Рабочая программа "Музыка и движения" (7кл. для обучающихся с ОВЗ)
Рабочая программа "Музыка и движения" (7кл. для обучающихся с ОВЗ)
В соответствии с требованиями базовой программы, курс «Музыка и движение» в 7 классе призван решить разнообразные образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
воспитывать у обучающихся интерес к музыкальным занятиям;
формировать желание участвовать в музыкальных играх;
воспитывать эмоциональную отзывчивость обучающихся на музыкальное звучание;
формировать навыки различать звуки по качеству звучания и отражать это в пропевании и проговаривании;
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Музыка и движения" (7кл. для обучающихся с ОВЗ)»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 14»
Согласовано Утверждаю
Протокол заседания МО № 01 Директор МКОУ
Руководитель МО _________ Булавина Е.Б. «Специальная (коррекционная)
26.08.2022г. школа №14»
_________________Д.А.Янин
Приказ №29082022/02-од от 29.08.2022г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Музыка и движение»
7 «Б» класса
(2 вариант)
2022 - 2023 учебный год
Учитель:
Сысоева Ю. В.
Согласовано
Зам. директора по УВР Пихай Ю. П. _______
г. Новосибирск, 2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Музыка и движение» для обучающихся в седьмом классе составлена на основе нормативных документов:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального казённого образовательного учреждения города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа №14»;
- учебного плана образовательного учреждения.
Целью обучения предмету является формирование предпочтений, интересов, потребностей, вкуса обучающихся.
В соответствии с требованиями базовой программы, курс «Музыка и движение» в 7 классе призван решить разнообразные образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
воспитывать у обучающихся интерес к музыкальным занятиям;
формировать желание участвовать в музыкальных играх;
воспитывать эмоциональную отзывчивость обучающихся на музыкальное звучание;
формировать навыки различать звуки по качеству звучания и отражать это в пропевании и проговаривании;
формировать умение ориентироваться в пространстве, идти навстречу взрослому по определенной просьбе, звуковому сигналу, словесной инструкции;
развивать слуховое внимание и сосредоточение: уметь определять источник звука, его направление.
коррекция эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности;
воспитание музыкального вкуса.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по годам обучения.
Основные направления коррекционной работы:
комплексное воздействие на обучающегося, целью которого является активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности;
использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;
формирование и развитие положительной мотивации учебно-познавательной деятельности;
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков социального поведения;
использование охранительно-педагогического режима обучения.
В работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используются здоровьесберегающие, интерактивные, игровые, развивающие технологии. Уроки строятся таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. На уроках используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Формами обучения обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
Текущий контроль обучающихся в 7 классе в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале. Допускается словесная объяснительная оценка. Результат продвижения обучающихся в обучении определяется на основе анализа их деятельности в начале и конце года.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа предусматривает следующее количество часов:
7 класс – 2 часа в неделю – 33 уч. недели – всего 66 часов
Тематический план
№п/п
Содержание учебного материала
Количество часов
1.
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен.
20
2.
Пение.
10
3.
Музыкально-ритмические движения.
16
4.
Игра на музыкальных инструментах.
17
5.
Повторение.
3
Итого
66
Содержание программы
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен.
Слушание звучания музыкальных инструментом и узнавание их.
Стимулирование желания обучающихся понять, как передается в музыке то или иное содержание, настроение. Вместе с обучающимися слушание музыкальных серий, объединенных единым сюжетом, мелодии разных музыкальных жанров (марш, песня, пляска, вальс). Определение совместно с обучающимися характера музыки, узнавание знакомых мелодий.
В беседах о музыкальных произведениях выяснение впечатлений обучающихся (используются все доступные обучающемуся способы эмоционального, речевого общения) о содержании музыкального произведения. Вместе с обучающимися составление простых сюжетных рассказов по мотивам музыкальных произведений.
Дальнейшее знакомство обучающихся с фрагментами симфонических произведений, которые звучат в аудиозаписи и могут быть представлены на видео.
Продолжение совместных с обучающимися просмотров видеозаписей (отрывков) оперных и балетных спектаклей, концертов, доступных им по содержанию.
Пение.
Совместное с обучающимися пение песен, обращал внимание на артикуляцию слов. Пение музыкальных произведений с лексикой, доступной для понимания обучающимися и воспроизведения ими на уровне речи и звукоподражания.
Дальнейшее обучение обучающихся пению с инструментальным сопровождением и без него (вместе с учителем и самостоятельно).
Стимулирование желания обучающихся петь самостоятельно (индивидуально и коллективно) с музыкальным сопровождением и без него.
Музыкально-ритмические движения.
Придумывание вместе с обучающимися движений, отражающих содержание песен, вариаций плясовых движений с натуральными и воображаемыми предметами. Стимулирование желания делать это самостоятельно.
Музыкально-ритмические движения, направленные на соотнесение музыкального образа с различными природными явлениями: гроза, ночь и т. п.
Танцы под музыку, которую обучающиеся выбирают по своему желанию (свободные танцы).
Игра на музыкальных инструментах.
Музыкальные игры на различение звучания музыкальных инструментов.
Требования к уровню подготовки обучающегося.
В результате изучения курса «Музыка и движение» в 7 классе обучающиеся должны уметь:
пропевать попевки с различной интонационной, динамической окрашенностью;
сочетать пение с мимикой и пантомимикой;
пропевать свое имя;
подражать голосам животных;
различать звучания музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов;
выполнять простейшие движения, сопровождаемые подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с простейшими ударными и шумовыми инструментами;
выполнять простейшие движения под музыку в пространстве кабинета
уметь характеризовать звук по различным критериям звучания;
слушать и слышать учителя;
выполнять под музыку ритмические движения;
уметь петь соло и хором;
подбирать иллюстрацию к произведению;
слушать и узнавать музыкальные звуки, мелодии, песни;
уметь отвечать на поставленные вопросы.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебная программа
Программа образования обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под ред. Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011
Методический материал
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 2003
Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу: Учебное пособие по элементарному музицированию и движению.- Вып. 1 «Движение и речь» - СПб.: Невская нота, 2008.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1990.
Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. – СПб.: Союз художников, 2007.
Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2009.
Дидактический материал
Аудиальные: проигрыватель, CD- диски, музыкальные инструменты.