Просмотр содержимого документа
«Использование альтенативных средств коммуникации в обучении и воспитании детей с тмнр.»
Вишневецкая О.И. Воспитатель ГКОУ РО
Матвеево Курганской школы-интернат Ростовской области.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕНАТИВНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ТМНР В РАБОТЕ ТЬЮТОРА. (Из опыта работы)
Аннотация. В статье предоставлен опыт работы тьютора Матвеево-Курганской школы-интернат по использованию альтернативных средств коммуникации с детьми с ТМНР.
Ключевые слова: альтернативная коммуникация, дети с тяжёлыми множественными нарушения развития, алгоритм действий.
Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Альтернативная дополнительная коммуникации была всегда. Всегда в условиях дефицита вербальных средств люди использовали другие средства, это был язык жестов глухих, альтернатива письменному языку – язык Брайля.
Альтернативная коммуникации входит во всю нашу жизнь, нам не обязательно быть для этого людьми с нарушениями. Другой вопрос, что мы этим хотим – пользуемся, хотим – не пользуемся, потому что мы еще владеем вербальной речью. С появлением альтернативной коммуникации возникли дополнительные целевые группы, на которые раньше в связи никто не обращал внимания.
Это люди с умственными нарушениями, c синдромом Дауна, с задержкой развития, с серьезными задержками развития речи, которых раньше учили только вербальной речи, а если они не учились, то признавали их необучаемыми этими методами.
Под тяжелой формой с множественными нарушениями психофизического развития понимается комплексный синдром, чаcтью которого является нарушение интеллектуального развития в сочетании с нарушениями зрения, слуха, физического развития и трудностями в воспитании.
Одинаковых детей с самыми тяжелыми нарушениями развития не существует, каждый ребенок обладает cвоими собственными возможностями и у каждого свои особенные трудности.
Оcобое место среди детей c ограниченными возможностями здоровья, занимают дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития. У таких детей страдает интеллект, сенсорная сфера, общение, общие двигательные навыки, а также саморегуляция поведения.
Работая в классе «Особый ребёнок». Могу сказать о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения и воспитания наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего образовательного и воспитательного процесса. Дети развиваются в общении, и поэтому перед коллективом педагогов остро встала проблема освоения альтернативных средств коммуникации, которые бы способствовали более успешному взаимодействию с неговорящими детьми и позитивно влияли на развитие речи, познавательной, эмоциональной, двигательной сферы ребенка.
Важно выбрать те методы и приёмы, которые помогут достигнуть более высокого уровня коммуникации.
В моём классе пятеро воспитанников, трое из них не говорящие. Они не способны общаться общепринятым способом. Но эти дети имеют желание общаться с людьми и познавать окружающий мир. Для этого я использую различные методики и современные технические средства позволяющие осуществлять альтернативную коммуникацию детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Для альтернативной коммуникации в своей работе я использую карточки PECS.
PECS – система коммуникации с помощью обмена карточек была создана для детей с расстройством аутистического спектра. Но она подходит и другим детям, у которых трудности с речью и общением.
КарточкиPECS использую и для визуального расписания. Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги. Часто встречается, что у детей с расстройством аутистического спектра возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше. Альтернативная коммуникация играет важную роль в развитии безречевых детей. В работе применяю визуализацию режима дня, которая облегчила формирование структуры времени, последовательности событий, различные явления окружающего мира и события, происходящие с ребенком. Для этого были разработаны карточки с названием предметов и режимных моментов, по которым ребенок понимает, что произойдет позже.
Для базовых навыков самообслуживания использую в работе алгоритмы действий.
Чтобы ребёнок не забыл закрыть кран или вытереть руки, сделала пошаговое визуальное расписание, которое находится в ванной комнате. С помощью этого алгоритма действий ребёнок в правильной последовательности моет руки, чистит зубы.
Для того, чтобыформировать навыки пользования туалетом служит алгоритм действий, который распечатан, заламинирован и прикреплён в туалетной комнате.
В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в ГКОУ РО Матвеево-Курганской школе-интернате 2020 году состоялось открытие «Школьной метеоплощадки», как базы изучения с обучающимися погоды и климата.
Школьная метеоплощадка позволяет познакомить обучающихся с измерительными приборами, научить вести наблюдения за погодой, связями живой и неживой природы, уточнять и расширять знания об атмосфере и процессах в ней происходящих, дает возможность повысить заинтересованность школьников в получении новых знаний.
Для развития речи детей в работе использую метеоплощадку.
При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается познавательный интерес, наблюдательность, речь, внимание, умение делать выводы, обобщение - все это важно для общего развития ребенка.
Таким образом, работу на метеостанции мы проводим, наблюдая за погодой в определенной последовательности:
- измеряем количество осадков с помощью дождемера,
- наблюдать за небом и облачностью,
- с помощью барометра делаем предполагаемый прогноз погоды,
- с помощью ветряного рукава даём относительную оценку силы ветра,
- с помощью флюгера определяем стороны света и направление ветра,
- определяем температуру воздуха с помощью термометра,
- сообщаем прогноз погоды педагогам, родителям.
Новые методы и приёмы в работы с тяжёлыми множественными нарушениями развития является важным средством развития речи, так как формирование речи это сложный процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Следовательно, обучение и воспитание неговорящего ребёнка с использованием альтернативных средств коммуникации сложный процесс, который охватывает специалистов из разных областей (педагогов, логопедов, психологов, медицинских работников).
Литература
«Альтернативные системы обучения детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития». О.Г.Панкратова, учитель МСКОУ СКОШИ № 1
«Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А.Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.
3.«ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ Учебно-методическое пособие 2-е издание Минск УО БГПУ им. М.Танка 2008.