kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование социально значимых компетенций у обучающихся с умственной отсталостью с учетом требований ФГОС в деятельности социального педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа социального педагога в системе образовательного учреждения - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС для  детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование социально значимых компетенций у обучающихся с умственной отсталостью с учетом требований ФГОС в деятельности социального педагога»

Формирование социально значимых

компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом требований ФГОС в деятельности социального педагога


Социальный педагог

МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ

Лурцева И .А.


Работа социального педагога в системе образовательного учреждения - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.

Данная работа позволяет активизировать ресурсы, позволяющие раскрыть и максимально эффективно использовать творческий потенциал не только учащегося, но и всего педагогического коллектива, сопровождая очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию, активируя также духовно-нравственное и художественное развитие.

Главной целью социального педагога является всестороннее участие в формировании всесторонне развитой, общественно - активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем учащимся, в том числе и трудным. Однако учебно-воспитательная работа с этими школьниками обладает своей спецификой.

В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых парадигм работы социального педагога. Основное назначение социального педагога - социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации.

Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления. Социальный педагог должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи детей и во время оказывать ему нужную помощь. В основном это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в школе, в семье.

Социальный педагог участвует в организации внеучебного времени учащегося. Он устанавливает связи с различными секциями и клубами, участвует в школьных мероприятиях.

Также приходится координировать работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредой и общественностью города.

Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет раскрыть максимальные возможности наших детей.

"Человек является социально- компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации".

На протяжении многих лет муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 5 для обучающихся с ОВЗ ориентирована на качественное образование всех категорий учащихся с нарушением интеллекта независимо от степени выраженности дефекта.

Наша школа на практике реализует принцип: необучаемых детей нет.

За последние годы педагогами школы накоплен достаточно большой опыт реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате работы по социализации ребенок становится оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду.

Основными направлениями социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов.


Работа проводится по следующим направлениям:

  • помощь семье в проблемах, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком;

  • помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;

  • распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье и т. п;

  • выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

  • помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления;

  • проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности школы;

пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов

В школе действует система работы по профилактике правонарушений.

Профилактическая работа обязательно включает в себя сотрудничество и партнёрство с родителями. Всем нам очень хочется, чтобы в семье был лад, здоровье и процветание. Однако изменить что-то в семье, как и в мире, порой очень сложно. Большинство учащихся воспитываются в неблагополучных, неполных, малообеспеченных семьях с низким образовательным уровнем. Но именно в семье закладываются базисные ценности и долговременные цели, на основании чего строится жизненный сценарий ребёнка. Знание семейно-бытовых условий создаёт предпосылки для серьёзной разъяснительной работы с родителями. Регулярно проходят посещения обучающихся на дому. Составляются протоколы или акты обследования. Родители приглашаются в школу по вопросам воспитания, успеваемости, выполнения домашнего задания, посещаемости занятий, если дети пропускают без уважительных причин.

На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков, анализируют оперативную обстановку в школе. В результате профилактических мероприятий, проводимых в ОУ снизилось количество обучающихся пропускающих занятие без уважительной причины.

К сожалению, проводимая профилактическая работа с некоторыми семьями не всегда имеет положительный результат, родители отказываются приходить в школу, не являются на заседания Совета по профилактики, во время рейдов не открывают двери, отказываются общаться с педагогами.

Итак, можно сделать выводы о том, что работа Совета по профилактике правонарушений необходима, так как дети всегда находятся в «группе риска» и требуют повышенного внимания со стороны взрослых, а родители не всегда понимают всю сущность проблемы.

Так же в нашей школе работает школьная служба медиации «ДИАЛОГ».Служба примирения является объединением педагогов, действующей в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ.

Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, настоящего Положения, Стандартов восстановительной медиации, «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

Целью службы примирения является:

  • распространение среди воспитанников и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;

  • помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;

  • снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачами службы примирения являются:

  • Воспитание будущего поколения, опирающегося на гуманистические ценности, ставящего человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место;

  • проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, школьных и т.д. ) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;

  • обучение воспитанников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;

  • информирование воспитанников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;

Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

  • Принцип добровольности, предполагающий как добровольное обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

  • Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

  • Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие руководителя или его участие во встрече.

Переговоры с должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.

В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.

В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя (воспитателя).

Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.

Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;

В течение всего учебного года ведётся работа с внешкольными организациями: социальной защитой, Детским наркологическим центром, Управлением опеки и попечительства, КДН и ЗП, ОУППДН

Еженедельно проводятся индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на учете в ДНЦ фельдшером-наркологом Тимофеевой О.И; проводятся групповые занятия для учащихся фельдшером- наркологом ДНЦ Евдоченко С.А. по санитарно-просветительской программе «Информация против наркотиков». Организованы и проводятся мероприятия, направленные на правовое, социальное и нравственное воспитание обучающихся и их семей. Проводятся межведомственные профилактические мероприятия ("Единый день профилактики", "Подросток", "Безнадзорные дети" и др.).

Организованы часы общения - беседы социальных педагогов на различные темы.

Все службы работают в тесном сотрудничестве, ищут, находят разнообразные приемы, методы и формы воздействия на детей и родителей, тем самым оказывая помощь семье в воспитании. Это дает положительные результаты: уменьшается количество учащихся пропускающих занятия;уменьшается количество правонарушений; меняется и поведение детей, отношение к школе, к учителям.

Проводятся диагностики по изучению личности обучающихся, тестирования для исследования психологических свойств и состояний личности, уровня воспитанности.

На групповых занятиях учащиеся приобретают навыки общения, учатся принимать решения, управлять стрессом и состоянием тревоги, развивают положительное самосознание. А также учатся сопротивляться негативным влияниям сверстников. А конкретнее - знакомятся с понятиями манипулирования и группового давления, отрабатывают навыки сопротивления групповому давлению, знакомятся с разными способами отстаивания своего мнения, учатся говорить «нет».

Большого внимания со стороны педагогического коллектива заслуживает работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Работа в этом направлении проводится регулярно, согласно программе и планам работы классных руководителей и социальных педагогов. Собран дидактический и наглядный материал. С учащимися постоянно проводились инструктажи. Перед каникулами обязательно проводись дополнительные занятия, беседы по правилам дорожного движения по темам «Безопасность дорожного движения», «Азбука дорожного движения», «Мой друг - светофор», «Пешеход. Безопасность пешехода», «Дорожные знаки», «Нам на улице не страшно»; показывались фильмы по профилактике дорожно-транспортных происшествий и их последствиях.

Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с ОВЗ оказывает профориетационная работа с учащимися и особенно выпускниками школы.

Основными направлениями профориентационной работы являются: профессиональное просвещение учащихся, организация познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей. Наиболее эффективными формами работы являются беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища, анкетирование, тестирование выпускников школы (экскурсии в магазин «Хозтовары», «Сувениры» «Зоомагазин», на почту, в аптеку, на ж/д вокзал, в больницу, на рынок, киоск, институт, на трикотажную фабрику, Ликино-Дулёвский индустриальный техникум (ЛИДИТ), ГБОУ «Павлово- Посадский техникум»).

Системная профориентационная работа с учащимися подготавливает детей с умственно отсталостью к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Новый стандарт образования  предполагает развитие личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации.

Основная цель социализации детей с ОВЗ заключается в восстановлении психического равновесия ребенка и его вхождение в нормальную социальную жизнь. Социализация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу.

Педагогический коллектив  школы стремится использовать все возможности для усиления практической направленности учебных и воспитательных мероприятий, вовлечения обучающихся в активную социально-значимую деятельность.

Социальное окружение и взаимодействие школы имеет большое воспитательное влияние на адаптацию ребёнка в обществе.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лурцева Ирина Александровна

Дата: 13.05.2017

Номер свидетельства: 415088


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства