Просмотр содержимого документа
«Презентация "Местоимение" 9кл»
Тема работы: «Разработка современного урока русского языка в игровой форме»
Спахова Галина Викторовна учитель русского языка и литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Хотим представить вашему вниманию урок в игровой форме по теме: «Повторение местоимения». В котором необходимо уметь находить местоимения в речи и правильно их употреблять, объяснять синтаксическую роль местоимений в предложении, распознавать приставки и определять морфологические признаки.
Во всякую игру входит умение координировать своё поведение с поведением других. Игра является первой школой мысли для обучающихся. Вводя в игру известные правила, ставя задачи достижения определённых целей, напрягаются все инстинктивные возможности и интерес доходит до высшей точки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬХод урока.
I . Опрос домашнего задания. Представление своих визитных карточек с иллюстрациями.
Он не помнит ничего. Визитная карточка №1.
Ни с кем не спутаешь его.
Опаздывает иногда –
Не извинится никогда.
Он никому не улыбается
И ни к кому не обращается.
**********
Она ни в чём не сомневается,
Ни с кем нигде не пререкается.
На веру ничего не принимает Визитная карточка № 2.
И никому ведь не надоедает.
Ей некогда о прошлом сожалеть,
Никак ничем не хочется болеть.
*********
Он ничего не понимает,
Ни о ком не вспоминает, Визитная карточка № 3.
Ни о чём не рассуждает,
Ничем мозги не напрягает.
Ведь никто ещё не знает,
Что он поёт и сочиняет.
*********
Ничем не похожа она на других. Визитная карточка № 4.
И не с кем сравнить,
Ведь нигде нет таких.
Пусть некто позлится
И нечто приснится –
Она никого никогда не боится.
II . Вспомнить правила.
Что такое местоимение?
Какие бывают разряды местоимений? Примеры.
Правописание неопределённых и отриц. местоимений.
III . Игра « Говорите по-русски.»
Найдите грамматические ошибки и предложите
правильные варианты.
Ихний ребёнок много читает.
У ней хорошее воспитание.
Больной попросил медсестру налить себе воды.
У её много проблем.
Мы пошли к им в гости.
Каждый уговаривал меня поехать к себе.
Учитель. Чтение лингвистической сказки о местоимении.
Понятие о местоимении
1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Я знаю, кто вы были.
(М. Лермонтов)
2. Местоимение, как правило, изменяется по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
3. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
Постоянные морфологические признаки: разряд,
лицо (у личных местоимений).
Разряды местоимений
Личные
Возвратное
Притяжательные
Вопросительные
Относительные
Неопределенные
Отрицательные
Определительные
Указательные
Личные местоимения
Я, ты, мы, вы, он(она, оно), они.
При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово (И. п. – я, а в Р.п. – меня)
Иногда в корне происходит чередование:
тебя – тобой, меня – мне.
Местоимения 3-го лица ОН изменяется по родам: она, оно. После предлогов появляется Н (у него, возле них, около неё)
Местоимения ТЫ, ВЫ могут обозначать не определенного человека, а любое лицо
Возвратное местоимение
Себя
Возвратное местоимение указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет И.п., рода и числа.
Притяжательные местоимения
Мой, твой, наш, ваш, свой
Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные
Формы Р.П. личного местоимения
3-го лица его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности.
Местоимения вы, ваш используется как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.
Указательныеместоимения
Местоимения тот, этот. такой изменяется по родам. падежам и числам.
Местоимения таков изменяется по родам и числам
Определительные местоимения
Сам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой
Указывает на обобщенное качество предметов. Они изменяются по родам, падежам и числам.
Отрицательные местоимения
Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей
Отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не – и ни – Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.
Приставка не – всегда ударная , приставка ни – безударная.
Изменяются по падежам , местоимения некого, нечего не имеют И.п.
Вопросительные местоимения
Кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?
Они служат для выражения вопроса.
Вопросительное местоимение который употребляется в выражении который час.
Местоимения кто и что не изменяется по родам и числам
Неопределенные местоимения
Некоторый, несколько, некто, нечто, кто-то,
что-то, кто-нибудь, кое-кто, какой-то
Данные местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества.
Изменяются, кроме некто и нечто, по падежам. Некоторые изменяются по родам и числам.
Относительные местоимения
Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков
Если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложного.
Относительные местоимения могут быть разными членами предложения
НЕ и НИ
Если не и ни отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.
Ни у кого. Не с кем.
Правила написания
В неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не- всегда находиться под ударением и пишется слитно (несколько).
Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно (кто-нибудь, кое-кто, кое у кого).
IV . Устные тренировочные упражнения.
Учимся находить местоимения в текстах
А.С.Пушкина.
№ 1. Подруга думы праздной,
Чернильница моя,
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
№ 2. А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
№ 3. Свободы друг миролюбивый,
В толпе красавиц молодых
Я, равнодушный и ленивый,
Своих богов не вижу в них.
№ 4. Наконец и в путь обратный
Со своею свитой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
V . Отгадайте загадки про слова, состоящие из местоимений.
1. Когда местоимения бывают чистыми? ( Когда они вы-мы-ты.)
2. Что мешает водителям на дорогах? ( Я-мы.)
3. Первое светит машине в пути, 4.Какое местоимение
может работать пристав-
Чтоб в темноте ей дорогу найти. кой?
Местоимением служит второе, (мест. ВЫ . Выпечка, вы-
В тексте заменит вам имя мужское. ходить, выбегать, выгля-
В Древнем Египте целое было, дывать.)
Всеми людьми там руководило.
(Фара + Он = Фараон.)
VI . Физкультурная пауза.
Делают упражнения.
Живу я всех выше,
На солнечной крыше,
Там домик хорошенький мой.
На чашечку чаю
Я вас приглашаю,
Варенье несите с собой.
О ком говорилось? Сколько местоимений было в тексте?
( Карлсон.) ( 7 местоимений.)
VII . Весёлая игра на внимание по местоимениям.
« Я - не Я»
- Кто любит шоколад ?
- Я !
- Кто любит мармелад ?
- Я !
- Кто любит груши ?
- Я !
- Кто не моет уши ?
- Не я !
- Кто любит гранат ?
- Я !
- Кто любит виноград ?
- Я !
- Кто любит урюк ?
- Я !
- Кто не моет рук ?
- Не я !
- Кто хочет банан ?
- Я !
- Кто упрямый, как баран ?
- Не я !
- Кто хочет кока-колу ?
- Я !
- Кто вымоет всю школу ? - Не я !
« Он – она»
Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она …
Ну, конечно, это кошка!
Ну ошиблись вы немножко.
Так сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас!
Он морж – она моржиха,
Он заяц – она зайчиха,
Он бык – она …
Ну, конечно же, корова,
Поиграем, дети снова!
Он тигр – она тигрица,
Он осёл – она ослица,
Он козёл – она …
Ну, конечно же, коза,
За повтор игры все «за»!
Ёж он – она ежиха,
Бобр он – она бобриха,
Конь он –она …
Ну, конечно же, лошадка,
Всё у нас пока что гладко!
Он бегемот – она бегемотиха,
Он кашалот – она кашалотиха,
Он баран – она …
Ну, конечно же, овца,
Доиграли до конца!
VIII . Грамматическая коварная диктовка. (У доски и в тетрад.)
Бегу на встречу (сущ.) я сейчас с друзьями,
Кого там встречу (гл.) , расскажу я маме.
Назвать части речи.
**********
Прочитала наша Тома
Про Незнайку все три тома.
Назвать местоимения.
**********
IX . Орфографическая пятиминутка.
Ничем не удивишь, ни о чём не догадывался, поманить за собой, никаких насекомых, никого не касался, предложить кому-нибудь, чей-то шёпот, стряхнуть с него, не причинять никому зла, прикоснуться к чему-нибудь.
Найдите местоимения по их морфологическим признакам:
1) возвратное, стоит в творительном падеже ( за собой) ;
2) неопределённо-личное, стоит в дательном падеже (кому-нибудь) ;
3) отрицательное, стоит в творительном падеже (ничем) ;
4) личное, 3-го лица, единственного числа, мужского рода, стоит в
родительном падеже ( с него) .
X . Словарная работа.
Записать в словарики слова : шлёпанцы, этикетка.
( слова заимствованные, оформлены на печатных листах через
компьютер.)
Составить с ними предложения (письменно).
XI . Весёлая этимологическая викторина.
Шлёпанцы – это :
А. сердитые родители, которые часто шлёпают своих детей;
Б. приспособления для битья мух;
В. домашняя обувь с открытой пяткой.
Найти местоимение в слове ШЛЁПАНЦЫ.
(НАШ - притяж.)
Этикетка – это :
А. дама, которая соблюдает все правила этикета;
Б. ярлычок с фабричным ,торговым клеймом, надписью.
Найти местоимение в слове ЭТИКЕТКА.
(Эти – указат.)
и
х
и
х
и
х
и
х
и
х
XII . Игра «Агентство Шерлока Холмса.»
Операция № 1.
Вставьте в кроссворд подходящие
существительные.
Операция № 2.
Найдите местоимения, которые
«спрятались» в существительных.
Картина №1 – цветы.
Картина №2 - деревья.
Картина №3 - мышь.
Картина №4 - почтальон.
Картина №5 - самолёт.
Картина №6 - таблетки.
Где «спрятались» местоимения?
ш
у
м
ш
и
в
т
х
и
р
п
р
и
х
а
х
и
л
р
х
и
ь
х
о
т
а
ь
ч
XIII . РЕЗЕРВ.
Групповое задание ( по карточке на парту).
Забияка был тот ёж,
Лез ко всякой роже;
Он на щ…тку был похож
И на муфту тоже.
У ежа с такой душ…й
Друг был закадыч…ный,
П…росёнок небольш…й,
Но вполне пр…личный.
Вставьте пропущенные буквы, определите разряды всех местоимений ,
XIV . Выставление оценок за оформление визитных карточек и работу на уроке.
XV . Домашнее задание.
Повторить все правила и составить кроссворд из местоимений .
Морфологический разбор
Устный разбор
(К)кому-то – местоимение.
Во-первых. указывает на предмет: принесли (к кому?) (к) кому-то. Начальная форма – кто-то.
Во-вторых, имеет постян. морфологический признак – неопределённое.
Здесь употреблено в дательном падеже – это непостоянный признак.
В-третьих, в предложении является дополнением.
Письменный разбор
I . (К)кому-то – мест.
Принесла (к кому) (к) кому-то. Н.ф. – кто-то.
II. Пост. – неопредел.; непост. – в д.п.
III. К кому? к кому – то (принесла)
Спасибо за урок!Всем удачи!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игры на уроках организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением сложных задач, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил. Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения.
Интересный урок способен захватить обучающегося, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность – вот что делает современный урок русского языка интересным и способствует организации внимания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дидакт. материалы к урокам рус. языка. Полежаева Е.А. Ростов-на-Дону,
Феникс, 2009 год.
2. Новые загадки про слова. Агеева И.Д. Москва, Творческий центр, 2010 год.
3. Пословицы, стихи и загадки о русском языке. Ушакова О.Д. Санкт-Петербург, Литера, 2009 год.
4. Толковый словарь русского языка. В.И. Ожегов.
5. Интернет ресурсы: http://basik.ru/photo_animals/hedgehog, http://images.yandex.ru.