Просмотр содержимого документа
«Работа тьютора с детьми с ТМНР»
Работа тьютора при сопровождении учащегося с ТМНР
В обучении и развитии детей с множественными нарушениями МНР участвует целая команда педагогов.УчительКл. руководительУчитель-дефектологУчителя предметники (физкультура, ритмика)ТьюторВоспитательПсихологРабота в команде педагогов предполагает взаимоуважение умение слушать и слышать друг друга, помогать друг другу, а объединяет всех профессионализм, интерес и любовь к ребёнку.
Необходимость тьюторского сопровождения у детей с множественными нарушениями развития определяет комиссия ПМПК. В школе приказом директора назначается тьютор. Требования к тьютору: - высшее педагогическое образование - стаж работы не менее 2-х лет Тьютор в переводе с английского языка обозначает наставник, опекун.
Функции тьютора: 1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др. Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с нарушением слуха и другими особенностями ОВЗ . 2. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития. 3. Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство. Сопровождение при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для обучающегося специалистов школы. 4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с нарушением слуха и ДЦП, обучающегося по программе 1.3
Основные виды деятельности тьютора: 1. Информационное обеспечение 2. Организационная деятельность 3. Учебно-методическая работа 4. Диагностико - аналитическая деятельность Основной целью является активизация навыков коммуникации в различных социальных ситуациях, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Для достижения данной цели тьютор, согласно данной программе, выполняет следующие образовательные задачи: 1. Сопровождение обучающегося 2. Помощь в выполнении различных учебных и физических действий 3. Помощь в адаптации к школьному распорядку 4. Помощь в закреплении и получении новых знаний и навыков 5. Помощь в развитии коммуникационных навыков
Организация деятельности тьютора в индивидуальном сопровождении«Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений обучающегося с социумом школы».
Тьютор:
формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием детей– эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если обучающемуся нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
координирует общую деятельность обучающегося дозирует учебную нагрузку.
Тьютор
и обучающийся
Тьютор:
Тьютор
обсуждает с учителем:
и учитель (учителя) класса
цели и задачи своей работы;
возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и обучающегося), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений детей
каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Тьютор и
Тьютор:
другие дети
следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;
объясняет детям, как общаться с одноклассником;
если тема разговора касается особенностей детей – отвечает на вопросы.
Тьютор и
родители
Тьютор:
рассказывает родителям о том, как прошёл день, что удалось, какие были трудности;
отвечает на вопросы родителей.
Тьютор и другие специалисты (логопед, соцпедагог, медицинские работники, психолог и др.)
вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом;
помогает в составлении индивидуальных программ;
осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в ориентировании в задании и др.)
Взаимоотношения тьютора и тьюторанта.
Ребенок с ОВЗ и учитель
Для этого тьютор:
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции
привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;
«Смотри на доску»;
«Возьми ручку, пиши»;
«Открывай учебник»;
«Открывай дневник» и т.п.
Ребенок с ОВЗ и тьютор
Для этого тьютор:
Ребенок выполняет рекомендации тьютора
Ребенок с ОВЗ и другие ученики
следит за организацией рабочего пространства ученика;
соотносит задания учителя с возможностями ученика;
если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
Для этого тьютор:
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему
наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.
Ребенок с ОВЗ и родители
Для этого тьютор:
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,
после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором.
помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.
Вывод. Вся система работы этой школы направлена на успешное обучение и развитие детей с МНР. Тьютор, это человек, который в этой системе помогает ребёнку услышать каждого учителя, общаться с детьми, терпеливо наблюдает и корректирует его общение, поведение и учёбу.