kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Развитие памяти и образного мышления у учащихся коррекционной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад был представлен на общешкольном семинаре. В нём отражены не только теоритические аспекты видов памяти и  мышления школьников, но и даны практические задания как улучшить память.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Развитие памяти и образного мышления у учащихся коррекционной школы"»

Развитие памяти и образного мышления у учащихся коррекционной школы.


1 Тема нашего семинара выбрана не случайно. Память лежит в основе психической деятельности человека. Она играет роль связующего звена между прошлым человечества, его настоящим и будущим, лежит в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. /обсуждение рисунка/

План нашего сегодняшнего семинара будет следующим:

2 прежде чем говорить о развитии мы немного вспомним что из себя представляют эти процессы, затем на практике вспомним и проиграем некоторые упражнения, после подведём всему итог. Эпиграфом нашего семинара взяты слова Шерлока Холмса «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела». Поэтому давайте начнём нашу работу, чтобы не быть бу-лыжниками, т.е. плохими лыжниками по имени Бу, судя по данной картинке. А если бы её не было, то мы вряд ли поняли бы друг друга. Это шутка, но в ней что-то есть.

3 Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом необходимо работать с памятью, чтобы её развивать?

4Показатели эффективности памяти:

1) объем; 2) длительность; 3) готовность; 4) точность; 5) быстрота. Именно эти параметры необходимо учитывать в своей работе и правильно сочетать.

5 Память нельзя назвать односторонним процессом. В процессе запоминания принимает участие человек с определенными взглядами, запасом знаний, эмоциями. Ему нужно усвоить, запомнить и затем вспомнить определенный материал. Иными словами, человек и информация находятся в тесной связи.

6 Запоминание — это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение — это обработка, систематизация и обобщение информации в процессе овладения ею.

Воспроизведение и узнавание — вызов информации из памяти, когда это требуется. Воспроизведение и узнавание может происходить в отсутствие объекта.

Память — драгоценный и сложный подарок, который природа преподнесла человеку. Это своеобразный персональный компьютер.

7 И владеем мы им на уровне пользователя. Память человека можно сравнить с айсбергом. То, что возвышается над океаном, – это наше сознание. Остальное, укрытое толщей воды, – наши скрытые файлы.

Работая за компьютером, многие из нас впадают в панику, если вдруг на мониторе появляется незнакомое и непонятное.

Но даже, несмотря на это есть еще вопросы, которые вызывают любопытство. Почему компьютер сам переходит с летнего времени на зимнее и наоборот? Что такое компьютерный вирус, и как компьютер может им заразиться?

Компьютер «ориентируется» во всем, что с ним происходит. Он даже может предупредить «хозяина»: «Диск перегружен», «В программе обнаружена ошибка», «Сохранить изменения в документе?» Хорошо было бы, если бы и наша память могла давать нам советы.

Почти каждый компьютер имеет в своем составе следующие блоки: 1) ввод; 2) процессор; 3) память; 4) вывод.

А если поразмыслить, то можно прийти к следующему выводу: у нас с вами есть те же блоки, что и у компьютера.

8 Ввод — это зрение, осязание, слух, обоняние, вкус и все те органы, связанные с ними.

Процессор - мозг. В нём протекает мыслительный процесс. Мы можем размышлять над определенными проблемами, а это похоже на то, как компьютер производит математические вычисления. Мы мечтаем, создаем в воображении разные картины – и это тоже можно сравнить с тем, как компьютер обрабатывает информацию.

9 Наш мозг в определенной степени можно назвать хранителем информации. Он хранит моторную память — память о том, как взаимодействуют между собой определенные группы мышц.

Компьютер передает информацию из вводного устройства на жесткий диск оперативной памяти, работает с ней, периодически вызывая ее оттуда, а потом возвращает. Мозг выполняет те же операции. А выводное устройство – тело человека.

Многим кажется, что чем больше помнишь, тем лучше. Но не все запоминается прочно и надолго.

Помнить — это значит успешно запомнить, сохранить и воспроизвести материал.

Не помнить – не справиться ни с одним из вышеуказанных пунктов. Эти функции являются для памяти основными.

У людей они сформированы по-разному. Кто-то тяжело запоминает, но хорошо воспроизводит и долго хранит информацию в памяти. Это индивидуумы, у которых хорошо развита долговременная память.

Кто-то, наоборот, быстро запоминает, но и быстро забывает. Это результат кратковременной памяти.

10 Человек способен запоминать с рождения, но эта память бессознательная. Раньше всех появляется двигательная (моторная) память, а в 6 месяцев – и аффективная (эмоциональная). Но многие ученые считают, что они появляются одновременно. Только в возрасте 8-9 месяцев «включается» интеллект. Первоначально память носит непроизвольный характер, механическая память постепенно дополняется и замещается на логическую. У ребенка 3-4-летнего возраста логическая память имеется в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Мозг ребенка в семилетнем возрасте равен 90% мозга взрослого. Со временем непроизвольное запоминание, присущее детям, превращается в произвольное.

В школьные годы в процессе обучения показатели памяти улучшаются.

Двигательная, образная, эмоциональная и словесно-логическая память находятся в непрерывном взаимодействии и не существуют автономно.

Двигательная (моторная память) дает возможность запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. На ее основе формируются различные практические и трудовые навыки. Движения будут воспроизводиться точнее в знакомых условиях, где нас окружают конкретные люди или есть в наличии определенные инструменты.

Эмоциональная память — это память на чувства, на переживания. Эмоции обеспечивают прочность запоминания, поэтому информация, вызывающая эмоциональные переживания, запоминается легче и на долгий период /или наоборот не запоминается/.

Текст песни, которая нам нравится, которую мы слышали много раз, запоминается без труда и очень быстро.

Вот почему обучение должно строиться по принципу: от простого к сложному.

10 возврат Мозг привык запоминать все таким, как есть, – в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. При восприятии в правом полушарии остается образ-модель, /т.к. оно отвечает за эмоции/ а в левом – соответствующее образу словесное определение /логика/. В результате воспринятое не стирается.

Но в наше время почти вся информация преподносится в сокращенном виде: дикторы на радио, тексты печатных изданий, фрагменты изображений на телевидении и т. д. В одном полушарии материал запечатлеется, а в другом будет бесформенное пятно. Поэтому возникают: неконтролируемое забывание, дефекты внимания, пробелы памяти. Это касается и преподавания на уроках.

10 С помощью образной памяти недостающие ощущения можно вызвать искусственно и дополнить сокращенную информацию до полноценной.

щ Образная память развивает творческое мышление, помогает воспроизведению информации спустя любой промежуток времени. Переходим к мышлению, его структура представлена на следующем слайде, но говорить мы будем в основном об образном мышлении.

11 Несомненно, мышление современного человека основывается на языке. В то же время мыслящий человек использует не только слова, но и образы: людей, предметов, действий, явлений. Работа мысли начинается скорее всего с образа, далее включаются символы и слова. Образы участвуют как в осознаваемом, так и неосознаваемом мышлении. В последнем случае их роль, видимо, особенна важна.

Щ Образное мышление - один из основных его видов, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением.

Щ Образное мышление имеет немало несомненных достоинств. Дело в том, что образ обычно значительно содержательнее слов. Конфуцию принадлежит высказывание: «Одна картина говорит больше, чем тысяча слов». Давно известно, что сложный зрительный материал многие запоминают лучше, чем его словесное описание.

Образное мышление, как и память носит непроизвольный и произвольный характер. Приемом непроизвольного являются: сновидения, грезы. Произвольные широко представлены в  творческой деятельности человека.

С помощью образного мышления более полно воссоздается многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Образное мышление является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве.

Сейчас предлагаю вам отвлечься и немного поработать другим образом, насладиться творчеством. 12

Итак, образную форму памяти разрушить почти невозможно. При дифференциации, происходит усиление каких-либо черт, характерных для данных предметов или явлений, которые необходимо запомнить. Образное мышление присуще и нашим детям. Для чего я сейчас всё это говорю, лишь для того, чтобы каждый из нас ещё раз вспомнил и уяснил необходимость использования на уроках разнообразных приёмов и методов, которые должны формировать связи между полушариями мозга для того, чтобы информация в нём запомнилась, сохранилась и была воспроизведена и узнана.

От чего же зависит лёгкость воспроизведения образов? 13 Легкость воспроизведения образов зависит от:

1) особенностей образа; 2) эмоциональной окраски; 3) состояния человека при восприятии; 4) состояния человека при воспроизведении. Образная память и образное мышление начинают работать сразу после восприятия, можно сказать, что это их обратная сторона.

14 Память ребенка синкретична (состоит из разных неотъемлемых друг от друга составляющих). Неразрывно соединены эмоции и объекты, образы и поступки. Взрослые не запрыгают по-настоящему от радости, им будет стыдно завизжать от восторга. В детстве сознание не умеет думать, оно только воспринимает.

щ Из всего вышесказанного становится ясно, что плохая работа памяти – это результат недостатка внимания. А внимание – центральное звено в цепи процессов памяти, предпосылка, которая просто необходима для процесса запоминания. Когда ваш ум занят чем-то отвлеченным, то поддержать достаточный уровень внимания очень тяжело.

15 Память человека можно сравнить с библиотекой: чем больше «книг», тем полнее и лучше ваши знания. Но на то, чтобы отыскать необходимую книгу, времени уйдет немного больше. И тем не менее человек любого возраста способен выработать у себя потрясающую память. 

Если запоминание и восприятие происходит автоматически, без каких-либо усилий со стороны человека, то такой процесс называют непроизвольным.

По пути на работу запоминается то, что создает неудобства: медленно идущий автобус, красный свет светофора, яма на тротуаре и т. д.

Если вышеуказанный процесс требует волевого усилия, то это произвольный процесс.

При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Причем материал, который запомнили непроизвольно, воспроизводится лучше, чем материал, который запоминали целенаправленно.

Щ Эффективность произвольной памяти зависит от:

1) целей запоминания (насколько прочно человек хочет запомнить); 2) приемов заучивания.

16 Заучивать можно путем механического дословного многократного повторения, затратив много сил, времени и в итоге получив низкие результаты. В этом случае работает механическая память. Щ

Следующий прием заучивания – логический пересказ (пересказ своими словами), при котором происходят осмысление материала и его систематизация. Здесь требуется помощь логической (смысловой памяти). Щ

Образная память поможет перевести информацию в образы, графики и схемы. Щ Ещё раз давайте уточним, что включает в себя понятие ПАМЯТЬ.

17 ПАМЯТЬ: вербальная, образная, двигательная, аффективная.

ПРОЦЕССЫ: запоминание, воспроизведение, узнавание и различение, сохранение.

18 самое главное помнить, чтобы происходило развитие необходимо задействовать как можно больше процессов. Что вы видите на этих фотографиях? (образ, движение, ощущение, практика, эмоции /состояние/, слово)

19 Сейчас мы непосредственно перейдём к упражнениям, но прежде ещё раз вспомним от чего зависит продуктивность памяти, проговорим о причинах, на это влияющих.

20 На данном слайде представлены упражнения, которые можно использовать с подготовительного класса. Здесь присутствуют ссылки на норму (дошкольный возраст). В принципе они вам знакомы. Мне хотелось бы остановиться на упражнениях рекомендованных Худенко.

21 1. Приём непосредственного запоминания (о цветах радуги, падежах, по картинкам, как в стихотворении «Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а …»)

2. Запоминание пар слов: сейчас только слушаем, ничего не пишем.

Память – образ Логика – цепочка Труд – теория

Произвольность – напряжение Движение – практика

Вам необходимо будет их воспроизвести по первому слову, но не сейчас, а чуточку позже.

3. На уроках РУР, чтения, географии, истории, технологии, СБО, окружающего мира, обязательно на логопедии можно и нужно использовать следующее упражнение. Мне нужны 5 помощников (работа по сюжетным картинкам). По каждой картинке надо составить 3 предложения и обязательно их запомнить /далее картинки меняются и пробуем воспроизвести составленные по ним предложения + не забываем проверять правильность своих предложений/ + проигрываем с оценками.

4. А сейчас давайте вспомним пары слов, я называю первое, а вы второе. Молодцы.

Эти упражнения надо использовать в системе, начинать можно лишь с названия предметов, с одного слова, что касается картинок, а со словами, чем больше будет разрыв между ними, тем сильнее будет работать мозг, чем больше анализаторов будут задействовано в процессе усвоения материала, тем прочнее это отложится в нашей памяти.

22 Переходим к мышлению. Мышление, познавательная деятельность, когнитивная деятельность, как хотите можете называть, потому как это идентичные понятия. Я приведу примеры упражнений на все процессы.

23 Эти задания можно использовать и для не говорящих детей, в одной таблице я совместила несколько направлений, давайте разбираться. Необходимо найти место карточке. щ щ щ щ На каких уроках можно использовать?

24 Сравнение, причём нашим детям, всегда сложнее выделить сходства чем различие. Поэтому гораздо важнее на уроке сравнивать одинаковые предметы – это важно для работы механизмов мыслительной деятельности.

25 Классификации: разложи карточки к понятиям, аналогично и на других уроках. Щ Причём обратили внимание на цвет, для чего? Не читающим проще сориентироваться, опора на слово (картинку, на географии /растения, животные, человек, природа/ или технологии /инструменты, материалы и т.п./) поможет запомнить его. Интенсивность познавательной деятельности, вырастет не разово, если использовать эти упражнения в системе. Картинок требуется много, но если использовать слайд презентации, создать их банк, то работать станет намного интереснее и легче.

26 Суждение (установление причинно-следственных связей). Картинки могут предъявляться не сразу, ученикам надо представить какая картинка пропущена или что может быть на ней изображено. Упражнение можно использовать на любых предметах, главное алгоритм есть. Щ Щ Или можно использовать таблицы.

27 Пример по теме «Состав слова». Скажите какое слово здесь пропущено? А теперь проверьте себя. Щ

28 Переходим к обобщению. Как одним словом можно назвать все эти предметы? Щ

Или же можно использовать знакомые цепочки в которых сочетается классификация и обобщение29. Необходимо лишь помнить о том, чтобы не было перегруженности, поэтому слайд устроен именно таким образом. Щ Щ…

30 В завершении практической части несколько советов для учителей индивидуальщиков, работающих с нашими детками (конкретно из исследований уо)

Индивидуально занимаясь с ребенком, рекомендуется соблюдать следующие моменты:

- сидите справа от него. Правая сторона – это будущее. Когда педагог находится справа, он помогает ребенку продвигаться в нужном направлении – к результатам;

- занимайте позицию Левелинга – на уровне глаз ребенка (он – на стуле, педагог на стульчике; он – на полу и педагог – на полу);

- следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);

- принимайте ребенка таким, какой он есть;
- будьте с ним “здесь и сейчас” (думая о своем, педагог теряет контакт с ребенком, а он – интерес к тому, что он делает);

- оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;

- никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову – это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.

31 Приступим к рефлексии. Что я усвоил для себя из сегодняшнего семинара? Картинка взывает к вашему сознанию, не будь глухим, немым и слепым. Используй данные знания на практике. /обсуждение/ Чтобы не забыть как развивать память и образное мышление, для руководителей МО я приготовила дополнительный материал с рекомендациями его можно скинуть на флешку.

А сейчас тест. Какое полушарие у вас развито лучше? Внимательно посмотрите на девушку и определитесь, в какую сторону она кружится (по часовой стрелке или против) 32 /по часовой –логик, против – творец, если и в одну и в другую, то оба полушария развиты в равной мере/

33 Спасибо всем за работу, думаю, что ржавления мозга во время семинара не произошло.



















































Как выявить особенности своей памяти /на флешку/

Память — это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нуж­ный момент вспоминать, т. е. узнавать или воспроизводить то, что раньше запоминалось. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение — вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью ее сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Чаще всего они обнаруживаются в различной скорости запоминания, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения. Когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью, то имеют в виду именно эти общие различия. Однако, кроме них, наблюда­ются различия в уровне развития у каждого человека отдельных видов памяти: образной и логической. К образной памяти относятся зрительные, слуховые, двигательные воспоминания. Сюда же относят память на чувства — эмоциональную память. Названные типы образной памяти означают, что одни люди лучше и быстрее запоминают зрительно, другие — на слух, третьи — при помощи двигательных ощущений. Чаще всего встречаются люди со смешанными типами образной памяти.

Логическая память помогает запомнить слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи.

Вы, наверно, замечали, что некоторые события, вещи запомина­ются как бы сами собой, без всяких усилий. Такое запоминание называется непроизвольным. Однако, к сожалению, так бывает нечасто. Обычно мы сознательно ставим себе цель запомнить, а в нужный момент это припомнить, воспроизвести — это произвольная память. Любой вид памяти может быть произвольным или непроизвольным, тем не менее, у разных людей уровень их развития неодинаков.

Различают механическое и смысловое запоминание. Если работа памяти основывается главным образом на многократном повторении, то говорят о механической памяти. Если же человек, запоминая, старается понять, о чем, например, говорится в тексте, устанавливает связи с уже имеющимися знаниями, то он руководствуется смысловой памятью. Смысловая память характеризуется пониманием и некоторым преобразованием запоми­наемого материала.

Многие профессии требовательны к хорошему развитию конкретного вида или типа памяти у человека.

Выявить особенности своей памяти вы можете в ходе приведенных далее практических работ.

При выполнении их следует иметь в виду, что по исследованиям психологов нормальный объем памяти взрослого человека на совершенно новый, не имеющий смысла материал равен 7±2. Ко­нечно, чем больше объем, тем лучше.

Сравнивая свой результат с нормальным, вы установите, какой вид памяти развит у вас лучше всего. Если результаты по отдельным видам памяти совпадают или близки, у вас смешанный тип памяти.

Как улучшить память

Не подлежит сомнению тот факт, что трудовая деятельность работающего тесно взаимосвязана с возможностями его памяти. Поэтому трудно найти человека, которого не интересовала бы проблема развития и совершенствования памяти. Углубить, расширить, разбудить скрытые возможности своей памяти по плечу практически каждому. Для этого надо уметь организовать запоминаемый материал и знать разнообразные приемы запомина­ния. Вот некоторые из них.

1. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное; составить план прочитанного; запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязывается заучиваемое; пересказать текст своими словами.

Заучивать материал необходимо сначала насколько можно медленно, чтобы облегчить его осмысление, а затем более быстро. Если нужно осмыслить и запомнить обширный материал, то его следует делить на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Скорее запоминается то, что связано какой-либо одной мыслью в тематическое целое. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться. Особое значение здесь приобретает способность находить в вещах сходство и различие.

2. Большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску — это облегчит его запоминание. Однако при этом следует учитывать, что положительное запоминается лучше, чем нейтральное и тем более отрицательное; отрицательное лучше, чем нейтральное. Очень сильные эмоции препятствуют запомнил мню.

Как вы помните, интересы человека связаны с его чувствами (эмоционально-положительное отношение), поэтому одно из

условий хорошего запоминания и воспроизведения — интерес к информации.

3. Память, подобно многим другим способностям, развивается путем упражнений. Упражняясь в запоминании, учитывайте, что включение запоминаемого материала в практическую деятельность помогает лучшему запоминанию. Старайтесь побольше решать задач, выполнять практических упражнений с использованием той информации, которую необходимо запомнить.

4. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать все виды памяти.

Известно, что при любой умственной деятельности человек может отдыхать, меняя ее виды. Это правило относится и к памяти. Отсюда следует, что верный путь избежать переутомления — научиться менять виды памяти.

5. Одно из основных правил улучшения памяти — повторение. Однако полезно знать, как лучше организовать повторение. Целесообразнее всего сблизить моменты первого повторения и восприятия материала. Близким повторением через 15...20 мин

предотвращается забывание. Последующее повторение лучше проводить через 8—9 ч и через 24 ч. Как видите, интервал между повторениями увеличивается.

При повторении не следует переутомляться, поэтому нужно делать перерывы. Полезно повторять перед сном, а также утром на свежую голову.

Известно, что лучше запоминается начало и конец информации. На запоминание середины уходит больше времени. Исходя из этого, можно посоветовать так разделять материал, чтобы та информация, которая находится в середине, оказывалась в начале или в конце повторения.

6. Еще в древности для лучшего запоминания использовался такой прием, как установление ассоциации между информацией, необходимой для запоминания, и чем-то хорошо знакомым. Так, вместо того чтобы запомнить чему равно число ПИ, можно запомнить фразу «Что я знаю о кругах». Совокупность цифр, отражающих количество букв в каждом слове этой фразы, даст искомое число — 3,1416. Другой пример: фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» помогает запомнить порядок цветов в спектре.

Причем чем необычнее ассоциация, тем прочнее она запомина­ется.

Постоянно тренируя, нагружая свою память (запоминая и воспроизводя запомнившееся ранее), можно усовершенствовать ее. Развивая память, вы способствуете развитию мышления.









Выступление Татьяны Весниной: Как развить память?

Добрый день, уважаемые участники конференции. Вас приветствует Татьяна Веснина.

В последние годы наблюдается существенный разрыв между объемом поступающей к человеку информации и его способностью к восприятию и запоминанию. Иными словами, запоминать нужно больше, а «впитываемость» головного мозга среднестатистического человека осталась на прежнем уровне. Можно ли как-то исправить сложившуюся ситуацию? Ответ однозначен – «Да»! Суперчеловеком, хранящим огромную информацию, Вы не станете, но улучшить собственные способности к запоминанию вполне по силам каждому. Самое первое и главнейшее правило заключается в следующем – мозг нужно тренировать. Вспомните, что говорил Шерлок Холмс: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела». 
Память – это один из пяти психических процессов головного мозга: внимание, мышление, ощущение, представление и, собственно, память. Процесс взаимодействия мышления и представления называется воображением. Память ответственна за фиксацию связей между сигналами, возникающими в мозгу в один момент времени. Все, что попадает в мозг одновременно, связывается, соединяется. Причем фиксироваться эти связи могут разными способами. 
Запоминание это комплексный процесс накопления в мозге системы связей, благодаря которым человек может воспроизводить необходимую ему информацию. В запоминании принимают непосредственное участие все вышеперечисленные процессы: память, внимание, мышление, ощущение, представление. Нарушение в работе даже одного из этих процессов сразу же отразится на запоминании, даже если процесс "Память" будет абсолютно исправен.
Запоминание делится на три типа: непроизвольное, произвольное, и сверхпроизвольное. Непроизвольное запоминание осуществляется без приложения воли, то есть Вы запоминаете информацию, не прилагая к этому никаких усилий. Так Вы можете запомнить звуки, вкус, запахи, некоторые зрительные образы, небольшие текстовые фрагменты, которые так сказать «произвели на Вас особое впечатление», потому и запомнились.
Произвольное запоминание предполагает, что Вы проявляете усилия. Например, заучиваете стихотворение, многократным повторением строчек. Но при этом Вы запоминаете информацию как бы «вслепую», то есть не используете специальные механизмы запоминания.
Сверхпроизвольное запоминание предполагает использование человеком специальных приемов запоминания, которые делают процесс запоминания качественным, повышают объемы зафиксированной информации. Именно специальные приемы запоминания помогут Вам развить и улучшить Вашу память, а именно Вашу способность к запоминанию. Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от МЫШЛЕНИЯ и ВНИМАНИЯ. И именно нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное и сверхпроизвольное запоминание.

Для запоминания важен психический процесс «память». Как уже говорилось выше, память осуществляет фиксацию возникающих в определенный момент связей мозгом. Все, что попадает в мозг одновременно, связывается и соединяется. Если процесс «память» по какой-либо причине нарушен – запоминание становится невозможным. Нарушение процесса «память» - это патология. У таких людей нарушается либо кратковременное запоминание (он может здороваться с врачом по несколько раз в день), либо ломаются долговременные связи (человек теряет стойкие, приобретенные в течение жизни знания и навыки). Например, навыки письма, чтения, речи, произвольных и автоматических движений. Нарушения памяти могут быть обратимыми и необратимыми.

Виды памяти.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским (1964). Основные четыре вида памяти – двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. 
Двигательная память – это запоминание и воспроизведение движений и их систем. Любое движение: танцы, спорт, любая деятельность – все это примеры двигательной памяти. Все люди обладают двигательной памятью, но развита она по-разному. Ее развитие зависит от тренировки, упражнений, от физических особенностей организма. Двигательная память развивается у ребенка с первых месяцев.
Эмоциональная память - это память на чувства человека. Пережитые чувства не исчезают бесследно, а при определенных условиях воспроизводятся – человек радуется или огорчается вспомнив что-то. Эмоциональная память лежит в основе воспитания нравственных и моральных черт. Эта память помогает регулировать поведение в зависимости от пережитых чувств.
Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение ранее воспринимавшихся человеком образов предметов и явлений.
Этот вид памяти различают по анализаторам и выделяют слуховую, зрительную, осязательную, вкусовую и обонятельную память. Например: слуховая – запоминание мелодии песни, голосов; зрительная – представление образа знакомого человека, предмета: обонятельная – запоминание запаха; осязательная – тактильная, восприятие на ощупь - мягкий, твердый, колючий, гладкий и т.д.; вкусовая - запоминание вкуса.
Словесно-логическая память - эта память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий в словесной формулировке. Эта память тесно связана с мышлением, с развитием речи и является основой учебной деятельности. Усвоение знаний по различным наукам идет за счет словесно-логической памяти. Все эти виды памяти тесно между собой взаимосвязаны и никогда не возникают изолировано.

Если человек помнит свое имя и имена своих родственников, то, скорее всего, с процессом "Память" у него все в порядке. И причину проблем с запоминанием в этом случае следует искать не в нарушении памяти, а в нарушении других психических процессов: внимания, представления, ощущения, мышления, воображения, интеллекта.

Внимание.
Внимание ответственно за отбор поступающей в сознание информации. Нарушение устойчивости внимания является одной из причин плохой обучаемости, и ведет к нарушению способности запоминать и целенаправленно мыслить. Патологическое нарушение внимания называется в нейропсихологии "полевым поведением". Такой больной совершает большое количество ненужных движений, его взгляд постоянно блуждает.
Когда внимание становится крайне устойчивым – это также считается патологией. Мысль больного при этом "примагничивается" к чему-то одному и он никак не может переключиться на выполнение необходимых ему действий. Например, человек часами смотрит в одну точку. Не следует путать патологическую устойчивость внимания с контролируемой устойчивостью внимания. В первом случае больной не управляет процессом. Во втором случае человек сознательно может концентрировать внимание на длительный срок.
Психологи связывают внимание с волей. Внимание и воля – это разные слова, отражающие одно и то же явление. Волевой человек отличается способностью управлять направленностью своего внимания, практически не подвержен влиянию случайных внешних стимулов.
Если нет патологических нарушений, то внимание хорошо тренируется. ТРЕНИРУЯ ВНИМАНИЕ, вы ТРЕНИРУЕТЕ способность ЗАПОМИНАТЬ, целеноправленно мыслить, "приводить в исполнение" свои планы, тренируете волю.
Болезненные нарушения внимания чаще всего связаны с химическим или физическим раздражением (возбуждением) мозга. Химическое нарушение устойчивости внимания может быть вызвано чрезмерным приемом стимулирующих веществ (чай, кофе, сигареты). Физическое раздражение может вызываться сгустками крови, образующимися в мозге в результате травмы (микроинсульты).

Представление.
Благодаря этому процессу человек, к примеру, узнает кошку, какого бы цвета и размера она не была, под каким бы ракурсом не находилась. То есть у нас существуют так называемые обобщенные заготовки, с которыми мы с помощью воображения уже может делать что угодно.
Нарушение процесса представления является очень серьезной патологией, когда человек перестает узнавать зрительные образы. Ни о каком запоминании в таком случае и речи идти не может.

Ощущение.
Это процесс преобразования внешних физических и химических стимулов в электрические импульсы. Все, что вы воспринимаете – видите, слышите, чувствуете – преобразуется в электрические импульсы, бегущие по волокнам нервных клеток.
Нарушение зрения, слуха, обоняния и других органов чувств влияют на процесс запоминания, но люди с дефектами анализаторных систем или воспринимающих органов могут запоминать и обучаться. Для таких людей разрабатываются специальные программы обучения.

Мышление.
Мышлением называются сознательные операции со зрительными образами в воображении. Мышление может быть прямое, когда управление зрительными образами осуществляется без помощи речи. И мышление может быть опосредованным, когда человек управляет зрительными образами при помощи внутренней речи. При этом используется механизм воссоздающего воображения – автоматического преобразования слов в образы. Мышление бывает произвольным и непроизвольным.
Сознательное запоминание прямо связано с мышлением и находится в зависимости от развитости мыслительных процессов.
Нарушение мыслительных процессов приведет к тому, что непроизвольное запоминание будет сохранено – это автоматическое запоминание воспринимаемых связей. Такой больной хорошо ориентируется на улице и может выполнять работу, не требующую сложных интеллектуальных навыков. Однако, произвольное, и, тем более, сверхпроизвольное запоминание при нарушении мыслительных процессов становится невозможным.

Интеллект.
"Интеллект" – это совокупность мыслительных программ, последовательности действий, направленных на реализацию тех или иных задач. Можно научить человека последовательности действий, ведущих к решению квадратного уравнения. Можно научить играть в шахматы или в домино. Очевидно, что развивать интеллект вообще, в общем – нельзя. Если вас научили разгадывать ребусы и кроссворды, то вы стали умнее именно в разгадывании ребусов и кроссвордов, и больше ни в чем.
Чем больше программ заложено в мозг человека, тем мощнее его интеллект. Интеллект – это понятие не качественное, а количественное. Интеллект, т.е. количество напрямую зависит от памяти. Важнейшей предпосылкой к расширению интеллекта является наличие навыка запоминания. Интеллект человека зависит от того, как быстро и насколько качественно он может усваивать новые последовательности действий.

Воображение.
Воображение – это процесс моделирования прошлого, настоящего и будущего на основе процессов "Представление" и "Мышление". Соответственно, при нарушении представления, мышления, внимания – нарушается и воображение, то есть способность запоминания, припоминания, анализа настоящего и прогнозирования будущего.

Причин ухудшения памяти существует очень много. Это и усталость, и авитаминоз, и стрессы, и, к сожалению, возраст. Память, является своеобразной мышцей человеческого мозга. А любая мышца без тренировок начинает дрябнуть. Чтобы замедлить этот процесс, память нужно тренировать. Методов и способов тренировки великое множество. Однако, по мнению многих специалистов, одним из самых эффективных методов был и остается метод мнемотехники. Мнемотехника от греч. mneme – память, techne – искусство – искусство запоминать, основанное на ассоциативном методе. Как и любой другой способ для тренировки памяти, мнемотехника требует усидчивости и повышенной концентрация. Мнемотехника настолько распространена, что многие не замечают ее, потому что она слишком глобальна, пронизывают всю нашу жизнь. 
Козаренко В.А. выделяет шесть направлений мнемотехники:
• Народная мнемотехника. Это те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания. Количество приемов народной мнемотехники ограничено, их можно пересчитать по пальцам. И эти приемы у всех примерно одинаковые. Это, по-видимому, связано с тем, что прямо или косвенно нас обучают этим приемам родители, в детском садике, школе.
• Классическая мнемотехника. Это первое направление мнемотехники в истории. Классическая мнемотехника возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей. Набор приемов классической мнемотехники ограничен. Ярким примером классической мнемотехники является метод Цицерона – выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице, и использование их в качестве "вешалок" для запоминаемых сведений.
• Педагогическая мнемотехника. Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном "пережевывании" изучаемого материала. Это многократное чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала... И многие другие, знакомые нам со школы методы. Однако методы педагогической мнемотехники на порядок проще и понятнее многих других мнемотехник, и доступны большему количеству людей. Логика педагогов предельно проста. Учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.
• Цирковая (эстрадная) мнемотехника. Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении... Часто, при демонстрации чудес феноменальной памяти, исполнителям вообще ничего не приходится запоминать. Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода, известного только им. Можно даже сказать, что главное в цирковой мнемотехнике – не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей.
• Спортивная мнемотехника. С настоящими профессиональными мнемонистами, которые запоминают честно, можно встретиться на соревнованиях по мнемотехнике. Такие соревнования регулярно проводятся, например, в Кембридже, начиная с 1997 года. Спортивная мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий спектр информации, как правило, специализируется на запоминании чего-либо одного. Одни устанавливают рекорды в запоминании двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростному запоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные числа. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое – это скорость запоминания информации. Второй показатель – это объем запоминаемых за один раз сведений.
• Современная мнемотехника. Отличительной особенностью современной мнемотехники является наличие теоретической базы. На основе теории памяти ранее известные приемы запоминания существенно дорабатываются и объединяются в четкую систему запоминания, направленную на решение тех или иных задач. Есть специализированные системы, направленные только на изучение иностранных языков. Существуют методики заучивания сложных двигательных навыков.

Итак, мнемотехник существует великое множество, все не перечислить. Да и разным людям подходят разные техники. Поэтому я бы посоветовала посетителям конференции, действительно желающим улучшить память, поинтересоваться учебниками мнемотехники. Список рекомендуемых книг я приведу в конце выступления. А сейчас рассмотрим некоторые методики мнемотехники более подробно.

ЗАПОМИНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОСМЫСЛЕНИЕ.
Текстовая (речевая) информация запоминается мозгом гораздо хуже образной. Понимание текста или речи осуществляется благодаря механизму воссоздающего воображения. Зрительные образы, возникающие в воображении под стимулирующим воздействием слов, не такие яркие, как реально воспринимаемые объекты. И далеко не все читаемые нами слова вызывают зрительные образы в воображении, то есть какая-то часть текстовой информации вообще не преобразуется в зрительные образы.
Давно уже доказано, что человек лучше запоминает ту информацию, которая им осмыслена и понята. Поэтому, чтобы эффективнее работать, к примеру, с текстами Вы должны следовать следующим этапам:
- прочтение информации с удобной для Вас скоростью. Полезно делать пометки или выделение значимых моментов текста.
- обдумывание прочитанного, формулирование про себя основного смысла текста, его сути.
- пересказ сути текста своими понятными Вам словами.
- возврат к тексту, с целью закрепления прочитанного, выделения ключевых моментов и терминов.

ЗАПОМИНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБЪЯСНЕНИЕ.
- Все просто. Усвоив некоторую информацию через понимание Вам нужно попытаться объяснить ее другому человеку, можно воображаемому.

ЗАПОМИНАНИЕ ЧЕРЕЗ СМЫСЛОВЫЕ ОПОРНЫЕ ПУНКТЫ.
Помогает при работе с объемными текстами.
- Предполагается трехразовое чтение текста.
- В первый раз вы читаете весь текст с удобной для осмысления скоростью. При прочтении Вы отмечаете в тексте так называемые ключевые слова, несущие на себе основную идею текста. Повторы, уточнения, вводные фразы Вы стараетесь не фиксировать.
- Читая текст во второй раз, вы обращаете внимание на ключевые слова, выделяя в контексте с ними важные смысловые фразы. Причем эти смысловые фразы должны быть связаны друг с другом. Вы как бы выделяете из большого текст маленький, но насыщенный по смыслу.
- Читая текст в третий раз Вы читаете только выделенные смысловые фразы.А по окончании прочтения некого смыслового блока делаете устное обобщение, а чему он, собственно, был посвящен.

ЗАПОМИНАНИЕ ЦИФР ПО СИСТЕМЕ ШЕДДА.
При восприятии цифрового ряда никаких образов нашем воображении не возникает. Такая информация запоминается очень плохо. Особенностью точной информации является и то, что её (в отличие от текста) нельзя пересказать приблизительно. Поэтому мнемотехника советует запоминать цифры, преобразуя их в образы.
Небольшое количество цифр при запоминании дат можно запомнить методом составления фразы, число букв в словах которой соответствует цифрам. Например, число 1564 можно запомнить «как я могла купить шаль». Секрет состоит в том, что слова запоминаются легче нежели цифры, так как мозг лучше усваивает зрительные образы, возникающие в нашем воображении.

ЗАПОМИНАНИЕ ЧЕРЕЗ АКЦЕНТИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ.
Как уже говорилось выше, именно внимание ответственно за отбор поступающей в сознание информации. Если Вы внимательны, то запомните больше информации. К примеру, когда Вам интересно, то Вы слушаете или читаете особенно внимательно, и потом оказывается, что все услышанное или прочитанное на интересе Вы без труда запомнили. Но не всегда мы работаем с интересной информацией. Стимулировать интерес бывает сложновато, но есть приемы подержания внимания на должном уровне.
- Конспектирование. Многие люди записывая, запоминают информацию механически. Водя ручкой по бумаге, Вы держите себя в тонусе, а значит Вы – внимательны. Здесь главное конспектировать в удобном Вам темпе, и не все подряд, а ключевые фразы, которые нужно уметь выделять. 
- Вопросы. Периодически по ходу слушания или чтения задавайте себе вопрос: «О чем сейчас говорится, о чем я читаю?» Так Вы доводите внимание до нужного уровня.

ЗАПОМИНАНИЕ ЧЕРЕЗ СПОРТ
Физические нагрузки, особенно кардио-нагрузки, такие как бег, ходьба, езда на велосипеде, согласно исследованиям, повышают концентрацию внимания.

ЗАПОМИНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОТДЫХ.
Уставший, утомленный человек хуже усваивает информацию. Многие с это знают, согласны с этим, но об о разумном отдыхе и дозированной, распределенной во времени нагрузке забывают.

ЗАПОМИНАНИЕ И САХАР.
Британские и шотландские ученые выяснили, что люди, страдающие из-за проблем с памятью, испытывают недостаток в глюкозе. Это не значит, что нужно объедаться пирожными, но при работе с большими объемами информации полезно в перерыв позволить себе крепкий сладкий чай.

ЗАПОМИНАНИЕ ЧЕРЕЗ ЕЖЕДНЕВНЫЕ ТРЕНИРОВКИ.
Память можно тренировать каждый день. Главное начать. Например:
- читая книгу не закладывайте страницу а старайтесь ее запомнить, вызывая некие ассоциации, связанные с номером.
- не пишите списки покупок, постарайтесь все запомнить, используя ассоциации. Да, вы будете поначалу что-то забывать, но со временем все получится.
- старайтесь запоминать номера телефонов наизусть. Конечно, их нужно записывать, но перед тем, как заглядывать в записную книгу, постарайтесь припомнить номер сами.
- прочитав книгу, спустя некоторое время, постарайтесь вспомнить сюжет, имена героев. Забыли - загляните в книгу, освежите память.
- старайтесь читать, слушать, или смотреть по телевизору не только то, что Вам интересно, но и некие «умные» моменты. Проявите силу воли, откройте полезную, а не развлекательную книгу, прослушайте новости до конца. Потом повторите про себя, что Вы узнали нового.
- убирая куда-либо вещь, с помощью ассоциаций постарайтесь запомнить место.

ЗАПОМИНАНИЕ ЧЕРЕЗ АССОЦИАТИВНЫЕ ЦЕПОЧКИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ.
Например, Вам нужно купить в магазине:
Молоко
Хлеб
Масло
Яйца
Колбасу
Жидкость для мытья посуды
Шоколадку
Вы можете сочинить следующую историю: Вы просыпаетесь, готовите омлет, мажете маслом хлеб, кладете сверху колбасу. Съедаете все это и запиваете молоком. Моете посуду, хвалите себя за это кусочком шоколадки. История запомнится вам лучше, чем список.

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОВА».
Аналогично тому, как выше приведен пример запоминания списка покупок Можно тренироваться запоминать 5-7-10 и больше случайных, не связанных с собой слов. Попросите кого-нибудь составить Вам такой список и тренируйтесь.

Список литературы, на основании которой готовилось выступление и которая будет интересна и полезна для прочтения в полном объеме:

Васильева Е. Е. Васильев В.Ю. “Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить?”

Вильфред Поссин «Как развить супер-память»
Козаренко В.А «Учебник мнемотехники»

Эберхард Хойль. “Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней”

Даниэль Лапп “Улучшаем память в любом возрасте”





Не надо









Практические работы

Задание 1. Выявите ваш тип памяти.

1. Прочитайте вслух приведенный ниже ряд слов (интервал между словами 3 с). Теперь закройте этот ряд листком бумаги и попытайтесь его воспроизвести (порядок слов постарайтесь сохранить). Запишите запомнившиеся слова. Проверьте, какое количество слов вы запомнили правильно. Повторите то же со вторым рядом слов.

Слова для запоминания на слух:

а) ЛИПА. НОЖНИЦЫ. ЛАМПА. ЯБЛОКО. КАРАНДАШ. ГРОЗА. ОБРУЧ. МЕЛЬНИЦА. ПОПУГАЙ. ЛИСТОК.

Количество правильно запомненных слов —... .

б) СЕНО. ТЕРПЕНИЕ.  ОЧКИ. РЕКА. ТЕТРАДЬ. ЗАКОН. ФАНТАЗИЯ. ЛОЖКА. ПТИЦА. ОГОНЬ.

Количество правильно запомненных слов —... .

Объем слуховой памяти на слова (Псс) находят по формуле:


где в и г — результаты выполнения п. в и г задания.

Объем слуховой памяти (Яс) находят по формуле:



2. Закройте листком бумаги приведенный ниже ряд слов, затем откройте его для зрительного восприятия в течение 10 с. Закройте опять этот ряд и попытайтесь воспроизвести его. Запишите запомнившиеся слова и проверьте, какое число слов вы запомнили верно. Повторите то же со вторым рядом слов.

Слова для зрительного запоминания:

д) СТРЕКОЗА. ПУЛЕМЕТ. ЧАЙНИК. БАБОЧКА. ПИРОГ. ХОМУТ. СВЕЧА. ТАЧКА. ЖУРНАЛ. МАЛИНА.

Количество правильно запомненных слов —... .

е) ШУТКА. ДУБ. КУРИЦА ОКНО. ГАЗЕТА. СОЛНЦЕ. РЫБА. НОГИ. ВОДА. ГОЛОВА.

Количество правильно запомненных слов —... .

Объем зрительной памяти на слова (Пзс) находят по формуле:


где д и е результаты выполнения п. д и е задания.

Проделайте то же самое с числовым рядом, приведенным ниже. Числа для зрительного запоминания:

ж) 34; 15; 8; 52; 78; 41; 18; 63; 85; 39.

Количество правильно запомненных чисел —... .

з) В течение 10 с внимательно рассматривайте фигуры, вписанные в десять квадратов, а затем закройте их и попытайтесь воспроизвести в том же порядке или назовите номер и фигуру.

Количество правильных ответов —... .

Объем зрительной памяти (Пз) находят по формуле


3. Читая вслух последовательно слова из нижеприведенного ряда, одновременно мысленно записывайте их в воздухе. Закройте слова листком бумаги и воспроизведите их по памяти. Какое число слов вы запомнили? Повторите то же самое со вторым рядом слов.

Слова для двигательного, зрительного и слухового восприятия:

и) БЕРЕГ. СОБАКА. ПАРТА. САПОГИ. СКОВОРОДКА. РОЩА. ГРИБ. КНИГА. САМОВАР. ПАЛЬТО. СЛОВАРЬ. КАША ПРОРЫВ. МОРКОВЬ. ВОДА.

Количество правильно запомненных слов —... .

к) БОЧКА. КОНЬКИ. ОГУРЕЦ. ВАЛЬС. ПАРОХОД.

БУТЕРБРОД. ОБРЫВ. УЛЫБКА. МЯСО. ПАРТА. СОВЕСТЬ. МОРОЗ. ПИРОЖНОЕ. ОГОНЬ. ГЛИНА.

Количество правильно запомненных слов —... .

Объем зрительно-моторно-слуховойпамяти (Пзмс) находят

где и и к соответственно результаты выполнения п. и и к задания.

Задание 2. Исследуйте свою логическую и механическую память.

Прочитайте нижеприведенный ряд из пар слов (интервал между парой слов 3 с). Затем закройте слова листком бумаги и подсчитайте количество запомнившихся слов правой половины ряда. Запишите это число. Такую же работу проведите со вторым рядом слов.

а) Пары слов с логической связью:





ЗАМОК — КЛЮЧ

КОРОВА — МОЛОКО

ЩЕТКА — ЗУБЫ

СНЕГ — ЗИМА

ПЕРО — БУМАГА

ГОЛОВА — ВОЛОСЫ

КНИГА — УЧИТЕЛЬ

ЯБЛОКО — КОМПОТ

КУКЛА — ИГРАТЬ

ДЕРЕВО — ЛИСТ

ОЧКИ - ГЛАЗА

СОЛНЦЕ — ЛЕТО

МАШИНА — ЕХАТЬ

КОФЕ - ЧАШКА

УРОКИ — ШКОЛА

Количество запомнившихся слов (объем логической памяти Пл) - .. .

б) Пары слов без логической связи:

ГРИБ - ДИВАН

СПИЧКИ — ОВЦА

СТАКАН — ДРОВА

ЛОЖКА — ПЕТУХ

БОТИНКИ — ВЕТЕР

ЖУК - УЧИТЕЛЬ

РЫБА - ПОЖАР

СНЕГ — СТУЛ

СИНИЦА — ТРАМВАЙ

МОРЕ — ГРУША

ЗУБЫ — КОМПАС

КЛЕЙ — ВОРОТА

ПИРОГ — НОГА

ВЛАСТЬ — ЧУЛКИ

КАРАНДАШ — БАБОЧКА

Количество запомнившихся слов (объем механической па­мяти Пм) —... .

2. В течение 60 с прочитайте текст. В нем выделены шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.

В 1912 Г. В АТЛАНТИЧЕСКОМ ОКЕАНЕ ПРОИЗОШЛА КАТАСТРОФА. ОГРОМНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД «ТИТАНИК», ШЕДШИЙ ПЕРВЫМ РЕЙСОМ ИЗ ЕВРОПЫ В АМЕРИКУ, СТОЛКНУЛСЯ В ТУМАНЕ С ПЛАВАЮЩЕЙ ЛЕДЯНОЙ ГОРОЙ — АЙСБЕРГОМ (1), ПОЛУЧИЛ БОЛЬ­ШУЮ ПРОБОИНУ И СТАЛ ТОНУТЬ (2). «СПУСТИТЬ ШЛЮП­КИ», — СКОМАНДОВАЛ КАПИТАН, НО ШЛЮПОК ОКАЗА­ЛОСЬ НЕДОСТАТОЧНО (3). ИХ ХВАТИЛО ТОЛЬКО НА ПОЛОВИНУ ПАССАЖИРОВ. «ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ — К СХОДНЯМ, МУЖЧИНАМ НАДЕТЬ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОЯ­СА!» (4) — РАЗДАЛАСЬ ВТОРАЯ КОМАНДА. МУЖЧИНЫ МОЛЧА ОТОШЛИ ОТ БОРТА. ПАРОХОД МЕДЛЕННО ПОГРУЖАЛСЯ В ТЕМНУЮ ХОЛОДНУЮ ВОДУ (5). ОДНА ЗА ДРУГОЙ ОТЧАЛИВАЛИ ОТ ГИБНУЩЕГО СУД­НА ЛОДКИ С ЖЕНЩИНАМИ И ДЕТЬМИ. ВОТ НАЧА­ЛАСЬ ПОСАДКА В ПОСЛЕДНЮЮ ШЛЮПКУ (6).

И ВДРУГ К СХОДНЯМ, КРИЧА И ВОЯ, БРОСИЛСЯ КАКОЙ-ТО ТОЛСТЯК С ПЕРЕКОШЕННЫМ ОТ СТРАХА ЛИЦОМ (7). РАСТАЛКИВАЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ, ОН СО­ВАЛ МАТРОСАМ ПАЧКИ ДЕНЕГ И ПЫТАЛСЯ ВСКОЧИТЬ В ПЕРЕПОЛНЕННУЮ ЛЮДЬМИ ШЛЮПКУ (8).

ПОСЛЫШАЛСЯ НЕГРОМКИЙ СУХОЙ ЩЕЛЧОК — ЭТО КАПИТАН ВЫСТРЕЛИЛ ИЗ ПИСТОЛЕТА (9). ТРУС УПАЛ НА ПАЛУБУ МЕРТВЫМ (10), НО НИКТО ДАЖЕ НЕ ОГЛЯНУЛСЯ В ЕГО СТОРОНУ.

Количество правильно воспроизведенных мыслей (память логическая на мысли Пл) — можно установить 10 мыслей.

По результатам выполнения заданий 1—2 составьте характери­стику вашей памяти.

Объем памяти:

а) слуховой —... ;

б) зрительной —... ;

в) двигательной —... ;

г) механической —... ;

д) логической —... ;

е) образной —... ;

ж) словесной —...;

з) числовой — ... .

Задание 3. Выявите индивидуальные особенности своей па­мяти. Для этого вспомните и постарайтесь точно ответить на сле­дующие вопросы:

1. Какой материал запоминается вами лучше: одинаково внимательно прочитанный про себя или прослушанный?

2. Как лучше запоминаются движения при заучивании физи­ческих упражнений или практических действий на уроках тру­да: в зрительной форме (когда смотрите, как показывают движе­ния) или мышечно-двигательной (когда сами повторяете дви­жения)?

3. Какой материал запоминается легче, быстрее: конкретный (формулы, иностранные слова и т. п.) или отвлеченный (рассуждения, трактовка терминов, философские отступления и т. п.)?

4. Как отчетливо вспоминаются и переживаются воспоминания о перенесенном вами горе или радости?

5. Были ли случаи, когда на вопрос учителя не удалось дать ответ, но он всплыл в памяти сразу же после того, как вы сели на свое место?

6. Можете ли вы вспомнить внешний вид человека, его манеры поведения, с которым вчера случайно ехали в транспорте?

7. Как часто остаются в памяти, случайно услышанные слова, не имеющие к вам отношения?

8. Достаточно ли вам один раз внимательно прочесть доходчивый материал, для того чтобы воспроизвести его:

а) тут же;

б) на следующий день;

в) через несколько дней?

9. Вычислите, каких событий в вашей жизни за последние две недели было больше: приятных или неприятных? Для этого лист бумаги вертикальной чертой разделите на две части. Слева в графу со знаком «+» запишите приятные события, справа со знаком «—» — неприятные. Сравните их количество.

Ответы на это задание можно интерпретировать следующим образом (по пунктам задания):

1. В первом случае у вас зрительный тип памяти, во втором — слуховой.

2. В первом случае у вас зрительный тип памяти, во втором — двигательный.

3. В первом случае у вас хорошо развита образная память, во втором — словесно-логическая.

4. Если очень хорошо, то у вас хорошо развита эмоциональная память.

5. Если так случается, то у вас плохо развита оперативная память.

6,7. При утвердительном ответе у вас хорошая непроизвольная память.

8. Ответ на этот  вопрос характеризует вашу произвольную память, ее прочность.

9. Ответ на этот вопрос характеризует такое ваше личностное качество человека, как оптимизм.

Сравните результаты выполнения заданий 1—3.

Задание 4. Исследуйте свою произвольную память.

На рисунке вы видите таблицу, где схематично изображены гимнастические упражнения. Постарайтесь запомнить их, с тем, чтобы на рисунке на следующей странице отыскать эти упражнения и записать в тетрадь номера, которыми они обозначены.

Проверьте, сколько упражнений вы опознали правильно

Если верно опознаны 8—9 фигур и более, это очень высокий результат; 5—7 фигур — также достаточно хороший показатель; 3—4 фигуры — средний; менее 3 фигур — низкий.

Задание 5. Определите объем своей непроизвольной памяти.

1. Попробуйте вспомнить и описать все, что происходило с вами по дороге из дома в школу. Попробуйте дать отчет обо всем, что вы видели, слышали и делали.

2. Запишите свое первое воспоминание. Почему запомнилось именно это?

Итоговые вопросы

1. Назовите несколько профессий, специальностей, которые предъявляют повышенные требования к слуховой памяти человека.

2. Укажите названия профессий, предъявляющих повышенные требования к зрительной памяти.

3. Назовите профессии, предъявляющие требования к мо­торной памяти (памяти на движение).

4. Перечислите профессии, предъявляющие особые требования к логической (смысловой) памяти.

5. Приведите примеры профессий, предъявляющих повышен­ные требования к образной или словесной памяти.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на тему "Развитие памяти и образного мышления у учащихся коррекционной школы"

Автор: Блохина Галина Сергеевна

Дата: 14.06.2016

Номер свидетельства: 334376

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства