Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Психокоррекционные занятия"»
1.Пояснительная записка
Учебный план по предмету «Психокоррекционные занятия» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 19337 "О введении третьего часа физической культуры";
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель обучения
— создание социально-психологических условий для успешной адаптации и социализации в ситуации школьного обучения,
—формирование у учащихся необходимых жизненно важных умений и навыков.
Задачи обучения:
— Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
— Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
В соответствии с индивидуальным учебным планом рабочая программа составлена из расчета 0,5 часа в неделю, 17 часов в год, 34 недели.
2.Общая характеристика учебного предмета
Адаптированная рабочая программа «Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся» составлена с учётом возрастных и психологических особенностей младших подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у школьников необходимого уровня жизненно важных умений и навыков, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.
На занятиях младшие подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Данная программа помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.
Рабочая программа выполняет следующие функции:
реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
создает условия для реализации системно - деятельностного подхода;
обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.
Содержание занятий способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских умений, развитию аналитико-синтетических способностей, таких способов и приёмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.
Формы работы: урок, индивидуальная работа с учеником.
Методы обучения:
беседа; ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа) релаксационные упражнения
Межпредметные связи: уроки по развитию познавательных способностей тесно связаны с уроками чтения, математики, ИЗО, «Развитием речи и окружающим миром».
На каждом занятии проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Составленная программа будет реализована в условиях индивидуального обучения на дому. Занятия по развитию познавательных способностей с ученицей проводятся по вторникам и четвергам.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Данный учебный предмет относится к внеурочной деятельности и изучается с сентября 2022 года по май 2023 года. Выделено планом 0,5 часов в неделю, что составляет 17 часов в год. Количество учебных недель – 34
Количество часов по четвертям.
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего за год
4 ч
4 ч
5 ч
4 ч
17 ч
4. Содержание учебного предмета
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Скажем, упражнение на развитие внимания может одновременно способствовать выработке навыков общения, способствовать сплочению группы, позволять ребенку познать еще какие-либо новые стороны своего «Я».
Каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функций ведущего от взрослого к каждому желающему ребенку, другими возможными вариациями. Если упражнение полностью отработано, но очень нравится детям, его надо включать в работу группы до тех пор, пока желание выполнять его сохраняется. Вместе с тем еще одним необходимым элементом всех занятий является психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.
5.Требование к уровню подготовки учащейся.
Ученица должна знать:
Этические нормы,
Правила поведения в общественных местах
Ученица должна уметь:
контролировать свое поведение; уважать себя и окружающих; осознавать свои эмоции и мотивы поведения, а также понимать мотивы, чувства и поведение других людей.
6 .Критерии нормы оценки.
7. Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество часов
Дата
примечание
1 чет
1
Вводное занятие
Психологические упражнения и игры: «Хлопки», «Мяч», «Штирлиц», релаксация «Водопад».
0,5
08.09
дидактический материал
2
Психологические упражнения и игры: «Мяч», «Закончи слово», «Тропинка», «Гомеостат», релаксация «У моря».
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Печатные пособия:
. «Игры со словами»-рабочая тетрадь дошкольника-авторы-составители: Л.Маврина, Е.Семакина.