Цель: Развивать общий кругозор воспитанников, учить правилам поведения в лесу, прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к богатствам леса, развивать речь, корригировать речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Войди надежным другом в лес»»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Открытое внеклассное занятие
«Войди надежным другом в лес»
выполнила:
Параскевова Эра Семеновна
ст-ца Березанская, 2019 год
Внеклассное занятие по теме: «Войди надежным другом в лес».
Цель: Развивать общий кругозор воспитанников, учить правилам поведения в лесу, прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к богатствам леса, развивать речь, корригировать речь.
Оборудование: мультимедиа, плакаты, рисунки.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2. Основная часть.
Ребята, сегодня у нас внеклассное занятие на котором присутствуют гости, вы их хорошо знаете, поэтому не волнуйтесь, будьте внимательными и активными на занятии. Тему нашего занятия вы узнаете, отгадав загадку: « Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (лес)
Правильно – это лес. Мы сегодня поговорим о лесе, о бережном отношении к лесу, о пользе леса.
Ребята, нас окружает удивительный мир природы – это реки, моря, горы и конечно леса. Лес чудесное творение природы. Его нужно любить и беречь. Есть очень хорошая поговорка « Кто природу губит, тот свой край не любит». Давайте послушаем стихотворение.
(стихотворение читает воспитанник)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
А теперь, давайте совершим заочное путешествие по зимнему лесу.
(Слайд №1)
Ребята, что такое лес?
Лес – это наше богатство
Лес - защитник человека
Лес - дом для зверей и птиц
Лес-украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых. Лес-помощник земледельца
Лес-это кладовая, он кормит людей ягодами, грибами:
Правильно, какую еще пользу приносит лес?
Из древесины получают бумагу, делают тетради, книги, столы, шкафы кровати и многое другое.
Лес дает кислород, его выделяют деревья и другие растения . В лесу собирают для питания: орехи, грибы, ягоды
В северных районах некоторые деревья рубят для того, чтобы топить печки. Лес нужен для строительства домов
Да ребята, лес приносит огромную пользу человеку, поэтому мы должны беречь его. Ведь лес - это наше богатство, Это зеленый наряд нашей планеты. Там где лес, там чистый воздух.
Ребята, лес не только приносит пользу человеку, а ведь он и является домом. Скажите, чей он дом?
Это дом зверей, насекомых, птиц, грибов, и многих других растений. Ребята, расскажите пожалуйста стихотворения о лесе, лесных жителях.
Здравствуй большая природа.
Лес – великая страна! Удивительным народом
Та страна населена.
Лесная глушь. Природа дремлет
В покрове сонной тишины
То раздается птичий лепет,
То звери дикие слышны
То вдруг заметно, как по ветке,
Играя, бегают две белки! Как видно, жизнь не угасает:
Вот дятел дерево стучит,
Вот белый заяц пробегает,
Вот под изюбром снег скрипит.
И волк в охотничьем пылу
След жертвы ищет на снегу.
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчет на заре
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица? Все открой не утаи:
Ты же видишь мы свои.
* * * * * * * * * *
Есть комары, муравьи, соловьи.
Лес-украшение нашей земли!
Дружат все: птицы и зверье, Это богатство твое и мое.
На протяжении многих столетий человек наблюдает за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни, и никогда не устает удивляться. Какие животные живут в лесах Краснодарского края. (Слайд №2, видеоролик «Животный мир Кубани»)
На территории нашего края живут более 320 видов птиц. Мы должны заботиться о них, изготавливать кормушки, кормит их зимой. Ребята, какую пользу приносят птицы?
Птицы уничтожают вредителей сада, вредных насекомых в лесу, тем самым сохраняют деревья, еще они красиво поют. Давайте послушаем голоса птиц в лесу (видеоролик голоса птиц в лесу).
Особенно хорошо голоса птиц слышны когда хорошая погода. Я хочу загадать вам загадку о птицах.
Красный клювИ пестрый хвост
Как красив поющий (дрозд)
Они на ласточек похожи,
А в небе очень даже схожи
Я правду говорю, скажи!
Есть ласточки, а есть (стрижи).
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам (грачи).
(демонстрируются на карточках птицы: дрозд, стриж, грач.) Ребята, очень богат растительный мир леса. –это деревья, кустарники травянистые растения, цветы.Я хочу провести небольшую викторину, и узнать что вы знаете о растениях леса, но сначала проведем физминутку
Физминутка
Для начала мы с тобой.
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже,
Это мы конечно сможем.
Напоследок потянулись ,
Вверх и в стороны прогнулись
От разминки раскраснелись И за парты снова сели. Викторина
Назовите 3 растения, которые используют как лекарственное сырье. (черника, облепиха, шиповник).
Как по пню дерева определить, сколько ему лет?
На срубе видны кольца, сколько колец, столько и летдереву. Назовите деревья, которые растут в лесу.
( осина, береза, клен, ель, пихта).
Из какого дерева делают лыжи.(из березы) Из какого дерева делают спички?
( из осины)
Какой, самый ранний цветок в лесу, который занесен в красную книгу? (подснежник)
Стихотворение о подснежниках.
Выглянул подснежник в полутьме лесной,
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть еще над лесом властвуют снега.
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке неподвижен лед,
Раз пришел разведчик, и весна придет.
Ребята находясь в лесу, можно определить какая будет погода. Я буду зачитывать вам признаки погоды, а вы скажете,( это признаки хорошей и плохой погоды). Утренняя роса на траве ( это признаки хорошей погоды).
Дождевые черви вылезают наружу (признак дождливойпогоды) Человек издавна знает, что его жизнь неразрывно с природой, с лесом. Но он не всегда бережно относится к нему. Безответственно, порой и варварски рубят леса. Туристы засоряют поляны, шумят в лесу во время отдыха. Давайте посмотрим небольшую сценку, как отдыхали дети на опушке леса. Словарная работа (опушка)
Ребята опушка – по словарю Ожегова - край леса
(Сценка).
Дети одетые в туристов, шагают в поход.
Мы на отдых собирались .
В туристический поход.
Очень долго собирались…
Вот – к поляне есть подход.
На чудесненькой полянке
Мы устроим пикничок
Ты устал, наверное, Петя?
Распакуй-ка рюкзачок!(достают из рюкзака провизию)
Это – сладкие конфеты В ярких фантиках одеты! (бросает в траву)
Это вкусное печенье!
Упаковка – загляденье! (бросает в траву)
Скорее сок! (кидает коробку от сока)
Хорошо, что мы в лесок
Так чудесно прогулялись!
Птицы, звери испугались! (радостно)
Может нам повеселиться?
Слишком тихо, не годится!
Доставай магнитофон-
Сделай нам веселый фон,
Чтоб от этой частоты
Улетели комары!
Музыку вруби погромче! (Звучит танец «Рок-н-ролл».)
В это время на полянку прилетают вороны
Кто полянку нашу занял?
Кучу мусора оставил?
Банки, склянки и фольга
Воробьятам не друзья!
Я пораню свои лапки…
Мама, дай скорее тапки!
Что ты, что ты, сорванец,
Ты не человек, птенец.
В нашем доме снова грязно, Убирались мы напрасно…
Вновь туристы к нам пришли
Шум и мусор принесли.
Извините нас, друзья!
Наконец-то понял я –
Не одни мы здесь в лесу,
Сейчас мусор уберу
Я, конечно, помогу.
Убирают мусор в пакет.
Как вы думаете решили исправляться мальчики?
Да, стали собирать мусор.
Изначально, какую ошибку они допустили?
Громкую музыку слушали, в лесу этого делать нельзя, испугаются птицы. На поляне бросали мусор, этого делать нельзя.
А как нужно вести себя в лесу?
Не разорять птичьи гнезда
Не ломать ветви деревьев и кустарников .
Не оставлять мусор в лесу, а забирать с собой
Не разжигайте костры в лесу, не рвите полевые цветы, а тем более тех, которые занесены в Красную книгу
Не рвите грибы, которых не знаете, они могут быть ядовитыми, например мухоморы. Не шумите в лесу
Не ловите бабочек в лесу
Не разбивайте стекла в лесу
Я вам буду показывать несколько предупредительных знаков, а вы их назовете. (называются различные знаки)
Ребята, берегите лес , от человека зависит очень многое. Мы с вами живем далеко от лесов, в основном у нас степи, а видим мы посадки, которые защищают поля от ветров.В этих посадках нельзя рубить деревья, бросать мусор. Это все наша природа, а ее нужно беречь, заботиться о ней.
Давайте послушаем стихотворение о бережном отношении к природе, к лесу.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому, Иль на гибель всех обречь
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам – течь.
Ты на свете самый главный,
Значит должен всех беречь!
Ребята помимо стихов, о природе и о лесе написано множество рассказов, песен. Давайте послушаем одну из них в исполнении Светланы Ранды (видеоролик)
Наше занятие подошло к концу давайте подведем итоги.
Как нужно относиться к лесу? (бережно) Какую пользу приносит лес? (лес нам дает древесину; ягоды, грибы, лекарственные растения, орехи и кислород).