Бинарный урок в условиях коррекционном классе для детей с интеллектуальными нарушениями
Бинарный урок в условиях коррекционном классе для детей с интеллектуальными нарушениями
Существующая на современном этапе система коррекционно-образовательных услуг предусматривает дифференцированное оказание помощи различным группам детей. Однако, одновременно с таким подходом к организации воспитания и обучения детей с интеллектуальным недоразвитием появляются и иные идеи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок в условиях коррекционном классе для детей с интеллектуальными нарушениями»
Бинарный урок в условиях коррекционном классе для детей с интеллектуальными нарушениями
На современном этапе развития системы коррекционной помощи из множества вопросов, относящихся к организации обучения и воспитания этой группы школьников, одним из центральных является вопрос о возможностях и путях реализации интеграции детей с интеллектуальными проблемами в общество. Одним из аспектов этого вопроса является интеграция детей с разным уровнем интеллектуального развития в совместную учебную и внеучебную деятельность. Существующая на современном этапе система коррекционнообразовательных услуг предусматривает дифференцированное оказание помощи различным группам детей. Однако, одновременно с таким подходом к организации воспитания и обучения детей с интеллектуальным недоразвитием появляются и иные идеи. В качестве примера могут быть приведены совместные спортивные мероприятия, которые проводятся различными учреждениями, как на своих площадках, так и выездного характера и рассчитанные на детей разного возраста и различной степенью выраженности интеллектуального недоразвития. К такого рода мероприятиям относятся конкурсы по профессии и выставки по труду и прикладному искусству, проведение различных фестивалей и праздников. Все перечисленные мероприятия имеют достаточный «возраст» и широкую географию, что позволяет говорить об их ценности для включения детей с различным уровнем интеллектуального развития в совместную деятельность таким образом, чтобы дети имели равные возможности для проявления своих способностей и демонстрации своих умений. Наряду со сказанным, необходимо отметить, что данные мероприятия рассчитаны в основном на внеучебные ситуации и предполагают неформальное общение детей. Совершенно иначе складывается процесс обучения, где ребенок должен усваивать различное по сложности содержание, демонстрировать знания и умения разной степени сформированности и получать оценки по одной шкале, за различную степень усвоения материала. Несмотря на это существует положительный опыт интеграции детей с разным уровнем интеллектуального развития на учебных занятиях. В основе организации совместных учебных занятий для детей с разными интеллектуальными возможностями лежит идея о том, что не только ребенок должен изменяться и развиваться с учетом требований окружающих условий, но и окружение, сама ситуация работы должна быть существенно адаптированы к возможностям детей, т.е. детям с особыми потребностями каждой группы прежде всего требуются весьма специфические условия для реализации деятельности, в частности, учебной. Поэтому занятия, рассчитанные на совместную работу разных групп обучающихся, организуются в виде особых «бинарных уроков», которые и по своим задачам и по методике существенным образом отличаются от задач и методики проведения бинарных занятий в массовой школе. Успешная интеграция таких школьников (детей с ЗПР, обучающихся по программам школы VII вида и учащихся с интеллектуальным недоразвитием обучающихся по I и II вариантам обучения по программе коррекционной школы VIII вида) продолжительный процесс. Она должна начинаться с самого первого дня их пребывания в школе, быть звеном в комплексной работе всего учреждения, включать в себя, прежде совместных уроков, прогулки, экскурсии, предметные игры, спортивные праздники и является постоянным объектом внимания педагогов. Опыт неформального общения детей друг с другом, полученный до начала учебных занятий, подготовленность к восприятию «других» детей, наличие умений работать в разноуровневом коллективе способствуют достижению лучших результатов организации таких занятий. В связи со сказанным, направления работы по интеграции школьников могут предусматривать работу на переменах и во время выполнения режимных моментов, внеклассную работу и работу на учебных занятиях. Уроки, проводимые для двух различных классов, принято называть бинарными, поскольку в них принимает участие два класса и два учителя. В отличие от подобных уроков в массовой школе бинарные уроки в коррекционной школе чаще всего бывают повторительно-обобщающими или комбинированными, а иерархия задач урока возглавляется коррекционными и воспитательными задачами, через которые решаются дидактические задачи данного занятия. Каждая из традиционных групп задач, в особенности последняя, по разному формулируется для каждой из участвующих групп детей, хотя и имеет общую основу, позволяющую проводить совместное занятие. Такой основой может быть, например, повторительно-обобщающий характер поставленных задач, или общность тематики формируемых знаний или умений, единство подхода (чаще его практический характер) в освоении учебного содержания или направленность на коррекцию или развитие определенных психических процессов, сторон личности или формирование определенной группы умений. Для того, чтобы обеспечить успешность участия школьников в таком занятии, необходима достаточно продолжительная подготовка. Чем раньше она начата, тем раньше можно увидеть результаты. Поэтому вполне может получиться, что дети младшего возраста, с которыми работа проводится с самого начала их обучения в школе, более полно способны реализоваться на бинарном уроке, чем более старшие дети, с которыми данная работа начала проводиться позднее. В любом случае подготовка школьников к участию в бинарном занятии состоит из нескольких этапов: 1) подготовительный этап (подготовка детей с совместной деятельности, наблюдение за детьми из другого класса, взаимодействие на процессе режимных моментов, во внеучебной деятельности, выполнение несложных бытовых поручений, обеспечивающих некоторое взаимодействие детей из разных классов); 2) этап деятельности «рядом» (организатором деятельности на этом этапе является учитель, дети имитируют совместную деятельность, т.к. они лишь находятся в одном помещении, но выполняют каждый свою деятельность); 3) этап совместной деятельности (учителя выполняют роль помощников в организации и реализации совместной деятельности по решению общей учебной или иной задачи); 4) этап «самостоятельной» совместной деятельности (дети имеют свои роли в коллективе, умеют взаимодействовать на основе равенства и взаимопомощи при решении общих учебных и иных задач). На третьем и четвертом этапе в большей или меньшей степени возможна организация бинарных занятий. На третьем этапе возможно организовать проведение совместных учебных прогулок, экскурсий, игровых занятий, уроков труда, рисования, окружающего мира, в ряде случаев, чтения, письма и математики, а также интегрированных уроков. На данном этапе урок проводиться для двух классов, и приобретает новые характерные черты, свойственные бинарному занятию. Остановимся на некоторых особенностях такого занятия. Прежде всего, проведение урока для двух классов, особенно разного уровня подготовки или обучающихся по разным вариантам образовательной программы требует обязательного участия учителя, ведущего более слабый класс, поэтому в бинарном уроке в коррекционной школе принимают участие, как правило, два учителя, каждый из которых выполняет на уроке свою функцию. Построение бинарного занятия определяется чередованием тех видов учебных заданий, которые дети могут выполнять вместе, и тех, выполнение которых доступно и целесообразно каждой группе учащихся в отдельности. Именно поэтому учителя на бинарном уроке чередуют фронтальную и групповую работу с классом. Смена педагогов у доски всегда связана с последовательностью этапов урока. Заменить друг друга во время проведения одного из этапов занятия учителя не могут. Обусловлено это, прежде всего, самой логикой занятия: любое действие педагога, любое его движение должно говорить школьникам о необходимости тех или иных действий с их стороны, поэтому смена учителей у доски воспринимается учащимися как переход от одного к другому виду деятельности. Структура бинарного занятия сходна со структурой любого типа занятия, который положен в его основу. Это может быть и структура комбинированного урока, и предметного, и интегрированного занятия. Однако, чаще всего в основу бинарного урока «кладут» урок-практикум, поскольку практическая деятельность является для детей более доступной и интересной, организовать взаимодействие в ходе выполнения практических заданий легче и сама работа проходит более эффективно, эмоциональный отклик от занятия, воспоминания о нем, а значит и его ценность для развития детей, бывают более продолжительными.