Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся, организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде,
стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе,
активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
Задачи внеурочной деятельности:
развитие творческих способностей обучающихся;
развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;
создание условий для развития индивидуальности ребенка;
формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразны: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п), туристические походы и т. д.
Личностные результаты
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни1 и профессиональной деятельности;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Пояснительная записка.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся, организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде,
стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе,
активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
Задачи внеурочной деятельности:
развитие творческих способностей обучающихся;
развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;
создание условий для развития индивидуальности ребенка;
формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразны: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п), туристические походы и т. Д
Программа разработана с учетом реализации основной образовательной программы , на основе, проводимой в школе внеклассной работы, а также с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества.
Цель программы: Отработка способов познавательной и конструктивной деятельности
Задачи программы:
Расширить кругозор каждого ребенка.
Выявить наиболее способных к творчеству учащихся
Содействовать развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру
Программа разработана и предназначена для организации внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 65 учебных недели и предусматривает 1 час в неделю.
В основу данной программы положены следующие принципы воспитания:
Системность.
Доступность.
Научность.
Создание развивающей ситуации
Занимательность.
Сознательность и активность.
Наглядность
Связь теории с практикой
Учебно-тематический план
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
Правиловедение
6
2
Самое дорогое – семья, в которой мы живем»
8
3
Логика – задания на внимание
5
4
Познавательные игры и занятия
5
6
Конкурсы, викторины
4
7
Экскурсии
3
Всего:
31
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
( 1часа в неделю)
№ п\п
Раздел программы
Тема занятия
Форма организации
Количество часов
дата
всего
теории
Практ.
1.
Правиловедение
( 6 часов)
Правила обязательные для всех.
Познакомить с правилами поведения в школе, на уроке, в столовой и т.д.
беседа
2
1
1
06.09
13.09
ПДД «Мы идем в школу»
Расширить представление детей о назначении дороги, о правилах движения машин и пешеходов.
Экскурсия
игра
2
1
1
20.09
27.09
Правила вежливого общения.
Вежливые слова.
О пользе вежливых слов, учить быть вежливыми в различных ситуациях.
Беседа
Диалог-игра
2
1
1
04.10
11.10
2.
Самое дорогое –семья, в которой мы живем
( 8 часов).
Дорогие имена
Тест – игра
(фотовыставка)
2
1
1
18.10
25.10
Обязанности членов семьи
Семейные дела и заботы.
Просмотр презентации
С-р игра
«Любимое дело»
2
1
1
08.11
15.11
Любимые семейные праздники
Просмотр и обсуждение фотографий
2
1
1
22.11
29.11
Отдых семьи.
В отпуск все вместе
Просмотр презентации
2
1
1
06.12
13.12
3.
Логика. Задания на внимание.
(5 часов)
Игра «Подскажи словечко» - игра с подбором
пропущенных слов с опорой на логическую цепочку и рифму слов.
игра
2
-
2
20.12
27.12
Игра «Скажи ласковое слово»
(опора на фотографию члена семьи)
игра
1
-
1
10.01
Игра «Что изменилось?» - игра на внимание. Нахождение различий при сравнении изображенных ситуаций
игра
2
-
2
17.01
24.01
4.
Познавательные игры и занятия.
(5 часов)
Игра «Волшебные слова». Загадки-задания о вежливых словах.
Игра «Закончи предложение.
Игра
2
1
1
31.01
07.02
Веселая викторина о транспортных средствах.
Игра-
викторина.
1
1
07.03
«Весенние заботы» - беседа о сезонных изменениях в природе.
Просмотр фильма о приходе весны.
Беседа
с обсуждением фильма
2
1
1
14.03
Конкурсы, викторины.
(4часа)
Ларчик со сказками. Загадки про сказочные персонажи»
Конкурс - викторина
2
1
1
04.04
11.04
Инсценирование сказок «Колобок»
инсценировка
1
-
1
18.04
Игра – викторина по русским народным сказкам
игра
1
-
1
25.04
6.
Экскурсии
(3 часа)
Экскурсия в парк «Осенняя пора»
Экскурсия в парк
1
-
-
02.05
Экскурсия на Советскую площадь «Город готовится к Новому году»
Виртуальная экскурсия
1
-
1
16.05
Экскурсия по улицам города «Вот эта улица, вот этот дом» (знакомство с улицами по табличкам на домах).
Виртуальная экскурсия
1
-
1
23.05
Планируемые результаты:
В результате реализации программы обучающиеся должны знать:
важные события истории России
уважительно относиться к старшим
соблюдать правила поведения в школе, на уроках, в общественных местах
беречь природу
У школьников должны быть сформированы умения:
различать хорошие и плохие поступки;
уметь отвечать за свои поступки,
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;