Просмотр содержимого документа
«Декоративно – прикладное искусство как творческая составляющая, повышающая качество образования обучающихся с умственной отсталостью.»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в самостоятельную, взрослую жизнь, выдвигают свои требования: • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои, новые оригинальные решения;
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Требования эти актуальны и для выпускников коррекционных школ. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Творческий человек умеет видеть необыкновенное в обычном. Он, знакомые явления и объекты рассматривает под новым углом зрения, и обнаруживает в них новые свойства или применение их в новом качестве. Для творческой личности характерно и то, что она способна порождать, казалось бы, неожиданные идеи и решение проблем в самых неопределенных и тупиковых ситуациях. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - так же способны и талантливы, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя.
Одним из действенных средств, воспитания творческой личности является декоративно - прикладное искусство, которое развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение наблюдать.
Занимаясь декоративно – прикладным искусством, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия…, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.
Формирование творческого потенциала обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путем теоретического и практического освоения различных декоративно-прикладных технологий позволяет повысить эффективность обучения в целом и обосновывается коррекцией психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей.
Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев», или: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». В декоративно-прикладное направление включены различные виды творчества: аппликация из бумаги, ткани, соломки, бумагопластика, бисероплетение, папье-маше, лепка из соленого теста, пластилинография, поделки из природного материала, кожи, поделки из ниток и многое другое.
Но сегодня больше хочу ознакомить вас с искусством оригами, которое провожу на своих занятиях дополнительной занятости. (творческом часе)
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Оригами как метод – это целый комплекс качеств, необходимых в работе с детьми:
- Дидактическое средство для развития воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, а следовательно – развития речи и интеллекта;
- Способ формирования таких положительных черт, как трудолюбие, аккуратность, творческая активность, воля;
- Занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкцию, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз;
- Возможность проявить самостоятельность;
- Создание ситуации успеха, что позволяет воспитать и развить в ребёнке положительные личностные качества и мотивацию к учёбе.
- Активный отдых;
- Эстетическое удовольствие.
Японцы считают, что искусство оригами так же несет душевное успокоение и физическое оздоровление.
Что еще особенно, в данном виде деятельности, задействованы одновременно обе руки. В этом плане оригами представляется очень выигрышным занятием, способствующим повышению активности и левого, и правого полушарий мозга. Таким образом, активная работа рук, наряду с работой интеллекта создаёт очень интересные условия для развития психических способностей ребенка, что особенно важно для наших детей.
В оригами всегда можно найти материал как для детей с высокой начальной степенью интеллектуальных и конструктивных умений, так и для детей, у которых эти умения формируются с нуля.
Мир детской игрушки с каждым днем становится все богаче и сложнее. Тем не менее дети с удовольствием конструируют поделки из бумаги. Ведь для этого надо совсем немного: бумагу, а также создание и поддержание у детей интереса к оригами.
Так же, можно отметить, и то, наши дети систематически принимают участие в различных конкурсах декоративно – прикладного творчества, где демонстрируют свои способности. В конкурсах, в основном принимают участие более способные, в этом направлении обучающиеся.
Вся учебная деятельность на занятиях декоративно -прикладного направления так же нацелена и на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методами стимулирования и поощрения. Вместе с тем от обучающихся требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности. Главное, необходимо дать возможность детям реализовывать свои интересы, демонстрировать способности, не боясь неудач.
Вывод: Декоративно-прикладное творчество – это великолепная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Позволяет поднять на более высокий уровень все его потенциальные возможности – психические, физические и интеллектуальные.