Формирование социальных компетенций у учащихся с ОВЗ на уроках предметного цикла
Формирование социальных компетенций у учащихся с ОВЗ на уроках предметного цикла
Проблема подготовки учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизнедеятельности, их успешная социализация и интеграция в общество выступает как главная, ведущая в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта.Проблема подготовки учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизнедеятельности, их успешная социализация и интеграция в общество выступает как главная, ведущая в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование социальных компетенций у учащихся с ОВЗ на уроках предметного цикла»
ГКО РО Донецкая школа – интернат
Формирование социальных компетенций у учащихся с ОВЗ
на уроках предметного цикла
Выступление на педагогическом совете
руководителя МО учителей
предметного цикла Капля Л.Р.
2017 - 2018
В современном мире ребёнок с интеллектуальной недостаточностью должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Проблема подготовки учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизнедеятельности, их успешная социализация и интеграция в общество выступает как главная, ведущая в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта.
Социальную адаптацию учащихся с ОВЗ обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы.
На уроках письма, чтения и развития речи созданы условия для развития коммуникативных умений учащихся через организацию речемыслительной деятельности, предполагающей:
работу со специально подобранными текстами по жизненно важным сферам деятельности человека;
моделирование речевых ситуаций, которые помогут в ориентировании учащихся в различных условиях общения с окружающими и оформлении речевого высказывания;
использование процесса обучения деловому и творческому письму
В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразно меняющихся условиях. Школа должна дать такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.
Вот в этом смысле и можно говорить об элементах экономического образования в коррекционной школе. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных товаров, оплата коммунальных услуг, налоги на строения, на землю, умение пользоваться услугами банков.
География учит ориентироваться на местности и формирует пространственные представления и навыки; обучает правилам поведения в природе и правильному поведению во время стихийных бедствий; воспитывает бережное отношение к окружающей среде. Знакомство с разнообразием занятий населения России и других стран, с взаимосвязью разных отраслей промышленности и сельского хозяйства способствует расширению общего кругозора и социализации учащихся.
Формирования ключевых компетентностей на уроках биологии - это знания, умения, навыки и способы деятельности, которые определяют способность человека выполнять сложные виды деятельности, эффективно решая проблемы. Формировать ключевые компетентности на уроках, при этом повышая познавательную активность и мотивацию у учащихся помогают такие приёмы, как:
использование жизненных ситуаций, связанных со свойствами живых организмов, применением веществ;
На уроках биологии не только характеризуют живые организмы, объясняют природные явления, изучают строение и функции органов, но и связывают изученный материал с жизненными ситуациями. Одновременно постоянно напоминают ученикам о вредном влиянии некоторых веществ на организм человека и окружающую среду. На уроках учениками отрабатываются приемы первой доврачебной помощи, способы измерения температуры тела, артериального давления, что может быть использовано в реальной жизни. На уроках активно пропагандируется здоровый образ жизни.
использование биографических сведений об ученых биологах;
Во время подготовки к занятию можно предложить некоторым учащимся подготовить сообщения о жизни и деятельности того или иного ученого.
Это дает возможность воспитывать учеников на примере жизненного и творческого пути известных ученых, что также способствует формированию поликультурной компетентности.
раскрытие значения биологии для развития цивилизации;
Приводя примеры природных сокровищ, богатств во время изучения биологии, учитель воспитывает бережное отношение к окружающему миру, уважение к природе, побуждает к углубленному изучению строения живых организмов, взаимосвязей в природе.
Высокий уровень развития движений рук или “ручной умелости” на уроках физической культуры необходим для успешного обучения, в особенности профессионально-трудового.
Правильно организованное выполнение упражнений группами, командные игры, эстафеты способствуют вхождению детей в коллектив, формируют у них нравственную привычку жить интересами коллективами.
Чтобы успешно выполнять физическое упражнения, необходимы целеустремленность и воля, дисциплинированность, настойчивость, а также коллективизм, товарищеская взаимопомощь, умение организовать и сплотить товарищей. Постоянная тренировка в проявлении эмоционально-волевых усилий приводит к выработке у детей нравственных привычек и эмоционально-волевых качеств.
Способность понимать причины и логику развития исторических процессов способствует осмысленному восприятию всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, систем, существующих в современном мире. Тем самым формируется готовность учащихся с ОВЗ к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности.
Учащиеся учатся принимать решения, работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека, оценивать и анализировать свои поступки, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы, осознавать необходимость и значимость труда, который он выполняет.
Одной из главных работ на уроках учителей предметного цикла является систематическая словарная работа, которая расширяет активный словарь учащихся, помогающий правильно употреблять новые слова в связной речи.
Формирование социальных компетенций у учащихся коррекционной школы это длительный процесс. Конечно, мы понимаем, что учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Но конечной целью нашей работы по формированию жизненных компетенций мы видим в том, чтобы научить их быть по возможности коммуникабельными, разумно активными, умеющими обращаться за помощью и принимать ее, быть культурными в поведении, вести здоровый образ жизни и быть полезными хотя бы для себя.
В конечном итоге это является важнейшей предпосылкой для дальнейшей социальной адаптации, которая является важнейшей задачей обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в специальном (коррекционном) учреждении.