Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 7 класс»
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№ 1 от 30.08.2022г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол педсовета
№______ от _______20____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№ 48 от 01.09.2022г.
____________________
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
7 класс
(для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)
2022 – 2023 учебный год
Составитель:Папоян Татьяна Викторовна,
учитель высшей категории.
2022 г.
Пояснительная записка.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Приказ №442 от 28.08.2020 « Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 « Об утверждении СП2.4.3648-20»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов»;
Рабочая программа воспитания КОУ « Шербакульская адаптивная школа-интернат».
- развитие устной и письменной речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; подготовка детей с ОВЗ к успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
- совершенствование умения продуктивно пользоваться устной и письменной речью, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- овладение законами образования слов, точным выбором слов для выражения мысли, ее обозначения в предложении и тексте;
- обогащение и конкретизация словаря учащихся, развитие творческого мышления;
- развитие и коррекция речи и других познавательных процессов;
- приобретение информационной компетенции;
- формирование у обучающихся черт личности, позволяющих более успешно адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе;
- воспитание нравственных качеств пятиклассников, в том числе, уважения, сознательного и бережного отношения к родному языку.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных, личностных и воспитательных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным и воспитательным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Воспитательная цель программы:
- используя воспитательные возможности содержания учебного предмета создать благоприятные условия для усвоения умственно отсталыми обучающимися социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Задачи программы:
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Общая характеристика курса «Русский язык»
Преподавание ведётся по учебнику: «Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы» авторов Э.В. Якубовской и Н.Г. Галунчиковой (М.: Просвещение, 2017 г. – 256с.), входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
Обучению письму и развитию речи в адаптивных образовательных учреждениях уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.
Для учащихся с легкой степенью умственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.
Программа для 7 класса адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы для детей с умственной отсталостью определяет содержание предмета, последовательность его прохождения. Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем.
Каждый урок строится с учетом программных требований, общих психофизических особенностей, характерных для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным принципом такого подхода является установка на коррекцию тех или иных недостатков детей с максимальным использованием их возможностей. Так, обучение письму должно способствовать развитию целенаправленного наблюдения за языковыми фактами, умение анализировать, сравнивать и обобщать слова по их звуко-буквенным структурам и значениям. Наряду с этим коррекционная работа, проводимая на уроках письма, должна формировать у учащихся умение самостоятельно планировать предложенные задания и контролировать себя в ходе выполнения работы.
Письмо и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Учебный материал способствует развитию речи, обогащает словарный запас школьников, способствует коррекции высших психических функций.
Новизна данной программы определяется тем, что усиливается внимание к развитию информационной грамотности учащихся, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей способности находить нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует формированию информационной компетенции обучающихся.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения письму и развитию речи в 7 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Русский язык»:
Год обучения
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
Всего часов за курс (5-9 классы)
5 класс
5
34
170
714 часов
6 класс
4
34
136
7 класс
4
34
136
8 класс
4
34
136
9 класс
4
34
136
.
В соответствии с Уставом школы и годовым календарным учебным графиком на 2022-23 уч.г., а также в соответствии с учебным планом школы данная рабочая программа составлена на 136 ч. (4 ч в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы по предмету «Русский язык» в 7 классе обеспечивает достижение учащимися следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями семиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты по итогам учебного года:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
• написание под диктовку текста с изученными орфограммами с предварительным анализом;
• исправление текста;
• подбор однокоренных слов с помощью учителя;
• различение части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильное употребление их в предложении;
• решение орфографических задач, с опорой па таблицу, или с помощью учителя.
• написание под диктовку текста с изученными орфограммами (75—85 слов);
• написание изложения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
• подбор однокоренных слов, используя данные приставки и суффиксы;
• образование одной части речи от другой и правильное употребление их в речи;
• определение изученных грамматических признаков частей речи с опорой на таблицу;
• нахождение орфограммы и решение орфографических задач (самостоятельно или с помощью учителя);
• пользование школьным орфографическим словарем;
• умение находить необходимую информацию в учебнике, простейших справочниках и поисковых системах Интернет.
Воспитательные результаты представлены следующими умениями семиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; применять экологического мышления в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Предметные результаты на момент проведения контрольных работ:
По итогам 1 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (гласные и согласные в корне слова, правописание приставок, разделительного Ъ и правописание сложных слов) и пунктограммами (запятая в сложном и простом с однородными предложениях); подбор проверочных слов к словам с орфограммами в корне; умение разбирать по составу слова, в т.ч. сложные с соединительной гласной; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов.
По итогам 2 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе, существительных с шипящей на конце); определение грамматических признаков имён существительных; разбор по составу слов; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов; выделение из текста словосочетаний сущ.+прил.
По итогам 3 четверти: написание под диктовку текста с изученными орфограммами (правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа, правописание личных местоимений с предлогами, личных окончаний глаголов, глаголов неопределённой формы, правописание «не» с глаголами): определение грамматических признаков имён прилагательных, личных местоимений, формы (неопределённая форма, время, лицо или род и число) глаголов: разбор по составу слов разных частей речи; синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов и указанием частей речи.
По итогам 4 четверти: написание под диктовку текста с изученными за год орфограммами и пунктограммами (запятая в простом предложении с однородными членами и с обращением, запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении); синтаксический разбор предложений с указанием главных и второстепенных членов и указанием частей речи.
Система оценивания знаний и умений обучающихся
Знания и умения учащихся по письму и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний и навыков учащихся адаптивной школы.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5»,но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; при работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
2.Оценка письменных работ.
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 7 классе составляет 75-85 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы, частицы.
Дети, которые занимаются с логопедом. Не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на одно правило соответствует одной пунктуационной ошибке. Ошибки не на пройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове, две негрубые ошибки; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать для каждого ученика. Специфическими для них являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
3.При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления (выполнено более 65% задания).
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает ошибки (верно выполнено от 51% до 65% заданий).
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает много ошибок или не справляется с половиной заданий (верно от 35% до 50% заданий)
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (выполнено менее 35% заданий).
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Раздел
Кол-во часов
Изучаемая тема и перечень вопросов темы
форма организации учебных занятий
основные виды учебной деятельности
Повторение
14
Звуки речи и буквы. Их различение. Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
Разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки в словах. Правописание безударных гласных в словах Правописание звонких и глухих согласных в словах.
Звуки и буквы. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения. Распространение предложений однородными членами. Составление предложений с однородными членами. Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами. Обращение. Его место в предложении
Употребление обращений в диалоге.
Урок
Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике
Состав слова
15
Корень и однокоренные слова. Приставка. Суффикс. Окончание. Правописание безударных гласных в корне. Правописание звонких и глухих согласных в корне. Правописания в корне. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание разделительного Ъ после приставок на согласную. Правописания в корне и приставке. Знакомство со сложными словами. Правописание сложных слов. Образование сложных слов. Состав слова.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Части речи. Текст.
2
Части речи. Текст. Образование одних частей речи от других
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Имя существительное
22
Значение существительных в речи. Использование существительных для сравнения одного предмета с другим. Род и число существительны. Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце (ж, ш. ч, щ). Правописание существительных с шипящей на конце. Склонение имён существительных в единственном числе. Существительные 1-го склонения. Определение склонения существительных по начальной форме. Существительные 2-го склонения. Существительные 3-го склонения. Различение существительных 1,2 и 3 склонения. Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения. Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения. Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения. Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний существительных 3 - го склонения. Текст. Установление последовательности фактов в тексте. Склонение существительных в единственном числе. Существительное.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Имя прилагательное
18
Значение прилагательных в речи. Описание предмета и его частей. Использование прилагательных для сравнения предметов. Словосочетания с прилагательными. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Изменение прилагательных женского рода по падежам. Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Правописание падежных окончаний прилагательных. Прилагательное. Закрепление знаний.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников и формирование у учащихся умений и навыков практического характера
Глагол
20
Значение глаголов в речи. Использование глаголов для сравнения предметов. Различение глаголов по временам. Изменение глаголов по временам. Различение глаголов по числам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени. Время и число глаголов. Глагол как часть речи. Роль глагола в речи и в предложении. Текст. Составной план текста. Понятие о неопределенной форме глагола. Правописание глаголов в неопределенной форме. Постановка глаголов неопределенную форму. Использование частицы не в значении отрицания. Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами. Правописание частицы не с глаголами. Глагол. Закрепление знаний.
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Местоимение
9
Личные местоимения. Значение личных местоимений в речи. Местоимения 1-го лица. Местоимения 2-го лица. Местоимения 3-го лица. Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам. Различение местоимений по лицам и числам. Личные местоимения. Закрепление знаний
Урок
Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников и формирование у учащихся умений и навыков практического характера
Предложение.
Текст
10
Однородные члены предложения без союза и с союзом и. Однородные члены предложения с союзами а, но. Однородные члены предложения с союзами и, а, но. Обращение. Знаки препинания при обращении. Части сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Составление сложных предложений. Простое и сложное предложения. Закрепление знаний.
Урок
Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Повторение
26
Состав слова Правописание в приставке и корне. Существительное. Прилагательное. Глагол. Местоимение. Повторительные упражнения по теме «Простое предложение с однородными членами.» Повторительные упражнения по теме «Знаки препинания в предложении с однородными членами без союзов и с союзами И, А, НО». Повторительные упражнения по теме «Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И. Самостоятельная работа. Повторительные упражнения по теме «Сложное предложение с союзами И, А, НО.» Повторительные упражнения по теме «Предложения простые и сложные с союзами И, А, НО». Повторительные упражнения по теме» Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что». Повторительные упражнения по теме « Обращение». Повторительные упражнения по теме «Знаки препинания в предложениях с обращением.». Упражнения на закрепление. Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение». Состав слова. Орфограммы в корне слова. Части речи. Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных.
Правописание местоимений.
Урок
Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Основные виды учебной деятельности:
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Работа с учебником.
- Работа с дополнительной литературой.
- Наблюдение.
- Работа с раздаточным материалом.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Вывод правил.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
- Работа по алгоритму, инструкции.
- Придумывание примеров на новые правила.
- Выполнение заданий по классификации.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
- Выполнение практических упражнений.
- Составление схем их анализ.
- Выявление ошибок.
- Решение текстовых количественных и качественных задач.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
- Редактирование текста
Методическая литература
Рабочие тетради по русскому языку 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2004 г. (№1 (Состав слова), №2 (Имя существительное), №3(Имя прилагательное), №4 (Глагол)
Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – серия «Коррекционное обучение»
Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб.пособие для студентов дефектологов \Аксенова А.К. – М.: Просвещение, 1994
Словари:
Словарь русского языка \ под ред. С.И.Ожегова. - М., 2009
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
(№ урока)
План, сроки проведения
Факт, сроки проведения
Тема урока
Форма учебного
занятия,
урока
Тип
учебного
занятия,
урока
Виды учебной
деятельности обучающихся на уроке
Повторение в начале года- 14 часов
Звуки и буквы. Текст – 6 часов
1.
Звуки речи и буквы. Их различение.
урок
Комбинированный
Работа с учебником. Редактирование текста
2.
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
3.
Разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки в словах.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
4.
Правописание безударных гласных в словах
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
5.
Правописание звонких и глухих согласных в словах.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
6.
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
Предложение. Текст 8 часов
7.
Предложения нераспространённые и распространённые.
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
8.
Однородные члены предложения.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
9.
Распространение предложений однородными членами.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
10
Составление предложений с однородными членами.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
11.
Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
12
Обращение. Его место в предложении
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
13
Употребление обращений в диалоге
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
14.
Контрольный диктант на начало учебного года
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
Состав слова – 15 часов
15.
Работа над ошибками. Корень и однокоренные слова.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
16
Приставка.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
17.
Суффикс.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
18.
Окончание.
урок
Комбинированный
Составление схем их анализ
19.
Правописание безударных гласных в корне.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
21.
Правописание звонких и глухих согласных в корне.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
22.
Правописания в корне. Закрепление знаний.
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
23.
Правописание гласных и согласных в приставках.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
24.
Правописание разделительного Ъ после приставок на согласную.
урок
Комбинированный
Составление рассказа по опорным словам и рисункам
25.
Правописания в корне и приставке. Закрепление знаний
урок
Комбинированный
Образование слов по данным схемам
26.
Знакомство со сложными словами
урок
Комбинированный
Работа с учебником
27.
Правописание сложных слов.
урок
Комбинированный
Работа с учебником
28
Образование сложных слов
урок
Комбинированный
Работа с учебником
29.
Состав слова. Закрепление знаний
урок
Урок обобщения и систематизации знаний
Выполнение практических упражнений
Систематизация знаний
30.
Контрольный диктант за 1 четверть
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
Придумывание примеров на новые правила.
Части речи. Текст.- 2 часа
31.
Работа над ошибками. Части речи. Текст.
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
32
Образование одних частей речи от других
урок
Комбинированный
Работа с учебником
Существительное -22 часа
33.
Значение существительных в речи
урок
Комбинированный
Работа с учебником, справочной литературой
34.
Использование существительных для сравнения одного предмета с другим
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму
35.
Род и число существительных.
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму
36.
Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце (ж, ш. ч, щ)
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму
37.
Правописание существительных с шипящей на конце.
урок
Комбинированный
Составление и запись диалога
38.
Склонение имён существительных в единственном числе. Существительные 1-го склонения
урок
Комбинированный
Работа с деформированным текстом
39.
Определение склонения существительных по начальной форме
урок
Комбинированный
Работа с таблицей
40.
Существительные 2-го склонения
урок
Урок закрепления знаний и умений
Выполнение практических упражнений
Систематизация знаний
41.
Существительные 3-го склонения
урок
Комбинированный
Работа по классификации
42
Различение существительных 1,2 и 3 склонения
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
Составление схем, их анализ
Работа по алгоритму, инструкции
43
Контрольный диктант
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
Придумывание примеров на новые правила.
44
Работа над ошибками. Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
45
Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием
урок
Комбинированный
Работа с учебником
46
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
Работа по алгоритму
47
Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
Придумывание примеров на новые правила
48
Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения
урок
Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнение практических упражнений
Систематизация знаний
Составление предложений по схемам и опорным словам
49
Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений
50
Правописание безударных падежных окончаний существительных 3 - го склонения
урок
Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Выполнение практических упражнений
Систематизация знаний
Работа по классификации
52
Текст. Установление последовательности фактов в тексте
урок
Урок развития речи
Работа с текстом
Составление плана
53
Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний
урок
Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Выполнение практических упражнений
Систематизация знаний
Работа по классификации
54
Существительное. Закрепление знаний
урок
Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Выполнение практических упражнений
Систематизация знаний
Работа по классификации
Имя прилагательное– 18 часов
55
Значение прилагательных в речи
урок
Комбинированный
Работа с учебником, дополнительной лит-рой
56
Описание предмета и его частей
урок
Комбинированный
Составление связного текста,
57
Использование прилагательных для сравнения предметов
урок
Комбинированный
Ответы на вопросы
Выполнение практических упражнений
58
Словосочетания с прилагательными
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму
59
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму
60
Контрольный диктант за 1 полугодие
урок
Урок контроля
Самостоятельная работа
Придумывание примеров на новые правила.
61
Работа над ошибками. Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
62
Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах
урок
Комбинированный
Подбор примеров на новое правило
63
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму
64
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по разграничению понятий
65
Изменение прилагательных женского рода по падежам
урок
Комбинированный
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
66
Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах.
урок
Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков
Выполнение практических упражнений
Работа по классификации
Составление предложений с данными словами
67
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных
урок
Комбинированный
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
68
Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода
урок
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Выявление ошибок и выполнение упражнений по их устранению
69
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе