Примерная адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
В учебном плане коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» представлены с расчетом 1 час в неделю, 35 часов в год. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
Знание основных цветов радуги.
Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
Умение составлять предмет из 2—3 частей.
Способность различать речевые и неречевые звуки.
Умение соотносить звук с его источником.
Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
Знание частей суток и названий дней недели.
Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Способность узнавать продукт по вкусу.
Способность различать объект по запаху.
Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
Способность согласовывать свои действия и движения.
Способность опосредовать свою деятельность речью.
Содержание предмета «сенсорное развитие» включает следующие разделы: «зрительное восприятие», «слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие».
Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом. Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.
Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения) Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука Формирование умения соотносить звук с его источником Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты
3 Кинестетическое восприятие.
Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела Формирование адекватной реакции на положение тела Формирование адекватной реакции на изменение положения тела Формирование адекватной реакции на положение частей тела Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей Формирование умения различать свойства материалов
4 Восприятие запаха.
Формирование адекватной реакции на запахи Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ
1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
| № | Дата | Кол-во час | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Мониторинг |
| Предметные | Личностные |
| |
| 1-3 | | | «Зрительная гимнастика» | Развитие и коррекция зрительного восприятия | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | Игра «Зеркало» «Найди отличия» Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различия (3-5 различий), они должны найти эти различия. | Текущий контроль |
| 4-6 | | | «Найди отличия» | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. |
| 7-9 | | | «Найди соответствующую тень» | Использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого | Способность к осмыслению социального окружения. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Найди предмет указанной формы» Детям раздают картинки с изображениями разных предметов и выкладывают по очереди разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | Текущий контроль |
| 10-12 | | | «Наложенные картинки» | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. |
| 13-15 | | | «Что перепутал художник?» |
| 16-18 | | | «Спрячь мышку» | Развитие и коррекция знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий | Овладение начальными навыками адаптации. | Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка | Текущий контроль. |
| 19-20 | | | Фиксация взгляда на лице человека на расстоянии вытянутой руки. | Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса. | Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. | Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями Ознакомление детей с овалом и прямоугольником. | Текущий контроль |
| 21-23 | | | Фиксация взгляда на лице человека с использованием интонации |
| 24-27 | | | Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый | Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Мягкая игрушка-пластмассовая, вата-металл… | Текущий контроль |
| | | | | |
| 28 | | | «Разноцветные комнаты» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом. | Оборудование: Карточка, разделенная на 6 клеток, карточки шести цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового), набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов. |
| 29 30 31 | | | «Построим Башню» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький". | Картинки с изображением зверей: медведя, лисы, мышки; 3 квадрата постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький); у ребенка - по три квадрата (большой, поменьше, самый маленький). |
| 32 | | | Лото «Цвет» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов. | Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями. |
| 33 | | | Лото «Цвет» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по словесному описанию. | Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями. |
| 34 35 | | | «Гости» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Ознакомление со способом группировки но форме геометрических фигур, различающихся по цвету и величине. | Картонные круг и овал с нарисованными лицами — фигурки-«человечки»; большие листы бумаги с контурными изображениями круга и овала — «домики» фигурок- « человечков »; у р круги и овалы разных цветов и размеров — по 3—4 шт. |
| 15 | 17.12 19.12 21.12 | | Аппликация «Ёлочка» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Использование способа расположения предметов на листе бумаги в порядке убывания величины. | Образец аппликации елочки; у ребенка - по 4—5 треугольников постепенно убывающей величины, лист бумаги для аппликации, клей, кисточка, салфетка, клеенка. |
| 16 | 24.12 26.12 | | «Накормим мишку» | Развивающие, игровые. Здоровьесберегающие | Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2—3 предметными рядами. | Картинка с изображением 6—8 мишек, стоящих по росту, 6—8 мисочек постепенно убывающей величины; у ребенка - 6—8 мисочек убывающей величины. |
| 17 | 29.12 | | «Зрительная гимнастика» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие и коррекция зрительного восприятия | мультимедийное оборудование, магнитофон, презентация, раздаточный материал |
| | | | III ЧЕТВЕРТЬ | |
| 18 | 11.01 12.01 16.01 | | «Окраска воды» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее». | 2 большие банки с наклейками темно-красного и светло-красного цветов, красная гуашевая краска, кисть; у ребенка - 2 маленькие баночки с водой, красная гуашевая краска, кисточка.. |
| 19 | 18.01 19.01 31.01 | | «Построим домики для фигур» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения. | Большие фигуры пяти форм: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 13 палочек (можно неотточенные карандаши); тонкая проволока или толстая нитка (для круга - длина проволоки или нитки короче, чем для овала). у ребенка - фигурки-«человечки» меньшего размера; 13 счетных палочек; тонкая проволока или толстая нитка. |
| 20 | 25.01 26.01 30.01 | | Геометрическое Лото | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном). | Пять карт, разделенных на пять квадратов; пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), изображенных на маленьких карточках; 25 маленьких карт с изображением предметов разной формы (по пять разной формы): круглой — часы, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин; квадратной — коврик, платок, оконная рама, телевизор, флаг; овальной — дыня, слива, лист, жук, яйцо; прямоугольной — портфель, конверт, книга, домино, картина; треугольной — елка, пирамидка, косынка, треугольный кусочек сыра, морковка. |
| 21 | 01.02 02.02 13.02 | | Составление картинок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей. | Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, елочка, домик, человечек и т. д.; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники разной величины и пропорций. |
| 22 | 15.02 16.02 20.02 | | «Закрой двери в домиках» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине. | У ребенка - по 2 вырезанных из картона домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей; по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины — «двери» (соответственно прорезям в домиках); игрушка — лиса. |
| 23 | 22.02 27.02 01.03 | | «Три воздушных шарика» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие представлений о светлотных оттенках цветов; при использовании белил, составление ряда по светлоте. | Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты; у ребенка - листы бумаги с контурами трех шариков, палитра, синяя и белая гуашь, вода, кисточка. |
| 24 | 02.03 06.03 09.03 | | Игра с мячом | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие представлений о высоте, развитие глазомера. | Мяч, 5—6 картонных одноцветных кругов, разрезанных пополам, различающихся по величине последовательно на 1 см. |
| 25 | 13.03 15.03 | | Аппликация «Радуга» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Ознакомление детей с системой цветов, включая голубой цвет. | Картинка с изображением радуги; у ребенка - лист бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов для завершения радуги, клей, кисточка, салфетка, клеенка. |
| 26 | 16.03 20.03 22.03 | | Аппликация «Орнамент» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета. | Образец орнамента: в центре — зеленый квадрат, по углам — красные круги; у ребенка - лист бумаги меньшего, чем на образце, размера с контурным изображением того же орнамента: квадрат зеленого цвета, красные круги, клей, кисточка, салфетка, клеенка. |
| 27 | 21.03 23.03 24.03 | | Лото «Цвет и форма» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины). | Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами, тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов большей величины. |
| | | | IV ЧЕТВЕРТЬ | |
| 28 | 03.04 05.04 06.04 10.04 | | Волшебная вода | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие и коррекция кинестетического восприятия | Ванна для игр с песком и водой, три бутылочки с холодной, теплой и горячей водой, картинки: зима, прорубь, ведро с водой; лето: речка, светит яркое солнышко; газовая плита с горящей конфоркой и на ней кипящий чайник, схематичные картинки – пиктограммы: чашка, кран с льющейся водой, душ, пловец в воде, мытье посуды и т.д.). |
| 29 | 12.04 13.04 17.04 19.04 | | День и ночь | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие и коррекция слухового восприятия | Пузырьковая колонна с рыбками (далее – аквариум), панно «Звездное небо», люминесцентные лампы, «сухой душ» (можно использовать разные по цвету (например: зеленые – весна, лето или желтые, красные – осень) полоски ткани или различные по тактильным ощущениям), аудиозапись «Дыхание весны» или «Волшебство леса». |
| 30 | 20.04 24.04 26.04 27.04 | | «По кочкам» | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие и коррекция кинестетического восприятия | «Сенсорная тропа», пуф «Мягкий остров», массажная тропа, мягкая игрушка – заяц, аудиозапись «Звуки леса». |
| 31 | 03.05 04.05 08.05 10.05 | | Прогулка по волшебному лесу | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие и коррекция слухового восприятия | Сенсорная тропа, игрушка Ежик, «Сухой душ», муляж яблока и гриба, шишки сосновая и еловая, игрушка «Шум дождя» или аудиозапись с шумом дождя, вентилятор. |
| 32 | 11.05 15.05 17.05 18.05 22.05 | | Путешествие к морю | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Развитие и коррекция кинестетического восприятия | «Сенсорная тропа», пособие «Шум океана», водная кровать, аудиозапись «Шум прибоя». |
| | 24.05 25.05 29.05 | | Повторение | | | |