kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ отечественной литературы по проблеме обучения слепоглухонемых

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ отечественной литературы по проблеме обучения  слепоглухонемых

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ отечественной литературы по проблеме обучения слепоглухонемых»

Анализ отечественной литературы по проблеме обучения слепоглухонемых

Слепоглухонемота - это врожденное или приобретенное, полное или частичное нарушение функций в переферической, рецепторной части зрительного и слухового анализаторов (И.А. Соколянский).

Обучение таких детей является актуальной проблемой современной дефектологии. Специалисты, занимавшиеся данной проблемой: И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков,О.И. Скороходова, А.В. Апраушев, Т.А. Басилова, Г.П. Бертынь, М.В. Жигорева, И.В. Саломатина, В.З. Денискина, А.В. Суворов и др.

При изучении проблем слепоглухонемоты большое внимание уделялось анализу структуры дефекта у детей данной категории, созданию и детальной разработке дифференцированного подхода при их обучении. Существенная роль в возникновении сложных нарушений развития принадлежит генетическим факторам. Исследования в этой области (Г.П.Бертынь, М.С.Певзнер, И.В. Соломатина) дают представления о детях с синдромами Ушера, Маршалла.

Начало обучения слепоглухонемых в нашей стране связано с именем профессора И. А. Соколянского, организовавшего в 1923 году первую учебную группу таких детей.

И.А. Соколянский говорил, что этапы обучения слепоглухонемых совпадают с этапами обучения нормально развивающихся детей (добукварный, букварный, послебукварный).

Система обучения слепоглухонемых, разработанная И.А. Соколянским и его учениками, состоит из нескольких взаимосвязанных этапов с постепенно усложняющимися задачами.

Первый этап И. А. Соколянский назвал «периодом первоначального очеловечения». На этом этапе достигается формирование навыков поведения, направленных на удовлетворение собственных нужд.

Второй этап - формируются специальные средства общения — жесты. Это помогает ускорению процесса психического развития слепоглухонемого ребенка. Жесты, обозначающие предметы и действие, являются основой первых специальных средств общения.

Третий этап — переход к смысловому обозначению, достигаемому с помощью слов. К обучению грамматическому строю речи приступают путем составления простого текста и составления системы текстов.

Одним из важнейших способов усвоения языка и формирования мысли является письменная речь в брайлевской форме. Письменная речь дает возможность самообучения. Ребенок, обученный по методике Брайля, уверенно преодолевает барьер, обусловленный слепоглухонемотой. Оставаясь слепоглухонемым, он обретает доступ ко всем сферам человеческого познания.

Лучшим доказательством действенности разработанной И. А. Соколянским и его учениками системы являются успехи обучения слепоглухонемых и возможность достижения ими высокого уровня интеллектуального развития ученицы Соколянского — Ольги Ивановны Скороходовой, которая в 5-летнем возрасте, заболев менингитом, потеряла зрение и слух. Она опубликовала три книги по данной проблеме – «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947г.), «Как я представляю окружающий мир» (1954г. 1 часть – переработанная первая книга, 2 часть – новая), «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» (1972г.).

А. И. Мещеряков выделил две основные особенности слепоглухонемых детей. Первая состоит в том, что слепоглухонемой свои представления об окружающем мире формирует посредством осязания. Вторая особенность заключается в том, что слепоглухонемой ребенок лишен обычных способов общения с окружающими людьми, и если не проводить специального обучения, то он своими собственными усилиями никогда не достигнет даже примитивного уровня умственного развития. (А.И. Мещеряков «Слепоглухонемые дети»).

Современные методы обучения таких детей предполагают комплексное влияние на развитие остаточного зрения, слуха, позволяя тем самым максимально раскрыть компенсаторные возможности каждого ребенка. Богатейший материал по обучению и воспитанию детей с множественными сенсорными нарушениями в развитии накоплен за последние годы в Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих детей, который является одним из ведущих коррекционных учреждений. Основная задача работающих в нем педагогов состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение образовательной нагрузки, воспитательных мероприятий и заботы о здоровье воспитанников (Епифанова Г.К., 2003). Психолого-педагогический процесс включает в себя: физическое, умственное, речевое, трудовое, нравственное воспитание.

Определяющая особенность всего учебно-воспитательного процесса состоит в его практической направленности. В содержание обучения в первую очередь входят знания, умения и навыки, необходимые для практической жизни. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста представлена разделами по формированию навыков самообслуживания, развитию коммуникации, ориентировке в пространстве, формированию элементарных математических представлений. В более старшем возрасте дети переходят к таким дисциплинам, как предметно-практическое обучение, математика, естествознание, русский язык, музыкально-ритмические занятия.

Обучение слепоглухонемых в школе возможно после того, как они освоили навыки практического владения языком в дактильной форме в процессе предметно-практической деятельности. Школьное обучение слепоглухонемых строится на индивидуальном освоении программы массовой или переработанной программы для школы глухих. В одной группе могут обучаться дети по программам разных классов, в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей и особенностей (А.В. Апраушев).

8 апреля 2014 г. на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив под председательством Президента России В. В. Путина был учрежден Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Цель создания Фонда: Системные изменения в области поддержки и социальной интеграции людей с одновременным нарушением слуха и зрения. Программы Фонда охватывают такие направления как: «Информирование и просвещение», «Наука и образование», «Технологии возможностей 2.0», «Социальная интеграция», «Семья и общество», «Региональное развитие». Там оказывают помощь такие специалисты как В.З. Денискина (кандидат педагогических наук, доцент «Института коррекционной педагогики» РАО), Т.А. Басилова (заведующая кафедрой специальной психологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ), И.В. Саломатина (к.п.н., доцент ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО), А.В. Суворов (ведущий научный сотрудник Лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития ГППУ) и др.



Список литературы

1. Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых. – М., 1973.

2. Апраушев А.В. Первоначальное воспитание и обучение слепоглухих в семье. – М., 1978.

3. Басилова Т.А. Иван Афанасьевич Соколянский.//Дефектология. – 1989. - №2.

4. Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухих в России.//Дефектология. – 1992. - №2.

5. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. - М. : Просвещение, 2008. - 111 с.

6. Бертынь Г.П. , Певзер М.С. Синдромы Маршала и Ушера – наследственные формы слепоглухоты.//Дефектология. – 1988. - №2.

7. Бертынь Г.П. Этиологическая классификация слепоглухоты.//Дефектология. – 1985. - №5.

8. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М.: Изд. центр «Академия», 2006 – 240 с.

9. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами.//Дефектология. – 1973. - №3.

10. Мещеряков А.И. Слепоглухие дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М., 1974.

11. Мещеряков А.И., Мареева Р.А. Первоначальное обучение слепоглухих детей. – М., 1964.

12. Саломатина И.В. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению // Дефектология. – 2000. - №1.

13. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – М. 1990.

14. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей.//Дефектология. – 1989. - №2.

15. Соколянский И.А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи // Дефектология.- 1999.- № 2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Анализ отечественной литературы по проблеме обучения слепоглухонемых

Автор: Тазиева Анастасия Алексеевна

Дата: 22.05.2017

Номер свидетельства: 417733


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства