Просмотр содержимого документа
«Презентация "Системно-деятельностный подход"»
Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС
Когда людей станут учить не тому,
чтоони должны думать,
а тому,какони должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.
Новые социальные запросы определяют
цели образованиякак общекультурное,
личностное и познавательное развитие
учащихся, обеспечивающие
такую ключевую компетенцию
образования как
«научить учиться».
Деятельностный подход как средство достижения результатов
В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту.
Традиционная педагогика строится по принципу «Делай, как я…». В ней нет места детскому действию, а, следовательно, нет места мышлению. Для современной школы необходимо деятельностное содержание, учебное сотрудничество, особая образовательная технология, контрольно-оценочная деятельность.
ЗНАНИЯ
Ребенок должен стать не объектом, а субъектом учебной деятельности
Знания
Деятельностный подход к обучению
ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Позиция учителя:
Каждый ученик способен подняться на ступень выше.
Уважение к личности ученика, готовность помогать ему сделать, а не указывать, что делать.
Чутко реагирует на изменения и состояние ученика на уроке и меняет стиль поведения и атмосферу урока.
Участие учителя – в организации учебного сотрудничества.
Готов выслушать мнения учащихся, не жалеть времени, планирует и управляет дискуссией.
Учитывает физиологические и психологические особенности ученика.
Главная педагогическая задача – формирование у ученика действий контроля и оценки.
На первом плане на уроке – ученик, учитель лишь вручает способы действий и инструменты оценивания.
Сущностьдеятельностного подхода
«Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».
В.В.Давыдов.
«Теория развивающего обучения»
деятельность
Какова деятельность – такова и личность
Вне деятельности нет личности
УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Text
Text
личность
Деятельностный метод обучения
это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Учебная деятельность
Компоненты
Знаниевый подход
Ценность
Системно-деятельностный подход
Для общественного производства
Мотив
Обязанность ученика
Позиция участников образовательного процесса
Для самореализации в жизни
Заинтересованность учащихся в учебной деятельности, получение удовольствия от достигнутых результатов
Педагог передает знания
Средства
Книга – учебник
Взаимное партнерство
Контроль и оценка
Различные источники информации
Прерогатива педагога
(СМИ, ИКТ)
Самоконтроль и
самооценка
Деятельностный подход предполагает:
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
АДАПТИРОВАТЬСЯ: использовать новые технологии и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО: включаться в работу, нести ответственность, войти в группу и внести свой вклад, организовывать свою работу;
СОТРУДНИЧАТЬ: уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые обязательства;
ИСКАТЬ: опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию из разных источников;
Система дидактических принципов
Принцип
деятельности
Принцип
творчества
(креативности)
Принцип
целостного
представления
о мире
Принцип
вариативности
Принцип
непрерывности
Принцип
психологической
комфортности
Принцип
минимакса
Предметомусвоения являютсяобщие способы действия(способы решения класса задач). В дальнейшем способ действия конкретизируются применительно к частным случаям
Освоениеобщего способа должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся спредметно-практического действия, которое свертывается вмодель-понятие- фиксацию общего способа действий.
Работашкольников –поиск и проба средстврешения учебной задачи
Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда
ОН включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность
13
Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.
Учебная задача -стоящая перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи в тотм, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип).
Учебная задача– проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные.
Учебные действия:
Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
Преобразований условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом» виде;
Построение системы частных задач, решаемых общим способом;
Контроль выполнения предыдущих действий и оценка усвоения общего способа как результата решения;
Уровни познавательных процессов и целей учебных действий:
Помнить:извлечение соответствующей информации из долгосрочной памяти (узнавание и припоминание);
Применять:использование знаний, умений и навыков в знакомой или новой ситуации;
Анализировать:вычленение из понятия нескольких частей и описание того, как части соотносятся с целым;
Оценивать:собственная выработка критериев, на основании которых делаются суждения;
Создавать:соединение частей для создания нового в целостном продукте и определение компонентов новой структуры;
Структура групповой работы:
Формулирование вопроса задачи, запись;
Столкновение мнений учащихся, учебная дискуссия;
Фиксирование разных точек зрения в виде схемы или протокола;
Представление результатов работы;
Правила организациигрупповой работы:
Систематичность;
Правила и нормы поведения в групповом взаимодействии;
Кратковременность (не более 10-15 мин.);
Тщательное формирование групп, смена состава групп;
Оценивается только общая работа группы по выбранным критериям;
Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми
Е.Л.Мельникова
Традиционный взгляд на урок
1. Дом.задание: «Перескажи…»
2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»
3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»
4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»
Проблемно-диалогический урок
1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»
2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»
3. Поиск решения: «По тексту определите …»
4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
САША
Типы уроков в ДСДМ:
Типология уроков строилась, исходя из общего способа формирования любого нового элемента системы:
Урок открытия нового знания
Урок рефлексии
Урок систематизации знаний
Урок обучающего контроля
Проблемное обучение
Приемысоздания проблемной ситуации
Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения, две теории и т.д.!
Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.)
(Приемы 4 – 6 по Мельниковой)
(Приемы 1 – 3 по Мельниковой)
правила, алгоритмы
закономерности
понятия
чаще История, Биология, География
чаще Русский язык. Математика
Типы нового знания, которые дети могут открыть сами
Проблемно-диалогическая технология(с1999г.)Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)Средство - открытие знаний вместе с детьми
Е.Л.Мельникова
Проблемно-диалогический урок
Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»
2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»
3. Поиск решения: «По тексту определите …»
4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Традиционный взгляд на урок (к/ф)
1. Дом.задание: «Перескажи…»
2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»
3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»
4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»
Технология учебного проектирования
Цель– развитие рефлексивного и творческого мышления школьников.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов как педагогическая технология, ориентирован на интеграцию фактических знаний, на их применение и приобретение новых.
Этапы урока
1. Подготовка
а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;
б) выдвижение гипотезы их решения;
в) обсуждение методов исследования;
2. Планирование
а) определение источников информации;
б) определение способов сбора и анализа информации;
в) определение способа представления результатов;
г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.
Технология формирования правильного типа читательской деятельностиЕ.В. Бунеева, О.В. Чиндилова
Главная цель – понимание текстов, т.е. вычитывание трех видов текстовой информации:
фактуальной(о чем в тексте сообщается в явном виде);
подтекстовой(о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»);
концептуальной(основная идея текста, его главный смысл).
Этапы технологии
1 этап:Работа с текстом до чтения - просмотровое чтение, постановка цели. Педагог организует деятельность учащихся с помощью мотивирующего приёма антиципация.
Результат: предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, создание мотива для чтения .
2 этап: Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста).
Результат:интерпретация текста
3 этап: Работа с текстом после чтения – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Предполагается смысловую беседа по тексту. Педагог организует коллективное обсуждение прочитанного, дискуссию. Учащиеся выявляют и формулируют основную идею текста или совокупности его главных смыслов.
Технология критического мышления Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни
Характерные особенности:
оценочность;
открытость новым идеям;
собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.
Другие педагогические технологии
Информационная технология
Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
Игровые технологии
Проблемно-развивающая технология
Рейтинговая технология
Технология модульного обучения
Технология коллективного способа обучения (авторская)
Здоровьесберегающая технология
Личностно-ориентированная технология
Деятельностный подход:стихийное бедствие или осуществление мечты?