Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебная ленточка»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В. И. Казакова
Принята на педагогическом совете
Протокол №
Утверждена
приказом директора школы
№
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волшебная ленточка»
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель: Деломудрова К. В., учитель
р. п. Бутурлино
2017
Пояснительная записка
Культура нашей страны велика и многообразна, со своими особенностями, которые необходимо знать каждому гражданину нашей Родины. Однако современный мир в эпоху толерантности не возможен без знания культур других народов мира. Культура Японии одна из интереснейших культур мира, а творческий подход самый интересный способ знакомства с ней. С распространением электронных и компьютерных технологий на второй план отошли творения рук человеческих. Декоративно-прикладное искусство является одним из самых действенных и что очень важно, деятельных средств эстетического воспитания, так как даёт возможность не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками. Именно поэтому я разработала программу кружка где можно было бы синтезировать научный подход с творческим.
Канзаши (Kanzashi) — украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. В переводе с японского «канзаши» – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое стало популярным далеко за пределами Японии.
Примерно 400 лет назад в Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме, а длинные прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы. Для укладки волос использовали различные предметы — шпильки, палочки, гребни. Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства. Японские гребни и шпильки стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже, сколько у нее детей. Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины.
В современное время «канзаши» – это и заколки, и шпильки, и гребни незабываемой красоты, а так же различные предметы одежды и интерьера. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами . Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности .
Среди известных видов рукоделия « канзаши» занимает особое место. Рукоделие , развивающее художественный вкус и умение , воспитывающее терпение , приучающее к аккуратности , обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы .
Учитывая актуальность и практическую значимость, с целью развития творческих способностей учащихся на основе внеурочной деятельности, рекомендую использовать технику «канзаши». Обучение по данной программе способствует адаптации воспитанников к постоянно меняющимся социально- экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, а так же профессиональному самоопределению.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с техникой «канзаши» как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. Традиционный школьный курс не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы «канзаши». Данная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.
Работы в технике «канзаши» требуют большого терпения и высокого мастерства . Это послужило причиной образования творческого объединения «Волшебная ленточка» .
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений обучающегося с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.
Цель:
Проявление интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству, создание ребенку условий для творческой самореализации и самовыражения , овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания изделий в технике «канзаши».
Задачи :
образовательные :
1.Познакомить обучающихся с техникой «канзаши» , как одним из самых увлекательных видов рукоделия.
2.Дать обучающихся полное представление об используемых в этом виде творчества материалах.
3.Учить обучающихся основным приемам «канзаши» с соблюдением правил безопасной работы с инструментами.
4.Учить обучающихся ориентироваться в схемах, а также работать по плану и описанию.
коррекционно - развивающие :
1.Способствовать развитию художественного вкуса обучающихся через творческие дискуссии .
2.Способствовать развитию мелкой моторики рук обучающихся через выполнение ручных практических работ.
3.Способствовать развитию интереса к прикладному искусству через чтение специальной литературы .
воспитательные :
1.Воспитывать у обучающихся усидчивость и аккуратность выполнения работы .
2.Прививать обучающимся любовь к прекрасному.
3.Способствовать развитию взаимопонимания ребят в группе.
4.Формировать культуру поведения в коллективе.
Отличительные особенности программы
- темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
- предложенный учебно-тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
- в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз
Ожидаемые результаты
К концу курса обучения обучающиеся должны
знать:
- историю возникновения «канзаши»;
- применяемые инструменты и правила безопасной работы с ними;
- материалы и их свойства;
- технологический процесс изготовления сувениров в технике «канзаши».
уметь:
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- изготавливать различные изделия и сувениры в технике «канзаши».
Срок реализации данной программы рассчитан на 2 года.
Цель и задачи 1-го года обучения
Цель:
Познакомить детей с историей развития народного японского творчества, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством, с элементарными навыками по изготовлению цветов, бабочек, стрекоз и т.д.
Задачи:
образовательные :
1.Познакомить обучающихся с техникой «канзаши» , как одним из самых увлекательных видов рукоделия.
2.Дать обучающимся полное представление об используемых материалах.
3.Учить обучающихся основным приемам «канзаши» с соблюдением правил безопасной работы с инструментами.
4.Учить обучающихся работать по плану и описанию работы.
коррекционно - развивающие :
1.Способствовать развитию художественного вкуса обучающихся через творческие дискуссии .
2.Способствовать развитию мелкой моторики рук обучающихся через выполнение ручных практических работ.
3.Способствовать развитию интереса к прикладному искусству через чтение специальной литературы .
воспитательные :
1.Воспитывать у обучающихся усидчивость и аккуратность выполнения работы .
2.Прививать обучающимся любовь к прекрасному.
3.Способствовать развитию взаимопонимания ребят в группе.
4.Формировать культуру поведения в коллективе.
Цель и задачи 2-го года обучения
Цель:
Познакомятся с более сложными техниками стиля «Канзаши»: создание букетов, композиций, украшение аксессуаров. Это способствует развитию владения техническими приемами, знания ряда принципов, которые применяются в живописи, художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук. Способствовать развитию творческого самовыражения обучающихся.
Задачи:
образовательные :
1.Познакомить обучающихся с ассортиментом изделий , которые можно выполнить с помощью «канзаши» .
Подбор тканей по цветовой композиции, подбор дополнений ( бусинки, крепление)
Изготовление лепестков
Сборка цветка с помощью клея
6.Изготовление цветка роза-5 ч
Подбор тканей по цветовой композиции, подбор дополнений (бусинки, крепление)
Изготовление лепестков
Сборка цветка с помощью клея
7.Изготовление украшения на ободок-4 ч
Ободки. Сочетание их с объемными цветами. Способы украшения ободков
Изготовление украшения
8. Контрольное занятие -1 ч
Выставка выполненных работ
2-й год обучения.
1.Введение – 2 часа
Правила безопасной работы на занятиях .
Подготовка и проверка оборудования, инструментов , приспособлений , материалов
2 Закрепление пройденного материала-3 ч
Повторение основных приемов и операций для изготовления лепестков
3. Изготовление сложного лепестка-2 ч
Сложный лепесток с завитком
4. Новогодние украшения-4 ч
Новогодний шар
Снежинка
5. Украшения и аксессуары.-10 ч
Украшения для одежды и аксессуары выполненные в технике «канзаши»
Пояс к платью
Брошь
Банты на резинках
6.Брошь «канзаши» к 9 Мая -3 ч
Что означает георгиевская лента
Изготовлени брошки на 9 Мая
7. Композиция из цветов-8 ч
Выбор композиции, подбор материала и фурнитуры
Изготовление композиции
9. Мастер –класс-1 ч
Мастер-класс по изготовлению изделия в технике «канзаши»
10.Контрольное занятие -1 ч
Выставка выполненных работ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы участники трорческого объединения «Волшебная ленточка» (Руководитель деломудрова К. В.) принимают активное участие в конкурсах различных уровней. Как средства контроля на занятиях используются проверочные тесты и зачетные занятия, позволяющие сделать выводы об усвоении программы обучающимися.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
-наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способыдеятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающихся
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Дидактический материал:
Использование учебных пособий и книг
Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.
Творческие работы, стенды и т. д.
Образцы готовых изделий.
Фотографии , рисунки , презентации.
При проведении занятий учитывается:
- уровень знаний, умений и навыков обучающегося;
- самостоятельность обучающегося;
- активность обучающегося;
- индивидуальные особенности обучающегося;
- особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
Материально-технические условия реализации программы
Занятия творческого объединения «Волшебна ленточка» проходят в школе в швейной мастерской, которая отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова И.Р. История искусства «Канзаши»- М, 2005
2 Воробьева И.Т. Для милых дам, ваша мадам.- М, 2003
3. Дубовик Е.В. Искусство украшать.- Киев, 1997
5. Ерзенкова Н.В. Украшения и дополнения к одежде
6.Хелен Гибб: Изысканные цветы из лент. Украшения и аксессуары. Винтаж и современность. Издательство: Кристина, 2007 г – 120стр.: ил.