kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Досуговая деятельность в условиях школы-интерната

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. Слово «досуг» происходит от древнего «просуг» - возможность, способность, и чаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время».

Просмотр содержимого документа
«Досуговая деятельность в условиях школы-интерната»

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ- ИНТЕРНАТА

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. Слово «досуг» происходит от древнего «просуг» - возможность, способность, и чаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время». С. И. Ожегов дает следующее определение досугу: «Свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (когда свободен)» . По мнению исследователей «организованный досуг, введенный в контекст жизнедеятельности, является равноправным видом 51 воспитывающей и развивающей деятельности». Подобный взгляд исходит из целей социальной политики государства - представления досуга как изменяющейся формы социокультурной системы общества, сферы жизнедеятельности и формирования духовных потребностей молодежи. При изучении ряда аспектов досуга исследователи выявляют различные подходы к его определению. Досуг рассматривается с разных точек зрения: как часть политики государства, как возможный фактор социального развития и воспитания в условиях свободного времени. Исследователи А.Ф. Воловик и В.А. Воловик выделяют следующие специфические особенности досуговой деятельности:  ее действительный мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности;  она может быть разнообразна по своему предмету;  в отличие от прочих видов деятельности, цели и содержание которых заложены в них самих, цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;  досуговая деятельность может носить социально полезный характер, характер социально нейтральный, быть замкнутой в системе узко групповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный;  особенности досуговой деятельности создают определенную структуру досуга, соответствующую прогрессивному усложнению и развитию потребностей в виде уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической, культурной значимостью;  педагогический процесс представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности, планомерный перевод ее на более высокий уровень [1]. Тема досуга, досуговой деятельности в связи с изменениями, происходящими в стране, не теряет своей актуальности. Напротив, данная проблема обрастает все большими противоречиями и усложняется. Эти противоречия обусловлены в первую очередь несоответствием между 52 сущностью досуга, культурно-досуговой деятельности и бытующими в реальной действительности формами и методами проведения досуга. Социально-педагогический смысл досуговой деятельности раскрывается в педагогических исследованиях: он многомерен и вбирает в себя времяпрепровождение ребенка с использованием ресурсов таких масштабных феноменов, как спорт, туризм, прикладное творчество, техническое моделирование, рисование, и игровую, танцевальную, театральную деятельность и, прежде всего, разнообразное общение. Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору [3]. Куда же направлен свободный выбор? На общественную деятельность, художественное и техническое творчество, активный и пассивный отдых, развлечения, физкультуру и спорт, игры. При идеальном сочетании эти занятия и составляют содержание свободного времени. Деятельность и поведение человека в свободное время наиболее полно раскрывает сущность его личности, красноречиво говорит об уровне его духовного развития. В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественнонаучное и т. п. творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д. Направлениями досуговой деятельности является клубная деятельность, кружковая деятельность,игровая деятельностьи студийная работа. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием 53 природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъѐм. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Социально дифференциальные технологи культурно-досуговой деятельности включают методические блоки организации досуга различных социальных групп (подростков, юношей, молодых семей, детей с ограниченными возможностями, пожилых людей и т.д.). Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.) Досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое, а также общеобразовательное учреждения являются институтами социализации. Несомненным качеством творческой личности является доминирование досуговых и учебных интересов, свойственных ребѐнку на протяжении всей жизни. Досуг – основная детерминанта творчества детей [3]. Творческая личность отличается не присутствием каких-то особых, уникальных качеств, а преимущественным развитием тех, которые необходимы для продуктивной и созидательной деятельности. Свободное время школьников, как правило занято самой разнообразной деятельностью. В одних случаях эта деятельность организуется взрослыми - учителями, воспитателями, руководителями кружков. В других - дети организуют еѐ сами как общую совместную деятельность. Значительную часть досуга многие дети проводят в одиночку, занимаясь любимым делом: одни читают, другие мастерят, третьи рисуют, лепят, вышивают. Свободное время ребѐнка заполнено как коллективной, так и индивидуальной 54 деятельностью. И всѐ же проблема досуга детей в первую очередь связана с проблемой организации их коллективной деятельности в свободное от занятий время. В школьном коллективе кружковая работа является одной из распространѐнных форм деятельности учащихся в свободное время. Она помогает детям углублять знания, полученные на уроках; приобретать новые, не предусмотренные учебными планами; выявлять и развивать у детей природные способности, наклонности и дарования определѐнных областях науки и техники, искусства и спорта; способствует разумному проведению досуга и отдыха. Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма - это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием. Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству. Таким образом, сложившиеся в настоящее время формы культурно- досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом. С целью усиления эффективности воспитания ребенка современная школа стремится создать воспитательную систему. В каждой школе она имеет свои отличительные особенности, свое лицо. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы. В связи с этим ставятся цели развития школы, касающиеся средств и способов воспитания, создающие комплексную программу развития. Цель воспитательной деятельности - в процессе обучения в школе 55 воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию. Важными задачами воспитательной деятельности являются:  воспитание патриотов, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности;  развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования. Эти цели и задачи достигаются как в учебной, так и внеучебной деятельности учащихся. Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. В процессе организации внеучебной, досуговой деятельности создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию нравственной личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Внеучебное мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. Все они организуют различные виды деятельности, как отдельных учащихся, так и жизнедеятельность детского коллектива. Формы внеурочной работы, условно можно подразделить на такие группы: словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.): практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.п.); наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.) Эти классификации носят условный характер и не отражают всего богатства форм организации воспитательного процесса. За последнее время появилось, много новых организационных форм. Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный конкурс, деловые игры, смотр знаний, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир 56 ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции), устный журнал, практические занятия и др. При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс- конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, издательские конференции, литературно-музыкальные композиции, практические занятия типа – «Культура общения», «Единство прав и обязанностей», виртуальные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и др. Практика свидетельствует, что деятельности, связанной с профориентацией учащихся более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий, конкурс компьютерных презентаций «В мире профессий», тренинги «Как выбирать профессию?», экскурсии на производство, игра-конкурс «Чья профессия лучше?», классные часы «Все работы хороши, выбирай любую» и др. При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, концерты, экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, праздники искусств. Главная задача педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением, воздействуют на личность учащегося и тем самым способствуют решению воспитательных задач. Роль учителя (воспитателя) - правильно, научно обоснованно управлять этим процессом, целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как составные клеточки внеучебной, досуговой деятельности. В настоящее время велико значение учреждений интернатного типа в деле дальнейшего расширения общественного воспитания детей и подростков. Школа-интернат – это такое воспитательное учреждение, где воспитателям предоставляется широкое поле деятельности 57 для всестороннего развития воспитанников с учѐтом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Обязательные правила, регулирующие всесторонний уклад жизни учреждений интернатного типа, фиксируются в режиме дня. Хорошо продуманный и строго соблюдаемый распорядок дня способствует привитию воспитанникам необходимых навыков умственного и физического труда, формированию полезных привычек в учебе, труде и поведении, даѐт верный дисциплинированный тон. Воспитатели, и педагоги дополнительного образования интерната несут особую ответственность за формирование и закрепление у своих воспитанников жизненно необходимых знаний и умений. Внеурочное время в условиях интерната расходуется на подготовку к урокам (самоподготовка к урокам), самообслуживающий и общественно полезный труд, занятия физкультурой и спортом, занятия в кружках, чтение художественной литературы, участие в мероприятиях, различных играх, экскурсиях и т.п. В воспитании важное значение имеет чередование различных видов деятельности и отдыха. В жизни воспитанников школы- интерната большое значение имеет внешкольная работа: технические, литературные, музыкальные и другие кружки; спортивные секции; различные студии; общественно полезный труд; просмотр и обсуждение кинокартин, посещение музеев, театров, выставок, производственных предприятий и т.д. Эта работа и мероприятия повышают культурное и нравственное развитие воспитанников, расширяют кругозор, удовлетворяют любознательность, способствуют профессиональной ориентации. В организации досуговой деятельности воспитанников активно используется материально-техническая база школы-интерната: спортивный зал; спортивные площадки: (волейбольная, баскетбольная), футбольное поле; пришкольный участок; игровые комнаты; столярная, слесарная, швейная мастерские; учебные кабинеты; библиотека с фондом художественной, учебной и методической литературы; актовый зал. В школе-интернате функционируют объединения дополнительного образования: кружки прикладного творчества, музыки и хореографии; различные спортивные секции. Идейно-нравственное воспитание в учреждениях интернатного типа осуществляется во всех сферах деятельности подростков: лекции, беседы, 58 диспуты, викторины, чтение газет, журналов и книг, встречи с ветеранами и шефами, комплекс учебной, трудовой, общественной, эстетической деятельности воспитанников. В школе-интернате досуг является важнейшим звеном воспитательной работы. Воспитательная работа школы – интерната носит системный плановый характер. Занимается ею весь педагогический коллектив: администрация, преподаватели физического воспитания, воспитатели, библиотекарь, руководители творческих кружков, секций, психолог, социальный педагог, т.е. создаются оптимальные условия для формирования у воспитанников нравственности и трудолюбия, развития общей культуры и творческой одаренности, реализации интеллектуального и творческого потенциала. Ежегодно планируется, обновляется комплекс общешкольных мероприятий различного направления: духовно- нравственного, гражданско-патриотического. Среди массовых форм КДД наиболее распространенными являются: концерты, викторины, развлекательно-игровые программы, спортивные мероприятия, профориентационные мероприятия, экскурсии, посещение выставок, музеев, театров и т.д. Досуговая деятельность воспитанников реализуется через социальные программы и проекты школы-интерната. Специалисты дополнительного образования школы-интерната, воспитатели, администрация школы принимают активное участие в организации досуговой деятельности учащихся. Традиционными в интернате стали такие мероприятия как: «День Знаний», «Моя будущая профессия», «День здоровья», спартакиады, «День Учителя», «Осенины», «День защитника Отечества», «Восьмое марта», «День Победы», «Встречи с ветеранами», «Последний звонок» и др. Все мероприятия несут свою смысловую нагрузку, преследуют свои воспитательные цели: воспитание эстетического вкуса, нравственности, пропаганда здорового образа жизни, расширение кругозора, развитие духа соревнования, развитие чувства юмора, познавательной активности. Досуговая деятельность дает воспитанникам возможность чувствовать себя уютно в коллективе и получать удовольствие от учебного процесса. На протяжении всего учебного года каждый воспитанник может продемонстрировать свои достижения и таланты, принимая участие в выставках, конкурсах, 59 творческих выступлениях школы-интерната, а также в организации классных мероприятий. Итак, становление позитивного отношения к досугу, рациональная его организация, является необходимым условием обогащения пространства социализации и саморазвития личности подрастающего человека. Школа-интернат, несмотря на экономические сложности современности, предоставляет разнообразные формы досуговой деятельности. При этом опыт, приобретенный в школе-интернате, существенным образом обусловливает перспективы жизненной судьбы, так как закладывается базис эмоциональной, физической, интеллектуальной зрелости человека Библиографический список 1. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга /А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М., 1988. 2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой.–М., 1986. 3. Шмаков, С.А. Досуг школьник ./С.А. Шмаков.- М., 1993.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Досуговая деятельность в условиях школы-интерната

Автор: Гандюрина Нина Аркадьевна

Дата: 03.03.2021

Номер свидетельства: 574703

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства