Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Современные технологии развития навыков и умений чтения обучающихся коррекционной школы VIII вида"»
Современные технологии развития навыков и умений чтения обучающихся коррекционной школыVIIIвида
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г.Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Чтение как один из видов письменной речи является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь.
Умственно отсталый ребёнок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник. Однако такие дети овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме.
Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков. Навык чтения включает два компонента: техническую сторону и смысловую. К технической стороне чтения относятся: способ чтения, темп чтения, правильность чтения. В смысловую сторону:
выразительность и понимание прочитанного. Техническая сторона подчиняется и
обслуживает первую.
Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.
У детей с нарушением интеллекта овладение чтением протекает замедленно, характеризуется своеобразием и определёнными трудностями .
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения : прочитывается одна - две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения ).
Очень интересен метод жужжащего чтения . Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников читает не более двух минут. А при «жужжащем» чтении общий тренаж в течение урока составит
10 × 2 = 20 (чел/мин)
Упражнения для совершенствования способа чтения
Одним из эффективных приёмов работы являются ежедневные специальные упражнения(«речевая зарядка», или «разминка»), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении текста. Конкретными задачами такой «разминки» являются: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова. Материалом для таких упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений выбираются с учётом общего уровня навыка чтения детей, в частности, характера их ошибок.
Как показала практика, наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. На эти упражнения отводится 4- 5 минуты, в зависимости от объёма материала.
Тренировке чтения полезно уделять значительную часть урока. Во избежание быстрого утомления при однообразной работе задания изменяются. Дети читают по цепочке, абзацами, по эстафете, выборочно.В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыков чтения. Авторами разработок стала группа педагогов и психологов: Н.В. Нечаева, Т.А. Ладыженская и другие.
Вот некоторые из них: наблюдение за
чтением своих товарищей; «жужжащее чтение» (данный приём можно использовать в
процессе «разминки»); чтение «эхо»; чтение «канон»; чтение «Спринт»; чтение со счётом слов; чтение с простукиванием ритма; чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки); смысловая догадка.
Виды работы над текстом на уроках:
- чтение цепочкой;
- чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;
- чтение по ролям;
- чтение, нахождение предложений, которые стали пословицами;
- нахождение предложения по данному началу или концу;
- чтение, нахождение отрывка, в котором содержится ответ на вопрос и др.
Условия для развития беглости чтения и правильности чтения:
а) Учащиеся должны чаще и больше читать. Важно следить, чтобы в чтении принимали участие все дети. Слабых вызывать чаще, но читать они должны недолго;
б) Наблюдение учащихся за чтением своих товарищей;
в) Один и тот же текст должен перечитываться неоднократно во время урока. Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, нужно сопровождать его сменой
заданий;
г) Специально организовать работу по сочетанию разных приёмов чтения на одном и том же тексте.
Осознанное чтение
–это такое чтение, при котором происходит полное и адекватное понимание на
уровне слова, словосочетания, предложения, законченной части и всего текста в
целом. Иными словами, в процессе чтения художественного текста ученики должны
усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения.
Однако у школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности
понимания на всех уровнях языковых единиц. Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем:
в непонимании значений отдельных слов, даже в тех случаях, когда значение
данного слова становится понятным из контекста, на основе установления
логической связи этого слова с другими словами; или в тех случаях, когда
значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и
воспринимается им как новое, непонятное;
во фрагментарном понимании текста;
в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в
рассказе;
в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках
одной части текста, между частями текстами.
Методы и приемы формирования осознанного чтения.
У школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях языковых единиц. Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем: в непонимании значений отдельных слов,; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное; во фрагментарном понимании текста; в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе; в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текстами.
Для развития внимания к слову, как единству звуковой (внешней) и смысловой (внутренней) сторон, предусмотрена работа над словом, словосочетанием, предложением. Работа над словосочетанием и предложением предполагает объяснение
Чтобы выяснить, как учащиеся понимают содержание текста, предусмотрена определенная последовательность вопросов. Вначале даны вопросы, направленные на понимание фактического содержания текста. Затем можно перейти к вопросам для правильного установления и понимания смысловых связей внутри текста. Предполагается выборочное чтение, которое используется на всех этапах работы над текстом.
С целью формирования интереса к прочитанному произведению для развития воссоздающего воображения, активности и самостоятельности у детей с недоразвитием интеллекта, предлагаются задания для графического иллюстрирования
текста. Эти задания предполагают не только использование полученных знаний, они
еще активизируют их творческие возможности.
Литература:
Дефектология. Научно-методический журнал,№ 5,2004 г. стр.42–48.
Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику “Книга для чтения” для 2 класса специальных (коррекционных ) образоват. учрежд. VIII вида.– Спб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит. изд.центр Владос, 2001.
Матвеева Л.В. Методическое руководство к учебнику “Книга для чтения” для 3 класса специальных (коррекционных ) образоват. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя.– Спб.:филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.
Программы специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1–4 классы. Изд-во “Просвещение”, 2001..