Просмотр содержимого документа
«Доклад "Особенности профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ"»
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.
Профессионально – трудовое обучение в коррекционных школах VIII вида –необходимо для получение новых профессиональных технологических и практических навыков. Эффективность профессионально – трудового обучения должна обеспечивать общее развитие личности. Развитие социальных навыков, положительного отношения к труду составляет значительную часть профессионального обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе–интернате.
Для детей с ОВЗ исключительную важность представляет трудовая деятельность. В нашей школе значительную часть учебного времени занимает трудовое обучение. Его цель – подготовка работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. В процессе трудовой деятельности у учащихся формируются и развиваются многие личностные качества: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма.
Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Основная задача трудового воспитания – дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться.
Как же помочь в этом плане учащимся в самоопределении, самореализации - это и есть наша задача - оказание помощи в выборе трудового пути.
Программа трудового обучения по с ̸х труду рассчитана на подготовку учащихся к работе в сельском хозяйстве в качестве рабочих овощеводческих, садоводческих бригад, а так же на животноводческих фермах с частичной механизацией процессов и для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах,
Обучение по предмету с ̸ х труд проходит с 4 по 9 классы.
Для осуществления практической части уроков в школе имеется:
Теплица
Земельный пришкольный участок
В 4 классе учащиеся знакомятся с цветочными культурами.
В программу 5 класса входят работы по уборке урожая овощей. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с биологическими и морфологическими особенностями картофеля и гороха, агротехникой их возделывания. По животноводству овладевают приемами ухода за кроликами.
На уроках в 6 классе учащиеся учатся обрабатывать почву, убирать картофель, сажать чеснок. На занятиях по растениеводству знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания корнеплодов, репчатого лука. Также учащиеся узнают свойства и условия хранения органических удобрений.
В 7 классе раскрываются особенности выращивания капусты, кустарников. Знакомятся со свойствами и применениями минеральных удобрений, а также знакомятся с правилами содержания свиней.
В 8 классе программа продолжает знакомить учащихся с основами семеноводства и садоводства. Ребята узнают об овощеводстве в открытом грунте. Тема «Животноводство» знакомит их с крупным рогатым скотом.
В 9 классе учащиеся закрепляют полученные ранее знания и навыки.
Уроки по сельскохозяйственному труду способствуют профориентации и социальной адаптации учащихся, они не только развивают их умственный и сенсомоторный потенциал, но и положительно влияют на личностные свойства, формируют у учащихся готовность и способность к активному участию в труде. Моя задача, как учителя, заключается в формировании знаний, умений и навыков в работе, формирование определенных качеств личности, норм и правил поведения, формирование умения правильно выстраивать свои отношения с окружающими, воспитание любви к труду, желания и умения трудиться, формирование у учащихся умения адекватно, в соответствии с собственными возможностями, планировать жизненную перспективу.
На уроках с ̸ х труда учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, которые закрепляются во время летних практических работ на пришкольном участке, соответственно возрастным периодам развития ребенка и их индивидуальным психическим и физическим возможностям.
Большую роль для профессионально – трудового обучения играют экскурсии. Один год мы выезжали с детьми на две экскурсии в крестьянские хозяйства. Одна из них – экскурсия на овцеферму, где дети ознакомились с условиями содержания овец и работами, проводимыми на ферме рабочими. На следующей экскурсии дети побывали уже на животноводческой ферме, где узнали о видах крупного рогатого скота, об оборудовании коровника, о приёмах ухода за коровами, о кормлении коров, об уходе за телятами. Ребята буквально засыпали зоотехника своими вопросами. Впечатлений было много!
Таким образом, к моменту выпуска из школы у учащихся происходит формирование практических навыков по технологии выращивания овощных культур: картофеля, лука, чеснока, моркови, свеклы, капусты, томатов, выращивания рассады цветочных растений. У каждого выпускника сформированы навыки самостоятельной работы по подготовке почвы к посадке, они в состоянии проводить посев семян и высадку рассады в грунт, производить уход за выращиваемой культурой, проводить уборку урожая, сортировку овощей, знают условия хранения, умеют перерабатывать томаты, капусту. Некоторые выпускники после окончания школы будут иметь приусадебное и подсобное хозяйство, где они могут применить полученные знания и трудовые навыки для дальнейшего жизнеобеспечения семьи.