Доклад на методическом объединении классных руководителей : «Профилактика отклоняющегося поведения подростков»
Доклад на методическом объединении классных руководителей : «Профилактика отклоняющегося поведения подростков»
Помочь найти себя, обрести уверенность, стоящему на перепутье подростку, научить, как отказаться от противозаконных выходок, увидеть в каждом школьнике хорошее, дать каждому шанс – вот задача, которая стоит перед педагогами, планирующими коррекционно-профилактическую работу с подростками группы «риска».
На развитие отклонений в поведении подростков значительное влияние оказывает неблагополучная семья, проживая в которой ребенок зачастую берет для себя асоциальное поведение родителей за норму существования. Отсутствие семейного тепла, сопереживания, неорганизованность совместного свободного времени – все это до поры до времени кажется нормальным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на методическом объединении классных руководителей : «Профилактика отклоняющегося поведения подростков»»
ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо»
Доклад на методическом объединении классных руководителей
«Профилактика
отклоняющегося поведения подростков»
Подготовила: учитель, руководитель МО классных руководителей
Кузакова Людмила Николаевна
Декабрь 2018 г.
Помочь найти себя, обрести уверенность, стоящему на перепутье подростку, научить, как отказаться от противозаконных выходок, увидеть в каждом школьнике хорошее, дать каждому шанс – вот задача, которая стоит перед педагогами, планирующими коррекционно-профилактическую работу с подростками группы «риска».
На развитие отклонений в поведении подростков значительное влияние оказывает неблагополучная семья, проживая в которой ребенок зачастую берет для себя асоциальное поведение родителей за норму существования. Отсутствие семейного тепла, сопереживания, неорганизованность совместного свободного времени – все это до поры до времени кажется нормальным.
К сожалению, неблагополучные семьи, это не только те семьи, где родители злоупотребляют спиртными напитками и не осуществляют должного контроля за своими детьми. Разные стили воспитания по- разному сказываются и на поведении детей и подростков. Большую роль, а может и главную, играют педагоги.
Жаль, что иногда мы, педагоги, не вникаем в сложный мир подростка и оставляем его один на один с тем миром, который они еще не сумели понять. И тогда возникают проблемы: проблемы общения со взрослыми, со сверстниками. С возрастом расширяется зона конфликтов – внешних и внутренних.
И здесь, у наиболее ранимыми и незащищёнными являются подростки с интеллектуальными нарушениями: у них часто проявляется смена настроения, неадекватная самооценка, непредвидимая реакция на что угодно (слово, взгляд).
Выстраивая взаимоотношения с учащимися, педагоги следуют заповеди: не навреди. Не навреди неосторожным словом, нотациями, не всегда ищи виноватых, будь с ребятами честным, не оскорбляй подозрением ученика, если нет доказательств.
На формирование взглядов, моральных качеств, жизненных позиций современного подростка все больше стали влиять средства массовой информации. Не смотря на положительные стороны СМИ, следует отметить, учитывая характерные особенности подросткового возраста, что подростки берут как руководство к действию и поведение «мажоров», и демонстрацию силы над более слабыми, и стремление быть «крутым». Значение «крутой», к сожалению, у разных ребят ассоциируется с богатством, алкоголем, запугиванием и даже участием в преступной деятельности.
Как быть? Как повернуть его лицом к настоящим жизненным ценностям?
Характерная черта ранней юности – выстраивание жизненных планов. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями это не всегда доступно. Опять здесь хорошей платформой является семья. И это здорово, если это крепкая дружная ячейка, понимающие родители.
Если этого нет, а классному руководителю необходимо знать об этом, значит роль наставника принадлежит опять нам, педагогам.
С начальных классов должна проводиться системная коррекционно-воспитательная работа по формированию нравственных качеств. Что же может помочь «трудным» избавиться от лжи, хвастовства, грубости, импульсивности?
И здесь помогает идея А.С. Макаренко «Завтрашней радости», а В.А. Сухомлинский ввел в наш словарь «Школу радости».
Комарь В.Д. пишет: «Ведь за кем идут люди в жизни? За строгими? За красивыми? За добрыми? Да нет же! Они идут за теми, с кем получается дело».
И она права. Поэтому все дела в классе должны быть интересными, под силу каждому (свое микро дело). Каждый должен получить положительную оценку, а может помощь или рекомендацию, как сделать лучше.
Работа в кружках, коллективно-творческая деятельность, трудовые дела, социально-значимые акции – все это поможет создать коллектив единомышленников, классный коллектив и поможет направить подростков в нужное русло, кого-то пригреть, кого-то оторвать от асоциальной компании, а кому-то стать и лидером в волонтерском деле.
Постоянная забота, помощь всех учителей, поддержка – все это работает на коррекцию личности подростка. И не сразу он бросит сбегать с уроков, нарушать поведение, но постепенно уйдет затравленность, озлобленность.
С. Соловейчик писал: «Входите в класс, чтобы возвышать достоинство каждого из ребят. Дайте ученику точку опоры, и он сам перевернет жизнь к лучшему. В плохом, как бы не было обидно, они проявятся и без меня».