Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по музееведению "По следам прошлого"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по музееведению "По следам прошлого"
Программа предполагает знакомство обучающихся с организацией работы школьного музея, с музейным делом, получение навыков создания музейных экспозиций по заданной теме, по составлению тематического плана экскурсии. При этом используются различные формы проведения занятий: лекции, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, практикум. Предусмотрены различные формы самостоятельной работы: работа парами, работа в группах и индивидуально, подготовка и участие в разработке и оформлении экспозиции и выставок музея, презентация экскурсий, выполнение исследовательских и проектных работ, работа с фондами музея.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Заместитель директора по ВР Директор школы ____________А.Р. Сабирзянова ____________Пронина Е.В.
________________________ ________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЕЕВЕДЕНИЮ
«ПО СЛЕДАМ ПРОШЛОГО»
Адресат программы:
обучающиеся 12-17 лет
Срок реализации: 2 года
Колесов В.М., методист
ОГКОУ «Школа-интернат № 87
Ульяновск, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Музей - это средство патриотического и гражданского воспитания.
В своё время А.В. Луначарский говорил, что прежде, чем стать гражданином страны, надо стать гражданином школы.
Школа - второй дом для глухих детей. В ней они проводят 11 лет. Педагоги воспитывают у них любовь к образовательному учреждению, которое обучает, воспитывает, помогает найти своё место в жизни.
Ведущая роль в гражданском и патриотическом воспитании глухих учащихся на лучших традициях истории школы отводится музею, который является важной частью образовательного пространства школы и одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Музей создает возможности для расширения культурного пространства, освоения новых источников информации, развития словесной речи посредством создания речевой среды и условий, вызывающих потребность пользования словесной речью, является средством творческой самореализации школьников, инициирует личностно - ориентированное воспитание и образование. Его деятельность направлена на развитие личности ребенка, достижение им образовательных целей, он раздвигает привычные границы представления о школе, интегрирован в учебно-воспитательный процесс.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Участвовать в школьных, городских, и краеведческих конференциях и экспедициях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно – исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, изучать факты и др. Овладение основами музейного дела позволяет ребятам познакомиться со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов, что в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся.
Программа «По следам прошлого» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2022 года);
- Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года);
- Федерального проекта «Патриотическое воспитание» (от 01.01.2021)
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07 2015 года № 24 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письма Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07«О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
В связи с особым контингентом детей реализация программы растянута на 2 года. Кроме того, работа музея ОГКОУ «Школа-интернат № 87» «Летопись школы», имеет свою специфику. Каждый ребёнок-экскурсовод, и каждый член Совета музея, занимающийся поисково-исследовательской, экспозиционной или фондовой деятельностью имеет своего сурдопедагога-куратора. Так, например, каждую экскурсию ведут двое – учитель и ученик: о чём-то рассказывает педагог, а о чём-то - ребёнок. Метод работы строится на неторопливом рассматривании экспонатов вместе с детьми, на активном диалоге с группой. Экскурсия проводится на речевой основе с использованием жестов и дактилологии.
Перед проведением экскурсии в музей в классе проводится пропедевтическое занятие с целью ознакомления воспитанников с теми объектами, которые будут предметом изучения в музее.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей.
Программа направлена на организацию деятельности обучающихся от простого знакомства с музеем к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение элементарных методических приемов исследовательской, фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа предполагает знакомство обучающихся с организацией работы школьного музея, с музейным делом, получение навыков создания музейных экспозиций по заданной теме, по составлению тематического плана экскурсии. При этом используются различные формы проведения занятий: лекции, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, практикум. Предусмотрены различные формы самостоятельной работы: работа парами, работа в группах и индивидуально, подготовка и участие в разработке и оформлении экспозиции и выставок музея, презентация экскурсий, выполнение исследовательских и проектных работ, работа с фондами музея.
Педагогическая целесообразность программы заключается в экскурсионной подготовке актива школьного музея. Экскурсоводы составляют наиболее значительную группу в коллективе музея, в их деятельности находят концентрированное выражение как общемузейные, так и чисто педагогические аспекты учебной сущности школьного музея. Экскурсионная пропаганда в школе тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой, с другими видами внеклассных мероприятий. Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта, подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, примут участие в реализации социально значимых проектов, проводимых в школе. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.
Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела обучающиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Объем программы:68 часов в год
Срок освоения программы:2 года
Форма обучения:очная
Численность группы – до 15 человек. Группа может быть как одновозрастная, так и разновозрастная. В группу принимаются обучающиеся в возрасте 12 – 17 лет без предъявлений каких-либо требований по здоровью или способностям.
Режим и продолжительность занятий: занятия проводятся во второй половине дня. Учащиеся посещают объединение 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 2 академических часа.
Формы занятий:
- лекция;
- беседа;
- экскурсия;
- практическая работа;
- встреча с интересными людьми;
- самостоятельное исследование в рамках музейной тематики;
- занятие-выставка;
- подготовка и участие в конкурсах.
Материально-техническое оснащение:
Занятия проходят в помещениях музея и интерактивного зала. Помещение музея обеспечивает не только хранение музейных экспонатов, но и имеет возможность организовывать экскурсии для групп учащихся и гостей школы, выставки, встречи, музейные занятия.
Музейное оборудование включает в себя: шкафы и подсобное помещение для хранения, экспозиционные витрины, стенды для экспозиций, столы, стулья.
Технические средства обучения: фоторамка, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, аппаратура для воспроизведения видео и аудио.
Кадровое обеспечение: дополнительный узкопрофильный специалист не предусмотрен.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА ПО МУЗЕЕВЕДЕНИЮ
«ПО СЛЕДАМ ПРОШЛОГО»
Реализация курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по музееведению «По следам прошлого» направлено на достижение следующихцелей:
- ознакомление глухих учащихся с основами музееведения;
- формирование социальной активности учащихся;
- воспитание ученика-патриота, любящего и знающего свою школу, свой край;
- интеллектуальное развития путем вовлечения школьников в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной работы;
- развитие творческой активности и самодеятельности детей.
Цели курса определяют следующие задачи:
Образовательные:
- формирование представления об истории школьного музея и особенностях его функционирования;
- формирование комплексного представления о фондах музея и возможностях исследовательской работы;
- приобретение школьниками базовых навыков музейной работы по поиску, выявлению, собиранию, описанию, экспонированию музейных предметов;
- формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- формирование ценностного отношения к истории и традициям образовательного учреждения
- формирование чувства ответственности, представления о необходимости сохранения культурного и исторического наследия;
- воспитание музейной культуры: традиции посещения музеев; способность к восприятию информации через музейные предметы; умение видеть в окружающих предметах историческую и музейную ценность;
- приобретение учащимися нового опыта социального взаимодействия через участие в поисковой работе, в музейных мероприятиях.
Коррекционно-развивающие:
- развитие творческих и исследовательских способностей учащихся;
- развитие мотивации к поисковой деятельности;
- создание в школьном музее условия для того, чтобы учащиеся были полноценными участниками и создателями музейной среды;
- стимулирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, активной жизненной позиции;
- содействие речевому и интеллектуальному развитию глухих детей.
Программа реализуется по следующим направлениям:
- поисково-исследовательская деятельность;
- учет и хранение фондов;
- экспозиционная деятельность;
- просветительская деятельность.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- сформировано осознание «малой» истории человека, семьи, школы в историко-культурном контексте;
- сформировано представление о сохранении своей истории как личностно значимой задачи, решение которой под силу каждому человеку.
Метапредметные результаты:
- сформировано умение работать с различными источниками информации;
- сформировано умение сопоставлять и анализировать информацию, полученную из разных источников;
- развита способность критически изучать и осмысливать исторические источники;
- сформировано умение ставить исследовательскую проблему и выстраивать пути ее решения;
- развит творческий подход к оформлению результатов своей деятельности;
- усовершенствованы коммуникативные умения, способность работать в команде и вести диалог.
Предметные результаты:
- обучающийся овладел навыками поиска, описания, систематизации и хранения музейных предметов;
- обучающийся овладел различными методиками поиска исторической информации;
- сформировано умение извлекать первичную историческую информацию и использовать музейные предметы в своей исследовательской деятельности;
- сформированы навыки работы с выставками и экспозициями;
- обучающийся овладел знанием методики организации и проведения учебно-воспитательных и культурно-массовых мероприятий школьного музея.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы обучающиеся должны знать:
- историю музейного дела;
- основные социальные функции музеев;
- сущность и специфические особенности школьного музея;
- систему учета музейных фондов;
- историю родного города, памятные места;
- жизнь и деятельность выдающихся и интересных людей города их вклад в развитие города;
- основные требования к оформлению экспозиции музея;
- принцип составления экскурсии основы музееведческой и экскурсионной деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- методику проведения экскурсий.
В результате реализации программы обучающиеся должны уметь:
- классифицировать материалы музея по экспозициям и работать с архивными документами;
- организовать учет фондов школьного музея;
- составить этикетку к экспонатам;
- составить аннотацию к музейным предметам;
- присвоить шифр музейным экспонатам;
- составлять тексты экскурсий по школьному музею;
- проводить экскурсии по школьному музею;
- планировать работу совета школьного музея;
- записать рассказы и воспоминания родственников;
- описать семейный архив и семейные реликвии;
- составить библиографический список;
- составить планы поисково-собирательской деятельности;
- систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить;
- работать с научной и научно-популярной литературой.
Учебно-тематический план
№п/п
Название тем разделов
Количество часов
Форма промежуточной (итоговой) аттестации
Всего
Теория
Прак-тика
1
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения
2
1
1
Беседа.
Опрос.
2
Музейное дело как одно из направлений краеведческой деятельности
24
14
10
Опрос.
Беседа.
3
Фондовая работа музея
14
8
6
Практическое занятие по заполнению музейной документации
4
Экспозиционная работа музея
20
10
10
Презентация
5
Экскурсионная работа музея
40
8
32
Конкурс на лучшего экскурсовода
6
Поисково-собирательская работа музея
32
4
28
Ролевая игра «Интервьюер»
7
Итоговое занятие
4
4
Сочинение «Что я узнал о музееведении?»
Итого:
136
45
91
Содержание программы
Раздел 1.Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения (2ч)
Теория: Музейное дело. Вводное занятие. Музееведение как научная дисциплина. Инструктаж по технике безопасности и культуре поведения в музее.
Раздел 2. Музейное дело как одно из направлений краеведческой деятельности (24 часа)
1. Понятие музей. Функции музея. Профили музея.
Теория: Первоначальное представление истории музеев. Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев. Их особенности.
2.Известные музеи страны и мира.
Теория: История и фонды известных музеев мира.
Практическая работа №1: Творческое сочинение «Музеи, которые я посетил с учителями и родителями». Викторина «Музеи России и мира».
.
3.Музейный предмет, как первоисточник.
Теория: Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историко-культурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников – вещевые, письменные.
Практическая работа №2: «Составление классификатора музейных предметов школьного музея».
4. Понятие о школьном музее.
Теория: Школьный музей в системе образования. Признаки школьного музея. Его специфика и функции. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы организации и деятельности школьных музеев. Документации школьного музея. Составление плана поисково-исследовательской работы. Основные источники информации и правила работы с ними. Формы отчета.
Практика: Круглые столы, деловые игры по различным проблемам деятельности школьных музеев.
5.Краеведческая работа школьного музея.
Теория: Музей – хранитель местной истории. Уровни краеведческой деятельности: семья, школа, родной край. Краеведческие источники: устные, письменные, археологические, этнографические, памятники архитектуры и искусства и др.
Результаты краеведческой деятельности: отчеты экспедиции, рефераты, доклады, исследовательские работы, конференции, выставки и др. Понятия «семья, род». Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Практическая работа №3 «Моя родословная» ( Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей рода и родного края. Составление родословных таблиц. Описание семейных архивов и реликвий. Работа с источниками. Подготовка рефератов, докладов и др). Краеведческая конференция. Обсуждение собранных материалов. 6.Актив школьного музея.
Теория: Актив школьного музея. Распределение обязанностей в Совете музея. Создание профильных функциональных групп: поисково-собирательской, осуществляющей комплектование музейного собрания; фондовой, обеспечивающей учет и хранение фондов; экспозиционно-выставочной, отвечающей за разработку и создание экспозиций и выставок музея; массово-просветительской группы для проведения экскурсий, лекций, бесед, встреч с гостями музея, музейных праздников, других массовых мероприятий, организации публикаций в местных СМИ и т.п. Планирование работы.
Практика: Опрос. Беседа. Составление плана работы
7.Профессии в музее.Личные качества сотрудника музея.
Теория: Музейная профессия – экскурсовод. Требования к умениям и навыкам экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Разнообразие профессий сотрудников музея. Их функции.
Раздел 3. Фондовая работа музея (14 часов).
Работа музея построена на основе музейных фондов. Благодаря фондам музей может связать прошлое и настоящее с будущим.
1. Понятие ''фонд''. Виды фондов. Их характеристика.
Теория: Понятие «фонды музея». Состав фондов музея. Основной, вспомогательный и обменный фонд. Требования к фондам музея. Основные направления фондовой работы. Ознакомление с фондами музея. Книга учета основного фонда (инвентарная книга). Комплектование и учёт музейных фондов. Этапы и формы комплектования музейных фондов.
Практическая работа №4. Ознакомление с фондами школьного музея. Составление этикеток к экспонатам. Размещения текстов в экспозиции.
2.Учет фондов.
Теория: Учёт, его цели и задачи. Основные направления учётной работы. Порядок приема предмета в музей. Учётная документация школьного музея: акт поступлений, учетная карточка, книга поступлений (основной документ учета музейных предметов). Правила ведения книги поступлений, картотеки музея.
Практическая работа № 5: Заполнение музейной документации
(инвентарной карточки. Составление этикеток, аннотаций к музейным экспонатам). Определение типов музейных предметов фонда, умение определять уникальные, типовые и вспомогательные материалы.
3. Хранение материалов. Требования к помещению музея. Условия хранения экспонатов.
4. Шифрование предметов.
Теория; Шифр. Правила шифрования предметов. Требования к шифрованию предметов. Схемы описания музейных предметов. Практическая работа №6. «Шифровка музейных предметов».
Раздел 4. Экспозиционная работа музея (10часов)
1.Экспозиция школьного музея.
Теория: Экспонат – главная структурная единица экспозиции. Концепция и художественный замысел экспозиции. Виды экспозиций по форме представления и принципам структурной организации экспонируемого материала: стационарная и временная. Виды экспозиций по принципам структурной организации экспонируемого материала: тематические, систематические, монографические и ансамблевые.
Практика. Знакомство с экспозициями и выставками. Виртуальное посещение школьных музеев.
2. Тематико-экспозиционный план.
Теория: Экспозиция. Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.
Практическая работа №7 « Проектирование экспозиции».
3. Виды текстов.
Теория: Оглавительный, ведущий и объяснительный текст.
4. Этикетаж.
Теория: Одиночный и ''пучковый'' этикетаж. Требования к составлению этикеток. Особенности этикетажа различных музейных предметов.
5. Музейные выставки.
Теория: Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию выставки.
Практика: Организация выставок
Раздел 5. Экскурсионная работа музея (40часов)
1. Виды экскурсий.
Теория: Экскурсия. Экскурсионный метод. Виды экскурсий: обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части экскурсии. Их особенности. Памятка экскурсовода. Подготовка и проведение экскурсий, основные этапы и правила. Роль экскурсии в обучающем и развивающем процессах. Содержание экскурсии. Аудитория школьного музея: обучающиеся школы, жители города, гости. Формы массовой работы музея: экскурсия, лекция, беседа, урок в музее, консультация, встреча, конференция, праздник и др.
Практика: Знакомство с массовой и экскурсионной работой школьных музеев.
2. Методика подготовки экскурсии.
Теория: Экскурсионный метод. Методические приёмы показа и рассказа в экскурсии.
Практическая работа №8 « Составление текста экскурсии».
3.Методика проведения экскурсий.
Теория: Методические рекомендации «Методика проведения музейной экскурсии».
Практика: проведение экскурсии.
4. Массовые мероприятия в музее.
Практика: Подготовка и проведение музейного праздника.
5.Экскурсии в музее.
- Подготовка музейной экскурсии. Тема и цель экскурсии. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
- План экскурсии
- Распределение тем экскурсий между новыми членами актива музея и прослушивание их в музее.
- Проведение экскурсий в школьном музее.
- Конкурс "Активисты школьного музея".
Тематика экскурсий:
1. Обзорная – подробный рассказ об истории школы и ее вехах;
2. «Ветераны школы» - о педагогах, посвятивших свою жизнь обучению и воспитанию глухих детей;
3. «Династии и учительские семьи» - о династии Минеевых и семьях, в которых 2 и более учителей;
4. «Они сражались за Родину» - об учителях - ветеранах ВОВ;
5. «Ими гордится школа» - о выпускниках, добившихся значительных успехов в какой-либо деятельности;
6. «Трудное детство Марины Дудар» - о жизни маленькой девочки в панской Польше, впоследствии воспитателя нашей школы Степовой М.П.;
7. «Вперёд, заре навстречу!» о подпольной деятельности на Западной Украине в 1930-е годы Марины Дудар, воспитателе школы Степовой М.П.
8. «Всё испытал и остался жив» - об учителе физики, узнике 14-ти немецких лагерей военнопленных Кутузове Г.Д.
9. «Первый» - о первом директоре школы глухонемых Тихонове И.А.
10. «Поэзия тишины» - об успехах глухих воспитанников в различных видах творчества.
11. «О, спорт! Ты мир!» - о достижениях учеников и выпускников в спорте.
12. «Пионер – всем ребятам пример» - о пионерской организации в школе.
13. «Мы с тобой, израненный Донбасс!» о дружбе с «Алчевской средней общеобразовательной школой с углублённым изучением предметов физико - математического курса № 22» ЛНР.
Раздел 6 Поисково-собирательская работа музея(16часов)
1. Этапы поисково-собирательской деятельности. Принципы и методика. Планирование.
Теория: Перспективное и текущее планирование.
2. Подготовка к поисково-собирательской работе.
Теория: Полевой дневник. Полевая опись. Акт приема. Тетрадь для записей воспоминаний. Общие правила оформления и заполнения полевых документов. Систематизация и хранение памятников истории и культуры в полевых условиях.
3. Выявление и сбор материалов.
Практика: История музейных экспонатов. Экспозиция постоянная и временные выставки. Работа с фондами музея (в т.ч. характеристика исторического источника, атрибуция экспоната).
Раздел 7 .Итоговое занятие(4ч)
Зачет. Сочинение «Что я узнал о музееведении?»
Оценочные материалы
Формы, периодичность и порядок текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль выполняется в течение года в процессе занятий в формах:
- наблюдения за деятельностью обучающихся;
- опрос;
- текущее выполнение практических заданий.
Промежуточный контроль проводится в декабре.
Формами промежуточного контроля являются:
- демонстрация подготовленного материала для экспозиций, оформления документации и материалов музея;
- участие в мероприятиях музея, проведение экскурсии в качестве помощника. Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме тестирования. Формами итогового контроля являются:
- зачёт
- демонстрация подготовленного материала для экспозиций;
- участие в мероприятиях музея (конференции, круглые столы, семинары) с выступлениями по заданной теме;
- самостоятельная подготовка и проведение массового мероприятия.
- разработка и самостоятельное проведение экскурсии;
- презентации материала по тематике экспозиций музея, подготовленного учащимися в течение года;
- коллективная работа под руководством педагога в подготовке разделов экспозиции. Итоговый контроль предусматривает зачет в форме творческой работы, итоговой выставки.
Критерии оценки результативности:
- критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
- критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности.
Оценочные материалы.
Уровень освоения программы обучающимися
Уровень усвоения
Теория
Практика
Низкий
Знания (воспроизводит термины, понятия, представления, суждения и т. д.)
Выполнение со значительной помощью кого-либо (педагога, более опытного обучающегося)
Средний
Понимание (понимает смысл и значение терминов, понятий, гипотиз и т. д.)
Выполнение с помощью кого-либо (педагога, более опытного обучающегося)
Высокий
Применение, перенос внутри предмета и на другие предметы и виды деятельности (использует умения и навыки в сходных учебных ситуациях, в различных ситуациях, уверенно использует в ежедневной практике)
Самостоятельное или при разовой помощи построение, выполнение действий и операций.
Если обучающиеся в течение учебного года добивается успехов на внутренних или внешних профильных мероприятиях (конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.), то он считается аттестованным и освобождается от этой процедуры. Результаты аттестации оформляются в протоколе.
Протокол результатов промежуточной аттестации обучающихся
Наименование программы_____________________________________
Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
Коммуникативные методы: конференции, ролевые игры, дискуссии, беседы.
Комбинированные методы: экскурсии, наблюдения, самостоятельная работа обучающихся.
Педагогические технологии.
Программа предполагает применение следующих технологий:
- Технология развивающего обучения
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Коллективно-творческая деятельность
Формы обучения:
- фронтальная;
-индивидуальная (используется при подготовке к конференциям, исследовательским работам, экскурсиям и т. д) ;
-групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе обучающихся, в подготовке бесед и др.).
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий по программе необходимо:
- помещение музея;
- фонды школьного музея;
-экспозиционный материал школьного музея;
- презентации к занятиям;
- документация школьного музея;
- ноутбук, проектор, экран и другое оборудование, необходимое для просмотра презентаций и видео материала.
Информационное обеспечение:
Электронные образовательные ресурсы
1. Виртуальные музеи и галереи мира http://www.ph4.ru/virtur
2. Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/
3. Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/
4. Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://histusadba.narod.ru
9. Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1
10. Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/
11. Русский музей. http://rusmuseum.ru/
12. Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/
13. Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/
Список литературы
Литература для педагога:
1. В помощь активистам музея образовательной организации. – Нижний Новгород, 2014.
2.Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017. 3.Лебедев В. Н. ''Туристско-краеведческая деятельность – путь к пониманию истории родного края и нашей страны''. /Журнал ''Дополнительное образование'' №2 2001 год, с.54- 58.
4.Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
5.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А. М.:Просвещение,2015г.
6. Туманов Е.В. Школьный музей- хранитель народной памяти. методическое пособие, изд. третье, дополненное. М.: Министерство образования и науки, ФЦДЮТ и К, 2006.
7.Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М.: Некоммерческое партнёрство «Современные технологии в образовании и культуре»,- 2007.