Формирование коммуникативной крмпетентности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 5-9 классах
Формирование коммуникативной крмпетентности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 5-9 классах
В статье рассматриваются вопросы развития связной устной речи обучающихся с интиеллектуальными нарушениями в 5-9 классах. Привводится система работы по формированию коммуникативной компетентности обучающихся в коррекционной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Формирование коммуникативной компетентности учащихся посредством организации диалогового общения».
Участие в профессиональных педагогических сетевых сообществах: «Образовательная Галактика Intel» Социальная сеть работников образования nsportal.ru и др.
Противоречия как источник
возникновения проблемы
Цель и задачи педагогической деятельности
Несоответствие между имеющимся общением и его оптимальной моделью
Между коммуникативной некомпетентностью личности и желанием вступить в контакт
Между необходимостью ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации и затрудненным общением
Актуальность проблемы
Развитие коммуникативной компетентности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Приобретение навыков социализации
Развитие навыков общения и личностного взаимодействия
Взаимосвязь с развитием познавательной деятельности
Коммуникативный подход-наиболее эффективный и социально-ориентированный
Принципы
Принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку(А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская)
Принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку
(А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская)
Подходы
Системно – деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин,Д.Б.Эльконин, А.Г.Асмолов)
Системно – деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин,Д.Б.Эльконин, А.Г.Асмолов)
Методы
Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетентности в комплексе с эмоциональным и когнитивным компонентами (М.Ф. Гнездилов, В.Г.Петрова, М.Н.Шишкова, Н.Ю. Белоусова)
Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетентности в комплексе с эмоциональным и когнитивным компонентами (М.Ф. Гнездилов, В.Г.Петрова, М.Н.Шишкова, Н.Ю. Белоусова)
Цель - формирование коммуникативных умений посредством комплекса упражнений на уроках письма и развития речи.
Задачи:
Обучающие :
Формирование умений строить диалоги на основе правил поведения во время общения, задавать вопросы и отвечать на них, формулировать свои мысли;
грамматически правильно выстраивать предложения, вступать в диалог.
Коррекционно – развивающие:
Формирование способности слушать и слышать своего собеседника, устанавливать контакт и поддерживать положительный эмоциональный фон во время общения
Воспитательные:
воспитание желания общаться, способности критичной самооценки своей
коммуникативной деятельности и оценки данной деятельности у других людей , культуры общения.
Ведущая педагогическая идея
Преодоление коммуникативных трудностей посредством
активизации речевой деятельности обучающихся
Знакомый педагог сверстники незнакомые люди
Научить ребенка общаться – значит ставить его в активную позицию!
Коммуникативные УУД формируются, когда:
ученик учится отвечать на вопросы;
ученик учится задавать вопросы;
ученик учится вести диалог;
ученик учится пересказывать сюжет;
ученик учится слушать.
Нормативная модель новообразований
личности обучающегося
Цель и задачи педагогической деятельности
Компоненты коммуникативной компетентности
Сформированные способности
Эмоциональная отзывчивость, эмпатия
Эмоциональный
Когнитивный
Способность понять точку
зрения другого человека,
поставить себя на его место
Коммуникативные умения, адекватность в общении, способность к сотрудничеству
Поведенческий
совершенствование диалогических и монологических умений и навыков, воспитание речевого этикета, умения вступать в контакт
совершенствование диалогических и монологических умений и навыков, воспитание речевого этикета, умения вступать в контакт
на каждом уроке письма и развития речи
на каждом уроке письма и развития речи
коммуникативное обучение, обучение в сотрудничестве, использование ИКТ, игровые технологии, деятельностный подход
коммуникативное обучение, обучение в сотрудничестве, использование ИКТ, игровые технологии, деятельностный подход
Деятельностный аспект
Цель комплекса заданий
Место в структуре образовательного процесса:
Технология реализации
Результат:
потребность в общении, способность организовать и поддержать общение
Условия реализации :
наличие раздаточного материала, создание условий реального общения, благоприятного психологического климата, использование ИКТ.
Цель и задачи педагогической деятельности
Деятельностный аспект
Система упражнений
конструирование диалогов- из заданных реплик;
упражнения на развитие невербальных средств общения, создание соответствующего положительного эмоционального фона общения.
дифференциация обращений к ровеснику, к старшему, к хорошо и малознакомому человеку;
проигрывание диалогов, иллюстрирующих различные жизненные ситуации ;
составление папки «Образцы делового письма»;
коллективное рассказывание с опорой на картинки и слова «Расскажи по кругу»;
Цель и задачи педагогической деятельности
Деятельностный аспект
Система упражнений
ролевые игры «Приём гостей», «Я- зритель», «Я- покупатель» и др.;
пересказ : с опорой на серию картинок, по сюжетной картинке, без опоры на наглядность, на основе деформированного текста, самостоятельный рассказ с использованием ИКТ
театрализация знакомых произведений
тренировочные упражнения в произнесении реплик с разной интонацией (спокойно, радостно, с обидой и др.)
Цель и задачи педагогической деятельности
Диапазон личного вклада и степень новизны
уроки письма и развития речи
уроки чтения и развития речи
уроки СБО
внеклассная работа
самоподготовка
Новизна опыта:
разработка системы упражнений,
которые могут применяться
на любых уроках, воспитательных мероприятиях
с целью решения проблем коммуникативного общения
детей с легкой степенью умственной отсталости.
Результативность профессиональной
педагогической деятельности
Цель и задачи педагогической деятельности
Уровень развития связной речи учащихся
(методикаВ.П. Глухова)
Цель и задачи педагогической деятельности
Транслируемость практических достижений
Школьный уровень:
открытые уроки, выступление на МО воспитателей и учителей начальных
классов, представление опыта работы на педсовете
Межрайонный уровень:
открытый урок и выступление на МО учителей и воспитателей коррекционных
школ северных районов Нижегородской области.
В сетевом сообществе:
публикация материалов на сайте учителя:
публикация материалов в электронных СМИ
Цель и задачи педагогической деятельности
Литература
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.-М.: Владос,1999 г.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред.
В.В.Воронковой.-М.:Школа-Пресс,1994.
3. Выготский Л.С. Развитие устной речи.-М., Просвещение, 1982 г.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.-М., АПН, 1961 г.
5. Комарова С. В. Устная речь: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.-М., Просвещение, 2013 г.
6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., Владос, 1998 г.
7. Лекция Н.Ю. Белоусовой, старшего преподавателя кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГБУ ДПО НИРО.
Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.- М.,1997 г.
Худенко Е. Д. Практическое пособие по развитию речи.-М.,Руссико,1995 г.