Формирование социально значимых компетенций у обучающихся с умственной отсталостью с учетом требований ФГОС в деятельности социального педагога
Формирование социально значимых компетенций у обучающихся с умственной отсталостью с учетом требований ФГОС в деятельности социального педагога
Работа социального педагога в системе образовательного учреждения - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование социально значимых компетенций у обучающихся с умственной отсталостью с учетом требований ФГОС в деятельности социального педагога»
Формированиесоциальнозначимых
компетенцийу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетомтребований ФГОС в деятельностисоциальногопедагога
Социальный педагог
МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ
Лурцева И .А.
Работа социального педагога в системе образовательного учреждения - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.
Данная работа позволяет активизировать ресурсы, позволяющие раскрыть и максимально эффективно использовать творческий потенциал не только учащегося, но и всего педагогического коллектива, сопровождая очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию, активируя также духовно-нравственное и художественное развитие.
Главной целью социального педагога является всестороннее участие в формировании всесторонне развитой, общественно - активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем учащимся, в том числе и трудным. Однако учебно-воспитательная работа с этими школьниками обладает своей спецификой.
В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых парадигм работы социального педагога. Основное назначение социального педагога - социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации.
Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления. Социальный педагог должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи детей и во время оказывать ему нужную помощь. В основном это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в школе, в семье.
Социальный педагог участвует в организации внеучебного времени учащегося. Он устанавливает связи с различными секциями и клубами, участвует в школьных мероприятиях.
Также приходится координировать работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредой и общественностью города.
Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет раскрыть максимальные возможности наших детей.
"Человек является социально- компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации".
На протяжении многих лет муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 5 для обучающихся с ОВЗ ориентирована на качественное образование всех категорий учащихся с нарушением интеллекта независимо от степени выраженности дефекта.
Наша школа на практике реализует принцип: необучаемых детей нет.
За последние годы педагогами школы накоплен достаточно большой опыт реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате работы по социализации ребенок становится оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду.
Основными направлениями социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов.
Работа проводится по следующим направлениям:
помощь семье в проблемах, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком;
помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;
распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье и т. п;
выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления;
проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности школы;
пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов
В школе действует система работы по профилактике правонарушений.
Профилактическая работа обязательно включает в себя сотрудничество и партнёрство с родителями. Всем нам очень хочется, чтобы в семье был лад, здоровье и процветание. Однако изменить что-то в семье, как и в мире, порой очень сложно. Большинство учащихся воспитываются в неблагополучных, неполных, малообеспеченных семьях с низким образовательным уровнем. Но именно в семье закладываются базисные ценности и долговременные цели, на основании чего строится жизненный сценарий ребёнка. Знание семейно-бытовых условий создаёт предпосылки для серьёзной разъяснительной работы с родителями. Регулярно проходят посещения обучающихся на дому. Составляются протоколы или акты обследования. Родители приглашаются в школу по вопросам воспитания, успеваемости, выполнения домашнего задания, посещаемости занятий, если дети пропускают без уважительных причин.
На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков, анализируют оперативную обстановку в школе. В результате профилактических мероприятий, проводимых в ОУ снизилось количество обучающихся пропускающих занятие без уважительной причины.
К сожалению, проводимая профилактическая работа с некоторыми семьями не всегда имеет положительный результат, родители отказываются приходить в школу, не являются на заседания Совета по профилактики, во время рейдов не открывают двери, отказываются общаться с педагогами.
Итак, можно сделать выводы о том, что работа Совета по профилактике правонарушений необходима, так как дети всегда находятся в «группе риска» и требуют повышенного внимания со стороны взрослых, а родители не всегда понимают всю сущность проблемы.
Так же в нашей школе работает школьная служба медиации «ДИАЛОГ».Служба примирения является объединением педагогов, действующей в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ.
Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, настоящего Положения, Стандартов восстановительной медиации, «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Целью службы примирения является:
распространение среди воспитанников и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Задачами службы примирения являются:
Воспитание будущего поколения, опирающегося на гуманистические ценности, ставящего человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место;
проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, школьных и т.д. ) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
обучение воспитанников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
информирование воспитанников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;
Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие руководителя или его участие во встрече.
Переговоры с должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.
В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя (воспитателя).
Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.
Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.
Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;
В течение всего учебного года ведётся работа с внешкольными организациями: социальной защитой, Детским наркологическим центром, Управлением опеки и попечительства, КДН и ЗП, ОУППДН
Еженедельно проводятся индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на учете в ДНЦ фельдшером-наркологом Тимофеевой О.И; проводятся групповые занятия для учащихся фельдшером- наркологом ДНЦ Евдоченко С.А. по санитарно-просветительской программе «Информация против наркотиков». Организованы и проводятся мероприятия, направленные на правовое, социальное и нравственное воспитание обучающихся и их семей. Проводятся межведомственные профилактические мероприятия ("Единый день профилактики", "Подросток", "Безнадзорные дети" и др.).
Организованы часы общения - беседы социальных педагогов на различные темы.
Все службы работают в тесном сотрудничестве, ищут, находят разнообразные приемы, методы и формы воздействия на детей и родителей, тем самым оказывая помощь семье в воспитании. Это дает положительные результаты: уменьшается количество учащихся пропускающих занятия;уменьшается количество правонарушений; меняется и поведение детей, отношение к школе, к учителям.
Проводятся диагностики по изучению личности обучающихся, тестирования для исследования психологических свойств и состояний личности, уровня воспитанности.
На групповых занятиях учащиеся приобретают навыки общения, учатся принимать решения, управлять стрессом и состоянием тревоги, развивают положительное самосознание. А также учатся сопротивляться негативным влияниям сверстников. А конкретнее - знакомятся с понятиями манипулирования и группового давления, отрабатывают навыки сопротивления групповому давлению, знакомятся с разными способами отстаивания своего мнения, учатся говорить «нет».
Большого внимания со стороны педагогического коллектива заслуживает работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Работа в этом направлении проводится регулярно, согласно программе и планам работы классных руководителей и социальных педагогов. Собран дидактический и наглядный материал. С учащимися постоянно проводились инструктажи. Перед каникулами обязательно проводись дополнительные занятия, беседы по правилам дорожного движения по темам «Безопасность дорожного движения», «Азбука дорожного движения», «Мой друг - светофор», «Пешеход. Безопасность пешехода», «Дорожные знаки», «Нам на улице не страшно»; показывались фильмы по профилактике дорожно-транспортных происшествий и их последствиях.
Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с ОВЗ оказывает профориетационная работа с учащимися и особенно выпускниками школы.
Основными направлениями профориентационной работы являются: профессиональное просвещение учащихся, организация познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей. Наиболее эффективными формами работы являются беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища, анкетирование, тестирование выпускников школы (экскурсии в магазин «Хозтовары», «Сувениры» «Зоомагазин», на почту, в аптеку, на ж/д вокзал, в больницу, на рынок, киоск, институт, на трикотажную фабрику, Ликино-Дулёвский индустриальный техникум (ЛИДИТ), ГБОУ «Павлово- Посадский техникум»).
Системная профориентационная работа с учащимися подготавливает детей с умственно отсталостью к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
Новый стандарт образования предполагает развитие личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации.
Основная цель социализации детей с ОВЗ заключается в восстановлении психического равновесия ребенка и его вхождение в нормальную социальную жизнь. Социализация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу.
Педагогический коллектив школы стремится использовать все возможности для усиления практической направленности учебных и воспитательных мероприятий, вовлечения обучающихся в активную социально-значимую деятельность.
Социальное окружение и взаимодействие школы имеет большое воспитательное влияние на адаптацию ребёнка в обществе.