Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Человек"»
Пояснительная записка
Учебный план по предмету «Человек» в 6 классе разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
1.Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
5.Учебным планом ГКОУ «Котовская школа-интернат» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II);
6.Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат », (Вариант II).
Данная программа составлена на основании индивидуальных особенностей учащихся, а также согласно предложениям и рекомендациям вПМПк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями), утверждена приказом школы-интерната _№1 от 30 августа 2024_г.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образовании, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении. Предмет «Человек» является одним из важных общеобразовательных предметов, так как готовит обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии к жизни и общению в социуме. Программа отражает этапы реализации программы, описывает условия успешности работы. В программе дана общая характеристика учебного предмета, информационное и программно- методическое обеспечение, планируемые результаты, содержание учебного предмета. В программе разработано календарно - тематическое планирование занятий по предмету «Человек» для 6 класса.
Цель программы:
формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
формирование гигиенических навыков;
развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
формирование навыков культурой еды;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
2.Общая характеристика учебного процесса:
На уроках «Человек» ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, элементарную трудовую, конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития представлений и речи детей.
Технологии в учебном процессе:
личностно-ориентированные,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые и др.
Межпредметные связи:
Темы уроков-занятий по предмету «Человек» находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», а также в реализации задач коррекционно-адаптационной области «Социально-бытовая ориентировка и формирование основ безопасности жизнедеятельности», в логопедической и психокоррекционной работе.
3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек»обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 17,5 часа, 0,5 час в неделю, 34 учебные недели. Данный предмет относится к предметной области «Естествознание»
4.Содержание учебного предмета
В 6 классе тематические группы представлены следующими разделами: «Представления о себе» -2 ч, «Гигиена тела»- 2 ч, «Обращение с одеждой и обувью»- 2 ч, «Приём пищи»- 5 ч, «Семья»- 10 ч, «Туалет»- 13 ч.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Человек".
1) Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)
Предметом итоговой оценки освоения учащегося является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Человек»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
урока
Количество часов
Дата
Примечание
1 четверть 4 ч
1
Части тела (голова (волосы, уши, шея, лицо)
0,5
02.09
2
Части лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).
0,5
09.09
Показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги — совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения). Упражнения на ориентировку в собственном теле.
3
Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста.
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Одевание и снятие предметов одежды. Контроль своего внешнего вида. Закрепление изученного «Одежда»
0,5
23.12
3 четверть 5 ч
17
Правила посещения туалета. Пользование туалетной бумагой.
0,5
13.01
18
Соблюдение последовательности действий в туалете, мытье рук.
0,5
20.01
19
Наливание жидкости в кружку. Правила питья жидкостей из кружки, стакана. Практическое занятие «Питье жидкостей»
0,5
27.01
Предметные картинки
20
Соблюдение правил этикета за столом.
0,5
03.02
21
Правильное использование ложки и вилки во время еды.
0,5
10.02
22
Использование ножа и вилки во время приема пищи.
0,5
17.02
23
Накладывание пищи в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Практическое занятие «Мы за столом» Игра «Мы в гостях»
0,5
24.02
Предметные картинки
24
Моя семья. Семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.
0,5
03.03
25
Выходные дни в моей семье.
0,5
10.03
26
Любимые занятия моей семьи
0,5
17.03
4 четверть 4 ч
27
Профессии в моей семье
0,5
07.04
Предметные картинки
28
Безопасность в доме. Электроприборы.
0,5
14.04
29
Безопасность в доме. Пожарная безопасность.
0,5
21.04
30
Безопасность при общении с животными
0,5
28.04
Предметные картинки
31
Правила поведения в лесу.
0,5
05.05
32
Игра «Прогулка в лес»
0,5
12.05
33-34
Правила поведения на воде.
1
19.05
26.05
Предметные картинки
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение:
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Программа для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости. -М; Научно-исследовательский институт дефектологии АПН ССР,1983.
2. Программа подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
3. Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
4. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб:
ЦДК проф.Л.Б.. Бойков Д.И., Липакова В.И. и др. - 2001.
Печатное пособие
1.Набор предметных картинок «Я и моя семья», «Двор, дом», «Мебель», «Посуда»).
2.Наглядно-дидактический материал: (дидактическая кукла, одежда для куклы; кукольная посуда; муляж фруктов и овощей.