Доклад на ШМО учителей общеобразовательных предметов «Личностно-ориентированное обучение в современном образовании: дидактический аспект».
Доклад на ШМО учителей общеобразовательных предметов «Личностно-ориентированное обучение в современном образовании: дидактический аспект».
В докладе рассматривается дидактический аспект обучения в процессе личностно-ориентированного обучения и акцентируется внимание на основных принципах личностно-ориентированного урока как способе повышения эффективности его качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на ШМО учителей общеобразовательных предметов «Личностно-ориентированное обучение в современном образовании: дидактический аспект».»
3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Доклад на ШМО учителей общеобразовательных предметов
«Личностно-ориентированное обучение в современном образовании: дидактический аспект».
Выполнила: А.И. Овсянникова
Красные Баки
2019 г.
В докладе рассматривается дидактический аспект обучения в процессе личностно-ориентированного обучения и акцентируется внимание на основных принципах личностно-ориентированного урока как способе повышения эффективности его качества.
Гуманистическая педагогика рассматривает обучение как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Признание самоценности личности, её права на развитие и проявление индивидуальных способностей, создание условий для её творческой самореализации – всё это определяет общий гуманистический подход к образованию. Современный этап гуманизации образования определил главные направления педагогических поисков – область личностно ориентированного обучения и развития, признающего ценность каждого человека.
В современной педагогической теории и практике есть попытки по-новому толковать общие подходы к гуманизации образования. Сегодня в условиях перехода на ФГОС уже можно говорить об ориентации на личность учащегося как цели образования и о переходе от традиционного к личностно-ориентированному образованию, сущность и специфика которого тесно связаны с гуманистическими принципами.
Сущность и назначение личностно-ориентированного образования:
признание основной ценностью образования становление личности как индивидуальности;
наличие технологий, позволяющих осуществлять разноуровневый подход в обучении;
предоставление каждому ребёнку права выбора собственного пути развития, поддержка личности на пути его саморазвития
Образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Дать образование – помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству.
Суть отношения учителя к ученику определил Ш.А. Амонашвили, обосновавший личностно-гуманный подход в образовании как таковой, при котором педагог исходит из того, что у каждого ребёнка в его поступках есть личностный смысл, есть и личностная значимость учения; опираться на которую необходимо в педагогическом процессе. Если же такого личностного смысла нет, то надо помочь ребёнку обрести его.
Чем определяется эта необходимость сегодня?
Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстаёт как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.
В основе модели личностно-ориентированного образования –психолого-педагогическая концепция, поэтому в ходе реализации необходимо психолого-педагогическое сопровождение, участие, помощь и поддержка психолога.
Каковы, на наш взгляд, наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока?
Использование субъектного опыта ребёнка. Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний. Понимание является основным компонентом процесса учения.
Вариативность заданий, предоставление ребёнку свободы выбора при их выполнении и решении задач и вместе с тем формирование ключевых компетенций, необходимых ученику в различных видах его деятельности.
Обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно развивающей. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
Учитель, работающий в личностно-ориентированной парадигме, вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и предметником, и психологом. Роль педагога заключается в умении профессионально использовать данные о ребёнке в учебном процессе, создании культурно- развивающего пространства с тем, чтобы дать каждому ребёнку возможность проявить себя. Учитель выступает не столько в роли транслятора знаний, сколько в роли организатора и координатора учебной деятельности. Сначала такая перестройка профессионального сознания повышает у педагогов чувство тревожности, вызывает большие трудности, так как необходимо не только повышать свой методический уровень, но и разрабатывать принципиально иные конспекты уроков, их дидактическое обеспечение.
Какие критерии личностно-ориентированного урока делают его более эффективным и способствует повышению качества образования?
Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана).
Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьёзное внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы, а образовательный процесс должен быть обогащён положительными эмоциями.
Использование субъектного опыта учеников.
Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеников.
Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетания фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Ученики в классах, где реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, характеризуются устойчивыми интересом к предмету, умеют осознанно планировать свою деятельность, цели деятельности ставят самостоятельно. Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку, проявляют интерес к учебному материалу. В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: учащиеся осваивают содержание знаний, овладевают системой компетенций, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.
Использованная литература.
Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова . М.:ТЦ «Сфера», 2003
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.,1998
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по – разному?- М.,ВладоПресс, 2005 4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.:Сентябрь,2000