kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на педагогическом совете по теме: «Формирование интереса к чтению младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного,

правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования

младших школьников. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта

самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов

читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете по теме: «Формирование интереса к чтению младших школьников»»

ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»








Доклад

на педагогическом совете

по теме:


«Формирование интереса к чтению

младших школьников»

















Подготовила:

учитель начальных классов

Мандрыгина С.Н.












2020 г.


Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного,

правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования

младших школьников. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта

самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов

читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.

Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-

кладезю знаний, идей, мудрости опыта.

У нас в стране существует проблема с детским чтением. Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Я согласна с Н. Ф. Виноградовой в том, что для ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».

А читаем мало и в школе и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и

полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого - ребёнку. Одна из

причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет

читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно

воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух необходимо чтение вслух, которое

является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль

чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух

важно не только для дошкольников и младших школьников, но и более в старшем возрасте.

Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, нашей целью является

разработка условий, способствующих развитию интереса к чтению и формированию

личностного качества ребёнка: читательской самостоятельности. Задачи вы видите на экране презентации.


В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению.

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении:

- занимательности, сильных эмоциональных переживаний

Одним из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы на урочной деятельности. А для этого необходимо использовать различные методические техники, приемы, наглядные пособия как в урочной деятельности.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.

Например:

  • Инсценирование текста или отрывка.

  • Выборочное чтение (с определенным заданием).

  • Чтение в лицах.

  • «Жужжащее чтение».

  • Чтение цепочкой по предложению.

  • Чтение цепочкой по абзацу.

  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение:

Я хочу вас познакомить с одним из многих приемов, которые я использую в работе.

1.Прием "Чтение с остановками"

Данный прием содержит все стадии технологии:

- 1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

- 2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

- 3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы .

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

(Показать творческие работы учащихся к различным произведениям.)

Также в своей работе я использую и другие приемы, как:

2.Приемы графической организации учебного материала:

Прием "Цветопись"

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

(Показать работы учащихся)

3. Е.С. Антонова центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников считает организацию литературных игр и литературных праздников. Игровая деятельность остаётся одной из ведущих в младшем школьном возрасте, это неоспоримый факт.

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

(показать карточки со сказочными героями)

Литературные игры делят следующим образом:

- дидактические игры и упражнения по развитию речи;

-игры со словами (Во многих классах есть настольная игра «Найди слово». Это хорошее подспорье в такой работе. Этой игрой можно заняться и на уроке и во внеурочное время);

-внутришкольные конкурсы чтецов и др.

4.Одной из форм по развитию интереса к чтению является я считаю - проект.

Во 2 классе у нас был проект «В гостях у сказки». Этот проект был как публичный смотр достижений учителя и учащихся за данный период обучения. На тот момент многие ученики класса умели пересказывать прочитанное, но плохо читали. Мне хотелось повысить темп и скорость чтения, их выразительность. Каждый ученик выбрал одну из изученных сказок и её представлял в чтении и в своей творческой работе. (показать творческие работы учеников в проекте).

В своей работе я стараюсь использовать и другие упражнения:

1. Речевая зарядка. Каждый урок начинать с речевой зарядки (2 – 3 минуты). Такая

зарядка способствует развитию чёткости и правильности речи. Каждая речевая

зарядка заканчивается работой над скороговоркой.

2. Чтение за диктором. В качестве диктора выступает учитель. При чтении диктор

ведёт за собой слабых учащихся, помогает выработке слитного чтения слов.

3. Чтение в парах. Хорошо читающие ученики вместе со слабыми учениками..

Задача слабых учеников – не отставать от сильных. Задача хорошо читающих –

читать как можно быстрее и выразительнее. Чтение в парах или группах

обеспечивает перспективу в чтении для слабочитающих детей.

4. Многократное чтение. Вырабатывается навык более быстрого чтения.

5. Упражнение «губы». Это упражнение необходимо для чёткого разграничения

детьми чтения « молча» и «вслух». К плотно сжатым губам по команде «читать

про себя» дети прикладывают палец левой руки к губам.

6.Упражнения над артикуляцией( чистоговорки, скороговорки, логопедические песенки, логопедические попевки)

7.Чтение по ролям.


Итак, подводя итог сказанному:

Уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью

учащихся неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким

образом, на уроках чтения, а также на внеклассном чтении решаются основные проблемы начального обучения – совершенствование навыка чтения и работы над пониманием прочитанного.

Динамика сформированности навыка чтения показала, что учащиеся адекватно

воспринимают изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздать в воображении картины жизни. Почти все дети класса укладываются по темпу чтения в контрольных срезах.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Начальная школа должна сформировать младшего школьника как осознанного читателя,

проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне

данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской

книгой (то есть, читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего

определённой начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным,

эмоциональным развитием.

2.Работа по формированию читательской самостоятельности продолжается.

3.Выявления уровня сформированности самостоятельности и уровня литературного

развития будут проводиться в конце каждой четверти.


Список используемой литературы.

Беленькая Л. И. ребёнок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение,

1969.

Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. Начальная школа. – 1989 - №5.

Граблёва В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических

произведений.

Дьяченко О. М., Агеева Е. Л. – М. Просвещение, 2001.

Козырёва А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения. Начальная школа. – 2000.

№11.

Колесникова О. И. Филологические основы работы над произведением на уроках

литературного чтения. Начальная школа.- 1981, №11

Кочаровская З. Д. Краткий пересказ в начальных классах. Начальная школа. – 1981, №5.

Кубасова О. В. Приём драматизации на уроках чтения. - Начальная школа. – 1985, №12.

Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная

школа. – 1991, №9.

Кудрина Г. Н. Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у

школьников. М.: Просвещение, 1988.

Левидов А. М. Автор – образ – читатель. - Л.: Издательство ленинградского

университета, 1983.

Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.:

Лайда,1994.

Липкина А. И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в

начальных классах. М.: Просвещение, 1967.

Локалова Н. П. Почему дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к

чтению. - Начальная школа. – 2007, №12.

Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 1975.

Малахов Е. П. О восприятии книги детьми младшего школьного возраста. – В книге

Вопросы детской литературы. – М.: Детгиз., 1955.

Михалков Е. П. Учись читать. - Начальная школа. – 2003, №3.

Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.:

Педагогика,1976.

Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу. - Начальная школа. – 1997, №5.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга,

1979.

Нечаев А. П. Когда следует научить ребёнка чтению? - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников.

Петрова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. М.

Чечерина Н. Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей младшего школьного

возраста: рекомендации родителям. – Я – мама, 2006, №2.

Безруких М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей.

Российская государственная библиотека.

Зайцев в. Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 2008.

Заика Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников.

Вопросы психологии. – 1995, №5, с. 44 – 54.

Никитина Л. В. Повышение эффективности уроков чтения путём организации групповой

работы. - Начальная школа. – 2001, №5.

Перова Н. М. О достижении воспитательных целей чтения. - Начальная школа. – 2005, №3.

Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоритическо –

экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980.

Соловейчик М. С. Учение с увлечением. – М: Детская литература, 1988.

Петрова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. М.: 2008.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мандрыгина Светлана Николаевна

Дата: 22.10.2020

Номер свидетельства: 560952

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства