Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Веселые нотки"ленности»
ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНА «Утверждаю»
на педагогическом совете директор школы:
протокол №1 _________О.А.Губарева
«____»___________2024 г.
Адаптированная
дополнительная общеобразовательная
программа
художественно-эстетической направленности
«Веселые нотки»
для детей младшего, среднего и старшего возраста
с нарушениями интеллекта
ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»
на 2024-2025 учебный год
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 5 лет
Составила: учитель музыки высшей категории А.А. Пахомова
2024 уч. год
Программа составлена на основе следующих документов:
Федерального закона РФ « Об образовании в Российской Федерации»- от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ( с изменениями);
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. п. № 1026 ( с изменениями);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. п.1598
« Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 г. N 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемыми результатами освоения АООП.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от. 28 сентября 2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021г. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21« Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- Действующего Устава школы – интернат.
- Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта ГКОУ « Головинщинская школа- интернат»
Пояснительная записка
Программа студии «Весёлые нотки» предназначена для детей с нарушениями интеллекта.
Содержание программы нацелено на формирование устойчивого интереса к вокальному искусству, как средству саморазвития и самореализации, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение традиций и национальных культур, с учетом индивидуальных возможностей детей с проблемами в развитии, для дальнейшей социализации.
В настоящее время существуют проблемы:
-проблема коррекционно-развивающей работы. В качестве общих эмоциональных нарушений можно назвать замкнутость, страхи, агрессивность, а также множество негативных эмоций. Зачастую ученики с нарушениями интеллекта малой дифференцированностью и однообразием эмоций. Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, неактивность, несамостоятельность;
-проблема низкого музыкального уровня школьников. Не секрет, что современные массовые формы музыки способны вывести школьника из нормального психического состояния и толкнуть его на поступки, противоречащие человеческим нормам. Урок музыки — 1 час в неделю — не решает этой проблемы.
Актуальность данной программы заключается в приобщении детей с нарушениями интеллекта к элементам культуры вокального пения, коррекции личностных качеств.Коррекционная работа ставит своей целью исправления присущих умственно отсталым детям недостатков путём применения специальных музыкальных средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. Это позволяет ослабить или преодолеть дефекты ребёнка, воспитать новые положительные качества.
Педагогическая целесообразность заключается в получении образовательно-досуговых услуг, так как каждый человек, независимо от состояния здоровья, имеет право на получение образования и участие в досуговых мероприятиях, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми и предназначена для общего развития детей с нарушениями интеллекта с учетом их возможностей. Специфика программы заключается в ее ориентации на расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков, коррекцию психических процессов, выработку основ продуктивного общения, через вокальную деятельность.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с интеллектуальными нарушениями указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи: Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.
Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, с особыми образовательными потребностями, тем самым подтверждая идею «воспитания посредством искусства», получившую распространение в начале XX в. Э. Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства.
Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Музыкальная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию окружающего мира. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыке, живописи, художественном слове, театре).
Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыкального искусства на детей с различными отклонениями в развитии. Цель программы: обеспечение условий для социализации и коррекции ребенка через вокальную деятельность, формирование музыкальной культуры детей с нарушениями интеллекта, как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры.
Реализации данной цели способствуют следующие задачи:
Образовательные:
- формировать духовные качества личности ребенка,
расширять музыкальный кругозор;
-формировать у детей потребность общения с высокохудожественными
образцами песенной музыки;
-учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
-формирование норм и правил поведения;
-формирование чувства такта в процессе общения, культурных навыков и умений.
Коррекционные:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
- помочь самовыражению школьников через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения;
способствовать снятию эмоционального напряжения.
Отличительные особенности программы:
- предусматривает коррекционную работу с детьми с нарушением интеллекта для познавательного, социального и личностного развития с учетом его умственных, физических способностей, типа темперамента, проблемами в сфере общения и других индивидуальных особенностей ребенка.
Особенностью коррекционно-вокальной терапии является наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением - как лечебный фактор. Музыкально – ритмический рисунок развивает психические функции: внимание, концентрацию, объем, устойчивость, распределение, память (зрительную, слуховую, моторную). Именно поэтому коррекционная ритмика очень широко используется в реабилитационных центрах, а также в специальных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.
Активная музыкотерапия во всех ее вариантах (пение, слушание музыки, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах) помогает формировать у особого ребенка оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение. Музыкальная деятельность способствует формированию у учащихся эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни. Однако характерные для детей с интеллектуальными нарушениями клинические проявления интеллектуальной недостаточности, отклонения в эмоционально - волевой сфере и поведении обуславливают необходимость разработки специальных методов и приемов обучения. Чем раньше ребенок с нарушениями в развитии включится в музыкально - коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения. Помимо этого занятия музыкой предупреждают возникновение сопутствующих дефектов и нервно- психических расстройств.
Музыкально – вокальные занятия в коррекционной педагогике - коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с особыми образовательными потребностями, связанные прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической музыкальной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функций искусства.
Таким образом, музыкальные занятия оказывают положительное влияние на обучающихся коррекционной школы VIII вида. При регулярных занятиях корригируется нарушение моторики и эмоционально-волевой сферы, оказывает сильное влияние на нравственное и эстетическое развитие, что очень важно для общего развития обучающихся, для успешной реализации общепедагогической методической задачи по социальной адаптации детей, через педагогический принцип «Музыка радует, музыка учит, музыка воспитывает».
Систематические занятия в вокальном ансамбле имеют большое значение для детей с нарушением интеллекта, характерные для них особенности нервно – психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально – волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на занятиях по вокалу. Специфические средства воздействия на учащихся способствуют общему разностороннему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально – волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию. Вместе с тем, известно, что активность
в общении с музыкой способствует комплексному развитию учащихся.
Условия реализации программы.
Срок реализации программы-.5 лет
Возраст воспитанников 7-17лет.
Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 2 и 3 часа, подгруппами.
.
Формы и режим занятий.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
-наглядно-слуховой;
-наглядно-зрительный;
-репродуктивный.
Ожидаемый результат:
Показателем результативности освоения образовательной программы учащимися является следующие умения:
Формирование познавательной деятельности, расширение кругозора.
Владение вокально – исполнительскими навыками.
Сформированная мотивация к самовыражению через вокальную деятельность, соблюдая нормы эстетики и поведения.
Коррекция и предупреждение эмоционально – психических расстройств через вокально – исполнительскую деятельность.
Умение уважительно общаться со сверстниками и взрослыми, различая ситуационные моменты окружающей обстановки.
Общая структура занятия включает следующие разделы:
1.Приветствие позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу доверия и взаимопонимания.
2.Распевание настраивает на позитивную деятельность, способствуют формированию единой манеры звукообразования, артикуляции, позволяет активизировать детей, снять эмоциональное напряжение.
3.Основная часть:
- прослушивание музыкального произведения;
— разбор текста песни;
— работа с труднопроизносимыми словами;
— разучивание музыкального произведения;
— работа над выразительностью исполнения.
4.Рефлексия занятия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что казалось трудным, что - непонятным...)
Программа включает три ступени обучения:
1 ступень – 1-2 год обучения;
2 ступень - 3-4 год обучения;
3 ступень - 5 год обучения.
К окончанию первой ступени обучения
учащиеся должны знать:
-правила поведения на занятиях, во время концертных выступлений;
-участники ансамбля должны иметь элементарное представление о строении голосового аппарата и гигиене голоса;
-форму песни, ее части;
-понятие о темпе и ритме;
-понятие «фраза» выразительное пение музыкального материала.
должны уметь:
-точно интонировать;
-исполнять музыкальное произведение на хорошем вокальном уровне;
--владеть навыками пения в микрофоны;
-относительно свободно вестисебя на сцене.
К окончанию второй ступени обучения
учащиеся должны знать:
-правила поведения на занятиях, во время концертных выступлений, ситуационные моменты при различных обстоятельствах;
-закрепить знания, полученные на первой ступени обучения;
-классификацию певческих голосов;
-жанры вокальной музыки;
- что такое логическое ударение.
должны уметь:
-точно интонировать, чисто петь в унисон;
-правильно произносить слова при пении;
-выделять во фразе логическое ударение;
-овладеть правильным вдохом и выдохом при пении;
-различать длительности звуков;
-выразительно исполнять вокальные произведения;
-свободно вестисебя на сцене;
-владеть навыками пения в микрофоны.
К окончанию третей ступени обучения
учащиеся должны знать:
-понятие «тембр»;
-понятие «атака звука» виды атак;
-комплекс дикционных упражнений;
-различие между популярной музыкой и роком;
-сходство между романсом и современной эстрадной песней.
должны уметь:
- петь а капелла;
- выразительного исполнения вокальных произведений;
-владеть навыком образного перевоплощения на сцене;
-свободно пользоваться микрофоном.
Результативностью каждого года обучения является концертное выступление на школьных мероприятиях, областных фестивалях и конкурсах.
Тематический план на первый год обучения.
№
Темы
1
Теория и история музыки
Вводное занятие (знакомство с педагогом, планом работы на занятиях).
Историческая справка о пении.
Певческая установка (правильная постановка при пении, начальная работа с голосом).
2
Жизнь и творчество композиторов
Б. Савельев.
Г. Гладков.
Ю. Энтин.
3
Групповая работа (доработка материала пройденного на занятии).
4
Исполнительское мастерство
Техника исполнения (подготовка музыкального материала для исполнения на публике, работа над образом, осознанным исполнением).
Вокальное мастерство (развитие пластики исполнения, подача образа, сочетание практических и теоретических знаний, применение их на практике)
Работа над концертным репертуаром (правила поведения на сцене, исполнение песни с применением движений, прогон номера без остановки).
5
Сводные репетиции.
6
Концертная деятельность.
(Проведение концертов, смотров, участие в фестивалях и конкурсах).
Содержание занятий первого года обучения.
1.Теория и история музыки.
1.Вводное занятие.
-Знакомство с педагогом.
-Распевание (знакомство с голосами детей).
-Знакомство с планом работы на занятиях.
1. 2. Историческая справка о пении.
-Распевание - работа над постановкой голоса.
-Историческая справка о песне. Знакомство с постановкой певца при пении, упражнения «учимся
дышать».
-Познакомить с жанрами вокальной музыки.
-Активизировать представление детей о возникновении звука при пении.
1. 3. Певческая установка.
-Распевание - работа над постановкой голоса.
-Познакомить с правильной постановкой при пении.
-Начальная работа с голосом. Познакомить детей с комплексом упражнений:
« Дразнилка» выполняется широко открытым ртом. Язык следует высунуть как можно, а затем втянуть его как можно глубже так, чтобы образовался мышечный комок.
«Жало» высунув язык, придать ему заостренную форму, затем вернуть в исходное положение.
«Маятник» напряженный язык опустить к подбородку, затем поднять к носу. Выполнять 5-6 раз.
«Вкусное» представляет собой вращение языка по кругу вправо и влево.
2. Жизнь и творчество композиторов.
Ю. Савельев.
-Распевание - работа над постановкой голоса.
-Этапы творческого пути. Знакомство с биографией композитора.
-Знакомство с песенным наследием композитора.
-Разбор и разучивание песен из мультфильма «Кот Леопольд».
-Мини-концерт. Презентация самостоятельно выученных песен.
Г. Гладков.
-Распевание - работа над постановкой голоса.
-Этапы творческого пути. Знакомство с биографией композитора.
-Знакомство с песенным наследием композитора.
-Разбор и разучивание песен из мультфильма «Бременские музыканты».
-Мини-концерт. Презентация самостоятельно выученных песен.
Ю. Энтин.
-Распевание - работа над постановкой голоса.
-Этапы творческого пути. Знакомство с биографией композитора.
-Знакомство с песенным наследием композитора.
-Разбор и разучивание песен.
-Мини-концерт. Презентация самостоятельно выученных песен.
3.Групповая работа.
Доработка материала пройденного на занятии .
-Распевание – работа над постановкой голоса.
-Закрепляем песни, пройденные на прошлом занятии. Работа над фразами.
-Мини прогон исполняемых песен и самоанализ исполнения.
4. Исполнительское мастерство.
Техника исполнения .
-Распевание – работа над постановкой голоса.
-Подготовка музыкального материала для исполнения на публике.
-Работа над образом, осознанным исполнением.
-Петь песни выразительно, естественным звуком, напевно без напряжения слитно по динамике.
-Приучать к дирижерскому жесту, умению вступать по руки педагога.
Вокальное мастерство.
-Распевание – работа над постановкой голоса.
-Развитие пластики исполнения, подача образа.
-Формировать пение естественным голосом, точно интонировать скачки в мелодии.
-Учить детей исполнять выразительно песни разного характера, петь легко, соблюдая ритм, отчетливо произносить слова.
-Совершенствовать песенное творчество на примерах песен: «Улыбнись», «Черный кот», «Мы маленькие» работаем над дыханием и умением на одном дыхании пропевать
музыкальную фразу.
2. Жизнь и творчество композиторов.
И.С. Бах.
-Распевание - работа над постановкой голоса.
-Этапы творческого пути. Знакомство с биографией композитора
-Знакомство с песенным наследием композитора.
-Разбор и разучивание песен.
-Мини-концерт. Презентация самостоятельно выученных песен.
В.А. Моцарт.
-Распевание - работа над постановкой голоса.
-Этапы творческого пути. Знакомство с биографией композитора
-Знакомство с песенным наследием композитора.
-Разбор и разучивание песен.
-Мини-концерт. Презентация самостоятельно выученных песен.
Е. Лучников.
Распевание - работа над постановкой голоса.
Этапы творческого пути. Знакомство с биографией композитора
Знакомство с песенным наследием композитора.
Разбор и разучивание песен.
Мини-концерт. Презентация самостоятельно выученных песен.
3. 3.Исполнительское мастерство.
Техника исполнения.
-Распевание – работа над постановкой голоса.
-Подготовка музыкального материала для исполнения на публике.
-Работа над образом, осознанным исполнением.
-Петь песни выразительно, естественным звуком, напевно без напряжения слитно по динамик.
-Понимать дирижерские жесты педагога.
Вокальное мастерство.
-Распевание – работа над постановкой голоса.
-Развитие пластики исполнения, подача образа.
-Формировать пение естественным голосом, точно интонировать скачки в мелодии.
-Исполнение номера без остановки, соответствовать образу песни.
4. Концертная деятельность
(Проведение концертов, смотров, участие в фестивалях и конкурсах).
Методическое обеспечение:
Е.А.Дубровская «Ступеньки музыкального развития»,
М. А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей»,
Е. Малинина «Вокальное воспитание детей»,
Н.Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»,
О. А. Апраскина «Музыкальное воспитание в школе»,
И. Кочнева «Вокальный словарь»
Методические папки и разработки:
-беседы («Биография композитора», «Историческая справка о пении», «Дикция», «Дыхание»…)
-Логоритмика.
-Психогимнастика.
-Дыхательная гимнастика Емельянова.
Видео:
-Жизнь и творчества композитора.
-Музыкальные сказк.
-Музыкально-коррекционные игры.
-Концерты.
Аудио:
-Сборники вокальных жанров.
- Фонограммы исполняемых песен.
Литература:
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, Феникс Ростов – на – Дону, 2002. -281 с.
Киященко Н.И.. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание: теория и практика. М.,1990. -230 с.
Шацкая В.И.. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М.,1986. -116 с.
Фрейгин М.О. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.:Муз,1969. -147 с.
Миклаяева Н.В., Миклаяева Ю.В., Слободяник Н.П. Коррекционно- развивающие занятия в ДОУ .- Творческий центр Сфера,2008. – 128 с.
Асафьев Б. О музыкально- творческих навыках у детей. Сб.: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.
Работа над чистотой интонации в пении: Методические указания. Сб. под ред. проф. Гончарова Е.А. –Кемерово, 2001. – 14 с.
Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 136 с.
Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта/ Ю. Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 335с.
Алиев, Ю.Б.Пение на уроках музыки/ Ю. Б. Алиев.- М.: ВЛАДОС, 2005. - 431с.
Батуринская, Т. Петь всем детям без исключения / Т. Батуринская. – М.: ВЛАДОС,2003 – 250с.
Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыки/ Н.А. Бергер. - Санкт – Петербург. КАРО, 2004. – 359с.
Боффи, Г. Большая энциклопедия музыки/ Г. Боффи. – М.: ПАСТАРЕЛЬ, 2006. – 413с.
Выгодский, Л.С. Психологическая психология/ Л.С. Выгодский. – М., 1999 – 536 с.
Гладкая, С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах: музыкальное воспитание в школе/ С.О. Гладкая. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1998. – 250 с.
Гоце, М., Купер, Н., Браун, К. О вокальной работе в школе. Журнал
Дубровина, И.В. Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2005. – 457 с.
Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: методические рекомендации для учителей музыки/ В.В. Емельянов. – Новосибирск: НАУЧНОЕ СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, 1991. – 41 с.
Живов, В.Л. Хоровое исполнительство/ - В.Л. Живов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
Карасёв, А.Н. Методика пения/ А.Н. Карасёв. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1988. – 182 с.
Кочнева, И. Вокальный словарь/ И. Кочнева, А. Яковлева. – М., 1986. – 253с.
Маслов, А.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики/ А.Л. Маслов. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1995. – 125 с.
Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ М.: «ВЕНТАНА – ГРАФ», 2005. – 340 с.
Педагогический энциклопедический словарь./ Научное издательство. «Большая Российская энциклопедия». М.-2003, 527с.
Ригина, Г.С. Книга для учителя/ Г.С. Ригина. Самара. Учебная литература, 2005. – 220с.
Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению/ Г.П. Стулова. – М.: ПРОМЕТЕЙ, 1992. – 120 с.