Просмотр содержимого документа
«Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.»
Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.
Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в достижении умении заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, его достаточную гибкость.
Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями:
0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);
1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень - учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия .
Но далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.
Формирование умений и навыков - специальная педагогическая задача. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это неверно.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Подводя итог, можно обобщить, что учебные умения и навыки можно разделить на: специфические и общеучебные. И те и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа применима к решению конкретных задач. Вторая группа необходима при решении любых задач независимо от конкретного содержания. Процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в течение всей жизни человека.
Занятия по трудовому обучению проводятся в учебных мастерских школы. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком и т.п. На рабочем месте должен всегда быть образцовый порядок, инструменты кладут только те, которые нужны на данном уроке. Пользоваться инструментами - режущими, колющими, ударными, измерительными - нужно осторожно, умело, чтобы не получить травму самому и не поранить товарища.
Правила поведения в учебных мастерских:
1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:
· являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
· иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
· в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место.
2. Строго соблюдать правила безопасности труда.
3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам.
4. После урока убрать рабочее место и сдать их учителю.
Для экономии трудовых движений и мышечных усилий все оборудование на рабочем месте делят на предметы постоянного и временного пользования, за которыми закрепляются определенные места хранения и расположения. Предметы, используемые чаще,располагают в пределах досягаемости левой и правой рук, согнутых в локте. Предметы, которыми пользуются реже, кладут дальше.
Всё это дисциплинирует учащихся, даёт им возможность почувствовать себя самостоятельными и организованными людьми.
Для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения отражаются в чертеже, эскизе или техническом рисунке.
Одним из вариантов является парная деятельность. Ученики по желанию разбиваются по парам, и учителем каждой паре дается задание по видам практической деятельности, например, строгание древесины. Целью задания является освоение приемов строгания рубанком. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания. Учителем выдаются заготовка и инструмент каждой паре. Выбрав верстак, учащиеся заготовку крепят на верстаке с помощью тисков и начинают строгать, поочередно заменяя друг друга. Это позволяет контролировать действия другого и делать перерыв. По требованиям гигиенических норм ученик 5-го класса должен выполнять практическое задание, связанное с физической нагрузкой не более 10 минут.
С пятого класса учащиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по профессии столяра.
Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем упражнений. При выполнение упражнений мы должны предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить со своими действиями и оценивать их результат.
Такие упражнения занимают небольшую долю учебного времени, но они необходимы, так как позволяют добиваться соответствия изготовляемой продукции техническим требованиям.
Формирование умений не сводится только к усвоению знаний и навыков. Специфическую задачу коррекционного обучения школьников представляет собой развитие учителем трудового обучения способности учащегося рационально и эффективно организовывать свою деятельность в соответствии с целью работы.
Для решения этой задачи в нашей школе применяются демонстрационные технологические и операционные карты.
Учащиеся выполняют установочные упражнения для более прочного усвоения знакомых трудовых приемов, тренировочные упражнения для выполнения контрольно - измерительных и разметочных операций, индивидуальные упражнения одному ученику. Учебно - производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде полезного изделия.
Упражнения организуются таким образом, чтобы обеспечить постепенное повышение самостоятельности в работе. В процессе таких упражнений учащиеся, овладевая новыми знаниями и трудовыми умениями, повторяют ранее пройденных учебный материал.
Проверка знаний, умений и навыков. Активность и прилежание учащихся на уроках технологии и уровень самостоятельности в процессе обучения во многом зависят от того, как учитель осуществляет проверку знаний, умений и навыков.
Правильно организованная и систематически проводимая проверка побуждает учащихся к постоянной и плодотворной учебной работе, воспитывает память и помогает совершенствовать знания, умения и навыки. Следовательно, процесс проверки выполняет несколько функций - контрольно-учебную, воспитательную и обучающую. На уроках столярного дела применяют текущую и итоговую проверку знаний, умений и навыков, которые осуществляются методами устной, письменной, практической (графической) проверок и повседневными наблюдениями. Наиболее часто используют устную проверку .
С целью сокращения времени, отводимого на устную проверку материала прошлого урока, ее совмещают по возможности с закреплением нового материала. В этом случае учитель должен заранее наметить, закрепление каких вопросов он сможет увязать с проверкой знаний. Например, при проведении урока по теме «Основные факторы резания древесины» преподаватель ставит перед учащимися следующие вопросы: Как влияет направление резания на силу резания и степень шероховатости обрабатываемой поверхности?
Часто на уроках технологии организуют проверку знаний, умений и навыков путем выполнения графической работы.
На уроках производственного обучения основной является проверка умений и навыков учащихся. На уроках технологии такая проверка осуществляется при проведении лабораторно-практических и самостоятельных работ.
Например, по результатам выполнения лабораторно-практической работы по теме «Проверка правильности разметочных инструментов» преподаватель оценивает умения и навыки учащихся проверять правильность угольника. При оценке работы обращает внимание на умение учащихся быстро и правильно установить неточности разметочных инструментов, определить причины их образования и выбрать наиболее рациональный способ их исправления.
Ежегодно проводимые выставки «Поэзия детства» в городском краеведческом музее дают возможность учащимся продемонстрировать свои знания и умения не только перед всей школой но и учащимися других учебных заведений, что повышает у детей самооценку и помогает им чувствовать себя более уверенно вне школы.
Таким образом формирование трудовых навыков и умений у учащихся контролируется согласно следующим показателям: анализ образца – следование инструкции – порядок выполнения работы – самоконтроль – степень самостоятельности.