kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Системно-деятельностный подход"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для выступления на методобъединении педагогов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Системно-деятельностный подход"»

Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,  а тому, как они должны думать,  то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг .

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг .

Новые социальные запросы определяют  цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Новые социальные запросы определяют

цели образования как общекультурное,

личностное и познавательное развитие

учащихся, обеспечивающие

такую ключевую компетенцию

образования как

«научить учиться».

Деятельностный подход как средство достижения результатов В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту.  Традиционная педагогика строится по принципу «Делай, как я…». В ней нет места детскому действию, а, следовательно, нет места мышлению. Для современной школы необходимо деятельностное содержание, учебное сотрудничество, особая образовательная технология, контрольно-оценочная деятельность.

Деятельностный подход как средство достижения результатов

  • В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту.
  • Традиционная педагогика строится по принципу «Делай, как я…». В ней нет места детскому действию, а, следовательно, нет места мышлению. Для современной школы необходимо деятельностное содержание, учебное сотрудничество, особая образовательная технология, контрольно-оценочная деятельность.

ЗНАНИЯ Ребенок должен стать не объектом, а субъектом учебной деятельности Знания

ЗНАНИЯ

Ребенок должен стать не объектом, а субъектом учебной деятельности

Знания

Деятельностный подход к обучению ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Деятельностный подход к обучению

ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Позиция учителя: Каждый ученик способен подняться на ступень выше. Уважение к личности ученика, готовность помогать ему сделать, а не указывать, что делать. Чутко реагирует на изменения и состояние ученика на уроке и меняет стиль поведения и атмосферу урока. Участие учителя – в организации учебного сотрудничества. Готов выслушать мнения учащихся, не жалеть времени, планирует и управляет дискуссией. Учитывает физиологические и психологические особенности ученика. Главная педагогическая задача – формирование у ученика действий контроля и оценки. На первом плане на уроке – ученик, учитель лишь вручает способы действий и инструменты оценивания.

Позиция учителя:

  • Каждый ученик способен подняться на ступень выше.
  • Уважение к личности ученика, готовность помогать ему сделать, а не указывать, что делать.
  • Чутко реагирует на изменения и состояние ученика на уроке и меняет стиль поведения и атмосферу урока.
  • Участие учителя – в организации учебного сотрудничества.
  • Готов выслушать мнения учащихся, не жалеть времени, планирует и управляет дискуссией.
  • Учитывает физиологические и психологические особенности ученика.
  • Главная педагогическая задача – формирование у ученика действий контроля и оценки.
  • На первом плане на уроке – ученик, учитель лишь вручает способы действий и инструменты оценивания.

Сущность  деятельностного подхода  «Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека». В.В.Давыдов. «Теория развивающего обучения»

Сущность деятельностного подхода

«Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».

В.В.Давыдов.

«Теория развивающего обучения»

деятельность     Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Text Text личность

деятельность

Какова деятельность – такова и личность

Вне деятельности нет личности

УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Text

Text

личность

Деятельностный метод обучения  это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Деятельностный метод обучения

это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Учебная деятельность Компоненты Знаниевый подход Ценность Системно-деятельностный подход Для общественного производства Мотив Обязанность ученика Позиция участников образовательного процесса Для самореализации в жизни Заинтересованность учащихся в учебной деятельности, получение удовольствия от достигнутых результатов Педагог передает знания Средства Книга – учебник Взаимное партнерство Контроль и оценка Различные источники информации Прерогатива педагога (СМИ, ИКТ) Самоконтроль и  самооценка

Учебная деятельность

Компоненты

Знаниевый подход

Ценность

Системно-деятельностный подход

Для общественного производства

Мотив

Обязанность ученика

Позиция участников образовательного процесса

Для самореализации в жизни

Заинтересованность учащихся в учебной деятельности, получение удовольствия от достигнутых результатов

Педагог передает знания

Средства

Книга – учебник

Взаимное партнерство

Контроль и оценка

Различные источники информации

Прерогатива педагога

(СМИ, ИКТ)

Самоконтроль и

самооценка

Деятельностный подход предполагает:

Деятельностный подход предполагает:

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ АДАПТИРОВАТЬСЯ: использовать новые технологии и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения; ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО: включаться в работу, нести ответственность, войти в группу и внести свой вклад, организовывать свою работу; СОТРУДНИЧАТЬ: уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые обязательства; ДУМАТЬ: устанавливать взаимосвязи, критически осмысливать, занимать позицию, вырабатывать собственное мнение, оценивать; ИСКАТЬ: опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию из разных источников;

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

АДАПТИРОВАТЬСЯ: использовать новые технологии и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения;

ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО: включаться в работу, нести ответственность, войти в группу и внести свой вклад, организовывать свою работу;

СОТРУДНИЧАТЬ: уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые обязательства;

ДУМАТЬ: устанавливать взаимосвязи, критически осмысливать, занимать позицию, вырабатывать собственное мнение, оценивать;

ИСКАТЬ: опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию из разных источников;

Система дидактических принципов Принцип деятельности Принцип творчества (креативности) Принцип целостного представления о мире Принцип вариативности Принцип  непрерывности Принцип  психологической комфортности Принцип минимакса

Система дидактических принципов

Принцип

деятельности

Принцип

творчества

(креативности)

Принцип

целостного

представления

о мире

Принцип

вариативности

Принцип

непрерывности

Принцип

психологической

комфортности

Принцип

минимакса

Предметом усвоения являются общие способы действия (способы решения класса задач). В дальнейшем способ действия конкретизируются применительно к частным случаям Освоение общего способа должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия , которое свертывается в модель-понятие - фиксацию общего способа действий. Работа школьников – поиск и проба средств решения учебной задачи
  • Предметом усвоения являются общие способы действия (способы решения класса задач). В дальнейшем способ действия конкретизируются применительно к частным случаям
  • Освоение общего способа должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия , которое свертывается в модель-понятие - фиксацию общего способа действий.
  • Работа школьников – поиск и проба средств решения учебной задачи
Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда  ОН включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность 13

Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда

ОН включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность

13

Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.

Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.

Учебная задача - стоящая перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи в тотм, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип).  Учебная задача – проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные.

Учебная задача - стоящая перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи в тотм, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип).

Учебная задача – проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные.

Учебные действия: Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; Преобразований условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом» виде; Построение системы частных задач, решаемых общим способом; Контроль выполнения предыдущих действий и оценка усвоения общего способа как результата решения;

Учебные действия:

Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

Преобразований условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом» виде;

Построение системы частных задач, решаемых общим способом;

Контроль выполнения предыдущих действий и оценка усвоения общего способа как результата решения;

Уровни познавательных процессов и целей учебных действий:

Уровни познавательных процессов и целей учебных действий:

  • Помнить: извлечение соответствующей информации из долгосрочной памяти (узнавание и припоминание);
  • Понимать: интерпретация, приведение примеров, классификация, обобщение, умозаключение, сравнение, объяснение;
  • Применять: использование знаний, умений и навыков в знакомой или новой ситуации;
  • Анализировать: вычленение из понятия нескольких частей и описание того, как части соотносятся с целым;
  • Оценивать: собственная выработка критериев, на основании которых делаются суждения;
  • Создавать: соединение частей для создания нового в целостном продукте и определение компонентов новой структуры;
Структура групповой работы: Формулирование вопроса задачи, запись; Столкновение мнений учащихся, учебная дискуссия; Фиксирование разных точек зрения в виде схемы или протокола; Представление результатов работы;

Структура групповой работы:

  • Формулирование вопроса задачи, запись;
  • Столкновение мнений учащихся, учебная дискуссия;
  • Фиксирование разных точек зрения в виде схемы или протокола;
  • Представление результатов работы;

Правила организации  групповой работы:

Правила организации групповой работы:

  • Систематичность;
  • Правила и нормы поведения в групповом взаимодействии;
  • Кратковременность (не более 10-15 мин.);
  • Тщательное формирование групп, смена состава групп;
  • Оценивается только общая работа группы по выбранным критериям;
Проблемно-диалогическая технология  Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)  Средство - открытие знаний вместе с детьми Е.Л.Мельникова  Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»  Проблемно-диалогический урок 1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Регулятивные УУД Коммуникативные УУД САША

Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми

Е.Л.Мельникова

Традиционный взгляд на урок

1. Дом.задание: «Перескажи…»

2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»

3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»

4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»

Проблемно-диалогический урок

1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»

2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»

3. Поиск решения: «По тексту определите …»

4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

САША

Типы уроков в ДСДМ: Типология уроков строилась, исходя из общего способа формирования любого нового элемента системы:

Типы уроков в ДСДМ:

Типология уроков строилась, исходя из общего способа формирования любого нового элемента системы:

  • Урок открытия нового знания
  • Урок рефлексии
  • Урок систематизации знаний
  • Урок обучающего контроля
Проблемное обучение Приемы  создания проблемной ситуации Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения, две теории и т.д.! Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.) (Приемы 4 – 6 по Мельниковой) (Приемы 1 – 3 по Мельниковой) правила, алгоритмы закономерности понятия  чаще История, Биология, География чаще Русский язык. Математика  Типы нового знания, которые дети могут открыть сами

Проблемное обучение

Приемы создания проблемной ситуации

Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения, две теории и т.д.!

Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.)

(Приемы 4 6 по Мельниковой)

(Приемы 1 3 по Мельниковой)

правила, алгоритмы

закономерности

понятия

чаще История, Биология, География

чаще Русский язык. Математика

Типы нового знания, которые дети могут открыть сами

Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)  Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)  Средство - открытие знаний вместе с детьми Е.Л.Мельникова  Проблемно-диалогический урок Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»  Традиционный взгляд на урок (к/ф) 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»

Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми

Е.Л.Мельникова

Проблемно-диалогический урок

  • Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»

2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»

3. Поиск решения: «По тексту определите …»

4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»

Традиционный взгляд на урок (к/ф)

1. Дом.задание: «Перескажи…»

2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»

3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»

4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»

Технология учебного проектирования  Цель – развитие рефлексивного и творческого мышления школьников.  В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.  Метод проектов как педагогическая технология, ориентирован на интеграцию фактических знаний, на их применение и приобретение новых.

Технология учебного проектирования

Цель – развитие рефлексивного и творческого мышления школьников.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов как педагогическая технология, ориентирован на интеграцию фактических знаний, на их применение и приобретение новых.

Этапы урока 1. Подготовка а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач; б) выдвижение гипотезы их решения; в) обсуждение методов исследования; 2. Планирование а) определение источников информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов; г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; д) распределение задач (обязанностей) между членами команды. 3. Исследование а) сбор информации; б) решение промежуточных задач. 4. Результаты и/или выводы а) анализ полученных данных; б) формулирование выводов. 5. Оценка результатов и процесса а) оформление конечных результатов; б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Этапы урока

1. Подготовка

а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;

б) выдвижение гипотезы их решения;

в) обсуждение методов исследования;

2. Планирование

а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов;

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

3. Исследование

а) сбор информации;

б) решение промежуточных задач.

4. Результаты и/или выводы

а) анализ полученных данных;

б) формулирование выводов.

5. Оценка результатов и процесса

а) оформление конечных результатов;

б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Технология формирования правильного типа читательской деятельности   Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова   Главная цель – понимание текстов, т.е. вычитывание трех видов текстовой информации:

Технология формирования правильного типа читательской деятельности Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова

Главная цель – понимание текстов, т.е. вычитывание трех видов текстовой информации:

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»);
  • концептуальной (основная идея текста, его главный смысл).
Этапы технологии 1 этап:  Работа с текстом до чтения - просмотровое чтение, постановка цели. Педагог организует деятельность учащихся с помощью мотивирующего приёма антиципация.  Результат: предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, создание мотива для чтения . 2 этап: Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста).   Результат:  интерпретация текста  3 этап: Работа с текстом после чтения – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.  Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.  Предполагается смысловую беседа по тексту. Педагог организует коллективное обсуждение прочитанного, дискуссию. Учащиеся выявляют и формулируют основную идею текста или совокупности его главных смыслов.

Этапы технологии

  • 1 этап: Работа с текстом до чтения - просмотровое чтение, постановка цели. Педагог организует деятельность учащихся с помощью мотивирующего приёма антиципация.

Результат: предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, создание мотива для чтения .

  • 2 этап: Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста).

Результат: интерпретация текста

  • 3 этап: Работа с текстом после чтения – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.

Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.

Предполагается смысловую беседа по тексту. Педагог организует коллективное обсуждение прочитанного, дискуссию. Учащиеся выявляют и формулируют основную идею текста или совокупности его главных смыслов.

Технология критического мышления  Цель : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни Характерные особенности : оценочность; открытость новым идеям; собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.

Технология критического мышления Цель : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни

Характерные особенности :

  • оценочность;
  • открытость новым идеям;
  • собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.

Другие педагогические технологии   Информационная технология Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах Игровые технологии  Проблемно-развивающая технология Рейтинговая технология Технология модульного обучения Технология коллективного способа обучения (авторская) Здоровьесберегающая технология Личностно-ориентированная технология

Другие педагогические технологии

  • Информационная технология
  • Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
  • Игровые технологии
  • Проблемно-развивающая технология
  • Рейтинговая технология
  • Технология модульного обучения
  • Технология коллективного способа обучения (авторская)
  • Здоровьесберегающая технология
  • Личностно-ориентированная технология

Деятельностный подход:  стихийное бедствие или осуществление мечты? Решение за вами!

Деятельностный подход: стихийное бедствие или осуществление мечты?

Решение за вами!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Системно-деятельностный подход"

Автор: Набокина Светлана Николаевна

Дата: 19.04.2025

Номер свидетельства: 668626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Системно-деятельностный подход в преподавании химии"
    ["seo_title"] => string(53) "sistemno_deiatelnostnyi_podkhod_v_prepodavanii_khimii"
    ["file_id"] => string(6) "557753"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1600367128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства