kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога) в условиях интегрированного (инклюзивного) образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Это сложные акустические условия в помещении класса, большая количественная наполняемость класса, постоянная работа на уроке в режиме полилога и значительного речевого материала, разнообразного по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам.

 Учет вышеуказанных факторов определил особенности коррекционной работы сурдопедагога и подходы к отбору речевого материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога) в условиях интегрированного (инклюзивного) образования»

Деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога)

в условиях интегрированного (инклюзивного) образования

Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и неслышащими детьми строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха. Система методов работы с такими детьми должна обеспечивать компенсаторную и коррекционную направленность психолого-педагогического воздействия для выполнения ими образовательных задач наравне со слышащими сверстниками, вместе с которыми они обучаются.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Кроме того, развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха, обучающихся в общеобразовательных классах, – одна из важнейших составляющих успешности их обучения.

Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухо-зрительного восприятия речи детей с нарушением слуха как необходимого условия получения информации на индивидуальном занятии (уроке) и полноценного общения со слышащими сверстниками.

Значение слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи было доказано отечественными и зарубежными сурдопедагогами (Е.П. Кузьмичева, Ф.Ф. Рау, А. Леве и др.), которые считали, что слуховые ощущения закрепляются в одно цельное понятие или представление через взаимосвязь слуха, мышления и речи. В работах Э.И. Леонгард были определены показатели сформированности умений использования слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи.

Таким образом, занятия сурдопедагога с детьми с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении предусматривают решение целого комплекса задач по формированию, развитию и совершенствованию следующих компонентов: слухового восприятия детей как основы для совершенствования слухо-зрительного; слухового восприятия в осложненных акустических и позиционных условиях; слухо-зрительного восприятия как основного способа получения информации; речи и мышления; навыков коммуникации и межличностного взаимодействия; контроля и самоконтроля за произношением.

Специфика коррекционной слуховой работы состоит в развитии слухоречевых способностей и навыков, которыми обучающиеся с нарушением слуха смогут воспользоваться в определенных условиях.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с неслышащими обучающимися, их родителями, учителями и другими специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное; диагностическое и коррекционное; консультативно-просветительское; методическое.

В рамках организационной деятельности учитель-дефектолог организует индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения слуха: оформляет документы, составляет расписание занятий.

Диагностическая деятельность включает оценку таких параметров, как:

адекватность настройки индивидуальных слуховых аппаратов и кохлеарного импланта; возможности слухового и слухо-зрительного восприятия глухих и слабослышащих учащихся; уровень речевого развития.

Диагностика проводится в течение двух недель в начале и в конце учебного года по традиционной методике с использованием списков слов, фраз и текстов. Обследование проводится только в индивидуальной форме. Протоколы обследования заполняются на каждого ребенка.

Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Это сложные акустические условия в помещении класса, большая количественная наполняемость класса, постоянная работа на уроке в режиме полилога и значительного речевого материала, разнообразного по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам.

Таким образом, учет вышеуказанных факторов определил особенности коррекционной работы сурдопедагога и подходы к отбору речевого материала.

Основными направлениями сурдопедагогического сопровождения являются:

1) Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях.

На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). При этом такая работа проводится в различных условиях: в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал, находясь напротив ребенка, «лицом к лицу»; в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов и разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету); в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей, то есть в условии полилога.

Такие упражнения закрепляют умения получать и анализировать информацию; узнавать и понимать речевой материал по неполным слуховым данным, опираясь на догадку; адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой теме в условиях диалога и полилога.

Необходимо отметить, что по содержанию речевой материал, предъявляемый на слух, направлен на развитие речи и мыслительных операций детей. Например, в речевой материал могут быть включены задания на подбор синонимов, антонимов, морфологический анализ структуры слова, подбор к родовому понятию видовых, определение понятий, объяснение незнакомого слова по контексту и т.д.

Успешное обучение ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении зависит не только от «багажа знаний», но и от умения общаться: слушать и понимать речь, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определенными целями и задачами, ориентироваться на партнера, последовательно излагать свои мысли. Одной из задач, которая также реализуется на индивидуальных и групповых занятиях сурдопедагога является формирование и совершенствование навыков коммуникации детей с нарушением слуха иобучающихся. В процессе таких упражнений, как диалоги, мини-диалоги, ролевые игры, отрабатываются правила, приемы и средства общения, построение и реализация моделей межличностного взаимодействия,

В процессе занятий педагог формирует и автоматизирует у детей навыки самоконтроля произношения и контроля за речью товарищей.

Работа проводится по индивидуальной программе, учитывающей особенности ребенка, речевой материал занятий (предметных уроков). Программа носит развивающий и опережающий характер, позволяет отработать материал по общеобразовательным предметам.

Индивидуальные занятия проводятся по традиционной методике с использованием речевого материала занятий дошкольного учреждения и предметных уроков общеобразовательной школы. Речевой материал отрабатывается на слух, слухо-зрительно, в том числе в осложненных условиях: повышенная зашумленность; при предъявлении материала учитель стоит, повернувшись в профиль или спиной к ученику. Количество индивидуальных занятий зависит от уровня слухового и слухо-зрительного восприятия учащегося, не менее двух в неделю.

Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать и вести диалог на слуховой и слухо-зрительной основе. Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи говорящих. Необходимо отметить высокую эффективность включения в такие занятия слышащих одноклассников. Помимо выполнения дидактических задач, такие занятия способствуют воспитанию толерантности.

Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Поэтому совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) и логопед совместно планируют и отрабатывают на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком.

Составными компонентами логопедического воздействия являются следующие разделы работы.

Формирование произносительной стороны речи:

а) фонетико-фонематическая сторона речи (работа по автоматизации и дифференциации звуков; связь работы над фонемами с закреплением в письменной речи, предупреждение и преодоление ошибок, связанных с фонематическими трудностями; обучение различным видам языкового анализа);

б) слоговая структура слова (развитие восприятия и произношения слов различной слоговой сложности): определение наличия или отсутствия искажения в слове; угадывание нормативного слова, прогнозирование финального и инициального элемента, структурное оформление лексических единиц различного слогового состава;

в) ритмо-интонационная сторона речи.

Сюда же относится работа над интенсивностью речи, изменение высоты, темпа, реализация различных интонационных композиций и эмоциональных оттенков.

Развитие речи:

а) коррекция устной и письменной речи (расширение, уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя);

б) развитие связной речи (диалогической и монологической, устной и письменной).

В дошкольном и младшем школьном возрасте преимущественно ведется работа над устной речью, а работа над письменной речью включает чтение и пересказ коротких текстов.

Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, при этом используются следующие виды занятий: занятие по произношению; комбинированное занятие.

Наиболее эффективно проведение трех занятий в неделю: первое занятие – произношение, второе занятие – развитие речи; третье занятие – преодоление нарушений письма и чтения.

Если занятия проводятся два раза в неделю, рекомендуется проводить одно комбинированное занятие по произношению и преодолению нарушений письма и чтения и одно занятие по развитию речи.

Содержание занятий является вариативным в зависимости от речевого развития детей, их возраста, условий детского сада или школы, в которой они обучаются.

2) Организация развития слухового восприятия в семье.

Развитие слухового восприятия не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома в семье. В развитии слухового восприятия в домашних условиях выделяются два пути (по А. Леве, 1992):

- Сопутствующее сопровождение, не требующее специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире.

- Планомерное сопровождение - специально организованная работа в течение определенного времени. Сурдопедагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработка домашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей сказок, рассказов и т.д. После предъявления рекомендуется обязательное выяснение уровня понимания материала.

Консультативно-просветительская деятельность реализуется сурдопедагогом в процессе взаимодействия с родителями и предполагает:

проведение открытых индивидуальных и групповых занятий по развитию слухового восприятия детей для родителей и педагогов; проведение индивидуальных (групповых) консультаций о ходе, содержании и итогах коррекционного процесса у обучающегося и создании благоприятных условий во внешкольное время для закрепления и автоматизации полученных в образовательном учреждении слухоречевых навыков; участие в родительских собраниях с целью информирования родителей слышащих учащихся об особенностях детей с нарушениями слуха.

Методическая деятельность направлена на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзии. Сурдопедагог проводит для учителей индивидуальные (групповые) консультации и семинары, на которых знакомит педагогов с особенностями развития детей с нарушениями слуха, а также со специальными приемами, способствующими повышению эффективности их обучения.

Для организации комфортной образовательной среды и повышения качества обучения сурдопедагог разрабатывает памятки для учителей об особенностях детей с нарушением слуха, специфике слухо-зрительного восприятия и понимании речи таких детьми, о речевом поведении педагога. Памятки вручаются каждому педагогу, работающему с детьми данной категории памятки.

Необходимым и обязательным условием эффективной работы сурдопедагога является наличие отдельного оборудованного кабинета.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ермакова Марина Михайловна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 415931


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства