Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие - панно по ПДД «Азбука безопасности»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
Дидактическое пособие - панно по ПДД
«Азбука безопасности»
Автор: воспитатель Барченинова С. В.
2019 год
Аннотация:
Обучающее и развивающее пособие выполнено в виде настенного панно с расположенными на нем домами, дорогой с разметкой, пешеходным переходом и светофором (рис.1). Так же имеются изображения транспорта (автобусы, грузовые автомобили, трактора, легковые автомобили и др.) (рис. 2), изображения пешеходов (сказочные герои, люди) (рис.3), дорожные знаки. (рис 4) Все изображения съемные, что позволяет менять характер и правила игры и, следовательно, применять разные ее варианты(рис.6,7,8). Предназначено для изучения и закрепления правил дорожного движения детьми младшего и среднего школьного возраста (7-12 лет). Применение такого пособия на занятиях позволяет обучать и закреплять правила дорожного движения и развивать у ребенка память, внимание, пространственное воображение, интеллект и фантазию, наблюдательность, исполнительность.
Рис.1
Рис. 2, 3
Рис. 4, 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Актуальность:
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день.
В сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, воспитанники коррекционной школы этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения.
Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения и увидев актуальность данной темы, я планомерно и систематически провожу образовательную деятельность по ПДД с детьми в своей группе.
Как рассказать воспитанникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?
Конечно, в виде игры, но игры поучительной, которая является ведущей деятельностью в школе, с использованием дидактического пособия, изготовленного своими руками.
Данное пособие поможет ребятам получить как начальные знания по дорожному движению, так и закрепить и обобщить уже имеющиеся (рис. 5,6,7)
Актуальны индивидуальные занятия с детьми из класса «Особый ребенок», с которыми предоставляется возможность, в интересной для них форме, повторить и закрепить знания по ПДД.
С каждой игры дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, и оставит яркое, запоминающееся впечатление, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.
Важная роль в формировании навыков безопасного поведения принадлежит практике. Поэтому наряду с теоретическими занятиями предусмотрены занятия на улице по изучению конкретных вопросов.
Новизна разработки:
Заключается в том, что изготовленное пособие выполнено в единственном экземпляре, в создании которого воспитанники принимали активное участие (помощь в подборе, обклеивании и вырезании элементов пособия).
Настенное панно многофункционально: возможно изучение на одном поле различных правил дорожного движения и использование множества вариантов заданий. Воспитанникам так же предоставляется возможность самим подобрать и изготовить свои собственные изображения участников дорожного движения, составить рассказ, и обыграть его на данном панно.
Цель данного пособия:
Формирование социальной компетенции обучающихся в сфере безопасности дорожного движения.
Задачи:
Знакомить детей с правилами дорожного движения и причинами ДТП.
Закрепить в игровых ситуациях знания о правилах дорожного движения.
Расширять знания о видах транспорта: грузовая машина, легковая машина, автобус, поезд и др.)
Закрепить знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), «Пожарная машина» (едет тушить пожар), «Полиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду).
Продолжить знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта» и т.д.
Закреплять знания детей о зданиях города (жилые, общественные).
Расширять представления о профессиях (пожарный, доктор, учитель).
Методические приемы работы с панно:
Беседы, рассматривание, чтение рассказов о ПДД, отгадывание загадок, дидактические игры - «Поставь дорожный знак», «Наша улица», «Расставьте машины», «Дорога», «Угадай транспорт», «Час пик», «Дорожные знаки», «Мы пешеходы», «Задачи от светофора». », «Законы улиц и дорог». «Поставь знак», «Подумай-отгадай»
Примерные темы занятий:
«Наша улица»
Цель: Формирование представления обучающихся о безопасности дорожного движения; ознакомить с понятиями проезжая часть, тротуар, газон, обочина.
Беседа: «Наша улица» (что представляет собой улица, для чего надо знать и выполнять правила дорожного движения).
Практическая часть: Игровые ситуации.
«Мы-пешеходы»
Цель:Формирование представления обучающихся о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
Беседа с элементами игры: «Движение пешеходов по улицам и дорогам», «Правила культурного пешехода», «Правила перехода улиц и дорог».
Практическая часть: Игровые ситуации по данной теме.
«Задачи светофора»
Цель: Способствование овладению обучающимися знаний сигналов пешеходных и транспортных светофоров.
Беседа: «Светофоры»
Практическая часть:игра «Светофор», выход на перекресток.
Темы игровых занятий будут корректироваться исходя из ситуаций в группе.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся будут знать:
как ответственно относиться к собственной безопасности и безопасности других участников движения;
основные правила дорожного движения;
значения сигналов светофора;
элементы дороги. Что такое пешеходный переход, разделительная полоса и т.д.;
специальные виды транспорта и их назначение (скорая помощь, пожарная машина, автобус;
виды транспорта (автобус, поезд, грузовая машина, троллейбус, трамвай и др.);
основные дорожные знаки;
основные здания города (жилые, общественные);
больше о профессии пожарного, доктора, учителя и др.)
Обучающиеся будут уметь:
относительно безопасно и дисциплинированно переходить дорогу, улицу, соблюдая правила дорожного движения;
пользоваться сигналами светофора;
предвидеть возможную опасность, находить способы избежать ее;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей, вносить необходимые дополнения, исправления;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Вывод:
При разработке данного дидактического пособия по формированию основ осознанного безопасного поведения на дороге были учтены дидактические принципы:
занимательность и эмоциональность,
доступность и индивидуальность игры,
самодеятельность и самостоятельность в игре,
результативность
Содержание и объем заданий подобран с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей. Эти знания способствуют накоплению навыков и умений безопасного поведения на дорогах города. Знания о правилах поведения на дороге помогают обучающимся оценить свое поведение и поведение других людей.
Формирование знаний – не самоцель в нашей работе, главное – это формирование осознанно-бережного отношения к своему здоровью. Необходимо, чтобы у детей выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения. Это длительный и трудный процесс, но достичь результата возможно.