kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на м/о воспитателей «Использование коррекционно-развивающих и игровых форм в работе с детьми начальных классов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование коррекционных занятий в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью является не только важным, но и необходимым, это  самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на м/о воспитателей «Использование коррекционно-развивающих и игровых форм в работе с детьми начальных классов»»

Доклад на м/о воспитателей

«Использование коррекционно-развивающих и игровых форм в работе с детьми начальных классов»

Использование коррекционных занятий в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью является не только важным, но и необходимым, это самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы. Так как это стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает коммуникативные навыки, социально приемлемые допустимые формы реагирования отрицательных эмоций. В коррекционной работе игра используется как групповая психотерапия и в различных тренингах в виде специальных упражнений, заданий, разыгрывании различных ситуаций и др. Коррекционно-развивающие игры делятся на две группы в зависимости от того, в какое время и в каких условиях они проводятся. К первой группе относятся игры, которыми дети могут быть заняты во внеурочное время во дворе или в классе. Ко второй группе отнесены игры, используемые игротерапевтом в учебное время в специально подготовленной для таких занятий кабинете.

Игра занимает важное место в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ. «По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка».

Существует классификация игр

Сюда относят:

  1. игры, возникающие по инициативе ребенка (игры-экспериментирования, сюжетные игры);

  2. игры, связанные с исходной инициативой взрослого (обучающие игры, досуговые игры);

  3. игры народные, идущие от исторических традиций (обрядовые, тренинговые, досуговые).

При коррекционной работе с младшими школьниками я использую следующие арттерапевтические методы (рисуночная терапия, драмотерапия, библиотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, хореотерапия и т.д.), как правило, органично сочетаются с игрой и дополняют, обогащают ее коррекционные возможности.

Игра как прием обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые обязательно следует знать и учитывать педагогу, работающему с детьми.

Педагогическая ценность игровых методов и приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.

Таким образом, для педагога школы игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра помогает преодолеть негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

В игровой деятельности детей сочетаются очень важные факторы:

  • дети включаются в практическую деятельность;

  • развиваются физически;

  • углубляют познания об окружающем мире.

Кроме того, играя, дети получают моральное и эстетическое удовольствие.

Игра позволяет ребенку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения.

Чтобы понять детей и найти подход к ним, надо взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких.

Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные движения и подвижные ролевые игры.

В своей работе я, например, на самоподготовке периодически применяю дидактические игры, сочетая с сюрпризными моментами, элементами релаксации. Детям очень нравится, когда к нам в класс приходит какой-нибудь сказочный герой, и мы все вместе отправляемся в путешествие по стране знаний. Все это происходит в непринужденной обстановке, построено с расчетом, вызвать живой интерес у детей, увлечь их.

После проведенного таким образом занятия дети на следующей самоподготовке, проси, ли меня опять отправится на воздушном шаре в путешествие. Это говорит о том, что игровая ситуация является для них источником эмоционального настроя на работу и аккуратного и правильного выполнения домашнего задания для того, чтобы не огорчить героя, пришедшего к нам в гости.

Детские игры применяются для развития таких психических процессов, как речь, внимание, мышление, память и воображение. Во время физминутки использую, например игру («Зоопарк»).

Значительным потенциалом для воспитания у школьников интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных мотивов располагают и так называемые досуговые игры. («Что?», « Где?», « Когда?», «Поле чудес»).

Такие дети как Елена С.,Роман И., когда они самостоятельно выполняют задание, я индивидуально занимаюсь с Алексеем А.,Софией П.,Артемом К.

Им нравятся такого рода игры. В силу определённых временных рамок и дифференциального подхода, я не могу уделить столько времени, сколько бы мне и им хотелось. Но результаты имеют положительную динамику.

Если раньше Елена С. и Елена К. с трудом могли назвать, например, предметы кухонной утвари, то сейчас они из 3-4-х предложенных предметов выберают предметы посуды, а то, что останется лишним, объясняют, почему они не подходят.

Называют времена года, дни недели, геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник или четырехугольник, фрукты, овощи с подсказкой.

Запоминает расположение 3-х предметов, например, геометрических фигур и воспроизводит по памяти после того, как я уберу карточку.

К сожалению, что касаемо элементов учебной деятельности Елены С. дается очень тяжело, но желание у неё огромное.

Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:

  • поощрения;

  • беседы;

  • рассказы;

  • эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;

  • создание проблемной ситуации;

  • демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;

  • встречи со сказочными героями;

  • использование кукол, атрибутов иэлементов костюмов разных персонажей.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи включаю игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

В заключении хочется сказать, что коррекционно-развивающие игры имеют многопрофильный характер: они могут служить разрядкой, снимать напряжение, организовывать и направлять деятельность ребенка в плане формирования моторных функций – двигательных умений, координации движений, глазомера, меткости, мелкой моторики. В процессе занятий дети учатся видеть цвет и форму, определять величину и направление (право-лево). Такие занятия благотворно сказываются на общем и физическом развитии, улучшают настроение и поведение учащихся, формируют положительные черты личности.

Рекомендации по проведению коррекционно-развивающих игр.

1. Коррекционно-развивающие игры проводятся с учетом физического и умственного развития детей, состояния их моторных функций, особенностей поведения и характера.

2. В каждой игре необходимо активное участие педагога: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением игровых заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и травматизма.

3. Каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей.

4. Продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления следует переключить школьников на другой вид деятельности. Педагог постоянно поощряет детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно для детей. Ребенку должно быть знакомо чувство успеха.

5. Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности; ребенку надо приложить усилие, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.

6. Педагог использует игры в воспитательных целях: учит детей быть доброжелательными, оказывать помощь друг другу, приучает к бережному обращению с игровым материалом, к порядку в игровой комнате.

7. Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя.

8. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования детьми определенного возраста.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Козадерова Светлана Алексеевна

Дата: 17.02.2022

Номер свидетельства: 600461


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства