kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для использования в коррекционной школе 8 вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Человек"»

Пояснительная записка

Учебный план по предмету «Человек» в 6 классе разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:

  • 1.Федеральным Законом «Об образовании в  Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

  • 2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

  • 3. Уставом ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

  • 4. Годовым учебным календарным графиком ГКОУ «Котовская школа-интернат» на текущий учебный год;

  • 5.Учебным планом ГКОУ «Котовская школа-интернат» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II);

  • 6.Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат », (Вариант II).



Данная программа составлена  на основании индивидуальных особенностей учащихся, а также согласно  предложениям и рекомендациям вПМПк школы-интерната и по согласованию с родителями (законными представителями),  утверждена приказом школы-интерната _№1 от 30 августа 2024_г.

Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образовании, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении. Предмет «Человек» является одним из важных общеобразовательных предметов, так как готовит обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии к жизни и общению в социуме. Программа отражает этапы реализации программы, описывает условия успешности работы. В программе дана общая характеристика учебного предмета, информационное и программно- методическое обеспечение, планируемые результаты, содержание учебного предмета. В программе разработано календарно - тематическое планирование занятий по предмету «Человек» для 6 класса.



Цель программы:

формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи программы:

  • формирование гигиенических навыков;

  •  развитие мелкой моторики рук;

  • обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;

  • формирование навыков культурой еды;

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;



2.Общая характеристика учебного процесса:


На уроках «Человек» ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, элементарную трудовую, конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития представлений и речи детей.


Технологии в учебном процессе:

  • личностно-ориентированные,

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,

  • игровые и др.

Межпредметные связи:

Темы уроков-занятий по предмету «Человек» находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графи­ка и письмо», «Математические представления и конструирова­ние», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», а также в реализации задач коррекционно-адаптационной области «Социально-бытовая ориентировка и формирование основ безопасности жизнедеятельности», в лого­педической и психокоррекционной работе.

3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 17,5 часа, 0,5 час в неделю, 34 учебные недели. Данный предмет относится к предметной области «Естествознание»

4.Содержание учебного предмета

В 6 классе тематические группы представлены следующими разделами: «Представления о себе» -2 ч, «Гигиена тела»- 2 ч, «Обращение с одеждой и обувью»- 2 ч, «Приём пищи»- 5 ч, «Семья»- 10 ч, «Туалет»- 13 ч.





5. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Человек".

1) Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

Представление о собственном теле.

Отнесение себя к определенному полу.

Умение определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы, желания.

Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.

Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.









6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)

Предметом итоговой оценки освоения учащегося является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Человек»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.

Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:  

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.




7. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

урока

Количество часов

Дата

Примечание

1 четверть 4 ч

1

Части тела (голова (волосы, уши, шея, лицо)

0,5

02.09




2

Части лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).

0,5

09.09

Показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги — совместно с учителем (с использованием не­вербальных и вербальных средств общения). Упражнения на ориентировку в собственном теле.


3

Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста.

0,5

16.09


4

Режим дня школьника.

0,5

23.09


5

Прогулка и ее значение

0,5

30.09



6

Сон и его значение.

Режим питания школьника.

0,5

07.10


7

Самые полезные овощи и фрукты.

0,5

14.10


8

Мытье рук. Вытирание рук полотенцем. Практическое занятие « Чистота рук- залог здоровья»

Чистка зубов. Уход за ушами. «Мойдодыр» (мультфильм)

Гигиена носа. Уход за волосами.

0,5

21.10


2 четверть 3,5 ч

9

Предметы одежды: пальто, куртка,    плащ, шуба

Шапка, шарф, варежки (перчатки)

0,5

11.11

Предметные картинки

10

Предметы одежды: свитер, кофта, жилет.

Предметы одежды: рубашка, блузка, футболка.

0,5

18.11


11

Нижнее белье: майка, трусы, носки, колготки.

Одежда девочек: юбка, платье, сарафан. 

Одежда мальчиков: брюки, джинсы, шорты.

Назначение предметов одежды.

0,5

25.11

Предметные картинки

12

Детали предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки). Детали предметов одежды: воротник, манжеты.

0,5

02.12

Предметные картинки

13

Обувь: сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки.

Игра «Одежда». Сезонная обувь (зимняя, летняя).

0,5

09.12



14

Головные уборы (шапка, кепка, платок), сезонные головные уборы.

0,5

16.12

Предметные картинки

15

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Одевание и снятие предметов одежды. Контроль своего внешнего вида. Закрепление изученного «Одежда»

0,5

23.12









3 четверть 5 ч







17

Правила посещения туалета.  Пользование туалетной бумагой.

0,5

13.01


18

Соблюдение последовательности действий в туалете,  мытье рук.

0,5

20.01


19

Наливание жидкости в кружку. Правила питья жидкостей из кружки, стакана. Практическое занятие «Питье жидкостей»

0,5

27.01

Предметные картинки

20

Соблюдение правил этикета за столом.

0,5

03.02


21

Правильное использование ложки и вилки во время еды.

0,5

10.02


22

Использование ножа и вилки во время приема пищи.

0,5

17.02


23

Накладывание пищи в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Практическое занятие «Мы за столом» Игра «Мы в гостях»

0,5

24.02

Предметные картинки

24

Моя семья.  Семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

0,5

03.03


25

Выходные дни в моей семье.

0,5

10.03


26

Любимые занятия моей семьи

0,5

17.03




4 четверть 4 ч




27

Профессии в моей семье

0,5

07.04

Предметные картинки

28

Безопасность в доме. Электроприборы.

0,5

14.04


29

Безопасность в доме. Пожарная безопасность.

0,5

21.04


30

Безопасность при общении с животными

0,5

28.04

Предметные картинки

31

Правила поведения в лесу.

0,5

05.05


32

Игра «Прогулка в лес»

0,5

12.05


33-34

Правила поведения на воде.

1

19.05

26.05

Предметные картинки


8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Программно-методическое обеспечение:




  1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Программа для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости. -М; Научно-исследовательский институт дефектологии АПН ССР,1983.

2. Программа подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

3. Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

4. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб:

ЦДК проф.Л.Б.. Бойков Д.И., Липакова В.И. и др. - 2001.



Печатное пособие

1.Набор предметных картинок «Я и моя семья», «Двор, дом», «Мебель», «Посуда»).

2.Наглядно-дидактический материал: (дидактическая кукла, одежда для куклы; кукольная посуда; муляж фруктов и овощей.

3. Плакаты: «Мой двор», «Дом», «Интерьер», «Мебель», «Посуда»,

4. Дидактический игровой материал: пазлы: «Двор», «Мебель.






Технические средства обучения:

  • Магнитофон

  • телевизор










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Человек"

Автор: Гресева Татьяна Ивановна

Дата: 31.03.2025

Номер свидетельства: 667786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "рабочая программа по биологии  5-9 класс в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-9-klass-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "268910"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450714829"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа Технология.Индустриальные технологии-5 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-tiekhnologhiia-industrial-nyie-tiekhnologhii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247656"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446611692"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Рабочая программа. ИЗО."
    ["seo_title"] => string(22) "rabochaiaproghrammaizo"
    ["file_id"] => string(6) "302874"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457339510"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы предмета «Физическая культура»  для специальной медицинской группы (1-4 классы)"
    ["seo_title"] => string(164) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-adaptirovannoi-rabochiei-proghrammy-priedmieta-fizichieskaia-kul-tura-dlia-spietsial-noi-mieditsinskoi-ghruppy-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "254654"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783453"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа. Тхнология."
    ["seo_title"] => string(31) "rabochaiaproghrammatkhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "302898"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457341470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства