Коррекционно-развивающие: развитие социальных умений, развитие мышления (формирование способности оперировать смыслом пословиц), развитие навыков совместной работы, обогащение словарного запаса.
Просмотр содержимого документа
«Этический диалог-размышление "Умеем ли мы общаться?"»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Головинщинская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
Конспект занятия в 7 классе
на тему: «Умеем ли мы общаться?».
Составитель: воспитатель Карамышева Елена Александровна.
«Умеем ли мы общаться?». Этический диалог-размышление.
Коррекционно-развивающие: развитие социальных умений, развитие мышления (формирование способности оперировать смыслом пословиц), развитие навыков совместной работы, обогащение словарного запаса.
Цель: мобилизация детей для включения в деятельность, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Упражнение «Доброе пожелание». Дети по кругу высказывают своё пожелание присутствующим.
Мотивационный этап.
Цель: мотивация детей, постановка проблемы, обеспечение понимания цели занятия.
-Ребята, есть такая пословица «Лошадь узнают в узде, а человека в общении». Как вы её понимаете? (Дети).
-Потому как человек говорит, мы узнаем, какой он вежливый или грубый, хвастливый или скромный.
-Сегодня мы поговорим об общении. Поразмышляем, что нужно делать, чтобы общение было приятным, приносило радость, чтобы между людьми устанавливались хорошие отношения.
Основной этап.
Цель: формирование культуры отношений.
-Что человеку необходимо для общения? Язык, слово.
Загадки Эзопа.
Что может быть на свете лучше языка!
При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объяснятся друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви
А что на свете хуже языка?
При помощи языка люди огорчают и разочаровывают друг друга лгут , обманывают, хитрят, ссорятся.
Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять.
-А что ты думаешь о языке, слове? (Дети).
- В слове заключена большая сила, с ним нужно обращаться осторожно. Прежде чем что-то сказать подумай.
Игра «Слово». Из обрывков слов нужно собрать целые слова. Работа в парах.
1. ПО ЖАЛУЙСТА
2. СПА СИБО
3. БЛАГО ДАРЮ
4. ИЗ ВИНИТЕ
5. ПРО СТИТЕ
6. РАЗ РЕШИТЕ
7. ДО СВИ ДАНИЯ
Есть волшебные слова,
Знаем все мы их, друзья:
Не браните, не грубите,
Их всегда произносите.
-В речи культурного человека обязательно должны быть слова вежливости.
Игра «Речевой этикет». Назовите слова приветствия. Выскажите просьбу. Как принято просить прощение? Слова благодарности. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?
Можно разделиться на пары и разыграть соответствующие ситуации.
Упражнение «Интонация».
Произнести фразу, вкладывая в неё по очереди чувство радости, печали, злорадства, сожаления, удивления, возмущённо, обеспокоено.
«К нам в класс пришёл новенький». «В нашем классе не было драки».
-В общении важны тон, жесты, мимика (выражения лица), поза. Вежливые слова могут звучать мягко, сердечно, а могут-грубо, угодливо, равнодушно.
Игра . «Пословица недаром молвится». Цель: осмысленное истолкование пословиц.
«Слово лечит, слово ранит».
«Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».
«Других не суди, на себя погляди»
«Дружный табун волков не боится»
«Иной глазами по книжке водит, а разум стороной ходит»
«Добрые дела красят человека»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Кто ленится, тот не ценится»
«Что в другом не любишь, того и сам не делай»
«Без дисциплины жить-добру не быть»
«Лживый хоть и правду скажет, никто не поверит»
«Здоровье сгубишь-новое не купишь»
«Не сиди сложа руки, так и не будет скуки».
«Молодец против овец, а против молодца и сам овца»
«Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь».
-Какими качествами характера должен обладать человек, который достоин уважения, подражания, с которого нужно брать пример? А какие качества характеризуют неприятного человека.
Игра «Синонимы-антонимы». Цель: развитие мышления, обогащение словарного запаса.
-При общении очень часто возникают разные ситуации, нужно найти верную линию поведения. Последовательно предлагаются обсуждение ситуации за ситуацией с последующим кратким выводом.
Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Один говорит: «Пусти меня!» А другой в ответ: «Нет, не пущу, пусти ты меня». Началась между ними драка. Чтобы вы посоветовали мальчикам?
Тебя обозвали. Твоя реакция?
Вам наступили на ногу и сразу же извинились. Твоя реакция?
Обгоняя прохожего, вы его толкнули . Ваши действия?
Мальчик толкнул девочку в лужу и стал смеяться на ней. Ваша реакция?
Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна»… Чтобы вы посоветовали девочке?
Я знаю одного мальчика, который часто поступает так: попросит мама сходить в магазин-он сходит, но за это ему покупают мороженое; попросят накрыть на стол-он накроет, но за это его сводят в кино. Итак, растёт этот мальчик. Что не попросят, он всё сделает. Что вы можете о нём сказать?
-Добро делается не по расчёту, а просто так.
Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.
Мимо стадиона шла бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяла дорогу палкой.
Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке, и выбил её из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка её.
Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к бабушке, попросить прощения и помочь ей.
Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком. (В.А Сухомлинский «Посмеялись над бабушкой»)
Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дома старший брат Мити, Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу посаду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец. («К.Д.Ушинский «Сила не право».)
Мальчик стерёг овец, и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»
Мужики прибежали видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось-и вправду набежал.
Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорее, волк!» Мужики подумали, что опять обманывает, -не послушали его.
Волк видит, боятся нечего: на просторе перерезал всё стадо.
-«Раз солгал, навек лгуном стал». («Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают»).
На первом уроке у Кати пропала её любимая ручка. Она искала её всюду, но не могла найти. Пришлось писать запасной. Когда на третьем уроке Катя увидела такую же ручку у Маши, она не разобравшись, крикнула: «Это моя ручка!». Позже выяснилось, что Маше папа купил такую же ручку, а Катина ручка всё это время находилась в нагрудном кармане её собственного пиджака.
-Нужно уметь признавать свои ошибки.
-Какими качествами характера должен обладать человек, который достоин уважения, подражания, с которого нужно брать пример? А какие качества характеризуют неприятного человека?
Игра «Законотворчество». На доске написаны слова. Какие правила можно из них составить.
Вражда
Зло
Скука
Жестокость
Ссора
Ложь
Грубость
Лень
Жадность
Мешать
Обижать
Справедливость
Благодарность
Дружба
Добро
Радость
Мир
Честность
Вежливость
Трудолюбие
Щедрость
Помогать
Защищать
Заботиться
Терпимость
Уважение
Вместе
-Давайте будем в жизни руководствоваться этими правилами.
Рефлексивно-оценочный этап.
Цель: выяснить, что дети поняли и усвоили из занятия, их самочувствие.
Ребята, закончите следующие предложения.
Слово может…
Чтобы дарить радость людям, надо…
Очень нужны в общении…
Очень мешают в общении…
Главное, что я понял…
Моё настроение…
Заключительное слово.
-Я думаю, что после нашего занятия мы ещё раз задумаемся о роли общения, культуре отношений между людьми. Внешнее выражение вежливости должно быть основано на внутренней воспитанности. «Вежливы, должны быть вы в душе, а не для виду». Я надеюсь, что занятие не прошло зря и поспособствует измениться вам в лучшую сторону.
Используемая литература.
Бичевина И., Корнилова Т. Культура отношений. Воспитание школьника. Теоретический и научно методический журнал. 1/2009
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы.-М.: ВАКО, 2007.-208 с.-(Педагогика. Психология.Управление).