеж множественного числа

Много столов, стульев, шкафов, диванов.

Единственное и множественное число в именительном падеже

Стол — столы, шкаф — шкафы.

Образование уменьшительно-ласкательной формы

Стол — столик, стул — стульчик, кровать — кроватка.

2-й год обучения

Повторение и закрепление словаря, усвоенного на 1-м году обучения.

Виды мебели

Кухонная — стол, стул, табурет.

Гостиная — диван, кресло, журнальный столик.

Спальня —тахта, кровать, тумбочка, шкаф.

Классификация предметов

Мебель — одежда, мебель — по-суда.

Употребление с существительными простых и сложных предлогов

Из-под стола, под кроватью, за диваном, между креслами, из-за шкафа.

Из чего делают мебель?

Из дерева, из железа, из пластмассы.

Кто ремонтирует, делает мебель?

Столяр.

Дидактические игры и упражнения 1-й год обучения

Магазин «Мебель»

Ребята учатся составлять описательный рассказ с опорой на картинку или схему.

Учитель-дефектолог предлагает учащемуся купить предмет мебели в магазине и описать его, не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.

- Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нем удобно сидеть и еще в нем можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.

Один и много

Учащиеся упражняются в образовании существительных множественного числа, родительного падежа.

Учитель-дефектолог называет предмет мебели в единственном числе, учащийся должен назвать этот же предмет во множественном числе.

- У меня один стул, а у тебя много... (стульев).

- Чего не стало?

Упражняясь в употреблении существительных в родительном падеже, у учащихся развивается внимание, память.

Учитель-дефектолог предлагает внимательно рассмотреть картинки с изображением мебели и закрыть глаза. В это время одна из картинок убирается. Необходимо угадать, какой предмет мебели отсутствует.

Нет стола, нет стула, кровати.

Разложи по своим местам

Дети упражняются в употреблении существительных с предлогами, у них развивается слуховое внимание.

Учитель-дефектолог обращает внимание на беспорядок, оставленный «непослушным ветерком», и предлагает учащимся разложить вещи по своим местам.

Книгу положи в шкаф, мяч — под шкаф, подушку — на кровать.

2-й год обучения

Что общего? Чем отличаются?

Дети упражняются в сравнении двух предметов.

Учитель-дефектолог предлагает учащимся внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними.

Этот стол большой, а этот столик маленький.

Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.

Чего не хватает?

Дети упражняются в употреблении существительных в родительном падеже.

Учитель-дефектолог предлагает отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать вещи. Учащиеся рассматривают их и говорят, какой части не хватает,

У стола нет ножки, шкаф без ручки.

У нас порядок

Учащиеся расширяют свой словарь, упражняются в употреблении существительных с предлогами.

Учитель-дефектолог предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.

Что можно положить на полку (на стол, в стол, на кровать)?

Составление описательного и сравнительного рассказов

Учитель-дефектолог предлагает составить загадку-описание. И затем это описание дополнить.

Это предмет мебели. Он сделан из дерева, значит, он деревянный.

У него есть крышка и четыре ножки.

Крышка у стола круглая, гладкая, коричневого цвета. Ножки высокие, четырехугольные. Стол большой, крепкий, за ним может разместиться большая семья. Обычно его ставят на кухне. Стол — это кухонная мебель.

Учитель-дефектолог предлагает сравнить два предмета мебели (с опорой на предметные картинки или реальные предметы).

Это стол кухонный, а это стол журнальный. Кухонный стол белого цвета, а журнальный — коричневого. Кухонный стол круглый, а журнальный — овальный. У кухонного стола есть крышка и четыре высокие ножки, у журнального стола тоже есть крышка, а ножки три, и они низкие. Кухонный стол пластмассовый, а журнальный — деревянный. Кухонный стол высокий, а журнальный — низкий. За кухонным столом можно обедать или пить чай, а на журнальный стол можно положить журналы, газеты или книжки. И кухонный и журнальный столы — это мебель.

Загадки и отгадки

Учащиеся учатся быть внимательными, запоминают характерные признаки мебели.

Учитель-дефектолог предлагает отгадать загадки. Если учащиеся отвечают правильно, выставляется картинка с изображением соответствующей мебели.

Загадки по теме

В этом доме этажи

Называют полками,

Тут белье мое лежит:

Кофточки с футболками.

Всё всегда на месте в доме:

Сарафан, халат и шарф,

Как зовется этот домик?

Угадали? Это...(шкаф).


Днем спит на ней подушка,

А вечером Андрюшка.

(Кровать.)


Наступает ночка.

Ты устала дочка.

Спи, дочурка, сладко

Ждет тебя... (кроватка).


На нем сидят, телевизор глядят.

Если устал — лег, полежал.

Что это, ребята? (Диван.)


За стеклом на полках в ряд

Книги разные стоят.

(Книжный шкаф.)


Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)


Под крышей — ножки,

А на крыше — суп да ложки.

(Стол.)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование предметного словаря у учащихся с общим недоразвитием речи

Автор: Ермакова Марина Михайловна

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324597

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Формирование предметного словаря у учащихся с общим недоразвитием речи"
    ["seo_title"] => string(81) "formirovaniiepriedmietnoghoslovariauuchashchikhsiasobshchimniedorazvitiiemriechi1"
    ["file_id"] => string(6) "324598"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462533762"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Методическая разработка на тему: "Использование нетрадиционных методик и техник при организации обучения в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(140) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-ispol-zovaniie-nietraditsionnykh-mietodik-i-tiekhnik-pri-orghanizatsii-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239936"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444907575"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства