Дефектологический всеобуч. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.
Дефектологический всеобуч. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.
Дефектологический всеобуч
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (Ребёнок с проблемами интеллектуального развития в семье.Ребёнок с нарушениями зрения в семье. Ребёнок с нарушением слуха в семье. Ребёнок с нарушение коммуникативного поведения в семье. Ребёнок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в семье. Ребёнок с нарушениями речевого развития в семье).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дефектологический всеобуч. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.»
Дефектологический всеобуч
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (Ребёнок с проблемами интеллектуального развития в семье.Ребёнок с нарушениями зрения в семье.Ребёнок с нарушением слуха в семье.Ребёнок с нарушение коммуникативного поведения в семье.Ребёнок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в семье.Ребёнок с нарушениями речевого развития в семье).
Ребёнок с проблемами интеллектуального развития в семье.
Положение ребенка в семье
Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.
В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т. е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, в то время как среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормально. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистему, но и детскую, так как не развиваются взаимоотношения с сибсами — братьями и сестрами. Ребенок чувствует свое одиночество, отверженность в семье. Отцы практически устраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, так как не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медико-генетическое консультирование и планирование семьи.
Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка» либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.
Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.
Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения.
Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.
Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей
Право людей с ограниченными возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Однако общество, более инертное по своей природе, может препятствовать социальной интеграции таких людей. При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается не столько на объективные факты, сколько на отрицательные стереотипы, издавна сложившиеся в обществе. От той или иной позиции родителей зависит достигаемый ребенком уровень развития. Позиция педагога, активно участвующего в процессе воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, подвержена влиянию как социалъных-стереотипов, так и профессиональных, формирующихся в процессе обучения. Не вызывает сомнения, что позиция специалиста, его умение видеть проблемы семьи и изменять родительское отношение к ребенку имеют первостепенное значение для успешного развития ребенка с особыми нуждами.
Специальные исследования показали низкую готовность к взаимодействию с ребенком с отклонениями в развитии не только родителей, но и педагогов. Внимание специалистов часто концентрируется на подлежащих коррекции недостатках, в то время как значение других характеристик, особенно эмоционально положительного отношения к ребенку с особыми потребностями, упускается из виду.
Учителя младших классов массовой школы демонстрируют минимальное знакомство с проблемой отклонений в развитии: они не знают специфических особенностей развития, таких как нарушения динамики психических процессов и повышенная чувствительность детей к отношению окружающих, характерные для «особых» детей.
У родителей наибольшую озабоченность вызывают нарушения поведения, речи и динамики психических процессов. Характерный внешний вид «особых» детей гораздо меньше тревожит социальные группы, знакомые с проблемой, а именно родителей.
Центральным компонентом стереотипа умственно отсталого ребенка у будущих педагогов является нарушение познавательной деятельности.
Родители значительно меньше значения придают нарушениям познавательной сферы, чем педагоги. Возможно, это связано с застреванием родителей на более ранних стадиях кризисных переживаний, вызванных рождением ребенка с отклонением в развитии, — на фазе имплицитного отрицания, когда факт отклонения формально признается, но эмоционально отвергается. В результате у них не происходит идентификации собственного ребенка с группой «особых» детей в целом. Такой защитный механизм мешает родителям адекватно воспринимать особенности развития своего ребенка.
Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту прежде всего следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с ограниченными возможностями его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ними.
Традиционные представления о детях с нарушениями интеллекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог вызвать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов.
1. В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.
2. Каждый ребенок является уникальной личностью.
3. Нарушение интеллектуального развития — это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.
4. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.
5. Ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!
Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье
Оказывая помощь семье, специалист дает родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны.
Он на примерах убеждает мать, что больной ребенок, как это ни парадоксально, является не столько обузой для нее, сколько источником ее духовного роста. Ежедневное общение с ним коренным образом меняет ее мировоззрение, она становится гуманнее, мудрее, осознавая, что все люди имеют право на существование и любовь независимо от того, похожи они или непохожи на других, учатся они или нет. Такое «прозрение» матери является благом для обоих — матери и ребенка — и играет решающую роль в гармонизации семейных отношений.
Специалист напоминает родителям о необходимости сохранять физическое и психическое здоровье. Для этого полезно выполнять некоторые рекомендации относительно общего режима, а также владеть отдельными приемами аутогенной тренировки.
Специалист разъясняет родителям важность сохранения контактов с социальным окружением, что способствует социальной адаптации ребенка. При этом не стоит внушать ребенку, что он больной. Нужно использовать все средства, чтобы воспитать ребенка жизнерадостным, активным, уверенным в своих силах.
Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение.
Родители должны организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребенка.
Надо учить ребенка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить ребенка с различными явлениями окружающего мира в естественных для них условиях. Ребенок должен знать, где и как покупается еда, уметь самостоятельно покормить другого и т. д. Предметы познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда.
Малыша побуждают не только отвечать на вопросы, но и делать умозаключения, оценивать свои и чужие действия, рассказывать. В процессе такого воспитания у ребенка развиваются познавательная деятельность, внимание, мышление, память, речь, необходимые навыки и умения. Вся деятельность детей должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью.
Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:
—постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
— создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;
— формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.
Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.
Основные направления в работе специалистов с семьей
По В. В. Ткачевой это следующие направления:
1. Гармонизация семейных взаимоотношений.
2. Коррекция психологического состояния матери.
3. Коррекция детско-родительских отношений.
4. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).
5. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.
6. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.
Ориентируясь на эти направления, педагог-дефектолог решает следующие задачи.
1. Коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.
2. Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем (« Он у меня такой же, как все»), и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия («А как его научить? Я не умею»).
3. Постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка («Нет, из него никогда ничего не получится»).
4. Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
5. Коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.
6. Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.
7. Трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.
Формы индивидуальной работы с родителями
1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.
2. Конспектирование матерью уроков, проводимых педагогом.
3. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.
4. Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.
5. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.
Этапы психолого-педагогической работы с матерью В работе специалиста можно выделить три основных этапа:
Первый этап направлен на привлечение матери к учебному процессу. Педагог должен убедить мать больного ребенка в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что кроме нее, этим процессом заняться некому.
Второй этап. Формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Педагог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолог.
Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.
Именно проявление творчества, по мнению В. В. Ткачевой, позволяет матери при столь длительном стрессе нейтрализовать негативное внутреннее психологическое состояние, переструктурировать свою иерархию установок и ценностей.
Формы психокоррекционной работы специалистов ГОУ с семьями, имеющими детей с нарушениями интеллекта
Предложенная Е. Г. Дементьевой психокоррекционная модель представлена следующими формами:
1. Индивидуальное консультирование родителей
Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. Также служит основой установления личного контакта между педагогом и родителями.
2. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых коррекционным педагогом совместно с другими специалистами ГОУ.
В результате осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности и эффективного взаимодействия с ребенком.
4. Совместное проведение досугов (праздников, развлечений) .
5. Стенд для родителей.
6. Ведение дневника «События нашей жизни».
. Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель этого направления — наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.
7. Работа с родительской группой, которая включает:
— анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением;
— выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком;
— установление конструктивных отношений со специалистами ГОУ.
Эта работа способствует расширению арсенала средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых приемов взаимодействия с ним. Служит гармонизации внутрисемейных отношений, социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.
Особые формы отклонений в развитии Синдром Дауна
Какие хромосомные перестройки встречаются при синдроме Дауна?
Это заболевание названо именем врача, впервые описавшего его в 1866 году. Болезнь Дауна относится к хромосомным заболеваниям, в основе которых лежит изменение числа или структуры хромосом. При болезни Дауна у человека не 46, как в норме, а 47 хромосом. Это наиболее частый вариант данного заболевания. Хромосомный набор у родителей при этом варианте болезни Дауна нормальный.
Когда и по каким признакам диагностируется синдром Дауна?
Заболевание распознается сразу после рождения по характерному виду ребенка. Кроме того, более чем у половины больных обнаруживаются пороки развития внутренних органов, особенно часто сердечно-сосудистой системы.
Как часто рождаются дети с синдромом Дауна?
Частота появления синдрома Дауна во всех странах мира примерно 1:600 новорожденных. Риск рождения ребенка с синдромом Дауна зависит от возраста родителей. Если мать моложе 35 лет, то риск болезни Дауна в семье низкий, при возрасте родителей старше сорока этот риск возрастает.
Как развиваются дети с синдромом Дауна?
С первых месяцев жизни дети отстают в психомоторном развитии. У большинства из них позднее развивается речь и имеются дефекты звукопроизношения. Дети недостаточно хорошо понимают обращенную к ним речь, их словарный запас беден.
«Относительная сохранность эмоциональной сферы, хорошая подражательность детей с болезнью Дауна способствуют тому, что интеллектуальная недостаточность этих больных для родителей становится очевидной в несколько более старшем возрасте, обычно после 2—3 лет. Умственная отсталость при болезни Дауна проявляется в разной степени. Больные отличаются конкретным, замедленным мышлением, у них нарушены внимание, смысловая память. Механическая память остается более сохранной.
Дети приветливы, общительны, доверчивы. Обычно проявляют нежную привязанность к близким и ухаживающим за ними людьми. Однако некоторые из них могут быть повышенно возбудимы, расторможены, упрямы.
Какого уровня развития может достичь ребенок с синдромом Дауна?
Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от того, как рано и как упорно будут обучать малыша основным навыкам и умениям. Несмотря на то, что дети с болезнью Дауна отстают в умственном развитии и требуют к себе очень много внимания, они — члены семьи, общества и благодарно откликаются на любовь и заботу.
Поскольку эти дети малоактивны, следует поощрять проявленную ими самостоятельность в различных видах деятельности, в игре, навыках самообслуживания.
При обучении ребенка с болезнью Дауна навыкам самообслуживания необходимо использовать его подражательность. Создавать как можно больше ситуаций, в которых ребенок мог бы наблюдать за вашими действиями при одевании, раздевании, умывании, уборке помещений и т. п.
Для побуждения собственной активности ребенка очень полезными являются музыкальные занятия — музыкальная терапия или лечение музыкой, поскольку дети с болезнью Дауна очень восприимчивы к музыке, с удовольствием двигаются под нее, хлопают в ладоши, напевают.
Особое внимание следует обратить на развитие речи малыша. При этом опять же необходимо опираться на большую подражательность больного ребенка. Поэтому кроме проведения специальных занятий по развитию речи сделайте для себя правилом комментировать свои действия, за которыми наблюдает малыш, простыми предложениями типа: «я мою руки», «надеваю пальто», «режу хлеб», «мою чашку» и т. п. Называйте предметы и действия, на которых в данный момент сосредоточено внимание ребенка. Делая это постоянно, добьетесь значительного прогресса в развитии его речи.
Для ребенка с болезнью Дауна очень важным является соблюдение режима, приучение к аккуратности, раннее участие в различных видах бытового труда вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно под их руководством. И как бы вам ни было трудно, какое бы отчаяние ни охватило вас, помните: главное — это терпение и любовь.
Какие программы раннего обучения могут быть полезными для родителей детей с синдромом Дауна?
В настоящее время для детей с синдромом Дауна адаптирована зарубежная программа ранней педагогической помощи «Маленькие ступеньки», в которой рассматриваются оценки уровня развития ребенка и определяется адекватная стратегия его обучения и воспитания. Подобный вариант оценки показывает родителям, что ребенок может делать, а чего нет. Такая оценка помогает определить следующую ступеньку, т. е. следующее умение, которое следует развивать у малыша. В перечень умений, определяющих развитие ребенка, входят четыре проверочные таблицы, которые охватывают основные области развития:
1. Общая моторика
2. Тонкая моторика.
3. Зрительно-моторная координация.
4. Восприятие и понимание речи.
5. Степень развития социальных навыков.
Прежде чем обучать ребенка чему-либо, необходимо учить его концентрировать внимание. Выделяют три главные ступеньки концентрации внимания:
1) на человеке путем поддержания зрительного контакта;
2) на предмете или звуке;
3) на предмете одновременно с другим человеком.
В программе «Маленькие ступеньки» обучение ребенка разделено на три стадии.
Объясните малышу, что он должен сделать: вначале, во время выполнения задания и каков должен быть результат. Если необходимо, помогите ему. Важно, чтобы родители давали ребенку задания, соответствующие его возможностям. Иногда ребенку недостаточно словесного объяснения, необходим показ тех или иных действий. Учите ребенка выполнять задания по образцу с обязательным подключением словесной инструкции. В ряде случаев необходимо деление на составляющие части, т. е. программирование его деятельности. Никогда не забывайте об одобрении и похвале.
Работа по программе «Маленькие ступеньки» требует дифференцированного подхода к каждому ребенку, многие из которых нуждаются не только в развитии психомоторных функций, но и в коррекции различных нарушенных функций, например, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, функции активного внимания, поведения.
Специально проведенные исследования по изучению познавательных функций у детей с синдромом Дауна показали преобладание у многих из них зрительного восприятия над слуховым даже в случаях нормального слуха. Это определяет способность многих детей к более раннему усвоению чтения. Некоторые дети начинают раньше читать, чем говорить. Это необходимо учитывать при работе по программе «Маленькие ступеньки».
Нужны ли детский сад и группа общения?
Как и для всех других детей, так и для детей с синдромом Дауна полезно посещение детского сада и специальных групп общения.
Совместное пребывание с другими детьми помогает ребенку приобрести навыки группового общения, осмысленно находиться среди других детей. Важно при этом, чтобы группы были маленькими и там был квалифицированный персонал.
Жизнь в семье
Ребенок синдромом Дауна будет развиваться лучше, если родители, братья и сестры, родственники и соседи будут относиться к нему с терпением и любовью. Конечно, помощь родителей будет более действенной, если в семье будут согласие и понимание. Если родители попытаются раз и навсегда решить взаимоотношения, будут заботиться друг о друге и уделять другим детям достаточное внимание, то все пойдет на благо ребенка с синдромом Дауна.
Ценность человека с синдромом Дауна
Эта ценность, как и всякого человека, заложена в самой природе, в его уникальности как личности. Если к человеку с синдромом Дауна относиться как ко всем людям, он может добиться в жизни значительных результатов.
Ребёнок с нарушениями зрения в семье.
Для психического развития ребенка с дефектами зрения решающее значение имеет организация его активной, самостоятельной деятельности, способствующей познанию окружающего мира. Для этого необходимо развитие процессов предметного восприятия на основе двигательно-кинестетических ощущений, речи, памяти, т. е. в основе первого этапа работы лежит комплексный характер развития восприятия окружающего. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа с незрячим ребенком должна иметь комплексный характер и направлена в первую очередь на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия — зрительного, слухового, осязательного. При этом важно даже при выраженных дефектах зрения обязательно использовать в познании окружающего мира остаточное зрение, учить ребенка его использовать в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятельности. Важным условием успеха педагогической коррекционной работы является ее сочетание с медицинскими мероприятиями, прежде всего необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение.
Эффективность такой совместной работы специалистов и родителей во многом зависит от позиции родителей.
Позиция родителей детей с нарушенным зрением
Рождение слепого ребенка в семье с двумя незрячими родителями — прогнозируемое событие и воспринимается с пониманием. С появлением слепого ребенка в семье у здоровых родителей возникает иная психологическая обстановка. Состояние родителей близко к шоковому. Родители не знают, как будет функционировать семья в дальнейшем, чему можно обучать незрячего ребенка, родителям не ясна перспектива его психического развития. Родители слепого ребенка нередко испытывают чувство вины, что отрицательно отражается на их психическом состоянии: они замыкаются в своих переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, знакомых. В такой ситуации от родителей требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к незрячему ребенку. Тифлопедагоги знают, что при правильном воспитании слепой ребенок может достигнуть высокого уровня физического и духовного развития. Овладев профессией, соответствующей его способностям, он может стать известным музыкантом, певцом, ученым.
Особенно важными являются первые три года жизни ребенка, когда родители могут оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна из важнейших задач родителей: противостоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации).
Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными.
Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания.
Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите.
Помощь специалистов родителям
Помочь родителям создать в семье климат, способствующий правильному развитию ребенка, могут офтальмолог, педагог-дефектолог, специальный психолог, тифлопедагог, воспитатель и другие специалисты. Прежде всего им следует постараться проанализировать поведение членов семьи и выявить, какого типа позицию они занимают по отношению к своему ребенку и его дефекту, и если она неадекватна, попробовать изменить ее.
Педагог должен дать семье рекомендации, как проводить коррекционную работу с ребенком. Стимуляцию психического развития ребенка, имеющего патологию зрения, следует начинать с первых месяцев жизни малыша. Для этого родителям требуется наладить эмоциональный контакт с ребенком и всячески его поддерживать. Необходимо обогащать опыт ребенка тактильными и кинестическими ощущениями.
При обучении и воспитании ребенка необходимо максимально использовать и развивать его остаточное зрение. Ребенка следует учить различать голоса близких, повторять ритмы и мелодии, стимулируя таким образом его психическую активность.
Особо важное значение при воспитании слепого ребенка имеет развитие активного осязания. Малыша следует учить ощупывать различные предметы, одновременно называя их и говоря об их назначении. Учить его совместно со взрослым пользоваться различными предметами, комментируя действия ребенка. Известно, что выраженные дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, что определяет недостаточную произвольную моторную активность ребенка и общую медлительность.
У слепых детей уже в первые годы жизни воспитывают восприятие частей собственного тела, формируют начальные пространственные представления. Обучают детей показывать и называть части собственного тела, понимать и выполнять задания, требующие понимания расположения предметов в пространстве, а также местонахождение игрушек по отношению к себе. В специально организованных играх ребенка просят встать впереди или сзади стола, положить предмет на стол и т. д.
Дети с дефектами зрения нуждаются в специальных занятиях по умственному и речевому развитию, по воспитанию движений и ощущений пальцев рук. Раннее развитие речи ребенка с дефектами зрения помогает ему в формировании его интеллектуальных возможностей.
Многие дети с дефектами зрения очень чувствительны к музыке, следует использовать эту их особенность в процессе обучения и воспитания. Следует избегать механического заучивания.
Некоторые дети с дефектами зрения боязливы, малоконтактны. Поэтому необходимо обогащать чувственный и практический опыт ребенка, постепенно вводить его в круг здоровых сверстников.
Уже в дошкольном возрасте готовят ребенка к обучению грамоте путем развития чувствительности пальцев, рук. Слепых детей обучают грамоте с помощью специального точечного шрифта.
Необходимо учить ребенка ориентироваться в своей квартире и передвигаться, ощупывая руками различные предметы, а также вдоль стены, спускаться и подниматься по лестнице.
Развитие ориентировки в пространстве и свободного передвижения является основой для ознакомления детей с окружающим миром, расширения их кругозора.
Развитие моторики, физическое воспитание слепого ребенка имеет большое значение для формирования его личности и прежде всего таких качеств, как смелость, решимость, уверенность в себе, умение преодолевать трудности.
Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка
Одной из основных форм общения с ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясняя их назначение. Важно научить ребенка различать голоса, шаги, прикосновения близких для него людей, развивать у него эмоциональные привязанности. Особое значение имеет развитие моторики, ручных игровых действий со звучащими игрушками, используя специальные приемы воспитания слепых детей раннего возраста.
При обучении опирайтесь на сохранные органы чувств, остаточное зрение, включайте речь. Объясняйте все детально и научите ребенка сопровождать свои действия речью.
Обучение слепых детей несовместимо со спешкой, раздражением.
И ребенок и взрослый должны быть в хорошем настроении.
Занятия должны быть интересными, увлекательными.
Следует как можно чаще поощрять ребенка словесно и тактильно. Это поможет ему обрести уверенность в себе.
Особенности интеллектуального развития
Нарушения зрения и умственная отсталость.
Традиционно первым вопросом матери к акушерке всегда являлся вопрос: « Это мальчик или девочка? ».
Современные женщины, осведомленные о возможности рождения ребенка с недостатками в развитии, часто спрашивают: «Все в порядке?» Не все, но многие нарушения могут быть выявлены сразу после рождения.
Родители могут начать беспокоиться на любом этапе развития ребенка и, к счастью, не всегда обоснованно.
Иногда родителей беспокоит, что их дети ведут себя слишком хорошо, не кричат подолгу, как другие дети, слишком покладисты. Некоторые родители бывают потрясены тем, что их ребенок ведет себя как слепой. В некоторых случаях действительно могут быть какие-то проблемы со зрением.
Ребенок с выраженной умственной отсталостью может не отреагировать на угрозу, хотя при офтальмологическом обследовании у него не выявляется какой-либо глазной патологии. Однако в его мозгу не образовалась необходимая условная связь между действительным прикосновением к роговице и быстрым приближением объекта, которое может закончиться болезненным прикосновением. Таким образом, уже с этой точки зрения умственно отсталые дети оказываются беспомощными перед лицом опасности.
С другой стороны, следует иметь в виду, что дети с выраженной умственной отсталостью действительно страдают нарушениями зрения.
При врожденной слепоте ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, задерживается освоение пространства и предметной деятельности; даже слабовидение, возникшее в раннем детстве, вызывает недоразвитие психомоторной среды У слепых и слабовидящих детей задерживается интеллектуальное развитие, что выражается в виде более позднего формирования первичного обобщения, дефицита информации, замедления развития познавательных процессов. Качественные особенности интеллектуальной недостаточности проявляются в особенностях мышления, речи и других предпосылок интеллектуальной деятельности. У них обнаруживаются слабость абстрактного мышления и преобладание чувственно-образного способа суждения Характерна задержка развития речи на 1—2 года.
У слабовидящих детей в период начала обучения могут иметь место специфические затруднения в овладении навыками письма и чтения. Дети не всегда видят строку, путают сходные по начертанию буквы. Это мешает им в овладении техникой чтения, понимании содержания прочитанного. Смешение цифр по начертанию мешает овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения эти дети не видят написанного на классной доске, у них быстро наступает утомление и снижается работоспособность.
Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения является ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний; при достаточном формальном словарном запасе нередко может наблюдаться недостаточная предметная соотнесенность слов. На предупреждение снижения результативности умственной деятельности детей с тяжелыми дефектами зрения влияет позиция родителей, их активная повседневная помощь ребенку в развитии познавательной деятельности.
При раннем педагогическом вмешательстве можно в значительной степени предупредить возникновение и развитие специфических для слепых детей вторичных отклонений и тем самым оказать положительное влияние на формирование психических процессов и личности в целом.
Ребёнок с нарушением слуха в семье.
Причины нарушения слуха
Нарушение слуха той или иной степени выраженности нередко встречается у детей разного возраста. Даже незначительное нарушение слуха в раннем возрасте отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения ребенок не в состоянии овладеть речью. Это происходит потому, что он не слышит своего голоса и речи окружающих и поэтому не может ей подражать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняет контакт неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушает развитие познавательной деятельности и личности ребенка.
В 30—50 % случаев глухота и выраженная тугоухость обусловлена генетическими факторами. Некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. Иногда они сочетаются с другими дефектами: нарушениями зрения, интеллекта, заболеванием почек, костно-мышечной системы, кожи и другими расстройствами.
Нарушения слуха могут возникать и под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих внутриутробно, в момент родов или после рождения ребенка. Среди причин, повреждающих слуховую систему плода, наибольшее значение имеют внутриутробные инфекции.
Доказано повышение частоты нарушений слуха у недоношенных детей. Нарушения слуха могут наблюдаться при алкоголизме матери.
После рождения дефекты слуха могут возникать в связи с различными инфекционными заболеваниями: респираторными заболеваниями, гриппом, корью.
Нарушения слуха могут возникать и в связи с применением антибиотиков так называемого ототоксического действия.
Токсическое воздействие антибиотиков и сульфаниламидных препаратов на орган слуха наиболее отчетливо проявляется при наследственной отягощенности и недоношенности.
Наследственно обусловленные нарушения слуха часто проявляются в виде сложных дефектов, включающих разнообразную патологию органов и систем организма.
Особенности реакции на звук в младенческом возрасте
Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха с первых месяцев жизни отличается рядом особенностей. У них отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, который в норме проявляется во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче малыш не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий ребенок.
Особенности моторики
Развитие моторики у таких детей обычно несколько задержано. Это связано с тем, что у них часто отмечается недостаточность функции вестибулярного аппарата, поэтому на начальных этапах формирования прямостояния и ходьбы отмечается неустойчивость, им трудно сохранять равновесие, у них недостаточная координация движений.
Движения этих детей недостаточно соразмерны, они затрудняются в бросании и ловле мяча, в выполнении тонких дифференцированных движений пальцами рук.
Особенности игры
Дети с нарушениями слуха и нормальным интеллектом в преддошкольном и дошкольном возрасте обычно проявляют интерес к игрушкам, однако игровые действия у них более однообразные, стереотипные.
Некоторые дети предпочитают предметы, издающие резкие звуки, шумы и однообразно ими манипулируют.
Для многих детей характерна пресыщенность игровой деятельностью, ребенку быстрее обычного надоедают одни и те же игрушки, часто может наблюдаться неустойчивость функции активного внимания. При отсутствии специальных занятий у детей с нарушениями слуха может отмечаться отставание в развитии предметных действий, сюжетной игры, так как эти виды деятельности формируются обычно в процессе специального обучения.
Особенности поведения
Особенности поведения детей с нарушениями слуха разнообразны, они обычно связаны с причиной, вызвавшей слуховой дефект. Так, у детей с ранним органическим повреждением мозга нарушения слуха обычно сочетаются с повышенной психической истощаемостью, некоторой раздражительностью. В раннем возрасте у этих детей часто проявляется двигательная расторможенность, нарушения функции активного внимания, что затрудняет проведение с ними специальной сурдологической работы.
Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, «странные» дети, которые с большим трудом вступают в контакт с окружающими, отказываются от общения со сверстниками, проявляют склонность к стереотипным действиям, не учитывают ситуацию и как бы пребывают в своем внутреннем мире. Особенно резко выражены нарушения поведения у оглохших детей.
При нарушениях слуха обычно нарушена и речь: она либо недоразвивается при врожденных дефектах слуха, либо распадается у оглохших детей. Нарушения речи в свою очередь обусловливают специфические особенности развития мышления и памяти глухих детей.
Одной из основных задач лечебно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха является развитие речи и логического мышления.
Особенности интеллектуального развития и речи
Многими исследованиями показано, что основной причиной задержанного развития интеллекта у детей с нарушениями слуха является позднее и замедленное развитие речи, а также искажение формирования речи в первые годы жизни ребенка.
Известно, что речь имеет большое значение в формировании корковых функций, составляющих основу развития школьных навыков. Снижение слуха в раннем детстве приводит к грубому недоразвитию речи. К значительным нарушениям речевого развития может приводить и менее выраженная тугоухость. При этом степень и характер отставания речевого развития зависят не только от степени снижения слуха, но и от времени возникновения слухового дефекта. Глухота, возникшая в период, когда у детей речь еще не сформировалась, приводит к выраженному ее недоразвитию — глухонемоте. Если речь уже сформирована и функционирует, то при возникновении глухоты речь сохраняется, но для ее дальнейшего развития необходимы специальные занятия.
Речевые нарушения имеют ведущее значение в возникновении интеллектуальной недостаточности при глухоте и тугоухости, именно они определяют характер процессов мышления этих детей. Описан ряд характерных для тугоухости особенностей речи: нечеткость произношения, смешение звонких и глухих звуков, своеобразие замен многих звуков на звук «т» (татирования). Особенно характерно своеобразие голоса и интонаций: приглушенность, хриплость, неестественные модуляции.
Особенностями речевого поведения тугоухих является повышенное внимание к жестикуляции и мимике говорящего собеседника или учителя в связи со стремлением «считывать с губ» говорящего, а также замена речи или сопровождение ее обильной жестикуляцией и мимическими движениями. Имеет место ограниченное понимание речи окружающих и читаемых текстов, выраженная недостаточность собственного словарного запаса, широкое использование обиходных выражений и штампов. При осложнении тугоухости нарушениями фонематического слуха могут иметь место ошибки на различение близких по звучанию фонем: б — п, д — т и др.
Дети с нарушениями слуха могут проявлять достаточную способность к выполнению довольно сложных конструктивных заданий, что значительно отличает их от умственно отсталых, изобразительная и конструктивная деятельность которых намного беднее и в основном имеет подражательный характер. Вместе с тем у детей с тугоухостью обнаруживается недостаточность тех видов интеллектуальной деятельности, которая тесно связана с речью. Затруднения у них вызывают задания, требующие речевого оформления и речевого ответа. Дети часто затрудняются в выделении и закреплении отдельных свойств предметов, в результате чего страдает формирование предметных представлений.
Ребёнок с нарушение коммуникативного поведения в семье.
Развитие общения в раннем возрасте
Начальные элементы развития общения у ребенка возникают достаточно рано, уже начиная с первого месяца жизни. Уже на первом месяце жизни наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3—4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое понимание — ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.
В возрасте 1—3 месяцев у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение с взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции.
На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица. Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о здоровье ребенка и нормальном психическом развитии.
. В возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к какому-либо одному заботящемуся о нем лицу. Следит за ним глазами, выражает недовольство при его уходе, улыбается больше этому лицу, чем другим. К концу этого этапа он может показывать активное стремление к отказу от общения с другими лицами, страх при виде чужого лица.
Примерно с 6— 7 месяцев лепет приобретает коммуникативный характер: ребенок более активно лепечет при общении и игре с взрослым, одновременно начинается развитие начального понимания обращенной речи. Этот этап характеризуется постепенным развитием множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на два-три лица из его окружения, обычно это другой родитель, бабушка или кто-либо из близких.
Некоторые дети в своем развитии минуют этапы единственной привязанности и быстро переходят к этапу множественных привязанностей. Особенно это характерно для детей, которые находятся в детских учреждениях.
Таким образом, специфические эмоциональные привязанности у ребенка раннего возраста наиболее интенсивно развиваются в период от 22 недель до одного года. Структура эмоциональной привязанности ребенка не всегда однотипна. Наиболее благоприятной для психического развития является так называемая структура безопасной привязанности, при которой ребенок чувствует себя уверенно и защищено. Такая привязанность формируется в результате правильного взаимодействия матери с малышом, когда ребенок имеет, может быть не столь частый, но эмоционально-приятный физический контакт с матерью.
Нарушения социально-эмоционального развития у детей могут наблюдаться в случаях, когда мать мало эмоциональна и в общении с малышом больше руководствуется разумом. Она заботится о нем, соблюдает режим, но мало играет с ним, а если и играет, то не заражается одновременной с ним радостью, а играет потому, что так надо. Подобный тип общения может предрасполагать к развитию у ребенка невротических реакций, и прежде всего страха, а также аутизма. Трудности физического контакта матери с ребенком имеют место при заболевании малыша ДЦП. Такой ребенок часто с трудом удерживает голову, плохо сидит, у него могут наблюдаться насильственные движения, при взятии его на руки он выгибается, что пугает мать, она боится его выронить. Все это вызывает большое волнение и беспокойство.
Большое значение в формировании эмоционально-социального взаимодействия имеет не только контакт-прикосновение, но и зрение, слух.
У детей с нарушениями зрения и слуха при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может быть нарушено развитие социальных взаимоотношений, что имеет место особенно при наличии сложного дефекта, включающего как нарушение слуха, так и нарушение зрения.
Особенно большие сложности в развитии коммуникативного поведения и эмоционального взаимодействия с окружающими имеют место у детей с нарушением общения в виде раннего детского аутизма (РДА).
Аутизм
Аутизм — это своеобразное нарушение психологического развития, которое обычно проявляется в первые 30 мес. жизни. Основным признаком аутизма является нарушение контакта ребенка с окружающим миром, и прежде всего с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Эти дети избегают также телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое. Ребенок с аутизмом как бы не замечает других людей; предоставленный самому себе, он может однообразно повторять одни и те же движения, что-то нашептывать, временами выкрикивать отдельные, лишенные конкретного смысла слова или звуки. Если взрослый все же пытается вступить с ним в контакт, он возбуждается, становится напряженным, негативистичным, может проявлять агрессию по отношению к окружающим.
Степень умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть нормальным, в других ребенок может быть умственно отсталым, но среди аутистов встречаются и высокоодаренные дети.
Развитие речи также отличается большой вариативностью: некоторые дети по темпу и срокам развития речи опережают здоровых сверстников, другие отстают в речевом развитии. Однако во всех случаях наблюдается своеобразие речи детей с аутизмом.
При аутизме очень своеобразен тембр голоса: высокий, с нарастанием его высоты к концу фразы.
Речь детей с аутизмом часто содержит набор штампованных фраз, иногда наблюдается стремление к повторению малопонятных слов, услышанных ими от окружающих и по радио. Особенностью речи детей с аутизмом является речь о себе во втором и третьем лице.
Речь аутичного ребенка не направлена на общение с окружающими, а является как бы речью для себя. Ребенок получает удовольствие не от общения, которое возникает при помощи речи, а от манипулирования самими словами, звуками и фразами. В некоторых случаях речь у ребенка отсутствует полностью.
Для многих детей с аутизмом характерна любовь к музыке, они могут часами слушать любимые ими мелодии.
Они отличаются повышенной чувствительностью к своему окружению, с трудом переносят изменение привычной для них обстановки, часто испытывают страхи при встрече с незнакомыми предметами.
Аутизм может возникать по различным причинам: вследствие раннего повреждения головного мозга в сочетании со своеобразными, наследственно обусловленными особенностями психики, а также в результате эмоциональной депривации в раннем детстве. Но во всех случаях наблюдается наследственная предрасположенность к подобному своеобразию психического развития. Имеются данные, что аутизм чаще развивается у мальчиков, чем у девочек.
Аутистические черты поведения могут наблюдаться у многих детей с отклонениями в развитии: при некоторых наследственно обусловленных формах умственной отсталости, у детей с дефектами зрения — слепых и слабовидящих, а также при некоторых других нервно-психических заболеваниях.
Детям с аутизмом необходимы длительная помощь, целенаправленные усилия семьи, учителей, воспитателей, врачей, психологов. Они нуждаются в устойчивой структуре окружения, понимании, терпении, помощи со стороны родных, общества.
При воспитании ребенка с ранним детским аутизмом родителям не следует принуждать ребенка к выполнению тех или иных действий. Чем упорнее родители настаивают на своих требованиях, тем большее сопротивление им оказывает ребенок. Чтобы организовать поведение ребенка с аутизмом, предупредить возможность возникновения у него перевозбуждения, прежде всего необходимо организовать его режим дня, важно также научить его основным гигиеническим навыкам. При этом прежде всего надо создавать такие условия, которые бы способствовали предупреждению возникновения у ребенка страхов.
Первостепенной задачей родителей, обучающих детей с аутизмом гигиеническим навыкам, является устранение всех раздражителей, которые могут напугать ребенка или вызвать у него неприятные ощущения.
Следующая задача — постепенное и доброжелательное обучение малыша гигиеническим навыкам. При этом необходимо похвалить и наградить ребенка за любые, даже очень незначительные успехи. Его следует постоянно подбадривать, вселять в него чувство уверенности.
При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно важно соблюдать режим питания, пищу рекомендуется давать в одни и те же часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда.
Следует знать, что аутичного ребенка может пугать вид новой пищи, поэтому все новые блюда необходимо предлагать крайне осторожно.
Следите за тем, чтобы во время приема пищи ребенок с каждым днем становился все более и более самостоятельным, осваивал бы все новые и новые навыки.
Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения. Дети с аутизмом нуждаются в ранних коррекционных занятиях, направленных на развитие их познавательной сферы, речи, тонкой моторики, изобразительной деятельности. В процессе этих занятий ребенка учат контактировать со взрослым, корригируют его эмоциональное состояние и поведение, обогащают жизненный опыт, организуют его произвольную деятельность. В воспитании семье может помочь психолог, педагог-дефектолог.
Нарушения коммуникативного поведения у детей при аутизме
Известно, что уже в раннем возрасте у здоровых детей развивается потребность просить чего-либо и требовать к себе внимания различными невербальными способами, включая взгляд, жесты, голос.
Наиболее важной коммуникативной функцией является просьба, которая может быть выражена как вербально, так и невербально (жестами, взглядом, прикосновением).
Особенности проявлений аутизма в раннем возрасте
Характерная особенность при аутизме в раннем возрасте — полная безучастность младенца к своему окружению. У ребенка долго не формируется и слабо проявляется или не проявляется вовсе комплекс оживления при общении с взрослыми. Он слабо реагирует на лицо взрослого, в том числе и на мать, что с самого раннего возраста нарушает формирование диады мать — ребенок, психическое и эмоциональное развитие ребенка. В этих случаях необходимы ранние коррекционные занятия по развитию взаимодействия «мать —ребенок».
Одним из проявлений аутизма в раннем возрасте является нарушение аффективного взаимодействия с ближайшим окружением. Ребенок с трудом приспосабливается к рукам матери. У него с трудом формируются важнейшие адаптивные реакции, характерные для ребенка раннего возраста; он не протягивает ручек по направлению ко взрослому, когда взрослый смотрит на него.
Коррекционная работа с аутичным ребенком
Коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:
1. Преодоление аффективной патологии, что особенно актуально на начальных этапах работы,
2. Формирование целенаправленной деятельности.
На этом этапе, возможно, появятся достаточно хорошие результаты. Это обрадует родителей, и они будут считать, что завершение коррекционной работы очень близко. Здесь наступает один из опасных моментов работы, так как после первого «прорыва скорлупы» ребенка, первых больших успехов обязательно наступает достаточно длительный этап упорной работы, своеобразное «плато» в успехах ребенка, без получения новых, существенных результатов.
Только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным аффективным центром ситуации, когда появляется спонтанное аффективное обращение ребенка ко взрослому, можно начать усложнение форм контактов.
Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены и он не останется «безоружным» в общении.
Усложнение форм контакта должно идти по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых деталей в структуру существующих форм.
Необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребенком. Продолжение взаимодействия в условиях психического пресыщения, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной, может вновь погасить его аффективное внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое.
Необходимо помнить, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутйстических установок он становится более раним в контактах, и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкими.
При установлении аффективного контакта необходимо учитывать, что это не является самоцелью всей коррекционной работы. Задачей является не просто центрирование ребенка на психологе, а установление аффективного взаимодействия для совместного овладения окружающим миром.
Родители и специалисты
Установление контакта специалистов с родителями начинается с обсуждения особенностей психического развития и социализации ребенка. Определяется уровень требований к нему, направления и возможные формы воспитательной работы в семье.
Психолог может подсказать родителям, как избежать внутрисемейных конфликтов, создать щадящий и в то же время эмоционально-тонизирующий, организующий ребенка режим, чтобы уменьшить его аутистические тенденции.
Педагог обучает родителей методике занятий с ребенком, регулярно обсуждает динамику обучения и вновь возникающие у ребенка затруднения. Таким образом, работа с семьей аутичного ребенка включает методы обучения.
Для обучения аутичных детей используются различные подходы — от понуждающего обучения и условно рефлекторных методов до стимуляции и поддержки развития сохранных сторон психики и поведения. Предпочтительным является комбинированный подход, реализующий потенциальную эффективность различных методов.
Основные препятствия в обучении связаны с неконтактностью, языковыми трудностями, плохо управляемым поведением. Началу обучения предшествует установление достаточного - контроля над поведением. Важно обучение не только языковым навыкам и адекватному их использованию, но и неязыковым средствам общения — пластике, жестовому языку. Большое значение придается обучению бытовым умениям и навыкам самообслуживания. Здесь приходится изыскивать для каждого ребенка свои способы, учитывающие также возможности семьи.
Иногда дети, казавшиеся лишенными каких-либо перспектив развития, могут -прогрессировать до возможности среднего образования. Обучение в коррекционной школе VIII вида не всегда решает проблему, так как многие дети по интеллектуальным возможностям превышают уровень этой школы, но не умеют правильно построить поведение, плохо овладевают трудовыми навыками. Для их обучения организуются специальные классы с небольшим количеством детей и специально подготовленным персоналом.
Ранняя детская шизофрения
Одним из основных признаков ранней детской шизофрении является аутизм, отягощенный рядом регрессивных психических расстройств: резкое снижение психической активности, нарастание эмоционального безразличия к близким, потеря интереса к окружающей действительности. Ребенок становится бездеятельным, сидит, устремив безразличный взгляд в пустоту. Эти состояния сменяются возбуждением, стереотипными движениями: потряхиваниями кистями рук, прыжками, бегом на цыпочках и т. д. Постепенно у детей распадается речь, они отказываются от речевого общения или монотонно повторяют одни и те же слова или отдельные звукосочетания, о себе говорят в третьем лице. Теряются навыки самообслуживания, ребенок становится безразличным к еде, одежде.
Таким образом, если при раннем детском аутизме развитие ребенка с самого раннего возраста отклоняется от нормы, то при шизофрении на фоне предшествующего нормального развития психики проявляется ее своеобразный регресс.
У некоторых детей заболевание может начинаться с появления страхов, галлюцинаций. Происходит изменение эмоциональной сферы: бросается в глаза неустойчивость настроения, общее беспокойство, иногда ребенок сильно возбуждается, самоагрессивен. Дети могут кусать свои руки, бить себя по лицу. В периоды возбуждения наблюдаются характерные особенности походки: шаг вприскочку, чередование размеренного шага с быстрыми пробежками. Дети могут долго и однообразно бегать по кругу с припаданием то на одну, то на другую ногу. Временами это двигательное возбуждение сменяется заторможенностью, застыванием в одной позе. У некоторых детей периоды возбуждения чередуются немотой. Часты проявления негативизма, ребенок импульсивен, нелепо ведет себя, пугает взрослых устрашающими фантазиями. Обычно расстраивается сон, характерны общая тревожность и страхи.
В некоторых случаях заболевание может возникать постепенно. Это вялотекущая шизофрения. У детей появляются навязчивые движения, мысли, высказывания. Они малоактивны, игры становятся более примитивными и однообразными. Расстраивается сон, появляются страхи, неустойчиво настроение. Постепенно изменяется поведение, усиливается отгороженность от сверстников, дети все больше погружаются в мир своих фантазий, эмоциональные контакты обедняются.
Могут также возникать и более тяжелые расстройства поведения. Дети не могут соотносить свои желания с желаниями окружающих. Поведение их все больше принимает неадекватный характер. Они не подчиняются общим правилам поведения, требуют выполнения только своих желаний. Может появляться агрессивность и жестокость по отношению прежде всего к близким. Все эти психические нарушения обычно усиливаются в периоды возрастных кризов. Постепенно дети становятся все более отчужденными, бездеятельными и вялыми.
Шизофрения является психическим заболеванием, возникновению которого способствует генетическая предрасположенность. В отличие от аутизма, при котором имеет место особый, неравномерный тип психического развития ребенка, проявляющийся уже в раннем возрасте, при шизофрении наблюдается прогрессирующий характер заболевания с регрессом ряда психических функций. Шизофрения может возникать и чаще всего возникает на фоне различных нарушений психического развития (в том числе у детей с ранним детским аутизмом).
Ребёнок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в семье.
Термин «церебральный паралич» обозначает двигательные расстройства, возникающие в результате повреждения мозга на ранних этапах его развития. При ДЦП имеет место раннее, часто внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Существует несколько, форм ДЦП. В зависимости от повреждения определенных систем головного мозга возникают различные двигательные расстройства.
Тяжесть и распространенность поражения при детском церебральном параличе может быть различной. В одних случаях наблюдается тяжелое поражение всех четырех конечностей, причем руки могут поражаться в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Развитие двигательных функций у этих детей крайне затруднено.
При более легкой степени заболевания поражаются преимущественно ноги. У некоторых детей наблюдаются односторонние двигательные нарушения — гемипарезы.
Двигательные нарушения при детском церебральном параличе сочетаются с сенсорной недостаточностью и нарушениями доречевого, а в дальнейшем часто и речевого развития.
Характерны нарушения артикуляционной моторики.
Ребенок с детским церебральным параличом нуждается в комплексном клинико-психолого-педагогическом и логопедическом обследовании.
Для оценки развития познавательной деятельности важное значение имеет комплексное обследование для выявления не только актуального, но и потенциального уровня психического развития ребенка и прежде всего его познавательной деятельности.
Клинико-педагогическое обследование включает:
— метод свободного наблюдения;
— констатирующий и обучающий эксперимент.
При анализе полученных данных учитываются результаты выполнения ребенком тех или иных заданий и способы их выполнения с тщательным анализом деятельности ребенка и учетом условий, способствующих выполнению задания. Задания предъявляются с учетом этапности развития основных психомоторных функций в нормальном онтогенезе.
Обследование проводится в виде увлекательной для ребенка игры. Характер игры должен соответствовать возможностям ребенка и вызывать у него интерес.
Ребенок с ДЦП в семье
С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям приходится привыкать к новой жизни.
Первый шок от известия, что ребенок родился больным. Важно, чтобы с самого начала оба родителя в полной мере взяли на себя ответственность и заботу о ребенке.
Ведь ребенку с нарушениями нужно то же, что и здоровому: чтобы его любили и принимали таким, какой он есть со всеми проблемами и трудностями. И только тогда он войдет в мир уверенным в себе, доброжелательным и полезным обществу, именно таким, какой он есть.
Ребенку с церебральным параличом необходим тесный физический контакт с матерью — это основа его дальнейшего развития.
Помогать семье и ребенку следует немедленно. В каждой семье родители беспокоятся за будущее ребенка.
Самая большая помощь для родителей — это обучать их ухаживать за ребенком и развивать его психомоторные функции. Естественно, что помощь родителям дифференцируется в зависимости от нарушений, имеющихся у ребенка, его возраста и степени выраженности как нарушенных, так и сохранных функций.
Двигательные нарушения детей с церебральным параличом дифференцируются в зависимости от формы заболевания. Особую сложность для коррекционной работы в семье часто представляют дети с гиперкинетической формой заболевания. У этих детей имеют место насильственные движения — гиперкинезы в сочетании с нарушением мышечного тонуса. Кроме того, у этих детей чаще, чем при других формах церебрального паралича, имеет место снижение слуха.
Для этих детей необходим двигательный лечебный режим, который предусматривает частую смену поз путем различных игр, музыкальных занятий, прогулок. Передвигающийся ребенок должен часто менять положение тела. Многие дети с гиперкинетической формой церебрального паралича, а также с другими формами нуждаются в ортопедическом лечении, а также в протезном снабжении.
При развитии двигательных функций у ребенка с церебральным параличом необходимо прежде всего осуществлять контроль за положением головы и частей тела.
На следующем этапе коррекционной работы, когда ребенок удерживает голову, развивают выпрямление туловища, повороты со спины на живот, формируют функцию сидения, опорность ног и рук, стимулируют захват предметов, развивают зрительно-моторную координацию и равновесие.
Важное значение имеет развитие поворотов туловища.
Для развития равновесия и координации движений полезно использовать различные игры — упражнения.
Важное значение имеют специальные упражнения по активизации манипулятивной деятельности и развитию кинестетических ощущений в пальцах рук. С этой целью используются различные игры с руками ребенка: «ладушки», «сорока-белобока» и другие. Важное значение имеет развитие оптической реакции рук
Наряду с проведением специальных упражнений важно помнить о необходимости общего двигательного режима.
Общий двигательный режим.
Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для одевания, кормления, купания, игры и т. д. Эти позы видоизменяются по мере развития двигательных возможностей ребенка.
Режим дня
Чтобы помочь ребенку, необходимо прежде всего правильно организовать режим дня ребенка. У детей с церебральным параличом в первые годы жизни часто имеет место недостаточная сформированность биологических ритмов сна и бодрствования — ребенок может быть сонлив днем и активно бодрствовать ночью. Это неблагоприятно влияет на его психическое развитие, затрудняет проведение коррекционно-восстановительных мероприятий.
Постепенно приучая ребенка к определенному распорядку дня, взрослые нормализуют его биологические ритмы, что имеет большое значение для слаженного функционирования всех органов и систем.
Самообслуживание
При развитии самообслуживания полезно использовать те же принципы, что и в игре.
Важнейшее значение имеет развитие у ребенка стремления действовать самому. Для этого потребуется терпение и время. Не следует надолго оставлять ребенка с его трудностями, так как неудачи могут отбить у него желание действовать. Ребенку надо показать, что и как он должен сделать. Затем с помощью взрослого он выполняет необходимые действия, постепенно взрослому следует ослаблять свою помощь, особенно в самом конце задания. Желательно, чтобы ребенок доводил начатое до конца самостоятельно.
Начинать обучать ребенка надо понемногу, как только вы замечаете, что он заскучал, немедленно прекращайте занятие. Последовательность, которая требуется от родителей, состоит в том, что и мать, и отец должны всегда одинаково и твердо осуждать тот или иной поступок. Следует особо подчеркнуть, что самым эффективным путем воспитания является не осуждение, а поощрение.
Важно при воспитании детей с ДЦП использовать различные методики, способствующие укреплению ЦНС и развитию движений.
Иппотерапия
Цель иппотерапии заключается в использовании лошади и ее движений с лечебной целью. на лошади благодаря ее движениям легче научиться сохранять симметричную позу, контролировать положение головы и туловища, сохранять равновесие в положении сидя.
Плавание
Если у ребенка нет никаких противопоказаний, то ему лучше всего начинать плавать с 9—12 месяцев, потому что в этом возрасте дети еще не боятся воды.
Занятия с ребенком в воде:
•способствуют взаимодействию мамы и ребенка;
•позволяют обучить родителей специальным приемам поддержки ребенка;
• помогают ребенку сохранять симметричную позу;
♦ помогают контролировать положение тела и равновесие;
♦ улучшают его физическое состояние, помогают ребенку обрести уверенность в себе;
♦ способствуют его сенсомоторному развитию;
♦ тренируют умение управлять дыханием, что важно для подготовки речевого аппарата к воспроизведению звуков речи и общения.
Как научить ребенка с церебральным параличом играть
Игра занимает важное место в жизни ребенка раннего возраста, она оказывает влияние на весь ход его развития, в том числе способствует формированию движений и развитию речи. Специальными исследованиями показано, что обучение ребенка дидактическим, подвижным, ролевым, строительным и другим видам игр с учетом двигательных и речевых особенностей нарушений имеет важное значение для развития ребенка. На начальном этапе обучения ребенка игре взрослый обучает его подражанию, формирует интерес к игре, развивает активность и умение игры с партнером. Постепенно ребенка учат сопровождать игру речью. Многие дети нуждаются в обучении их игровой деятельности, особенно дети с церебральным параличом."
Оказывают положительное влияние подвижные игры, в которых ребенок выполняет те или иные доступные для него действия.
К таким играм ребенка с церебральным параличом необходимо специально готовить. Освоив игру, ребенок может играть самостоятельно или по заданию взрослого.
Более сложным видом подвижных игр являются игры с определенным сюжетом и твердо установленными правилами. Эти игры требуют от ребенка умения согласовывать свои действия с действиями взрослого. Они имеют важное значение не только в развитии моторики, но и в регуляции поведения.
Одной из задач игровой деятельности детей с церебральным параличом является развитие кинестетических ощущений в руках. Развитие кинестетических ощущений имеет важное значение для развития ручной умелости, что имеет важное значение для развития речи.
На начальном этапе речевого развития особо важное значение имеет логопедическая работа, так как в первые годы жизни она дает наибольший эффект. Прежде всего ребенка учат умению манипулировать с предметами и игрушками, а затем играть, поскольку овладение действиями стимулирует и предваряет усвоение слов. Рекомендации по методике и приемам обучения каждого ребенка логопед и воспитатель должны получать у врача или методиста лечебной гимнастики, которые знают двигательные особенности ребенка.
Логопед показывает ребенку игрушки, выполняет определенные действия, сопровождая их словами и предложениями. Далее активизируют собственную игровую деятельность ребенка и речевую активность.
Пути помощи ребенку с церебральным параличом
Система помощи предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежат раннее выявление еще в родильном доме или детской поликлинике среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи.
В нашей стране имеется сеть специализированных учреждений Министерств здравоохранения, образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные учреждения. В этих учреждениях осуществляется не только восстановительное лечение, но и предоставляется квалифицированная помощь специалистов — логопедов, дефектологов, психологов по коррекции нарушений.
Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
В школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, ЗПР и олигофренией в степени дебильности по адаптированной двенадцатилетней массовой или вспомогательной программе. Дети, не передвигающиеся и не обслуживающие себя самостоятельно, обучаются на дому по обычной, вспомогательной или индивидуальной программе. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями обучаются в речевых школах. Некоторые дети с олигофренией в степени дебильности обучаются в коррекционных школах VIII типа.
Профориентация детей с церебральным параличом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.
После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах.
Для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии). При сохранном интеллекте можно овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.
Ребёнок с нарушениями речевого развития в семье.
Речь — сложная многоуровневая функциональная система, базирующаяся на совместной деятельности трех основных блоков мозга: энергетического, операционного и программирования.
Развитие речи тесно связано с формированием других психических процессов и прежде всего с восприятием (слуховым и зрительным), кинетическим и кинестетическим праксисом, памятью, пространственными представлениями, эмоционально-волевой сферой. Нарушения речи могут затрагивать разные ее аспекты — мотивационный; программу высказывания, грамматическое структурирование текста и фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность. Нередко может быть сочетание указанных нарушений. Нарушения речи могут быть одним из проявлений сложного дефекта или определяться им, например, отставание речевого развития у детей с ЗПР, при дефектах слуха, специфические артикуляционные и другие нарушения при ДЦП. Комплексные нарушения представленных речевых функций может иметь место при дисфазии развития, при которой ведущим всегда будет системное речевое недоразвитие.
Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут быть причиной различных речевых расстройств. Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло поражение центральной нервной системы.
Речевые расстройства обычно являются следствием поражения мозга. Его следует отличать от текущих нервно-психических заболеваний, которые также могут быть причиной речевых расстройств. Причиной также может быть недостаточная зрелость коры головного мозга, т. е. задержанное созревание центральной нервной системы. Определенная роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних условий. Возникновение обратимых форм речевых расстройств может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.
Основным условием, способствующим развитию речи, являются эмоциональные контакты ребенка с матерью. Они помогают ребенку выделить речь как основное средство общения, а привязанность к взрослому стимулирует стремление подражать ему. Чем теснее аффективные связи ребенка со взрослым, тем интенсивнее у него проявляется речевое подражание.
Основные функции речи
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания, произвольностью поведения. Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа,
Надовербальном этапе ребенок не понимает речи окружающих, но здесь создаются условия, обеспечивающие речь в дальнейшем.
На втором этапе развития ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносить первые слова, начинает овладевать разными способами общения с окружающими. Речь — необходимая основа для развития мышления, коммуникативного поведения.
Третий этап — это начальный этап формирования фразовой речи. В качестве второй функции речи выступает обобщающая (речь как средство мышления). Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве. С помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и начинает ее усваивать. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
Речь также постепенно становится средством регуляции психических функций ребенка и его деятельности, эмоционально-волевых проявлений и произвольного поведения. Формирование регулирующей функции речи определяет возникновение у ребенка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого и планировать их.
В норме регулирующая функция речи созревает к концу дошкольного возраста, что имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Для нормального развития речи у ребенка необходимо нормальное созревание и функционирование цнс.
Основная задача педагога и родителя: воспитание сенсорных функций, закрепление связи между словом, предметом и действием. Ребенка учат называть предметы, объясняют их назначение, знакомят с новыми, стимулируют активность и познавательный интерес.
Подготовка ребенка к общению. Информация для родителей
Специалист должен объяснить родителям, что у ребенка задерживается речевое, а в некоторых случаях задерживается и общее психомоторное развитие, если ему не оказывают достаточного внимания родители.
Каждый ребенок рождается со своими индивидуальными особенностями, поэтому каждый ребенок нуждается в индивидуальном режиме и особенностях ухода. Педагогами было показано, что чем быстрее мать реагирует на признаки дискомфорта малыша в первые месяцы жизни, тем спокойнее и увереннее чувствует себя ребенок.
Уже к новорожденному следует относиться как к личности; все общение с ребенком должно сопровождаться ласковым разговором. Мать может, обращаясь к ребенку, вести с ним «диалог», говоря и за себя, и за него. Матери следует объяснить, что своим поведением и отношением к младенцу она подготавливает его к общению, способствует формированию мотивации общения.
Важным условием, подготавливающим ребенка к общению, является установление контакта взглядом.
Первое, что узнает ребенок о себе, вступая в общение со взрослым, — это самое важное для него: желанный он или нежеланный; любят его или нет. На основе положительного первичного опыта общения у малыша формируется доверие и интерес к окружающему миру, что в дальнейшем стимулирует его речевое развитие, познавательную деятельность.
Любовное, бережное отношение к малышу формирует положительную самооценку, которая имеет большое значение для психического, в том числе речевого развития ребенка и является благоприятной почвой для формирования, начиная с первых месяцев жизни, основы образа самого себя: образа «я».
Развитие начальных навыков общения у ребенка с задержкой речевого развития
Следует иметь в виду, что общение помимо разговорной речи, восприятия и понимания включает умение соблюдать очередность в общении. Практическая методика по обучению детей общению включает следующие направления:
1) с самого раннего возраста ребенка побуждают слушать окружающих, соблюдать очередность, подражать звукам и жестам;
2) последовательно развивают навыки понимания обращенной речи;
3) обучение проводится в привычных для ребенка условиях с использованием подражания игровых моментов и игр.
Задача родителей сделать занятия по развитию речи увлекательным и соответствующим их склонностям и склонностям ребенка занятием. Если ребенок еще не говорит, то первой основной задачей является научить его концентрировать внимание и играть. Не менее важной задачей является обучение его соблюдать очередность, так как коммуникация — двусторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают и ждут. Ранний возраст — наиболее благоприятный для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность. Учиться можно, предлагая ребенку игру, в которой по очереди надо выполнять какие-то действия или произносить различные звукосочетания и короткие слова.
Таким образом, основными задачами родителей является: развитие подражания и воспитание у ребенка соблюдения очередности.
Следует иметь в виду, что основным мотивом появления речи является общение. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге.
Важно научить ребенка отвечать на вопросы. Взрослый должен продумать серию вопросов — ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает всего два варианта ответов — «да» или «нет». Вторая серия вопросов предлагается в виде усложненного варианта игры «да — нет». Затем вопросы еще усложняются и ребенок отвечает на них по картинкам: «кто это?», «что это?», «кто там пришел?» и т. п. Полезно использовать карточки из картинно-предметного или тематического лото. Постепенно ребенка учат использовать в своей речи и при ответе на вопросы глаголы.
Важное значение в развитии речевой и познавательной деятельности имеет игра. Используются игры по развитию начальной познавательной деятельности: игры с разборными игрушками, игры на конструирование и другие.
Считается, что речевая деятельность — это прежде всего нервно-мышечная синергия, вовлекающая все тело. Следовательно, при обучении речи ребенок должен прежде всего освоить комплексную синергию движения. Родителям необходимо стимулировать физическое развитие ребенка, заботиться о его здоровье. Это будет способствовать нормальному речевому развитию ребенка. При общении с ребенком важно вызвать у него стремление к подражанию.
Стимуляцияречевого подражания на первом году жизни направлена на развитие коммуникативных навыков, зрительно-моторного манипулятивного поведения, положительно эмоционального общения со взрослыми. На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, у ребенка стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции.
Логопедическое обследование ребенка раннего возраста проводится в процессе наблюдения за его игровой деятельностью, а также в процессе совместной с ним игры. Отмечается особенность импрессивной речи, т. е. устанавливается уровень понимания обращенной речи. Для ребенка раннего возраста особое значение имеет подражание, поэтому в игровой совместной деятельности с ребенком большое внимание уделяется подражанию. Кроме того, при обследовании безречевого ребенка или ребенка со значительным отставанием в речи необходимо обследование слуха.
Логопедическая работа
Стимуляция звукоподражания — узловой момент логопедической работы. Стимуляция подражания начинается с подражания логопеда звукам и слогам самого ребенка.
Используются следующие виды занятий: игры по подражанию звукам в помещении и на улице (подражание тиканью часов, бульканью воды, мотору мотоцикла и машины, паровозному гудку, подражание звукам животных).
Перед началом логопедической работы необходимо установить контакт с ребенком, создать условия для адаптации ребенка в детском коллективе.
Логопедические занятия на фоне дезадаптации, плохого настроения, отрицательного отношения ребенка к учреждению бесполезны. Поэтому прежде всего у ребенка вырабатывается положительное отношение к детскому учреждению, к окружающим его взрослым. Ребенок должен чувствовать себя любимым и «нужным» в данном учреждении, при помощи интересных игр у него вырабатывается потребность и желание находиться в данном коллективе.
Важным разделом логопедической работы является развитие пассивного речевого запаса, то есть понимания речи. Развитие понимания речи происходит в процессе знакомства детей с предметами и явлениями окружающего мира. Формирование предметной соотнесенности слов производится одновременно с развитием их смыслового содержания.
Работа над восприятием звуков речи проводится с учетом характера дефекта. Она в первую очередь направлена на развитие слухового восприятия и слухового контроля. На следующем этапе работы особо важное значение имеет развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. На третьем этапе ведущее значение имеет развитие слухового контроля как осознанного действия.
Для воспитания правильной звучной речи необходимой является работа над дыханием.
Во всех случаях логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.