Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Подготовила воспитатель ГКОУ РО Донецкой школы – интерната
Е.В. Гладкова
Здоровье– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и
физических
дефектов.
Марьяна Михайловна Безруких – технология развития школьнозначимых психических функций;
Мария Монтессори – технология сенсорного развития;
Владимир Филиппович Базарный - технология раскрепощенного обучения;
Герман Григорьевич Левитас – технология учебных циклов;
Елена Николаевна Дзятковская – экологосообразность учебного процесса.
Здоровьесберегающая технология –
это целостная система
воспитательно-оздоровительных,
коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.
Цель здоровьесберегающихобразовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
1.Технологии сохранения
и стимулирования здоровья
Динамическая пауза
включают в себя физкультминутки, физические и игровые упражнения, которые проводим во время занятий и самоподготовки. Время проведения 2-5 минут.
Подвижные и спортивные игры
проводим как часть физкультурного занятия, на прогулке, в игровой комнате, в спортивном зале. Игры подбираем в соответствии с возрастом детей и их особенностями.
Релаксация
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Пальчиковая гимнастика
проводим индивидуально, либо с группой детей ежедневно в любой удобный момент, в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью,
обычно в стихотворной или игровой форме.
Гимнастика для глаз
Гимнастика снимает напряжение с глаз и тренирует глазные мышцы.
Её хорошо проводить как утром,
так и вечером.
Главное — ежедневно.
Очень важно создать
при этом
благоприятную,
спокойную атмосферу
и заинтересовать
ребёнка происходящим
действием.
Дыхательная гимнастика
Проводим в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении. («Ныряльщики»,
«Каша кипит»,
«Шарик»,
«Охота»).
Игровая оздоровительная
Гимнастику проводим ежедневно после дневного сна 5-10 минут. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки.
2.Технологии
обучения здоровому
образу жизни
Утренняя гимнастика
проводим ежедневно 7-10 минут. Утренняя гимнастика начинается с разогрева организма посредством движений. Приучаем самостоятельно и с удовольствием двигаться. Комплекс составляем так, чтобы движения были направлены на разминку всех
суставов
организма,
позвоночника,
различных
групп мышц.
Обязательно
включаем
упражнения
на дыхание.
Серия занятий о здоровье:
«Встреча с Мойдодыром», акция «Быть здоровым – это стильно!», «СПИДу – нет», «Дни здоровья», месячник по здоровьесбережению, беседы-минутки по привитию гигиенических навыков и другие. Циклы данных занятий направлены на формирование представлений детей о здоровом образе жизни. У детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье, расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
Самомассаж
проводится в игровой форме ежедневно в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает),
вызывает различные эмоциональные состояния
(от покоя и гармонии до беспокойства,
подавленности или агрессии).
Сказкотерапию
используем для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми.
Изотерапия –
применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин, работа с природным материалом).
Современная арт-терапия
Арт-терапия – позволяет коррегировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности). Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ, она дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.