kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад. Создание коррекционно-развивающей среды- основа социализации школьников с проблемами в интеллектуальном развитии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под коррекционно-развивающей средой понимают систему медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию  детей с ОВЗ, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям их адаптации, реабилитации  и  социальной адаптации в целом.   Создание среды позволяет более четко определить и сформулировать задачи, которые способствуют усвоению и формированию  элементарных знаний, умений и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад. Создание коррекционно-развивающей среды- основа социализации школьников с проблемами в интеллектуальном развитии»

Создание коррекционно-развивающей среды на уроках математики – основа социализации школьников с проблемами интеллектуального развития.



Земцова Валентина Яковлевна

учитель математики

высшей категории


г. Железноводск

2019 год





Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в интеллектуальном развитии является основной задачей всей системы коррекционного образования. Социальная адаптация понимается, как конечная цель специального коррекционного образования, направленного на включение индивидуума в жизнь общества.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в частности с интеллектуальной недостаточностью – это дети с
особыми образовательными потребностями, спецификой
нарушения психического развития. Этим и определяется особая логика построения учебного процесса, которое находит свое отражение во всей структуре и содержании коррекционного образования. 
Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной
перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были, есть и будут доминирующими. 

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач коррекционной школы для детей с умственной отсталостью:

  1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.

  2. Воспитание умственно отсталых детей, формирование у них правильного поведения.

  3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

  4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Цель коррекционно-развивающего обучения – создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала. Достижение этой цели возможно при определенных условиях, а именно в результате создания коррекционно-развивающей среды.

Среда обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме. Понятие «среда» рассматривается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова — это все то, что окружает ребенка в процессе обучения и способствует его развитию. Социально культурное окружение — это люди (педагоги, сверстники, родители), предметы окружающего реального мира, игрушки, наглядные и дидактические пособия, игры и так далее. В узком смысле слова — это и предметно-пространственная, и архитектурная, и ландшафтная среда. Предметно-пространственная среда — это окружение, создаваемое вокруг ребенка, которое соответствует естественному процессу его развития, формирует мотивацию к деятельности, способствует развитию познавательной активности и коррекции имеющихся нарушений. Основным требованием к предметной среде является ее развивающий характер, возможность для ребенка реализовать в ней зону своего ближайшего развития. Решение задач коррекционной школы для детей с умственной отсталостью предполагает создание в целом в школе коррекционно-развивающей среды.

Под коррекционно-развивающей средой понимают систему медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию детей с ОВЗ, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям их адаптации, реабилитации и социальной адаптации в целом.   Создание среды позволяет более четко определить и сформулировать задачи, которые способствуют усвоению и формированию элементарных знаний, умений и навыков. Работа по созданию такой среды в нашей школе проводится систематически. Медицинское и психологическое сопровождение детей с умственной отсталостью проводится по плану. Создание коррекционно - развивающей среды на каждом уроке, всеми педагогами школы является необходимым условием для решения образовательных задач по предмету. Вся система коррекционно-развивающей работы направлена: на реализацию комплексного индивидуально - ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.

Коррекционная работа на уроках математики, обеспечивающая формирование навыков у детей, предполагает:

  • Диагностику уровня знаний умений и навыков учащихся;

  • обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультация семьи;

  • взаимодействие с врачами-специалистами, осуществление контроля состояния здоровья детей и оказания своевременной помощи;

  • проведение уроков с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  • использование игровой мотивации на всех уроках;

  • практическую направленность уроков.

Важным условием для успешной интеграции учащихся в социум является умение применять полученные знания на практике. Через решение математических заданий, направленных на формирование прикладных умений, идет подготовка их к самостоятельной жизни, трудовой деятельности. Умственно отсталые школьники, даже овладев знаниями, не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач, у них не возникает ассоциаций между определенными математическими знаниями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций. Процесс обучения математике следует строить так, чтобы знания, полученные на уроках других предметов, а также трудовой опыт учащихся использовались на уроках математики, повышали интерес к изучению этого предмета, показывали жизненную необходимость математических знаний.

Низкий уровень мыслительной деятельности школьников с нарушением интеллекта затрудняет переход от практических действий к умственным действиям.

Учитывая это при проведении уроков, современная дидактика особое значение придает методам обучения, развивающим способности учащихся. Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изученного материала, возрастом и уровнем развития учащихся. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения в коррекционной школе, подготовка учащихся к овладению определенной профессией, а также решение задач социальной адаптации.

Создание коррекционной среды на уроках математики позволяет решать такие проблемы, как наглядность, доступность преподавания, создание доброжелательной комфортной атмосферы.  Меняется место педагога как ведущего субъекта образовательного процесса с позиций “транслятора” (когда в основу педагогического процесса ставились знания, умения и навыки, а ребенок является средством достижения цели) на позицию “педагога – организатора”, призванного создавать условия для самореализации личности ребенка.

Современная педагогическая технология, применяемая в учебно-­воспитательном
процессе -­­­ это продуманная во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по организации и проведению
учебного процесса. Создание на уроке комфортных условий для учащихся и учителя.
В своей работе применяю педагогические технологии:

  • Технология коррекционно­ развивающего обучения позволяют наиболее гибко корректировать дефекты каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
    Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:
    1) коррекция восприятия, внимания и различных видов мышления;

2) Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы;

3) Развитие и коррекция речи и обогащение словаря;

4) ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях каждого ученика.

  • Технология дифференцированного обучения.

Дифференцированный подход является одним из составляющих психологического комфорта учащихся, поскольку предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках
такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя
комфортно. В результате повышается качество обучения.


  • Элементы технологий Лысенковой С.Н.

1) Использование опорных схем; Это опорные схемы, или просто 
опоры, выводы, которые рождаются на глазах учащихся в процессе 
объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, 
чертежа, рисунка.

Опорные схемы (схемы, таблицы) позволяют быстрее продвигаться в учении, 
систематизировать свои знания, развивать логическое мышление, речь 
учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Использование опорных схем на уроке позволяет сэкономить время, например, 
на этапах объяснения и обобщения материала, и увеличить промежуток 
времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и 
умений при выполнении практических работ.
Опорные схемы – это выводы, к которым учащиеся должны прийти в 
момент объяснения или обобщения материала. Оформлять их можно по-­
разному: в виде таблиц, карточек, рисунков и т.д.
Схемы должны постоянно подключаться к работе на уроке. Основные схемы 
должны находиться перед глазами учащихся несколько уроков подряд до 
полного усвоения учебного материала. Дети усваивают их осмысленно. 
При оформлении схемы на этапе объяснения нового материала, учитель обязан 
комментировать всё, что происходит на доске. 
Схема – это опора мысли ученика, опора его деятельности. Опорные схемы 
обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп урока.
Концептуальные положения её технологии таковы:
личностный подход в педагогике сотрудничества;
успех – главное условие развития школьников в обучении;
комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;
предупреждение ошибок, а не работа над ними;
последовательность, системность с помощью комментированного управления;

2) Управляемое комментирование. Методический приём «Комментируемое управление» представляет, по 
существу ответ с места о том, что делает ученик:
«думаю, говорю, записываю».

В технологии С.Н. Лысенковой используется масса методических 
приёмов: дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время», когда он может ответить.

  • Элементы технологии проблемного обучения.

Постановка и решение проблемы при изучении нового материала с привлечением практического опыта учащихся и актуализации ранее полученных знаний. Проблемный подход в обучении математики, способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, нужно научить учащихся получать знания не только от учителя, ну и самим их добывать. Задания «найди ошибку»- все учащиеся с интересом работают, потому что они выполняют сравнение своей домашней работы и то, что написано на доске. Многие хотят найти эту ошибку первыми. Создание проблемных ситуаций через различные способы решения задачи. При таких ситуациях активизируются все учащиеся, продуктивно работает мышление.

  • Игровые технологии.

ИГРА – по утверждению философов – это особый феномен детства,
поскольку именно игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным
признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом. При использовании игровых приёмов и ситуаций на уроках перед школьниками ставится дидактическая цель в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства.
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом. Применение игровых технологий повышает познавательный интерес у учащихся и существенно влияет на формирование положительной мотивации к обучению.

  • Здоровье сберегающие технологии.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И
решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих
технологий.
1.На каждом уроке создается комфортная среда:

- поддержание интереса к изучаемому материалу, использование наглядных методов обучения и ИКТ;

- убеждение уч-ся в необходимости получения знаний по предмету;

- материал излагается доступно, опираясь на предыдущий опыт уч-ся;

- в течение урока чередуются различные виды деятельности;

- дозируется учебный материал с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

- постоянно оказывается квалифицированная направляющая помощь;

- в течение всего учебного времени формируются навыки самостоятельной работы, создается ситуация успеха;

- стремление с помощью различных приемов снизить уровень тревожности и напряженности.

2.Чередование умственного труда и отдыха (проводятся видео и музыкальные физминутки):

- упражнения для профилактики сколиоза;

- упражнения для кистей рук;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз, (электронные физминутки для глаз).

3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм:

- проветривание классных помещений;

- организация влажной уборки классов.

4.Учебные пособия, применяемые на уроке, соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

5.Отношение к учащимся уважительное в сочетании с требовательностью, воспитание в уч-ся чувство любви друг к другу и уважения, а также чувство юмора.

  • Информационно коммуникационные технологии.

Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на её поиск.
Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет наиболее полно использовать познавательные возможности учащихся. Необходимость использования информационных технологий на уроках математики в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для школьников с ОВЗ компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации к учению, один из способов социализации.

Применение современных педагогических технологий на уроках математики доказало улучшение качества знаний учащихся по предмету, повышение познавательной их активности, развитие любознательности, овладение учащимися компьютером на уровне пользователя, что в свою очередь создаёт коррекционно -­ развивающую среду как способ коррекции недостатков личности учащихся школы VIII вида и их активной социализации.


Литература.

  1. Борщанская, А. К. «К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида». Дефектология №2, 2002г.

  2. Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция». «Коррекционно-развивающая система развития и обучения детей-инвалидов в условиях специальных учреждений» (методическое пособие для учителя). М., 2001г.

  3. Хименкова Е. С. Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном процессе специальной школы интегрированного типа. – Молодой ученый. — 2014 г. — №3

4. Гайдукевич С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учебно-методическое пособие – Минск: БГПУ, 2006 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Земцова Валентина Яковлевна

Дата: 29.10.2019

Номер свидетельства: 524752


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства