Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Веселая азбука"»
ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА
Пояснительная записка
Актуальность.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.
ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
На современном этапе обучение в начальной школе ведётся по адаптированным образовательным программам. Для успешного овладения содержанием программы, первокласснику необходимо владеть базовыми знаниями и умениями. Среди которых следует выделить освоение ребенком элементов грамоты. Чтобы ребёнок научился хорошо читать была разработана программа внеурочной деятельности «Весёлая азбука».
Программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: проводится работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.
Основная цель программы:
Формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
Формирование и развитие фонематического слуха.
Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.
Знакомство со слоговой структурой слова.
Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
Расширение словарного запаса детей.
Обучение чтению.
Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.
Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
Развитие слухового восприятия.
Развитие графических навыков.
Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Коррекционные:
• повышение интереса к школьному предмету, устному народному творчеству;
• развить и активизировать словарный запас учащихся начальных классов скороговорками, пословицами, поговорками, загадками;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Личностные результаты:
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Предполагаемые результаты.
Результат возможных достижений освоения курса «Веселая азбука». Ученик овладеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», будет знать порядок букв и их название «алфавит». Научится различает гласные и согласные. Сумеет плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту. Сумеет печатать простые слова и предложения. Научится производить звуковой анализ и синтез слов и предложений. Приобретет навыки письма.
Способы и формы работы с детьми.
Режим занятий.
Программа ориентирована на детей 7-8 лет. Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Физкультминутки и музыкально-ритмические паузы способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений. Предполагаемая наполняемость групп 12 человек. В соответствии с действующими нормами СанПинп. 11.10.продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 7 до 8 лет - 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Занятия являются интегрированными (подготовка и обучение чтению, первоначальные графические навыки, развитие речи)
Формы занятий и способы их реализации.
• Дидактические игры
• Фонематические упражнения
• Работа с текстами
• Театрализация
• Рисование
• Графические упражнения
В результате обучения у детей формируются такие качества, как организованность, дисциплинированность, умение общаться со сверстниками, доброжелательность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу под руководством педагога и самостоятельно.
Содержание курса
• Лексическая работа:
-наблюдение за лексическим значением слов — название предметов, признаков, действий; за многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;
-обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед;
-развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать
слова;
-создание условий для употребления новых слов в собственной речи.
• Развитие грамматического строя речи:
-наблюдение за образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнение в образовании слов по образцу;
-наблюдение за однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
-формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
-практическое знакомство со словосочетанием и предложением;
-знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам исправление ошибок и употребление предлогов.