Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков самообслуживания у школьников с РАС.»
Формирования навыков самообслуживания у школьников с расстройствами аутистического спектра
Для детей с РАС развитие навыков самообслуживания является особой проблемой. Нарушение контакта, трудность произвольного сосредоточения, страхи определяют сложность привития навыков самообслуживания. Детям с РАС часто нелегко осваивать новые навыки-пробовать незнакомую пищу, одеваться, мыть руки, приучаться к туалету-потому что ребенок не в полном объеме чувствует, ориентируется и владеет своим телом..
Ребенку с РАС сложно научится многим навыкам при случайных обстоятельствах как самостоятельно, так и через подражание другому человеку. Однако, во всех случаях овладение навыком связано с определенной ситуацией, и затруднен его перенос в другую. Кроме физиологических особенностей таких детей (нарушения мышечного тонуса, тонкой моторики, общая моторная неловкость), у детей с РАС наблюдаются проблемы с планированием движений или обостренная реакция на вкусы и другие незнакомые ощущения.
В связи с нарушениями социального поведения трудно организовать саму ситуацию обучения. Дети с РАС могут убегать от взрослого, проявлять агрессию, не выполнять инструкции, игнорируя их, или делая все наоборот. В связи с этим дети с РАС нуждаются в особом подходе к обучению. В таком обучении обязательно должно присутствовать многократное повторение инструкций и оказание подсказок для их выполнения. Крайне важно организовать ситуацию успеха ученику с РАС, обеспечить его поддержкой, чтобы у ребенка возникло ощущение безопасности и уверенности в своих собственных силах.
Стенли Гринспен и Серена Уидер писали, что нельзя научить чему-то ребенка, если тот не будет спокоен, собран и настроен на взаимодействие и совместное решение проблем.
Наличие страхов обуславливает трудность овладения навыками самообслуживания, так как ребенок может бояться ходить в туалет из-за шума спускаемой из бачка воды, мыться, если вода однажды попала ему в глаза, заходить в ванную из-за звуков в трубах, одеваться, так как в прошлом испугался узкого воротника свитера, идти гулять, потому что боится соседской собаки или лифта.
О.С. Никольская, Е.Р Баенская, М.М. Либлинг писали, что негативизм ребенка может быть преодолен, если близкие понимают, что стоит за отказом ребенка; дают ему возможность освоиться в пугающей ситуации; терпеливо ободряют его, подчеркивают, какой он уже большой и смелый.
Для того, чтобы преодолеть «ситуации стресса», нужно давать понять ученику, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и сотрудничество с ним, чтобы он почувствовал себя спокойно и уверенно. Нужно стараться сводить напряжение и суету к минимуму, в той области, с которой связана новая деятельность. Нужно превратить процесс обучения в приятное занятие.
Дети с РАС, не уверены в успехе, поэтому будут стараться привлечь помощь взрослого, после чего, легко становятся зависимым от его поддержки и подсказки. Крайне важно создать у него ощущение «успеха», подчеркивая, как у него хорошо и ловко все получается.
Очень часто бывают ситуации, когда взрослые замечают, что ученики выполняют инструкцию только тогда, когда им хочется, а обычно в ответ на попытку взрослого что-то потребовать могут начать капризничать, ударить, закричать или укусить. Но если взрослый, пугается и отменяет свое требование в ответ на его крик все, что тот хочет, такой способ добиться своего закрепиться в сознании детей, и тот будет демонстрировать такое поведение чаще.
Формирование бытовых навыков и самостоятельности у детей с отклонением в психоэмоциональной сфере крайне необходимо, хоть и значительно затруднено. Возникает большая сложность в том, что такие детки не подражают взрослым, в отличии от ребенка с нормальным развитием.
Существует несколько методик, обучающих детей с аутизмом данным навыкам, при правильном применении, любая из нижеперечисленных методик сможет дать положительные результаты.
Наиболее известная программа, которая развита в зарубежных странах- «Хайскоуп» - это методика работы с детьми, в основе лежит идея, что дети лучше всего приобретают новые навыки во время своей активной деятельности, которую они планируют и осуществляют самостоятельно. Это поощряет детей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Следующая методика, которая уже начала свое активное распространение по нашей стране - ABA-терапия (ее американский вариант - «Behavior Modification»). Данный метод является одним из активных методов, которые применяют в разных странах, в том числе и в России. Кроме того, не стоит забывать, что это единственный подход, эффективность которого научно доказана. Более 600 научных статей, опубликованных в периодике демонстрируют то, что применение образовательных стратегий, основанных на принципах поведенческого анализа приводят к значительному прогрессу в обучении детей с диагнозом РАС.
Аутизм - комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом когнитивных, эмоциональных, сенсорных, двигательных способностей, а также отставание в развитии этих способностей.
Очень важной задачей педагогической работы с детьми, которые имеют расстройства аутистического спектра - привитие гигиенических навыков, к которым относятся навыки самообслуживания. При своевременном появлении у детей данных навыков, является отражением их начальной социализации и адекватного развития.
Для успешного формирования навыков самообслуживания необходимо:
Основные методы для обучения навыков самообслуживания:
1. Личный пример взрослых.
2. Показ, объяснение, пояснение.
3. Поощрение детей во время процесса обучения.
4. Беседы с родителями
5. Упражнения в действиях, дидактические игры, потешки, игровые приемы.
6. Постоянный повтор выученных действий.
Во время формирования навыков самообслуживания у детей с РАС нужно специальное, индивидуальное обучение детей, в котором будут сочетаться такие процессы, как: обучение, воспитание и развитие.
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей с РАС осуществляется в двух направлениях, которые ведутся параллельно друг другу: с ребенком, а также с его ближайшим окружением.