kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативной крмпетентности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 5-9 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы развития связной устной речи обучающихся с интиеллектуальными нарушениями в 5-9 классах. Привводится система работы по формированию коммуникативной компетентности обучающихся в коррекционной школе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной крмпетентности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 5-9 классах»

Презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя МКОУ «Сявская коррекционная школа – интернат» г.о.г. Шахунья Шапкиной Натальи Николаевны Образование : высшее - Нижегородский государственный педагогический университет, 1996 г., факультет переподготовки ГБУ ДПО НИРО, 2011 г.  Педагогический стаж : 20 лет.  Поощрения:  Почетные грамоты отдела образования 2012г., 2014г.  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: «ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ» Белл Кауфман

Презентация практических достижений

профессиональной деятельности

учителя МКОУ «Сявская коррекционная школа – интернат»

г.о.г. Шахунья

Шапкиной Натальи Николаевны

Образование :

высшее - Нижегородский государственный педагогический университет, 1996 г.,

факультет переподготовки ГБУ ДПО НИРО, 2011 г.

Педагогический стаж : 20 лет.

Поощрения: Почетные грамоты отдела образования 2012г., 2014г.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО:

«ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ»

Белл Кауфман

Тема: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках письма и развития речи  в 7-9 классах»

Тема: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

на уроках письма и развития речи

в 7-9 классах»

Цель и задачи педагогической деятельности Условия формирования личного вклада Научно - исследовательские Методические Результаты исследований в области коррекционной педагогики Проблема формирования коммуникативной компетентности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью(Ю.М. Жуков, Г.В.Безюлева, Н.Ю.Белоусова). Организационно - педагогические (Л.С. Выготский, М.Ф.Гнездилов, Требования ФГОС ОВЗ «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида»под редакцией А.К.Аксёновой.-1999 г. А.А. Леонтьев, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева) Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В.Воронковой М., Пр.,2010 г. МО учителей – предметников, индивидуальная методическая тема: «Формирование коммуникативной компетентности учащихся посредством организации диалогового общения». Участие в профессиональных педагогических сетевых сообществах: «Образовательная Галактика Intel»  Социальная сеть работников образования nsportal.ru и др.

Цель и задачи педагогической деятельности

Условия формирования личного вклада

Научно - исследовательские

Методические

Результаты исследований в области коррекционной педагогики

Проблема формирования коммуникативной компетентности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью(Ю.М. Жуков, Г.В.Безюлева, Н.Ю.Белоусова).

Организационно - педагогические

(Л.С. Выготский, М.Ф.Гнездилов,

Требования ФГОС ОВЗ

«Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида»под редакцией А.К.Аксёновой.-1999 г.

А.А. Леонтьев, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В.Воронковой М., Пр.,2010 г.

МО учителей – предметников, индивидуальная методическая тема:

«Формирование коммуникативной компетентности учащихся посредством организации диалогового общения».

Участие в профессиональных педагогических сетевых сообществах: «Образовательная Галактика Intel» Социальная сеть работников образования nsportal.ru и др.

Противоречия как источник  возникновения проблемы Цель и задачи педагогической деятельности Несоответствие между имеющимся общением и его оптимальной моделью Между коммуникативной некомпетентностью личности и желанием вступить в контакт Между необходимостью ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации и затрудненным общением

Противоречия как источник

возникновения проблемы

Цель и задачи педагогической деятельности

Несоответствие между имеющимся общением и его оптимальной моделью

Между коммуникативной некомпетентностью личности и желанием вступить в контакт

Между необходимостью ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации и затрудненным общением

Актуальность проблемы Развитие коммуникативной компетентности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  Приобретение навыков социализации Развитие навыков общения и личностного взаимодействия Взаимосвязь с развитием познавательной деятельности Коммуникативный подход - наиболее эффективный и социально-ориентированный

Актуальность проблемы

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Приобретение навыков социализации

Развитие навыков общения и личностного взаимодействия

Взаимосвязь с развитием познавательной деятельности

Коммуникативный подход - наиболее эффективный и социально-ориентированный

Принципы Принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку ( А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская) Принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку ( А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская) Подходы Системно – деятельностный подход ( Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин,Д.Б.Эльконин, А.Г.Асмолов ) Системно – деятельностный подход ( Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин,Д.Б.Эльконин, А.Г.Асмолов ) Методы Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетентности в комплексе с эмоциональным и когнитивным компонентами ( М.Ф. Гнездилов, В.Г.Петрова, М.Н.Шишкова, Н.Ю. Белоусова) Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетентности в комплексе с эмоциональным и когнитивным компонентами ( М.Ф. Гнездилов, В.Г.Петрова, М.Н.Шишкова, Н.Ю. Белоусова) Условия Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Коммуникативная культура педагога как условие развития коммуникативных навыков учащихся (Зарецкая И.И., Рогов Е.И., Р.Т. Августова, Н.Ю. Белоусова ) 6

Принципы

  • Принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку ( А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская)
  • Принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку
  • ( А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская)

Подходы

  • Системно – деятельностный подход ( Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин,Д.Б.Эльконин, А.Г.Асмолов )
  • Системно – деятельностный подход ( Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин,Д.Б.Эльконин, А.Г.Асмолов )

Методы

  • Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетентности в комплексе с эмоциональным и когнитивным компонентами ( М.Ф. Гнездилов, В.Г.Петрова, М.Н.Шишкова, Н.Ю. Белоусова)
  • Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетентности в комплексе с эмоциональным и когнитивным компонентами ( М.Ф. Гнездилов, В.Г.Петрова, М.Н.Шишкова, Н.Ю. Белоусова)

Условия

Теоретическое обоснование личного вклада

педагога в развитие образования

Коммуникативная культура педагога как условие

развития коммуникативных навыков учащихся (Зарецкая И.И., Рогов Е.И., Р.Т. Августова, Н.Ю. Белоусова )

6

Цель и задачи педагогической деятельности Цель - формирование коммуникативных умений посредством комплекса упражнений на уроках письма и развития речи.  Задачи: Обучающие : Формирование умений строить диалоги на основе правил поведения во время общения,  задавать вопросы и отвечать на них, формулировать свои мысли; грамматически правильно выстраивать предложения, вступать в диалог. Коррекционно – развивающие: Формирование способности слушать и слышать своего собеседника, устанавливать контакт и поддерживать положительный эмоциональный фон во время общения Воспитательные: воспитание желания общаться, способности критичной самооценки своей коммуникативной деятельности и оценки данной деятельности у других людей , культуры общения.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель - формирование коммуникативных умений посредством комплекса упражнений на уроках письма и развития речи.

Задачи:

  • Обучающие :

Формирование умений строить диалоги на основе правил поведения во время общения, задавать вопросы и отвечать на них, формулировать свои мысли;

грамматически правильно выстраивать предложения, вступать в диалог.

  • Коррекционно – развивающие:

Формирование способности слушать и слышать своего собеседника, устанавливать контакт и поддерживать положительный эмоциональный фон во время общения

  • Воспитательные:

воспитание желания общаться, способности критичной самооценки своей

коммуникативной деятельности и оценки данной деятельности у других людей , культуры общения.

Ведущая педагогическая идея Преодоление коммуникативных трудностей посредством активизации речевой деятельности обучающихся Знакомый педагог сверстники незнакомые люди Научить ребенка общаться – значит ставить его в активную позицию!  Коммуникативные УУД формируются, когда:  ученик учится отвечать на вопросы;  ученик учится задавать вопросы;  ученик учится вести диалог;  ученик учится пересказывать сюжет;  ученик учится слушать.

Ведущая педагогическая идея

Преодоление коммуникативных трудностей посредством

активизации речевой деятельности обучающихся

Знакомый педагог сверстники незнакомые люди

Научить ребенка общаться – значит ставить его в активную позицию!

Коммуникативные УУД формируются, когда:

ученик учится отвечать на вопросы;

ученик учится задавать вопросы;

ученик учится вести диалог;

ученик учится пересказывать сюжет;

ученик учится слушать.

Нормативная модель новообразований  личности обучающегося Цель и задачи педагогической деятельности Компоненты коммуникативной компетентности Сформированные способности Эмоциональная отзывчивость, эмпатия Эмоциональный Когнитивный Способность понять точку зрения другого человека,  поставить себя на его место Коммуникативные умения, адекватность в общении, способность к сотрудничеству Поведенческий

Нормативная модель новообразований

личности обучающегося

Цель и задачи педагогической деятельности

Компоненты коммуникативной компетентности

Сформированные способности

Эмоциональная отзывчивость, эмпатия

Эмоциональный

Когнитивный

Способность понять точку

зрения другого человека,

поставить себя на его место

Коммуникативные умения, адекватность в общении, способность к сотрудничеству

Поведенческий

совершенствование диалогических и монологических умений и навыков, воспитание речевого этикета, умения вступать в контакт совершенствование диалогических и монологических умений и навыков, воспитание речевого этикета, умения вступать в контакт на каждом уроке письма и развития речи на каждом уроке письма и развития речи коммуникативное обучение, обучение в сотрудничестве, использование ИКТ, игровые технологии, деятельностный подход коммуникативное обучение, обучение в сотрудничестве, использование ИКТ, игровые технологии, деятельностный подход
  • совершенствование диалогических и монологических умений и навыков, воспитание речевого этикета, умения вступать в контакт
  • совершенствование диалогических и монологических умений и навыков, воспитание речевого этикета, умения вступать в контакт
  • на каждом уроке письма и развития речи
  • на каждом уроке письма и развития речи
  • коммуникативное обучение, обучение в сотрудничестве, использование ИКТ, игровые технологии, деятельностный подход
  • коммуникативное обучение, обучение в сотрудничестве, использование ИКТ, игровые технологии, деятельностный подход

Деятельностный аспект

Цель комплекса заданий

Место в структуре образовательного процесса:

Технология реализации

Результат:

потребность в общении, способность организовать и поддержать общение

Условия реализации :

наличие раздаточного материала, создание условий реального общения, благоприятного психологического климата, использование ИКТ.

Цель и задачи педагогической деятельности Деятельностный аспект Система упражнений конструирование диалогов- из заданных реплик;  упражнения на развитие невербальных средств общения, создание соответствующего положительного эмоционального фона общения. дифференциация обращений к ровеснику, к старшему, к хорошо и малознакомому человеку; проигрывание диалогов, иллюстрирующих различные жизненные ситуации ; составление папки «Образцы делового письма»; коллективное рассказывание с опорой на картинки и слова «Расскажи по кругу»;

Цель и задачи педагогической деятельности

Деятельностный аспект

Система упражнений

  • конструирование диалогов- из заданных реплик;

  • упражнения на развитие невербальных средств общения, создание соответствующего положительного эмоционального фона общения.
  • дифференциация обращений к ровеснику, к старшему, к хорошо и малознакомому человеку;
  • проигрывание диалогов, иллюстрирующих различные жизненные ситуации ;
  • составление папки «Образцы делового письма»;
  • коллективное рассказывание с опорой на картинки и слова «Расскажи по кругу»;

Цель и задачи педагогической деятельности Деятельностный аспект Система упражнений ролевые игры «Приём гостей», «Я- зритель», «Я- покупатель» и др.;  пересказ : с опорой на серию картинок, по сюжетной картинке, без опоры на наглядность, на основе деформированного текста, самостоятельный рассказ с использованием ИКТ  театрализация знакомых произведений  тренировочные упражнения в произнесении реплик с разной интонацией (спокойно, радостно, с обидой и др.)

Цель и задачи педагогической деятельности

Деятельностный аспект

Система упражнений

  • ролевые игры «Приём гостей», «Я- зритель», «Я- покупатель» и др.;

  • пересказ : с опорой на серию картинок, по сюжетной картинке, без опоры на наглядность, на основе деформированного текста, самостоятельный рассказ с использованием ИКТ

  • театрализация знакомых произведений

  • тренировочные упражнения в произнесении реплик с разной интонацией (спокойно, радостно, с обидой и др.)

Цель и задачи педагогической деятельности Диапазон личного вклада и степень новизны уроки письма и развития речи уроки чтения и развития речи уроки СБО внеклассная работа самоподготовка  Новизна опыта: разработка системы упражнений, которые могут применяться  на любых уроках, воспитательных мероприятиях  с целью решения проблем коммуникативного общения детей с легкой степенью умственной отсталости .

Цель и задачи педагогической деятельности

Диапазон личного вклада и степень новизны

  • уроки письма и развития речи
  • уроки чтения и развития речи
  • уроки СБО
  • внеклассная работа
  • самоподготовка

Новизна опыта:

разработка системы упражнений,

которые могут применяться

на любых уроках, воспитательных мероприятиях

с целью решения проблем коммуникативного общения

детей с легкой степенью умственной отсталости .

Результативность профессиональной  педагогической деятельности Цель и задачи педагогической деятельности Уровень развития связной речи учащихся  (методика  В.П. Глухова)

Результативность профессиональной

педагогической деятельности

Цель и задачи педагогической деятельности

Уровень развития связной речи учащихся

(методика В.П. Глухова)

Цель и задачи педагогической деятельности Транслируемость практических достижений Школьный уровень:  открытые уроки, выступление на МО воспитателей и учителей начальных классов, представление опыта работы на педсовете Межрайонный уровень: открытый урок и выступление на МО учителей и воспитателей коррекционных школ северных районов Нижегородской области. В сетевом сообществе: публикация материалов на сайте учителя: публикация материалов в электронных СМИ

Цель и задачи педагогической деятельности

Транслируемость практических достижений

Школьный уровень:

открытые уроки, выступление на МО воспитателей и учителей начальных

классов, представление опыта работы на педсовете

Межрайонный уровень:

открытый урок и выступление на МО учителей и воспитателей коррекционных

школ северных районов Нижегородской области.

В сетевом сообществе:

публикация материалов на сайте учителя:

публикация материалов в электронных СМИ

Цель и задачи педагогической деятельности Литература 1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.-М.: Владос,1999 г.  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред.  В.В.Воронковой.-М.:Школа-Пресс,1994. 3. Выготский Л.С. Развитие устной речи.-М., Просвещение, 1982 г. 4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.-М., АПН, 1961 г. 5. Комарова С. В. Устная речь: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.-М., Просвещение, 2013 г. 6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., Владос, 1998 г. 7. Лекция Н.Ю. Белоусовой, старшего преподавателя кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГБУ ДПО НИРО.

Цель и задачи педагогической деятельности

Литература

1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.-М.: Владос,1999 г.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред.

В.В.Воронковой.-М.:Школа-Пресс,1994.

3. Выготский Л.С. Развитие устной речи.-М., Просвещение, 1982 г.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.-М., АПН, 1961 г.

5. Комарова С. В. Устная речь: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.-М., Просвещение, 2013 г.

6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., Владос, 1998 г.

7. Лекция Н.Ю. Белоусовой, старшего преподавателя кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГБУ ДПО НИРО.

  • Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.- М.,1997 г.
  • Худенко Е. Д. Практическое пособие по развитию речи.-М.,Руссико,1995 г.
  • http://www.shishkova.ru/publications/article01.htm
  • http://razvitkor.ru/specialists/
  • http://www.niro.nnov.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Шапкина Наталья Николаевна

Дата: 11.11.2021

Номер свидетельства: 591039

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства