Доклад на тему: «Формирование экологической грамотности воспитанников школы-интернат, как одно из условий успешной интериоризации».
Доклад на тему: «Формирование экологической грамотности воспитанников школы-интернат, как одно из условий успешной интериоризации».
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Формирование экологической грамотности воспитанников школы-интернат, как одно из условий успешной интериоризации».»
школы-интернат, как одно из условий успешной интериоризации».
Одна из черт экологического мышления – это способность воспринимать мир не столько как склад природных ресурсов, сколько как дом. Сегодня 15% территории России по данным ООН – зона экологического бедствия и неблагополучия. Среди причин можно назвать низкий уровень экологической культуры, под которой подразумевается экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования. Показателем экологического образования может служить реальная экологическая деятельность учащихся, направленная на улучшение окружающей среды своей местности. В настоящее время вклад естественных наук в общее образование подрастающего поколения повсеместно возрастает. Это определяется, прежде всего, современным критическим этапом взаимодействия природы и общества. Вопрос: "Каково место человека в природе?" - должен решить для себя каждый. От правильности ответа на поставленный вопрос, в конечном итоге, будет зависеть выживание человечества на планете Земля.
Развитию экологической культуры учащихся школы-интерната до сих пор внимания не уделялось, что отражает тенденцию современной науки и практики. Надо осознать, что для учащихся школы-интерната особенно важно гармонизировать пространство их жизнедеятельности, формировать экокультурные ценности, нравственно-экологическое отношение к окружающему социуму, природе, людям и самим себе через системное накопление позитивного опыта взаимодействия с социоприродным окружением. Гарантом позитивной социализации учащихся школ-интернатов, их успешной самореализации в самостоятельной жизни может быть только система их собственных ценностей, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим, добровольное, свободное соблюдение моральных требований, связанных с отношением к окружающему миру. В условиях школы-интерната воспитанники постоянно находятся в кругу сверстников, под влиянием одних и тех же впечатлений, педагогических воздействий, у детей отсутствует постоянный контакт с семьей как один из основных источников жизненного опыта. Необходимо создание условий для многообразия форм субъектного взаимодействия его участников, создания оптимальных условий для воспитанников в освоении новых пространств, новых видов деятельности, ролей, системы отношений, способствующих формированию экологической грамотности.
Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения. Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме.
Главной целью экологической грамотности, на мой взгляд, является формирование экологической культуры. Под которой следует понимать совокупность экологически развитых сознания, эмоционально – чувственной, нравственной, деятельностной сфер личности.
Работая в этом направлении, я поставила следующие задачи:
- формирование активной жизненной позиции по защите и сохранению окружающей среды;
- обучение воспитанников знаниям и навыкам, необходимым для грамотного обсуждения вопросов социально - экологических отношений и принятия собственного решения;
- формирование экологического поведения школьников, вовлечение их в различного вида экологическую социальнозначимую деятельность и формирование у них опыта эколого - правового поведения.
В целом выполнение этих задач позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний.
Как известно, экологическое образование служит одним из важнейших условий обеспечения экологической безопасности, сохранения и укрепления здоровья всех возрастных и социальных групп населения. При этом особенно важно обеспечить экологическую образованность школьников – детей и подростков, будущих граждан России. разнообразной, личностно и общественно значимой.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. На уроках биологии, географии, обществознания, трудового обучения учащиеся с ОВЗ получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Но эти знания ограничены программными требованиями и не учитывают индивидуальные интересы детей, особенности местности, в которой проживают воспитанники.
Опыт работы в школе-интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением.
В своей работе использую традиционные формы – это воспитательные занятия, экскурсии, походы, прогулки. Провожу их систематически. Весь материал распределяю по принципу: "От простого к сложному". Развитию логического мышления, творческого воображения способствуют загадки на экологическую тему. Поэтому я часто использую их в своей работе. Среди методов и приемов хочется выделить такой методический прием как сказка. Сказки экологического содержания, в которых можно наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на психологию школьника, способствуют усвоению знаний о природе в доступной, увлекательной форме, содействуют привитию не только любви к природе, сознанию необходимости ее охраны, но и любви к Родине. Экологические сказки я широко использую во внеклассной работе, привлекая учащихся к их созданию. Так мною была проведена театрализованная сказка-спектакль «Колобок». Где дети помогали героям сказки сделать лес чище, красивее и богаче. Вывели правила поведения в природе, вывесив их на доску экологических знаков.
Планирование занятий стараюсь увязать с программой по биологии, географии, обращаю внимание на межпредметные связи. В ходе своей работы я провожу внеклассные мероприятия, беседы, занятия, которые направлены наформирование начал экологической грамотности: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе, к людям, как к части природы. Важнейшей задачей занятий является преодоление потребительского отношения к природе, формирование убеждения, что бережное отношение к природе – долг каждого человека. Так во время проведения таких занятий, как «И станет мачехой Земля», «Земля наш общий дом» дети узнали о грозящей планете экологической катастрофе и сделали соответствующие выводы. Такие занятия формируют познавательную самостоятельность, дифференцируют воспитание, что приводит к осмысленному пониманию экологических законов и правил общества в котором им предстоит в дальнейшем жить. С большим интересом дети узнают новое о знакомых с детства растениях, животных. Например,на занятиях по темам: "Берегите воду", "Лекарственные растения Волгоградской области", «Редкие животные нашей местности», "Витамины нашего стола" и т.д. Кроме традиционных форм активно использую и нетрадиционные формы работы с детьми: викторина "Знатоки природы", экологическое путешествие «Войди в лес другом» и т.д. Эти мероприятия не только красочные, несут в себе большой эмоциональный заряд, но и вовлекают в экологическую деятельность воспитанников.
Ребята рисуют рисунки и плакаты, изготавливают поделки из бросового и природного материала. Всегда обращаем внимание детей на то, что для изготовления поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы. При изготовлении поделок из бросового материала обращаю внимание детей, что ненужному сырью можно дать вторую жизнь, не засоряя при этом природу.
Всегда изучая, наблюдая природу, видя бездумное отношение людей к ней, задаю детям вопрос: "А что мы с вами можем сделать для природы?" Предложения детей рассматриваю и совместно принимаем решение, что будем делать
Полученные знания на занятиях, беседах нужно подкреплять делом. Игры наиболее радостный вид деятельности для изучения экологии. Игры и игровые моменты позволяют развивать у ребят экологически правильную деятельность. Они позволяют решать задачи не только экологического, но и эстетического, нравственного и физического развития и формирования личности ребенка.
Необходимо расширение контактов воспитанников с природой. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для воспитания экологической грамотности . Именно во время экскурсий, походов я стараюсь привить детям любовь и бережное отношение к родному краю.
Эколого-патриотическое воспитание является одним из факторов становления личности и сохранения исторического и природного наследия России.
Весной проводится ежегодный субботник, где воспитанники совместно с педагогами облагораживают территорию школы.
В прошлом году воспитанниками школы-интерната сосместно со взрослыми начато обустройство, выражаясь более научным словом, реконструкция, школьного участка.
Так же ежедневно ребята принимают участие в облагораживании школьной территории. Две недели назад мы в отряде посеяли цветы для школьных клумб, ребята с интересом наблюдают за взошедшими цветами и планируют далее ухаживать за ними уже на клумбе.
Весной и летом они ухаживают за растениями, посаженными на пришкольном огороде, осенью собирают урожай.
Заключение Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы, умении применять экологические знания за пределами школы. И пусть результаты работы ещё не так различимы, но я считаю, что кропотливая работа в этом направлении способствует повышению общей культуры наших воспитанников, формированию их нравственного облика и экологической грамотности.