kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экономической грамотности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса формирования экономической грамотности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экономической грамотности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики»


Г.А. Комкова
учитель математики МКОУ «Дивеевская школа-интернат»,
п.Сатис, Дивеевский район, Нижегородская обл., РФ


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Аннотация

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса формирования экономической грамотности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ключевые слова: экономическая грамотность, умственная отсталость, выпускник, педагог, педагогика.


Экономическая грамотность в современном мире необходима каждому для поддержания комфортного уровня жизни, для свободного ориентирования в многообразии экономических вопросов и задач, встающих перед человеком ежедневно. Низкий уровень знаний в области экономики в принципе характерен для нашего общества, а люди с интеллектуальными нарушениями и вовсе зачастую оказываются в зоне риска, не понимая элементарных правил своей экономической безопасности. Мир, полный соблазнов, пестрящий привлекательными предложениями быстрых денег, полный нечистых на руку работодателей, да и откровенных мошенников, обрушивается на выпускника школы . Задача педагогов подготовить учеников к большой жизни вне школы, вооружив их не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками.

Экономическая грамотность для обучающихся с интеллектуальными нарушениями сегодня является жизненно важным фактором их взрослой жизни. Социальная адаптация в современном обществе не мыслится без понятий о цене на товары и услуги и того, из чего она складывается, о потребностях и условиях для их удовлетворения, о назначении денег и планировании расходов и др. Слабая конкурентоспособность выпускников с умственной отсталостью на рынке труда, вследствие чего низкий уровень заработков, приводят их к столкновению с жестокой экономической реальностью, где необходимо четко планировать расходы, грамотно распределять бюджет, оплачивать коммунальные платежи, знать, где можно сэкономить, понимать, как работают банки и чем грозят кредиты под огромные проценты.

Уроки математики являются прекрасным полем для формирования у детей с умственной отсталостью экономических знаний и навыков. Причем, практическое применение теоретического материала способствует глубокому усвоению знаний, росту мотивации к учебе у обучающихся с нарушением интеллекта. Ребенок, понимая, зачем ему в жизни может пригодиться тот или иной материал, сам стремится лучше его понять и освоить на практике. Коррекционный образовательный процесс построен на принципе получения ребенком дополнительных знаний и умений в ходе освоения учебной программы по предмету. Экономические понятия, интегрированные в уроки математики, способствуют поддержанию этого принципа в полной мере. К основным задачам и целям урока добавляются дополнительные, например, моделируются реальные жизненные ситуации, выход из которых помогает процессу социализации ребенка с умственной отсталостью, формируются понятия об экономике, о ее роли в быту, на производстве, в сфере торговли и проч.

Олигофренопедагоги утверждают, что зачастую обучающийся, слабо справлявшийся с задачами из учебника, начинает проявлять интерес к задачам из реальной жизни, усваивает материал, поданный таким способом гораздо легче. Составлением таких задач может заниматься как педагог, так и сами ученики, при этом основной акцент делается на связи задачи с конкретной жизненной ситуацией.

Учитель математики Новоусманской школы-интерната Цветкова Раиса Васильевна предлагает, например, использовать квитанции по оплате коммунальных услуг при изучении десятичных дробей. Кроме письменных вычислений по таким квитанциям можно вести и устную работу – читать десятичные дроби вслух, делать упражнения на преобразования. Подспудно дети учатся ориентироваться в единицах измерений, усваивают понятие тарифа, узнают о видах услуг, предоставляемых ЖКХ.

Широкие возможности для интеграции экономических знаний в урок математики у темы «Нахождение процентов от числа». Р.В. Цветкова предлагает варианты задач, связанные с вычислениями подоходного налога от зарплаты (13%), расчета аванса (40%), суммы алиментов (25%). Особенно актуальны задачи, связанные с банковской сферой – рассчитать сумму кредита и ежемесячный платеж по нему, вычислить в рублях процентную ставку и проч.

Специфика обучения детей с интеллектуальными нарушениями в том, что их активность определяется интересом. Учитель математики Красноуфимской школы-интерната А.А. Гарипова в своей авторской программе «Экономика в математике» предлагает для поддержания интереса к материалу использовать различные игры – деловые и ролевые («Мир профессий», «Безработные и предприниматели» и др.), компьютерные и настольные (например, всеми любимая «Монополия»). Замечательна также ее идея проводить уроки-конкурсы (например, «Самая экономная хозяйка», «Знаешь ли ты цены» и др.).

Опыт реальных педагогов, внедряющих в свои уроки основы экономической грамотности, показывает, что такая деятельность способствует развитию экономического мышления, освоению терминологии, приобретению необходимых навыков жизни в современных рыночных условиях. Экономическая грамотность является одним из условий успешной социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушения.


Список литературы

1. Глумова, Н. И. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка в коррекци-онной школе VIII вида как средство повышения познавательных способностей обучающихся / Н. И. Глумова // Вестн. Марийск. гос. ун-та. — 2016. — № 7. — С. 149—151.

2. Занков, Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка / Л. В. Зан-ков. — М. :Учпедгиз, 2015.

3. Карасева, Р. М. Компьютерное тестирование уровня обученности математике учащихся 4-го класса коррекционной школы VIII вида / Р. М. Карасева, С. Г. Мурова, Е. И. Гарнаева, И. М. Зинатуллин // Вестн. Марийск. гос. ун-та. — 2017. — № 7.

4. Кремер, О. Б. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения в коррекци-онной школе 8-го вида [Электронный ресурс] / О. Б. Кремер // Вопросы интернет-образования : электрон. журн. Федерации интернет-образования, Московск. центра интернет-образования. — 2014. — № 20. — Режим доступа: http://vio.uchim. info/Vio 20/cdsite/articles/art 1 12.htm.

5. Мелешкина, М. С. Мультимедиа-технологии как средство развития естествоведческих понятий и представлений у подростков с умственной отсталостью [Электронный ресурс] / М. С. Мелешкина // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. — 2016. — № 5 (май). — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/16111 .htm




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Комкова Галина Александровна

Дата: 03.01.2019

Номер свидетельства: 493585

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства