Доклад «Реализация ФГОС НОО обучающихся с нарушением зрения».
Доклад «Реализация ФГОС НОО обучающихся с нарушением зрения».
Коррекционная работа в школе-интернате осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребена. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Главным является и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Реализация ФГОС НОО обучающихся с нарушением зрения».»
«Реализация ФГОС НОО обучающихся с нарушением зрения».
Учитель- тифлопедагог
ГБОУ «Валуйская
общеобразовательная
школа- интернат»
Толстых Е.А.
Коррекционная работа в школе-интернате осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Главным является и создание условий, в максимальной степени, способствующих развитию ребенка.
Коррекционная работа при освоении основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности на специально-организованных коррекционно-развивающих занятиях. Особенностью плана коррекционной деятельности школы, реализующей адаптированные основные образовательные программы, является сочетание коррекционно-развивающих курсов с занятиями в рамках внеурочной деятельности, позволяющими обеспечить обучающимся с ОВЗ не только всестороннее развитие, но и усвоение содержания учебных предметов. Согласно Учебному плану школы- интерната, разработанному на основании Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации и действующего СанПиНа 2.4.2.3286-15 составляется расписание уроков для обязательной внеурочной деятельности по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, а также коррекционно- развивающей области:ритмика, адаптивная физическая культура, охрана и развитие зрительного восприятия, социально- бытовая ориентировка, развитие коммуникативной деятельности, пространственная ориентировка (ФГОС НОО слабовидящих и слепых обучающихся (варианты 4.2.; 3.2.).
А для обучающихся по вариантам 4.3; 3.3(ФГОС НОО слепых и слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Во внеурочной деятельности отсутствует общеинтеллектуальное направление, но добавлено индивидуальное коррекционное занятие из коррекционно- развивающей области.
Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно- развивающую область), составляет не более 1690 часов. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью в 1-5 классах составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно- образовательную область в течение всего срока обучения на ступени НОО) и определяется приказом образовательной организации.
В школе- интернате разработана Программа коррекционной работы , которая основывается на принципах коррекционной работы и служит для определения содержания и последовательности коррекционно-развивающей деятельности обучающихся слепых и слабовидящих обучающихся. Представляя информационно-методическую и организационную функции, данная коррекционная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии развития или коррекции, осуществляющихся в школе-интернате. Организационная функция предусматривает выделение этапов коррекционно-развивающего процесса, структурирование планируемых результатов на уровне общего образования и перечень необходимых организационных и психолого-педагогических условий на каждом этапе освоения программы. Цель программы - оказание помощи слепым и слабовидящим школьникам в освоении АОП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальная адаптацию.
Программа коррекционной работы в школе-интернате реализуется через проведение собственно коррекционной, консультативной и информационно-просветительской работы.
Согласно АООП ФГОС НОО коррекционная работа ведется по пяти модулям.Концептуальный модуль – это медико-психолого-педагогическое сопровождение: работа медико-психолого-педагогического консилиума, составление карты индивидуального сопровождения обучающегося, диагностика познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся, аналитическая и организационная работа).
Диагностико-консультативный модуль - изучение ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность. Лечебно-профилактический модуль - проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий, использование здоровьесберегающих технологий. Социально-педагогический модуль - повышение уровня профессионального образования педагогов; организация социально-педагогической помощь детям и их родителям.
Коррекционно-развивающиий модуль - создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, оказание своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекция недостатков в психическом развитии детей с ЗПР, что способствует формированию универсальных учебных действий уобучающихся.
На основе коррекционной программы, с учетом индивидуальных маршрутов обучающихся специалисты составляют графики своей работы, а учителя-дефектологи – рабочие программы для каждого класса. Планирование деятельности в рабочей программе учителя-дефектолога для каждого класса предусматривает, с одной стороны, единство разделов программы, а с другой - возможность корректировки содержания коррекционных занятий в зависимости от уровня подготовленности учащегося, зафиксированного в «Карте здоровья и индивидуального развития», и содержания задач коррекционной работы, указанных в индивидуальном маршруте учащегося. На основании этих данных в рабочую программу вносятся планируемые результаты. Составляя рабочую программу, учитель-дефектолог также должен ориентироваться на содержание учебно-методического комплекса (УМК), адаптированных учебных общеобразовательных программ, реализуемых в школе-интернате.
Помимо учителей-дефектологов коррекционная работа может проводиться учителями-предметниками, разрабатывающими свои коррекционные программы с целью преодоления трудностей, возникающих у слепых и слабовидящих учащихся в процессе освоения адаптированных учебных общеобразовательных программ.
Одним из условий успешного обучения детей с нарушением зрения в условиях введения ФГОС НОО является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ. Коррекционно-развивающие занятия являются не только формой обучения, но и условием, которое обеспечивает успешное освоение содержания учебных предметов, предусмотренных образовательной программой образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется с учетом психофизических особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и программами коррекционно-развивающей направленности. Указанные особенности учитываются при составлении плана внеурочной деятельности, режима занятий и наполняемости групп при проведении занятий. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с обучающимися на основании заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), в котором указаны условия реализации образовательной программы и результатов углубленной диагностики педагогов, психолога, дефектолога, логопеда. При изучении развития и индивидуальных особенностей обучающегося принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Коррекционные занятия проводятся в различных формах: индивидуально, в группах по 3-4 человека, в группах по 5-6 человек, фронтально. Группы и подгруппы формируются на основе тщательного изучения психофизического состояния ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого школьника. Время проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий составляет 20-30 минут как индивидуально, так и малыми группами (наполняемость групп - 2-3 учащихся).
Сочетание коррекционных занятий с основным образовательным процессом создает оптимальные условия для всестороннего развития обучающихся со зрительным дефектом, обеспечивая при этом возможность эффективного усвоения программного материала. Коррекционно-развивающая область, коррекционные курсы направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.
При проведении коррекционно- развивающих занятий в рамках обучения детей с нарушением зрения в условиях введения ФГОС НОО тифлопедагоги испытывают следующие затруднения:
1)Индивидуально-дифференцированная работа.
2)Наглядные пособия.
3)Диагностическая работа.
4)Не соответствие кабинета (приспособленный).
Как тифлопедагог я и мои коллеги- педагоги школы - наблюдаем за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддерживаем постоянную связь с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- составляем психолого-педагогические характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.
- составляем индивидуальный маршрут сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- формируем микроклимат в классе, который способствует тому, чтобы каждый учащийся чувствовал себя в школе комфортно;
- организовываем внеурочную деятельность, направленную на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Чтобы повысить качество коррекционной работы
- формируем УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучаем детей;
- устанавливаем взаимосвязь между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- используем более медленный темп обучения, многократное возвращение к изученному материалу;
- максимально используем сохранные анализаторы ребенка;
- разделяем деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- используем упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, развития мелкой моторики и зрительного восприятия.