ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Разработала: Алексеева И.В.
Рабочая программа по учебному предмету « Окружающий социальный мир » для 5 класса (вариант 2), составлена на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями),далее АООП УО( вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат», утвержденная приказом № 182 от 31.08.2023г.
- проекта рабочей программы по предмету « окружающий социальный мир» федерального государственного бюджетного научного учреждения « Институт коррекционной педагогики»
- учебного плана ГКОУ « Котовская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
Рабочая программа по математическим представлениям составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2),
Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП.
В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 5 класса. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.).
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Основные задачи раздела: формировать понятие о квартире, доме, дворе, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вода), канализация (вода, унитаз), водоснабжение (вода, кран, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон).
Основные задачи раздела: формировать понятия о продуктах питания, обогащать знания и представления детей по данному разделу, систематизировать знания о продуктах питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, компот) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, сосиски). Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы). Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, сухари), Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).
Основные задачи раздела: формировать понятия о предметах быта, обогащать знания и представления детей по данному разделу, воспитывать наблюдательность.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, электрический чайник). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные).
Основные задачи раздела: формировать понятия о школе, учить соблюдать распорядок школьного дня, воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Основные задачи раздела: формировать представления о предметах и материалов, изготовленных человеком, обогащать знания и представления детей по данному разделу, воспитывать самостоятельность.
Основные задачи раздела: формировать понятия о правилах поведения в общественных местах, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, проспекты, площади, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин, театр, цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (Адмиралтейство, Медный всадник, Петропавловская крепость, Дворцовая площадь).
Основные задачи раздела: формировать понятия о видах транспорта, обогащать знания и представления детей по данному разделу, обобщение знаний по данному разделу.
Узнавание (различение) наземного транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолет, вертолет). Узнавание (различение) водного транспорта (лодка, пароход, корабль). Узнавание (различение) космического транспорта (ракета). Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте (водитель, кондуктор и др.). Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание места посадки и высадки из транспорта. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Основные задачи раздела: познакомить с понятием «Страна», обогащать знания и представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь к своей Родине.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг). Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь) на фото, видео.
Знание названия города, в котором живешь (Санкт-Петербург). Знание достопримечательностей своего города (Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Дворцовая площадь, Медный всадник).
Основные задачи раздела: формировать представления о праздниках, развивать интерес к праздникам, воспитывать самостоятельность.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). Знание школьных традиций (праздники, тематические недели).
Для того чтобы обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития успешно освоили программу по предмету Окружающий социальный мир педагогу необходимо: широко использовать наглядный материал, многократное повторение изучаемых понятий, предметов и явлений, максимально опираться на чувственный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создавать условия для включения каждого ребенка в коллективную деятельность. Приоритетным направлением в обучении является игровая деятельность. Деятельность педагога должна носить практическую направленность, позволяющую подготовить детей к доступным для них видам труда, социальной адаптации. Необходимо использовать технические средства обучения, компьютер и дидактические материалы, соблюдать охранительный режим. Необходим замедленный темп обучения.
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные(жизненныекомпетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
- фиксирует взгляд на экране монитора.
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
- оценивание своих учебных достижений.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на группы:
Во время обучения в третьем классе, в течение года целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
I четверть 24 ч Мордовин Никита Иванов Кирилл, Анфимова Кристина |
1 | Школа. Я – ученик. Представление о себе как о члене коллектива. | 1 | 02.09 | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние атрибутов праздника работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметной картинкой работа с сюжетными картинками: узнавание, различение, называние традиций праздника, соотнесение праздника с временем года работа по индивидуальной карточке изготовление украшения для класса (школы). | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние атрибутов праздника работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметной картинкой работа с сюжетными картинками: узнавание, различение, называние традиций праздника, соотнесение праздника с временем года работа по индивидуальной карточке изготовление украшения для класса (школы). |
2 | Внешний вид: девочка, мальчик. | 1 | 03.09 | работа с предметными картинками: узнавание и различение школьных принадлежностей, школьной одежды работа с сюжетными картинками: различение деятельности школьника утром, составление последовательности действий дидактические упражнения «Кто самый аккуратный», | работа с предметными картинками: узнавание и различение школьных принадлежностей, школьной одежды работа с сюжетными картинками: различение деятельности школьника утром, составление последовательности действий дидактические упражнения «Кто самый аккуратный», |
3 | Школьные принадлежности. Назначения школьных принадлежностей (тетрадь, карандаш, ручка). Повторение. | 1 | 05.09 | Просмотр видеоролика «Школьные принадлежности» Учить детей беречь школьные принадлежности уметь. Рассказ для чего нужны (тетради, ручки и карандаши) ученику уметь пользоваться ими.. Уметь правильно использовать их (по назначению) | «Просмотр видеоролика «Школьные принадлежности» Учить детей беречь школьные принадлежности уметь. Рассказ для чего нужны (тетради, ручки и карандаши) ученику уметь пользоваться ими.. Уметь правильно использовать их (по назначению) |
4 | Помещения школы: классы. Значение зон класса. | 1 | 09.09 | Беседа, диалог с учителем. Рассматривание иллюстрации. Составление рассказов на основе иллюстрации. Обучающие игры. Просмотр видеоролика. | Беседа, диалог с учителем. Рассматривание иллюстрации. Составление рассказов на основе иллюстрации. Обучающие игры. Просмотр видеоролика. |
5 | Помещения школы: спортивный зал, столовая, туалет. | 1 | 10.09 | Беседа, диалог с учителем. Рассматривание иллюстрации. Составление рассказов на основе иллюстрации. Обучающие игры. Просмотр видеоролика. | Беседа, диалог с учителем. Рассматривание иллюстрации. Составление рассказов на основе иллюстрации. Обучающие игры. Просмотр видеоролика. |
6 | Назначения зон класса (учебная и игровая). | 1 | 12.09 | Беседа, диалог с учителем. Рассматривание иллюстрации. Составление рассказов на основе иллюстрации. Обучающие игры. Просмотр видеоролика. | Беседа, диалог с учителем. Рассматривание иллюстрации. Составление рассказов на основе иллюстрации. Обучающие игры. Просмотр видеоролика. |
7 | Правила поведения в помещениях школы (класс, спортивный зал, столовая). | 1 | 16.09 | Беседа об основных правилах поведения в школе. Просмотр видеоролика «Правило поведения в школе» | Беседа об основных правилах поведения в школе. Просмотр видеоролика «Правило поведения в школе» |
8 | Правила поведения на уроке, перемене. | 1 | 17.09 | Беседа об основных правилах поведения в школе. Просмотр видеоролика «Правило поведения в школе» | Беседа об основных правилах поведения в школе. Просмотр видеоролика «Правило поведения в школе» |
9 | Обобщающее занятие по теме: «Помещения школы». | 1 | | работа с предметными картинками: называние, различение, нахождение атрибутов школьного праздника , людей определенной профессии работа с сюжетными картинками: составление последовательности действий при собирании в школу и режима дня, понимание правил общения и поведения в школе работа по индивидуальной карточке | Работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом. Выбор нужной картинки по словесной инструкции. |
| |
10 | Профессии работников школы: библиотекарь, охранник. | 1 | 19.09 | работа с предметными картинками: называние, различение, нахождение людей определенной профессии работа с фотографиями: соотнесение работника школы с его профессией работа по индивидуальной карточке | Работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом. Выбор нужной картинки по словесной инструкции. |
11 | Профессии работников школы: учитель физической культуры, учитель музыки | 1 | 23.09 | Правила безопасности дорожного движения. Работа со схемой безопасного движения к школе. | Правила безопасности дорожного движения. Работа со схемой безопасного движения к школе. |
12 | Профессии работников школы: повар, уборщица. | 1 | 24.09 | работа с предметными картинками: называние, различение, нахождение людей определенной профессии работа с фотографиями: соотнесение работника школы с его профессией работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: называние, различение, нахождение людей определенной профессии работа с фотографиями: соотнесение работника школы с его профессией работа по индивидуальной карточке |
13 | Соотнесение работника школы с его профессией. | 1 | 26.09 | работа с предметными картинками: называние, различение, нахождение людей определенной профессии работа с фотографиями: соотнесение работника школы с его профессией работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: называние, различение, , людей определенной профессии работа с сюжетными картинками: составление последовательности действий при собирании в школу и режима дня, понимание правил общения и поведения в школе работа по индивидуальной карточке |
14 | Обобщающее занятие по теме: «Профессии работников школы». | 1 | 30.09 | Экскурсия по школьному двору. Знакомство с участком школьной территории. Экскурсия по школьному двору. Знакомство с участком школьной территории. | Экскурсия по школьному двору. Знакомство с участком школьной территории. Экскурсия по школьному двору. Знакомство с участком школьной территории. |
15 | Школьная территория. Спортивная площадка, сад. | 1 | 01.10 |
16 | Назначение участков школьной территории. Правила поведения на школьной территории | 1 | 03.10 | Экскурсия по школьному двору. Знакомство с участком школьной территории. | Экскурсия по школьному двору. Знакомство с участком школьной территории. |
17 | Распорядок школьного дня. | | 07.10 | просмотр фрагмента мультфильма «Аркадий Паровозов. Почему нужно соблюдать режим дня?» работа с сюжетными картинками: различение частей суток, составление режима дня работа с пиктограммами: составление режима дня с помощью графического изображения работа с карточками: составление режима дня с помощью напечатанных слов игры «Закончи предложение», «Найди ошибку» работа по индивидуальной карточке | просмотр фрагмента мультфильма «Аркадий Паровозов. Почему нужно соблюдать режим дня?» работа с сюжетными картинками: различение частей суток, составление режима дня работа с пиктограммами: составление режима дня с помощью графического изображения работа с карточками: составление режима дня с помощью напечатанных слов игры «Закончи предложение», «Найди ошибку» работа по индивидуальной карточке |
18 | Школьные принадлежности. | 1 | 08.10 | делать закладки, уметь пользоваться ими. пользоваться ими. Уметь правильно использовать их (по назначению делать закладки, уметь пользоваться ими. пользоваться ими. Уметь правильно использовать их (по назначению | Беседа по теме урока. Рассматривание иллюстраций. работа с предметными картинками: |
19 | Применение школьных принадлежностей на практике. | 1 | 10.10 | делать закладки, уметь пользоваться ими. пользоваться ими. Уметь правильно использовать их (по назначению | делать закладки, уметь пользоваться ими. пользоваться ими. Уметь правильно использовать их (по назначению |
20 | Дом. Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). | 1 | 14.10 | Беседа по теме урока. Рассматривание иллюстраций. Обсуждение. Составление правил поведения на прогулке. | Беседа по теме урока. Рассматривание иллюстраций. Обсуждение. Составление правил поведения на прогулке. |
| |
21 | Типы домов: одноэтажный, многоэтажный. | 1 | 15.10 | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние типов домов; мест общего пользования в доме называние, узнавание своего домашнего адреса работа с сюжетными картинками: нахождение мест общего пользования по назначению, различение правил культурного поведения в подъезде, на лестничной площадке работа с пиктограммами: называние правил поведения презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние типов домов; мест общего пользования в доме называние, узнавание своего домашнего адреса работа с сюжетными картинками: нахождение мест общего пользования по назначению, различение правил культурного поведения в подъезде, на лестничной площадке работа с пиктограммами: называние правил поведения презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке |
22 | Типы домов: каменный – деревянный, городской – дачный дом. | 1 | 17.10 | Беседа, диалог с учителем. Рассматривание иллюстрации. Составление рассказов на основе иллюстрации. работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние Просмотр видеоролика. | Беседа, диалог с учителем. Рассматривание иллюстрации. Составление рассказов на основе иллюстрации. работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние Просмотр видеоролика. |
23 | Места общего пользования в доме: чердак, подвал. Правила безопасности. | | 21.10 | Беседа о назначении мест общего пользования в доме - чердак, его назначение» | Беседа о назначении мест общего пользования в доме - чердак, его назначение» |
24 | Повторение пройденного материала. | 1 | 22.10 | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние типов домов; мест общего пользования в доме называние, узнавание своего домашнего адреса работа с сюжетными картинками | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние типов домов; мест общего пользования в доме называние, узнавание своего домашнего адреса работа с сюжетными картинками |
| Места общего пользования в доме: подъезд. Правила пользования домофоном. | | 24.10 | Беседа по теме урока. Рассматривание иллюстраций. Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». | Беседа по теме урока. Рассматривание иллюстраций. Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». |
| 2 четверть | | |
1 | Места общего пользования в доме: лестничная клетка. Правила пользования мусоропроводом. | 1 | 05.11 | Беседа о назначении мест общего пользования в доме - лифт. Презентация «Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». Видеофильм (задание для детей и родителей). | Беседа о назначении мест общего пользования в доме - лифт. Презентация «Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». Видеофильм (задание для детей и родителей). |
2 | Места общего пользования в доме: лифт. Правила пользования | 1 | 07.11 | Рассказ о назначении мест общего пользования в доме (подъезд, лестничная площадка). Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме. Работа с предметными картинками, Просмотр видеофильма (задание для детей и родителей) | Рассказ о назначении мест общего пользования в доме (подъезд, лестничная площадка). Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме. Работа с предметными картинками, Просмотр видеофильма (задание для детей и родителей) |
3 | Обобщающее занятие по теме: «Дом. Части дома. Места общего пользования в дом». | 1 | 11.11 | Беседа, диалог с учителем. Рассматривание иллюстрации. Составление рассказов на основе | Беседа, диалог с учителем. Рассматривание иллюстрации. Составление рассказов на основе иллюстрации. Обучающие игры. Просмотр видеоролика. |
4 | Квартира. Помещение квартир: комната (спальная, детская, гостиная). Функциональное назначение комнат. | 1 | 12.11 | иллюстрации. Обучающие игры. Просмотр видеоролика. | |
5 | Помещение квартиры: прихожая, балкон. Функциональное назначение помещений. | 1 | 14.11 | Работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом. Выбор нужной картинки по словесной инструкции. | Работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом. Выбор нужной картинки по словесной инструкции. |
6 | Помещения квартиры: кухня. Функциональное назначение. | 1 | 18.11 | Работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом. Выбор нужной картинки по словесной инструкции. | Работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом. Выбор нужной картинки по словесной инструкции. |
7 | Помещения квартиры: ванная комната, санузел. Функциональное назначение помещений. | 1 | 19.11 | Работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом. Выбор нужной картинки по словесной инструкции. | Работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом. Выбор нужной картинки по словесной инструкции. |
8 | Обобщающее занятие по теме: «Помещения квартиры». | 1 | 21.11 | Работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом. Выбор нужной картинки по словесной инструкции. | Работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом. Выбор нужной картинки по словесной инструкции. |
9 | Знакомство с коммунальными удобствами в квартире. Отопление: батарея, вентиль, вода. | 1 | 25.11 | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции. | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции. |
10 | Канализация: вода, унитаз, сливной бачок, трубы. | 1 | 26.11 | Знакомство с профессиями. Соотнесение названия профессии с иллюстрацией. Стихотворение В. Маяковского «Профессии» Работа с предметными и сюжетными иллюстрациям. Работа с плакатом «Электробытовые приборы». Раскрашивание картинок по выбору детей. Работа с инструктажами в картинках -составление алгоритма работы с бытовыми приборами. | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациям. Работа с плакатом «Электробытовые приборы». Раскрашивание картинок по выбору детей. Работа с инструктажами в картинках -составление алгоритма работы с бытовыми приборами. |
11 | Водоснабжение: вода, кран, трубы (водопровод), раковина. | 1 | 28.11 |
12 | Электроснабжение: розетка, свет, электричество). | 1 | 02.12 |
13 | Аварийные ситуации в доме. Правила безопасности и поведения во время аварийных ситуаций в доме. | 1 | 03.12 | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациям. Работа с плакатом «Электробытовые приборы». Раскрашивание картинок по выбору детей. Работа с инструктажами в картинках -составление алгоритма работы с бытовыми приборами. | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациям. Работа с плакатом «Электробытовые приборы». Раскрашивание картинок по выбору детей. Работа с инструктажами в картинках -составление алгоритма работы с бытовыми приборами. |
14 | Город, в котором я живу – Москва. Сообщение своего домашнего адреса. | 1 | 05.12 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; — сравнивать, различать и описывать герб и флаг Росси | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; — сравнивать, различать и описывать герб и флаг Росси |
15 | Домашний адрес. Узнавание на слух, письменно. | 1 | 09.12 |
16 | Написание домашнего адреса. | 1 | 10.12 | Работа по карточкам с изображением городов. Выбор нужной карточки для сообщения своего адреса (название улицы и номера). | Работа по карточкам с изображением городов. Выбор нужной карточки для сообщения своего адреса (название улицы и номера). |
17 | Обобщающее занятие по теме: «Домашний адрес». | | 12.12 | Работа по карточкам с изображением городов. Выбор нужной карточки для сообщения своего адреса (название улицы и номера). | Работа по карточкам с изображением городов. Выбор нужной карточки для сообщения своего адреса (название улицы и номера). |
18 | Двор. Части территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка). | 1 | 16.12 | Беседа о назначении мест общего пользования в доме - домофоном и кодовым замком. Презентация «Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». Видеофильм (задание для детей и родителей). | Беседа о назначении мест общего пользования в доме - домофоном и кодовым замком. Презентация «Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». Видеофильм (задание для детей и родителей). |
19 | Части территории двора (место для парковки автомобилей, место для контейнеров с мусором, газон). | 1 | 17.12 | Беседа о назначении мест общего пользования в доме - домофоном и кодовым замком. Презентация «Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». Видеофильм (задание для детей и родителей). | Беседа о назначении мест общего пользования в доме - домофоном и кодовым замком. Презентация «Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». Видеофильм (задание для детей и родителей). |
20 | Правила безопасности и поведения во дворе. | 1 | 19.12 | Беседа о назначении мест общего пользования в доме - домофоном и кодовым замком. Презентация «Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». Видеофильм (задание для детей и родителей). | Беседа о назначении мест общего пользования в доме - домофоном и кодовым замком. Презентация «Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». Видеофильм (задание для детей и родителей). |
21 | Обобщающее занятие по теме: «Дворовая территория». | 1 | 23.12 | Презентация «Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». Видеофильм (задание для детей и родителей). | Презентация «Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». Видеофильм (задание для детей и родителей). |
22 | Праздник Новый год. История праздника. | 1 | 24.12 | Работа с дидактическим материалом и сюжетными картинками. Просмотр видеороликов «Новый год». | Работа с дидактическим материалом и сюжетными картинками. Просмотр видеороликов «Новый год». |
23 | Вредные насекомые, грызуны, живущие в доме. Представление о вреде, который они приносят | 1 | 26.12 | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции. Просмотр видеоролика. | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции. |
| 3 четверть | |
1 | Посуда. Предметы посуды. Узнавание (различение) предметов посуды. | 1 | 13.01 | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции. | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции. |
2 | Часы: механические (ручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Значение | 1 | 14.01 | Работа с картинками – изображение часов. Нахождение и показ частей часов по образцу. | Работа с картинками – изображение часов. Нахождение и показ частей часов по образцу. |
3 | Строение часов: циферблат, стрелки (минутная, секундная). | 1 | 16.01 | Работа с картинками – изображение часов. Нахождение и показ частей часов по образцу. | Работа с картинками – изображение часов. Нахождение и показ частей часов по образцу. |
4 | Аудио, видеотехника, средства связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, видеоплеер). | 1 | 20.01 | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции. | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции. |
5 | Назначения технического устройства: сотовый телефон, планшет, видеоплеер. | 1 | 21.12 | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции. | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции. |
6 | Соблюдение последовательностей действий при пользовании телефоном (включение, выключение, использование: связь, игра). | 1 | 23.12 | работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции. | работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции. |
7 | Предметы быта. Электробытовые приборы: телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, тостер, электрический чайник, фен. | 1 | 27.01 | работа с предметными картинками: различение, называние электробытовых приборов работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение электробытовых приборов работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, | работа с предметными картинками: различение, называние электробытовых приборов работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение электробытовых приборов работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, |
8 | Назначение электроприборов. Техника безопасности при использовании электробытовыми приборами. | 1 | 28.01 | работа с предметными картинками: различение, называние электробытовых приборов работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение электробытовых приборов работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок дидактическая игра «Части – целое» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: различение, называние электробытовых приборов работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение электробытовых приборов работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок дидактическая игра «Части – целое» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке |
9 | Обобщающее занятие по теме: «Электробытовые приборы». | 1 | 30.01 | работа с предметными картинками: различение, называние электробытовых приборов работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение электробытовых приборов работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок 1дидактическая игра «Части – целое» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | различение, называние электробытовых приборов работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение электробытовых приборов работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок 1 22.12 дидактическая игра «Части – целое» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке |
10 | Мебель. Предметы мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет). Назначение предметов мебели. | 1 | 03.02 | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками «Мебель». Выбор нужной картинки по словесной инструкции и по образцу. Раскрашивание картинок по выбору детей. | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками «Мебель». Выбор нужной картинки по словесной инструкции и по образцу. Раскрашивание картинок по выбору детей. |
11 | Различение видов мебели: кухонная, спальная, гостиная. | 1 | 04.02 | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками «Мебель». Выбор нужной картинки по словесной инструкции и по образцу. Раскрашивание картинок по выбору детей. | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками «Мебель». Выбор нужной картинки по словесной инструкции и по образцу. Раскрашивание картинок по выбору детей. |
12 | Обобщающее занятие по теме: « Мебель». | 1 | 06.02 | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками «Мебель». Выбор нужной картинки по словесной инструкции и по образцу. Раскрашивание картинок по выбору детей. | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками «Мебель». Выбор нужной картинки по словесной инструкции и по образцу. Раскрашивание картинок по выбору детей. |
13 | Посуда. Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож. Назначение предметов посуды. | 1 | 10.02 | работа с предметными картинками: различение, называние посуды, распределение по видам работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, различение посуды по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок дидактические игры «Третий лишний», «Чего не стало» презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками «Посуда». Выбор нужной картинки по словесной инструкции и по образцу. Раскрашивание картинок по выбору детей. |
14 | Кухонный инвентарь: тёрка, овощерезка, разделочная доска, дуршлаг, половник. Назначение кухонного инвентаря. | 1 | 11.02 | работа с предметными картинками: различение, называние кухонного инвентаря , работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, различение кухонного инвентаря по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок дидактическая игра «Угадай предмет по части» презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками «Посуда». Выбор нужной картинки по словесной инструкции и по образцу. Раскрашивание картинок по выбору детей. |
15 | Техника безопасности при использовании посуды и кухонного инвентаря. | 1 | 13.02 | Отрабатывать умения различать и называть виды посуды, предметы кухонного, инвентаря, электробытовые приборы, правила техники безопасности. | Отрабатывать умения различать и называть виды посуды, предметы кухонного, инвентаря, электробытовые приборы, правила техники безопасности. |
15 | Предметы интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, свечи. Назначение предметов интерьера. | 1 | 24.02 | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Сведения о свойствах стекла, способах ухода за ним. | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Сведения о свойствах стекла, способах ухода за ним. |
17 | Светильники: люстра, бра, настольная лампа. Узнавание и различение | 1 | 25.02 | работа с предметными картинками: узнавание, различение и называние стеклянных предметов работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение стеклянных предметов работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление правил безопасности при обращении со стеклянными предметами отгадывание загадок нахождение и называние стеклянных предметов в классе дидактическая игра «Третий лишний» презентация к уроку работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: узнавание, различение и называние стеклянных предметов работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение стеклянных предметов работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление правил безопасности при обращении со стеклянными предметами отгадывание загадок нахождение и называние стеклянных предметов в классе дидактическая игра «Третий лишний» презентация к уроку работа по индивидуальной карточке |
18 | Часы: наручные, настенные, механические, электронные. Различение частей часов: стрелки, циферблат. | 1 | 27.02 | Работа с картинками – изображение часов. Нахождение и показ частей часов по образцу. | Работа с картинками – изображение часов. Нахождение и показ частей часов по образцу. |
19 | Продукты питания. Напитки. Узнавание, различение на вкус. Узнавание упаковок по внешнему виду. | 1 | 03.03 | работа с предметными картинками: узнавание, различение и называние мучных изделий отгадывание загадок работа с сюжетными картинками: различение 1 10.11 мучных изделий по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с мучным изделием, составление предложений игра «Третий лишний» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах. Закрепить знания о правильном питании. Д/И «Полезные продукты». Раскрашивание картинок по выбору детей. |
20 | Молочные продукты. Узнавание, различение на вкус. Узнавание упаковок по внешнему виду. | 1 | 04.03 | работа с предметными картинками: показ, называние, различение молочных продуктов работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с молочным предметом, составление предложений работа с сюжетными картинками: различение молочных продуктов по назначению, правил хранения молочных продуктов Игра «Весёлый молочник» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | Показ и названия молочных продуктов на картинке; Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, творог, сметана, кефир) по внешнему виду, на вкус. Закрепить знания о правильном питании. Д/И «Полезные продукты». Раскрашивание картинок по выбору детей. |
21 | Правила хранения молочных продуктов. | 1 | 06.03 | Показ и названия молочных продуктов на картинке; Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, творог, сметана, кефир) по внешнему виду, на вкус. Закрепить знания о правильном питании. Д/И «Полезные продукты». Раскрашивание картинок по выбору детей. | Показ и названия молочных продуктов на картинке; Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, творог, сметана, кефир) по внешнему виду, на вкус. Закрепить знания о правильном питании. Д/И «Полезные продукты». Раскрашивание картинок по выбору детей. |
22 | Мясные продукты. Готовые мясные продукты. | 1 | 10.03 | Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах. Закрепить знания о правильном питании. Д/И «Полезные продукты». Раскрашивание картинок по выбору детей. | Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах. Закрепить знания о правильном питании. Д/И «Полезные продукты». Раскрашивание картинок по выбору детей. |
23 | Мясные продукты, требующие обработки (приготовления). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов.. | 1 | 11.03 | Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах. Закрепить знания о правильном питании. | Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах. Закрепить знания о правильном питании. |
24 | Правила хранения мясных продуктов | 1 | 13.03 | Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах. Закрепить знания о правильном питании. Д/И «Полезные продукты». Раскрашивание картинок по выбору детей. | Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах. Закрепить знания о правильном питании. Д/И «Полезные продукты». Раскрашивание картинок по выбору детей. |
25 | Рыбные продукты. Рыбные продукты готовые к употреблению. | 1 | 17.03 | Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах. Закрепить знания о правильном питании. | Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах. Закрепить знания о правильном питании. |
26 | Рыбные продукты требующие обработки (приготовления). Знакомство со способами обработки рыбных продуктов. | 1 | 18.03 | Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах. Закрепить знания о правильном питании. | Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах. Закрепить знания о правильном питании. |
27 | Правила хранения рыбных продуктов. | 1 | 20.03 | | |
28 | Мука и мучные изделия. Мучные изделия готовые к употреблению | 1 | | работа с предметными картинками: узнавание, различение и называние мучных изделий отгадывание загадок работа с сюжетными : различение мучных изделий по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с мучным изделием, составление предложений игра «Третий лишний» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: узнавание, различение и называние мучных изделий отгадывание загадок работа с сюжетными : различение мучных изделий по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с мучным изделием, составление предложений игра «Третий лишний» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке |
| 3 четверть | | | | |
29 | Мучные изделия требующие обработки (приготовления). Макароны. Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. | 1 | 31.03 | работа с предметными картинками: узнавание, различение и называние мучных изделий отгадывание загадок работа с сюжетными картинками: различение мучных изделий по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с мучным изделием, составление предложений игра «Третий лишний» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: узнавание, различение и называние мучных изделий отгадывание загадок работа с сюжетными : различение мучных изделий по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с мучным изделием, составление предложений игра «Третий лишний» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке |
1 | Правила хранения мучных изделий. | 1 | 01.04 | работа с предметными картинками: узнавание, различение и называние макаронных изделий отгадывание загадок работа с сюжетными картинками: различение макаронных изделий по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с макаронными изделиями, составление предложений игра «Озорные макароны» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: узнавание, различение и называние макаронных изделий отгадывание загадок работа с сюжетными картинками: различение макаронных изделий по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с макаронными изделиями, составление предложений игра «Озорные макароны» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке |
2 | Обобщающее занятие по теме: «Продукты питания» | 1 | 03.04 | Презентация « Мука и мучные изделия (хлеб, батон, пирожок, булочка). Способы хранения мучных изделий». Слушание объяснений учителя. Лепка изделий. | Презентация « Мука и мучные изделия (хлеб, батон, пирожок, булочка). Способы хранения мучных изделий». Слушание объяснений учителя. Лепка изделий. |
3 | Повторение пройденного материала. | 1 | 07.04 | Просмотр презентации. Участие в беседе о способах хранения мучных изделий. | Просмотр презентации. Участие в беседе о способах хранения мучных изделий. |
4 | Предметы и материалы, изготовленные человеком. Бумага и её свойства. Предметы, изготовленные из бумаги. Инструменты для работы с бумагой. | 1 | 08.04 | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние и дифференциация предметов, работа с пиктограммами: отработка правил безопасности при обращении со стеклянными предметами работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, различение предметов по назначению игра «Из чего сделаны предметы?» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние и дифференциация предметов, работа с пиктограммами: отработка правил безопасности при обращении со стеклянными предметами работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, различение предметов по назначению игра «Из чего сделаны предметы?» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке |
5 | Дерево. Свойства дерева. Инструменты для работы с деревом. | 1 | 10.04 | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние и дифференциация предметов, работа с пиктограммами: отработка правил 1 16.02 безопасности при обращении со стеклянными предметами работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, различение предметов по назначению игра «Из чего сделаны предметы?» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | Определение предметов , изготовленных из дерева: стол, полка, деревянные игрушки, двери и др. Игры «Назови и узнай предметы, изготовленные из дерева». Презентация. Слушание объяснений учителя. Тактильная игра |
6 | Стекло. Свойства стекла. Предметы, изготовленные из стекла. | 1 | 14.04 | работа с предметными картинками: узнавание, различение и называние стеклянных предметов работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение стеклянных предметов работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление правил безопасности при обращении со стеклянными предметами отгадывание загадок нахождение и называние стеклянных предметов в классе дидактическая игра «Третий лишний» презентация к уроку работа по индивидуальной карточке | Беседа о свойствах стекла (прозрачность, хрупкость). Презентация . Слушание объяснений учителя. Тактильная игра. Урок 40. Предметы из стекла Определение предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Называть и узнавать предметы, Просмотр презентации. Слушание объяснений учителя. Тактильная игра. Рисование «Очки» |
7 | Правила безопасности при работе с предметами с бумагой, деревом, стеклом. | 1 | 15.04 | Определение предметов , изготовленных из дерева: стол, полка, деревянные игрушки, двери и др. Игры «Назови и узнай предметы, изготовленные из дерева». Презентация. Слушание объяснений учителя. Тактильная игра | Определение предметов , изготовленных из дерева: стол, полка, деревянные игрушки, двери и др. Игры «Назови и узнай предметы, изготовленные из дерева». Презентация. Слушание объяснений учителя. Тактильная игра |
8 | Резина. Свойства резины. Предметы, изготовленные из резины. | 1 | 17.04 | Определение предметов, которые изготовлены из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Просмотр презентации. | Определение предметов, которые изготовлены из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Просмотр презентации. |
9 | Металл. Свойства металла. Предметы, изготовленные из металла. | 1 | 21.04 | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Сведения о свойствах металла, способах ухода за ним. | Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Сведения о свойствах металла, способах ухода за ним. |
10 | Ткань. Свойства ткани. Предметы, изготовленные из ткани. | 1 | 22.04 | Сведения о свойствах ткани, работа с картинками о способах ухода за ним. | Сведения о свойствах ткани, работа с картинками о способах ухода за ним. |
11 | Страна, в которой я живу - Россия. | 1 | 24.04 | Просмотр видеоролика «Символика Российской Федерации (Флаг)» Беседа на тему урока. Работа по трафарету на альбомном листе гуашью изображение Флаг. | Просмотр видеоролика «Символика Российской Федерации (Флаг)» Беседа на тему урока. Работа по трафарету на альбомном листе гуашью изображение Флаг. |
12 | Праздник День Победы. История праздника. | 1 | 28.04 | Работа с дидактическим материалом и сюжетными картинками. Просмотр видеороликов День победы». | Работа с дидактическим материалом и сюжетными картинками. Просмотр видеороликов День победы». |
13 | Символика России. Президент РФ. | 1 | 29.04 | Просмотр видеоролика «Президент Российской Федерации» Беседа по теме урока. Проговаривание (фамилию, имя, отчество Президента) Работа по фотографии. | Просмотр видеоролика «Президент Российской Федерации» Беседа по теме урока. Проговаривание (фамилию, имя, отчество Президента) Работа по фотографии. |
14 | Город. Москва. Здания в городе и их назначение. | 1 | 01.05 | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние зданий города, профессий людей, людей, столицу и символику России, соблюдать. государства и столицы, флага, герба работа с сюжетными картинками: узнавание и различение зданий по назначению, составление правил поведения отгадывание загадок презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние зданий города, профессий людей, людей, столицу и символику России, государства и столицы, флага, герба работа с сюжетными картинками: узнавание и различение зданий по назначению, работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление правил поведения отгадывание загадок презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке |
15 | Достопримечательности города. (Кремль, вечный огонь, Троицкий собор). | 1 | 05.05 | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние зданий города, людей, столицу и символику России, государства и столицы, флага, герба работа с сюжетными картинками: узнавание и различение зданий по назначению, составление правил поведения . | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние зданий города, людей, столицу и символику России, соблюдать. государства и столицы, флага, герба работа с сюжетными картинками: узнавание и различение зданий по назначению, работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление правил поведения . |
16 | Улица. Светофор, пешеходный переход и их назначение. | 1 | 06.05 | Правила безопасности дорожного движения. Работа со схемой безопасного движения к школе. | Правила безопасности дорожного движения. Работа со схемой безопасного движения к школе. |
17 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | 08.05 | Беседа об основных правилах поведения в школе. Просмотр видеоролика «Правило поведения | Беседа об основных правилах поведения в школе. Просмотр видеоролика «Правило поведения |
| Профессии в городе. Узнавание и различение профессий. | | 12.05 | работа с предметными картинками: называние, различение, нахождение людей определенной профессии, соотнесение профессии с транспортом работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение людей, работающих на транспорте по инструкции (указанию) учителя работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок дидактические игры «Кто управляет?», «Кто чем управляет?», «Кто обслуживает пассажиров?» | работа с предметными картинками: называние, различение, нахождение людей определенной профессии, соотнесение профессии с транспортом работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение людей, работающих на транспорте по инструкции (указанию) учителя работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок дидактические игры «Кто управляет?», «Кто чем управляет?», «Кто обслуживает пассажиров?» |
18 | Транспорт. Виды транспорта. | 1 | 13.05 | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, различение транспорта по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, различение транспорта по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, работа по индивидуальной карточке |
19 | Наземный транспорт. Его назначение. | 1 | 15.05 | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: различение транспорта по назначению работа с пиктограммами: | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: различение транспорта по назначению работа с пиктограммами: |
20 | Воздушный транспорт. Его назначение. | 1 | 19.05 | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: различение транспорта по назначению работа с пиктограммами: составление предложений презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: различение транспорта по назначению работа с пиктограммами: составление предложений презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке |
21 | Водный транспорт. Его назначение. | 1 | 20.05 | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: различение транспорта по назначению работа с пиктограммами: составление предложений презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: различение транспорта по назначению работа с пиктограммами: составление предложений презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке |
22 | Космический транспорт. Его назначение. | 1 | 22.05 | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: различение транспорта по назначению работа с пиктограммами: составление предложений презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке | работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: различение транспорта по назначению работа с пиктограммами: составление предложений презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке |
23 | Профессии людей, работающих на транспорте. | 1 | 26.05 | работа с предметными картинками: называние, различение, нахождение людей определенной профессии, соотнесение профессии с транспортом работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение людей, работающих на транспорте по инструкции (указанию) учителя работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок дидактические игры «Кто управляет?», «Кто чем управляет?», «Кто обслуживает пассажиров?» презентация к уроку интерактивная игра | работа с предметными картинками: называние, различение, нахождение людей определенной профессии, соотнесение профессии с транспортом работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение людей, работающих на транспорте по инструкции (указанию) учителя работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок дидактические игры «Кто управляет?», «Кто чем управляет?», «Кто обслуживает пассажиров?» презентация к уроку интерактивная игра |
24 | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | 27.05 | Отрабатывать умение различать транспорт по назначению и профессии людей, работающих на транспорте. | Отрабатывать умение различать транспорт по назначению и профессии людей, работающих на транспорте. |
25 | Специальный транспорт. Его назначение. | 1 | 29.05 | Отрабатывать умение различать транспорт по назначению и профессии людей, работающих на транспорте. | Отрабатывать умение различать транспорт по назначению и профессии людей, работающих на транспорте. |
Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
- натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д., аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д;
- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»;
- тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.
- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".
- детские наборы «Больница», «Магазин» и др.