kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача коррекционной школы- социально-бытовая адаптация воспитанников с интеллектуальными нарушениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»

Формирование жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Обучение в коррекционной школе-интернате предполагает коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции детей в общество. Это значит, что деятельность школы направлена на то, чтобы подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей самостоятельной жизни. Личность умственно отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания, те при осуществлении подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей коррекционной школы является социально-бытовая адаптация воспитанников с интеллектуальными нарушениями, через организованное, систематическое целенаправленное обучение. 

Но знания, получаемые в образовательном учреждении, часто бывают далеки от реальной жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной жизненной ситуации.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа, которая направлена на обеспечение коррекции нарушений развития и социальную адаптацию.

Стандарт подразумевает создание в организации условий обучения ребенка с нарушениями интеллекта с учетом его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается существенным изменением содержания образования, а так же формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания. В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает развитие личности обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

Для эффективной социализации ребенка с нарушениями интеллекта необходимо формировать социальную компетентность.

Использование в современной педагогической литературе указанных в названии материала терминов тесно связано с процессом переориентации российского образования со «знаниевого» на компетентностный подход, что является необходимым условием его модернизации и стандартизации.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися АООП. Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Педагогическим коллективом МКОУ Чумаковской школы-интерната осуществляется работа по реализации в «пилотном» режиме второго варианта АООП, который предполагает получение образования обучающимися с умеренной умственной отсталостью, а так же тяжелыми и множественными нарушениями развития.)

Для обучающихся МКОУ Чумаковской школы-интерната, получающих образование по второму варианту 2 АООП, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое сочетается с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы. При реализации данного варианта АООП обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.

Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных.

Развитие жизненных компетенций осуществляется посредством реализации программы внеурочной деятельности, а так же предметов, входящих в состав учебного плана. Такая предметная область учебного плана как «Окружающий мир»

направлена на формирование представлений о себе, развитие умения решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание), умения поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

В состав данной предметной области входит предмет «домоводство». Предмет по содержанию схож с предметом «социально-бытовая ориентировка» и курсом «домоводство», который был организован в нашей школе факультативно.

Предмет «домоводство» предполагает овладение учащимися с умеренной умственной отсталостью умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.

Появились новые предметы: «Окружающий социальный мир», «Человек». Содержание которых направлено на формирование первоначальных представлений о себе, о мире, созданном человеком, усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице, овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

В начальных классах учебным планом не предусмотрен предмет «ручной труд», позднее предметная область: технология представлена предметом «профильный труд». Задачами которого являются:

1.Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах.


2. Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

3.Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми. Внеурочная способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций (конкурсы, соревнования, совместные праздники).

Таким образом, основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Мы открыты для внешнего мира, для активного взаимодействия с воспитанниками других школ-интернатов и детских домов, с детьми из массовых школ, с членами общественных организаций, занимающихся проблемами детей-сирот.

Дети, включённые в такие коммуникативные отношения, получают возможность в процессе общения и совместной деятельности в дружественном им коллективе формировать свой взгляд на мир и его ценности, накапливать жизненный опыт. Они учатся воспринимать и принимать себя такими, какие они есть, компенсируя проблемы в развитии приобретёнными знаниями и умениями, учатся выстраивать межличностные отношения.

Атмосфера взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества в коллективе педагогов и детей помогает нашей школе-интернату в решении главной задачи, в достижении главной цели, в выполнении своей миссии – социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии и ограниченными возможностями здоровья.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иваненко Татьяна Викторовна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352096


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства