kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «НАЧАЛО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «НАЧАЛО» предназначена для работы социального педагога, воспитателей, мастеров п/о по социальной адаптации первокурсников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении их в учреждении начального профессионального образования, оказание им педагогической помощи в вопросах адаптации в новых условиях проживания и обучения, формирование сознания, ответственности у учащихся к вопросам собственного здоровья и умения оценивать опасные ситуации.

Содержание работы способствует выполнение поставленных целей.

Программа содержит необходимый материал для работы социального педагога, воспитателей, мастеров п/о  начального профессионального образования по вопросам адаптации выпускников коррекционных школ-интернатов и детских домов.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «НАЧАЛО»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ


КГБ ПОУ « Приморский многопрофильный колледж»


г. Партизанск









ПРОГРАММА


по адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


«НАЧАЛО»








Разработала:

воспитатель О.В.Боярова





г .Партизанск

2015г.



«НАЧАЛО»

Программа по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей


О.В.Боярова, воспитатель



Программа по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «НАЧАЛО» предназначена для работы социального педагога, воспитателей, мастеров п/о по социальной адаптации первокурсников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении их в учреждении начального профессионального образования, оказание им педагогической помощи в вопросах адаптации в новых условиях проживания и обучения, формирование сознания, ответственности у учащихся к вопросам собственного здоровья и умения оценивать опасные ситуации.

Содержание работы способствует выполнение поставленных целей.


Программа содержит необходимый материал для работы социального педагога, воспитателей, мастеров п/о начального профессионального образования по вопросам адаптации выпускников коррекционных школ-интернатов и детских домов.


Рецензент: Горшкова В.В. методист КГБ ПОУ « ПМК»




О.В.Боярова, воспитатель КГБ ПОУ « ПМК»


























Паспорт программы



Цель:

  • социальная адаптация первокурсников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении их в учреждении начального профессионального образования.

  • оказание педагогической помощи в вопросах адаптации выпускников коррекционных школ – интернатов и детских домов в новых условиях проживания и обучения.

  • формирование сознания, ответственности учащихся к вопросам собственного здоровья и умения оценивать опасные ситуации.


Задачи:


  • 1. Выявление дезадаптированных подростков.

  • 2. Выявление источников и причин социальной дезадаптации подростков.

  • 3. Разработка и обеспечение индивидуальных траекторий социально-педагогической реабилитации по преодолению образовательных и семейных репрессий, разрешению конфликтных ситуаций, коррекции их общения и поведения.

  • 4. Подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с участниками воспитательного процесса для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий.

  • 5. Оказание системно-консультационной или иной помощи по ликвидацию кризисной ситуации в микросреде подростка.

  • 6. Совместное взаимодействие с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав несовершеннолетнего.



Этапы работы


Подготовительный

Знакомство с подростками при их поступлении в КГБ ПОУ « Приморский многопрофильный колледж» г. Партизанск, факторами жизни, установление контактов, социально - психологическая диагностика, педагогические возможности личности; устанавливаются связи с учреждениями г. Партизанск, создается картотека, ведется учет потребностей и возможностей, дается краткий анализ состояния работы.


Методы работы


  • Психологическое тестирование: анкета «Адаптация»; диагностика психических состояний, использование методики «Самооценка психических состояний» Айзенк (психолог, социальный педагог); наблюдения, беседы, работа с целью выявления влияния режима КГБ ПОУ « ПМК» г. Партизанск на адаптацию подростка в среде.

  • Анкетирование: сочинение-тест по определению творческой направленности подростка, досуговых мероприятий (воспитатель, педагог дополнительного образования, библиотекарь); анкета предпочтений; анкетирование профессиональной направленности.

  • Организационный: анализ, классификация проблем «вживания в среду». Определяются приоритеты работе с подростком, формы социального творчества, обеспечивается координация в работе социальных институтов (семья, ПУ, молодежные объединения, предприятие, оздоровительные учреждения, организации по продолжению образования или получения профессии, армия, социальные службы).

  • Формируется актив социальных помощников, изучаются возможности кружков, спортивных секций, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом; систематизируются результаты социально-педагогических исследований.

  • Непосредственно социальная работа – наблюдение, забота, консультирование, помощь в защите и охране прав подростка, изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств», координирование педагогически обоснованных выбором средств, форм и методов работы с наблюдаемыми подростками.


Формы работы:


Разработка методических рекомендаций для наблюдаемого подростка.

Отслеживание динамики социализации подростка через карту наблюдения.

Социальная адаптация в условиях КГБ ПОУ « ПМК» г. Партизанск:


  • осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

  • баланс личностного (индивидуального) и группового (социального);

  • самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям;

  • адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

  • активное участие в жизни коллектива;

  • удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.












Механизм реализации программы


Проективная методика анализа и интерпретации "СОЧ(И)"


Структура образа человека (иерархическая) основывается на двух других методиках: "20 - высказываниях" (М. Кун и Т. Макпартлэнд, 1954 г.) и "Психогеометрическом тесте" (С. Делингер,1989 г.). Соответственно, методика "СОЧ(И) состоит из 2 частей: вербальной и невербальной.

Вербальная часть методики "СОЧ(И)" дает возможность сбора вербальной, то есть в той или иной степени осознаваемой информации.

Невербальная часть позволяет получить данные об интуитивной, «мало осознаваемой, невербализованной и неструктурированной группе представлений о человеке. Методика "СОЧ(И)" относится к группе проективных методик, для которых характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.

1. Методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда

Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.

Участникам исследования необходимо объяснить, что ответы пишутся быстро, располагаются в том порядке, в каком они мысленно возникают.

Время выполнения задания не должно превышать пяти минут для детей старше 13 лет, 7-8 минут - для детей до 13 лет.

Обработка ответов по методике "20 определений" осуществляется методом контент-анализа. В структуре представлений о себе нужно выделить несколько групп характеристик:

- Конвенциональные, общепринятые характеристики (человек, сестра, мужчина и т.п.) - условное обозначение "к";

- Телесно-физические характеристики (высокий, худой и т.п.) - условное обозначение "т";

- Эмоционально-личностные характеристики (тактичный, веселый, приветливый и т.п.) - условное обозначение "э";

- Личностно-волевые характеристики (упорный, обладающий силой воли, це-леустремленный и т.п.) - условное обозначение "в";

- Характеристики интеллектуально-творческой сферы личности (умный, эрудированный и т.п.) - условное обозначение "и";

- Характеристики особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (собеседник, требовательный и т.п.), социальные характеристики - условное обозначение "с";

- Характеристики особенностей поведения личности как субъекта целенаправленной деятельности (трудолюбивый, ленивый, учит, преподает и т.н.), деятельностные характеристики - условное обозначение "д";

- Характеристики особенностей поведения личности, проявляющиеся в деятельности, не связанной с взаимодействием (активный, серьезный и т.п.), поведенческие характеристики - условное обозначение "п".

- Метафорические характеристики (светоч, проводник и т.п.) - условное обозначение - "м".

Одну характеристику можно отнести к нескольким (обычно не более чем к трем) категориям.

Исходя из конкретных особенностей исследования, можно дополнительно формировать и другие категории, например: гендерные (маскулинные, фемининные, андрогинные).

Характеристикам каждой группы, присваивается своя модальность, позитивная, негативная или амбивалентная (таб. 1.). Результаты исследований фиксируются в протоколах (приложения).

Форма протокола свободная, но в нем обязательно должны присутствовать дата, организация (предприятие), принадлежность объекта исследований той или иной структурной единице (группа, класс, отдел и т.д.), имя объекта (фамилия, имя, отчество), его должность (учащийся, преподаватель, старший кассир и т.д.). В протоколе могут быть зафиксированы и другие сведения об объекте, важные для последующей интерпретации.

После заполнения определений участниками в протоколах, проводится первичная обработка записей. Определяется группа характеристик и ее модальность. Для примера, приведем первую часть бланка первого протокола.


Модальность характеристик психологического образа


Таблица 1


Модальность

Позитивная (положительная)

Негативная (отрицательная)

Амбивалентная

Пример

добрый

змей

спокойный

Условное обозначение

+

-

=


2. Проективная методика исследования личности. Опубликована С. Деллингер в 1989г.


Стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают "почувствовать свою форму" и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: "это - Я" (или ту, которая первой привлекла внимание).

Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения. При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символического значения формы используемых стимулов:

1. "Квадраты" - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны. Старательность, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, которое разрешает добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области.

2. "Прямоугольники" - люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Быстрые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника часто смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо.

3. "Треугольники" - люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Треугольники, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются мыслителями с развитым левым полушарием мозга. Способны глубоко и быстро анализировать ситуации. Тем не менее, в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы.

4. "Зигзаги" - люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.

5. "Круги" - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность - люди, их благополучие.

Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной


Индивидуальные психогеометрические образы

Таблица 2

Номер фигуры

Квадрат

1

Прямоугольник

2

Треугольник

3

Круг

4

Зигзаг

5

Результаты

2

5

1

4

3

Методика «Самооценка психических состояний (Айзенк)


Данная методика даёт возможность посмотреть, как учащиеся самостоятельно оценивают свои психические состояния.

Тревожность - это состояние повышенного психологического беспокойства, часто по незначительным поводам. Связанно с повышенной чувствительностью, раздражительностью нервной системы (слабый тип). Проявления: часто комплекс неполноценности из-за сосредоточённости на своих недостатках, самоанализ, самокопание, занудство при выполнении поручений неосознанное стремление обезопасить себя от неудачи, повышенное чувство ответственности за порученное дело, беспокойство о возможных неприятностях.

Фрустрация – состояние, переживаемое человеком, когда между ними и желаемым объектом возникает препятствие, имеющее внешнюю природу. Сопровождается кратковременной дезорганизацией психической деятельности и ощущением безысходности.

Агрессивность – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству, тесно связанная с темпераментом, наиболее высокая у холериков. Завышенная самооценка , иногда затруднительность в общении из-за неумения прислушиваться к мнению окружающих.

Ригидность – инерционность мышления, плохая переключаемость внимания, привязанность к небольшому кругу старых друзей, тенденция заранее планировать свои действия, отрицательная реакция на внезапное планов.







Опросник В. Суворовой


Направлен на выявление уровня эмоциональности обучающихся

Подсчитать общую сумму баллов и записать в столбец бланка ответов. За каждый знак «+» в клетках «ответ» начисляется 1 балл.

Уровень эмоциональности определяется следующим образом:

0-5 - низкая


6-10 – средняя


11 и более – высокая



А). Социальные вредности:

- ранняя алкоголизация;

- никотиновая зависимость;

- употребление токсических и психотропных средств;

- тяга к азартным играм;

- тяга к асоциальным играм;

- сексуальный инстинкт;

- негативизм в оценке явлений действительности.

Б) Отклонения в социальном поведении:

- грубость;

- драки;

- прогулы;

- недисциплинированность;

- избиение слабых;

- вымогательство;

- жестокое отношение к животным;

- воровство;

- нарушения общественного порядка (учет в ОДН);

- немотивированные поступки.

В) Социальная ситуация развития:

- неблагоприятная объективно;

- неблагоприятная субъективно.

Г) Социальный статус:

- лидер;

- приветствуемый в группе;

- принятый без определенных условий;

- примыкающий ценой личностных жертв;

- отверженный;

- изгой.

Уровень социальной адаптации:


Оценка адаптации


Высокий

Средний

Низкий

Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни

Конформизм в отношении норм коллективной жизни

Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни

Баланс индивидуального и социального

Преобладает либо индивидуальное, либо социальное

Дисбаланс индивидуального и социального

Гармония отношений со взрослыми и сверстниками

Неустойчивые отношения с окружающими

Конфликтные отношения с окружающими

Адекватное отношение к педагогическим воздействиям

Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям

Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям

Самоконтроль поведения

Внешний контроль поведения

Неуправляемое поведение

Активное участие в жизни коллектива

Периодическое участие в жизни коллектива

Пассивное участие в жизни коллектива

Удовлетворенность своим статусом и отношениями

Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями

Неудовлетворенность своим статусом и отношениями



Выводы


Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации обучающихся направлено на обеспечение следующих согласованных процессов:


  • выявление затруднений и проблем в социальной адаптации обучающихся;

  • определение индивидуальных способов помощи обучающемуся;

  • помощь в разрешении внутриличностных конфликтов;

  • формирование благоприятного психологического климата и межличностного общения;

  • при необходимости коррекция внутригрупповых отношений;

  • включение личности в жизнедеятельность реальных групп и коллективов.

  • помощь в овладении основными ценностями современного общества;

  • помощь в разрешении семейных проблем и конфликтов;

  • формирование установок на создание собственной семьи.



Внеклассное мероприятие для первокурсников «Знакомство»


Цели:

  • Создание условий для лучшего знакомства членов группы; процентеое определение индивидуальных особенностей личности каждого участника группы.

  • Создание климата психологической безопасности.

Оборудование: маркеры, булавки карточки для имен, интервью, клубок шерстяных ниток.

Ценности, которые формируются в процессе внеклассного мероприятия:

Доброжелательность, умение ладить с другими людьми, доброта.


СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ


  1. Информация «Особенности юношеского возраста и проблемы групповой адаптации»


Каждый из вновь поступивших в профессиональное учебное заведение будет искать круг друзей, чтобы жизнь в стенах учебного заведения была интересной и наполненной каким-то особенным смыслом. И, конечно, обращают внимание, прежде всего, на близкое окружение. Это учебная группа. Здесь собралось много разного народа: «синенькие», «беленькие», «серо-буро-малиновые», «пушистые» и «колючие». Но вот что интересно, все они имеют право быть, такими, какими они считают себя нужными и важными.

Особенности юношеского возраста связаны с некоторой категоричностью суждений о других людях. А это может стать причиной конфликта. Именно поэтому необходимо научиться управлять своими эмоциями, составлять правильное представление о другом человеке и не пытаться диктовать ему свои условия, как говорит народная мудрость: «В чужой монастырь со своим уставом ходить не следует». Поэтому, сегодня мы постараемся составить представление о будущих однокашниках, чтобы с радостью и тихим умилением вспоминать студенческие годы, родные лица друзей и подруг.

2. Игра «Имя»

Назначение игры:

  • Узнать и запомнить имена всех членов группы.

  • Снять возможные затруднения при обращении друг к другу.

Каждый участник последовательно называет предыдущий игроков, а затем называет свое с добавлением какого-либо отличительного признака, начинающегося на ту же букву, что и его имя. Например, Марина - милая, Татьяна талантливая, Света светлая.

  1. Правило работы в группе.

Основное назначение: создание чувства особенности общения в группе.

1.Активность, ответственность каждого за результаты работы в группе.

2.Откровенность, искренность.

3.Правило «Стоп».

4. Закрытость группы (имеется в виду то, что происходящее в группе обсуждается только в круге, после окончания тренинга этого делать за пределами круга нельзя, иначе это будет считаться сплетней).

4. Знакомства «Кто Я»

Основное назначение:

  • Формирование первого впечатления друг о друге.

  • Определение особенностей общения каждого участника.

  • Создание климата психологической безопасности.

  • Формирование установки на взаимопонимание.

Всем участникам раздаются карточки для того, чтобы они написали о себе основные положительные качества и написали качества, над развитием которых они работают. Карточка прикрепляется на груди. Затем все участники свободно двигаются по залу и читают написанное, задают уточняющие вопросы. Затем участники садятся на свои места, и начинается процедура « Интервью». Любой участник может задать какому-либо члену группы вопросы типа: «Твое любимое изречение?», « Кем из животных тебе хотелось бы быть?», и т.д. У определенного ученика интервью берут не более 3-4 вопросов.

5. Разминка – игра «Молекулы»

Все игроки- «атомы», которые беспорядочно двигаются по залу. По сигналу ведущего объединяются в группы молекул определенной величины (по 2, 3, 4, 5,10 атомов). Если в «молекуле» лишний «атом», то а течении 10 секунд все должны перестроиться. Не вошедшие в состав «молекул» «атомы» выбывают из игры.

6. Рефлексия

Информирование о понятии «Рефлексия». Понаблюдав за собой в процессе общения, можно сделать много замечательных выводов. Можно, например, сделать вывод о том, насколько успешно вы можете взаимодействовать с людьми, умеете ли себя презентовать окружающим. Можно выяснить, что в вашем поведении становится источником конфликтов с окружающими. Рефлексия- это обращение назад, осмысливание своего опыта, своего поведения. Можно увидеть, что каждый раз, когда ты подходишь к группе сверстников, у тебя от волнения или желания казаться другим меняется голос, а это забавляет окружающих. И еще очень много интересного можно узнать о себе. Наблюдая себя, свои мысли, переживания, чувства, поступки, человек нередко сталкивается с их противоречивостью. Пытаясь решить, что в них истинно, а что ложно, что отражает его настоящие взгляды и намерения, а что нет, человек ищет аргументы, подтверждающие или опровергающие тот или иной поступок, мысль. Этот поиск идет в процессе диалога с самим собой. Развивается рефлексия, которая помогает самосовершенствованию человека, его саморазвитию. И это способствует улучшению его отношений с внешним миром, потому что человек начинает понимать, что многое зависит от него самого, от его восприятия, каким он видит мир: черно-белым или ярким многообразным. Он учится выбирать оптимальные формы поведения, чтобы не создавать проблем себе и окружающим и в то же время удовлетворять свои интересы.

Упражнение « Связующая нить»

Предложить каждому участнику, разматывая клубок ниток, передать его соседу и высказать мнение по поводу происходящего в группе. описать свои мысли, чувства, переживания, возникшие в процессе работы в группе, поблагодарить членов группы за совместную работу.

В конце занятия пожелать участникам занятия успешно адаптироваться к жизни в колледже, конструктивно решать возникающие конфликты с помощью психолога, воспитателя, социального педагога.

ИГРА« ВИННИ - ПУХ В ГНЕВЕ».

Цели: осознать разные стили поведения и их возможности; осознать существование «горячительных мыслей» - слов, способствующих появлению и усилению гнева.

Время проведения: 40-45 минут (на игру 25-30 минут), на обсуждение 15-20 минут.

Процедура. Несколько человек достают листочки, на которых записаны имена героев. Задача участников – показать, как реагирует его герой в травмирующей ситуации, которая была выбрана для этой игры.

Возможные герои:

Вини – Пух (доброжелательный, миролюбивый).

Ослик Иа (меланхоличный).

Пятачок (испуганный, зависимый).

Тигра (энергичный, бесшабашный, не думает о последствиях).

Кролик (директивный, агрессивный).

Сова (рациональный).

Остальные участники, по желанию, становятся дублерами; они могут подыгрывать. После проигрывания ситуаций герои делятся своими чувствами – как изменилось их внутреннее состояние. Дублеры дополняют.

Обсуждение проводится по вопросам:

От чего зависит выбор поведения? Почему в одной и той же ситуации человек ведет себя по – разному? Почему чаще мы выбираем гневливое, агрессивное поведение?

В результате обсуждения участники выходят на схему «Ситуация – отношение – поведение», то есть они понимают, что у человека всегда есть выбор – как отнестись к ситуации и как действовать.

Для иллюстрации этого вывода можно разобрать несколько вариантов одной и той же ситуации.

Занятие № 1

Цель занятия: Способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, продолжить развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Рекомендации ведущему

На этом этапе занятии основное внимание обращается на анализ участниками своих слабых личностных сторон. Каждому из них нужно дать возможность глубоко и полно осознать эти стороны своей личности.

В процессе этой работы участнику необходима теплая поддержка всех членов группы.

Примерное содержание занятия

Часть 1. «ВЫ МЕНЯ УЗНАЕТЕ?»

Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи о «пароле», по которому вы узнаете друг друга. Это может быть красный шарф и т. д. Ведь так обычно и поступают люди. Давайте уйдем от этого стереотипа. Опишите себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки, или…

Время для этой работы 3-5 минут.

Затем члены группы садятся в большой круг и читают по очереди написанное.

Комментарий.

Вариант: каждый член группы сдает свой лист с описанием «портрет»ведущему, который, перемешав их, зачитывает текст. Участники должны узнать по этому описанию, чей же это портрет.

Часть 2. «ДЕВИЗ»

«Был в старину обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем.

Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру и в целом, и к себе». На формулировку девиза дается 5-7 минут.

Комментарий

Варианты:

1 . В дальнейшем на тренинговых занятиях участники выступают под своими девизами.

2 . Участники в конце каждого занятия работают над совершенствованием своего девиза, делая его более четким, ясным, кратким и действительно отражающим жизненные установки каждого из них.

3 . После обсуждения индивидуальных девизов участники формируют девиз группы – основной принцип взаимоотношений в группе.

Часть 3 . «ИНТЕРВЬЮ»

«Быть искренним и откровенным перед самим собой, а тем более перед другими – довольно трудная задача. Но мы уже достаточно хорошо знаем друг друга и готовы отвечать на любые вопросы именно так: душевно и чистосердечно.

Каждый из вас приготовил по одному вопросу для других членов группы. И каждый готов дать интервью. Основное правило этого интервью – отвечать как можно полнее и откровеннее. Тем самым вы попытаетесь еще лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и интересов, привязанностей и взглядов на те или иные сложные жизненные проблемы.

Одним словом, вы – очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов. Кто первым готов давать интервью?»

Участник, который будет первым отвечать на вопросы, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы.

Остальные начинают по очереди ( по кругу) задавать вопросы.

Комментарий.

Ведущий должен следить за тем, чтобы интервью с одним участником не затягивалось слишком долго (не более 5 минут), и чтобы ответ на вопрос был действительно искренним и откровенным, и чтобы все члены группы участвовали в беседе. При этом интервьюируемый вправе не отвечать на вопрос , который, на его взгляд, не относится непосредственно к нему.

Вариант - если время на все интервью ограничено, тогда сам интервьюируемый называет тех членов группы, чьи вопросы он хотел бы услышать. Эти участники по очереди задают свой вопрос.

Часть 4 . «АВТОПОРТРЕТ»

Каждый участник в течении 5-7 минут должен составить подробную психологическую самохарактеристику, включающую не менее 10-12 признаков. Но в характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно сразу узнать описываемого человека. Например, самому маленькому по росту в данной группе нельзя писать. Мне доставляет много переживаний мой маленький рост.»

Это должно быть психологическое описание вашего характера, ваших привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т. д. После написания характеристик участники сдают их ведущему ( или одному из членов группы), который, перемешав листы начинает зачитывать «автопортреты».

Остальные члены группы должны по тексту узнать автора. Члены группы вправе вносить коррективы в автопортрет участника, например добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые они увидели во время занятий.

Комментарий.

Ведущему целесообразно приготовить для этого упражнения стандартную бумагу, чтобы у всех участников были одинаковые листы для написания психологического автопортрета. Работу над автопортретами лучше проводить на фоне музыкального сопровождения.

Часть 5 . «КАРУСЕЛЬ»

«Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним».

Члены группы встают(садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный( участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру).

По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них, и оказываются перед новым партнером). Таких переходов будет несколько.

Причем каждый раз роль участника задает ведущий.

Примеры ситуаций «встреча»:

      1. «Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече».

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.

Примечание: эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

      1. «Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится (работает)».

      2. «Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».

      3. «Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека».

      4. «После длительной разлуки вы встречаете вашего любимого (любимую) и вы так рады этой встрече. И вот наконец он(она) рядом с вами».

Комментарий.

Ведущему следует обратить внимание участников не только на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, но и на то, как они заканчивают разговор.

После очередного перехода, смены партнеров ведущий, задавая ситуацию, определяет конкретные роли для каждого круга, например участники

Внутреннего круга играют роль испуганного ребенка, а внешнего – взрослого, который должен успокоить малыша.

Часть 6 . «ПОЛОЖИ СЕБЯ ПОД МИКРОСКОП».

«У многих из нас есть мелкие слабости, привычки, от которых мы хотели бы избавиться как можно скорее. Они не столь заметны, сразу не бросаются в глаза, но тем не менее часто мешают в жизни.

У каждого, наверняка, в активном словарном запасе найдутся слова, которые он больше никогда не хотел бы произносить, а тем более вслух. Давайте попрубуем выявить эти неприятные мелочи собственного характера, как бы взглянем на себя через окуляр микроскопа.

Что мы там сможем увидеть?»

Комментарий.

Работу можно организовать в два этапа. На первом этапе участники индивидуально составляют перечень «неприятных мелочей» своего характера. На это отводится 5-7 минут.

На втором этапе проводится обсуждение, во время которого каждый член группы говорит о своих «мелочах».



















ПРИЛОЖЕНИЕ





















АНКЕТА «АДАПТАЦИЯ»



  • Нравится ли тебе распорядок дня?

  • Какие отношения складываются у тебя с ребятами в группе, по курсу, в училище?

  • Какие предметы тебе изучать сложно?

  • В чем заключаются эти затруднения?

  • Чувствуешь ли усталость на занятиях?

  • Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?

  • Чем ты увлекался до поступления в профессиональное училище?

  • Чем бы тебе хотелось заняться в свободное время?

  • Испытываешь ли ты чувство голода, когда?

  • Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?

  • Какую роль в группе, в училище хотелось бы тебе выполнять?

  • Доволен ли ты своими отношениями:

- со взрослыми;

- со сверстниками.










АНКЕТА

Чем бы Вы хотели заниматься в свободное от учёбы время?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Тексты раздаточных заданий методики СОЧ(И)


Задание 1:


Дайте определения себе, какими вы себя представляете, требуется дать не более (но и не менее) 20 определений этого понятия. Это могут быть простые или сложные снова, развернутые определения, состоящие из нескольких слов, но в любом случае каждое определение должно раскрывать только одно свойство. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности, правильности или неправильности. Пишите быстро, поскольку Ваше время ограничено. Итак, 20 определений...


Задание 2:


Перед Вами нарисованы пять различных фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Представьте себе, что это не фигуры, а "портреты" вас, в них передана ваша внутренняя сущность.

Посмотрите на эти "портреты " и найдите тот, который больше других похож на Ваш образ. Запишите в строке с обозначением фигур номер, которым обозначена выбранная Вами фигура. Снова посмотрите на "портреты "и из оставшихся четырех снова выберите тот, который более других похож на Ваш образ и запишите в строке "Результат" его номер. Повторите эту процедуру до конца, включая пятый "портрет"- того, кто меньше всего или совсем не похож на Ваш образ.






Бланк методики «СОЧ(И)», представляемый испытуемым подросткам

Ф.И.О.____________________________________________________________

Пол___________________

Возраст________________

Дата___________________


Методика “Кто Я?»


Определения

Группа характеристик

Модальность

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




15




16




17




18




19




20










Бланк методики «СОЧ(И)», представляемый испытуемым подросткам


Ф.И.О.__________________________________________________________________

Пол___________________

Возраст________________

Дата___________________




  1. Проективная методика исследования личности


Респондент

Квадрат

1

Прямоугольник

2

Треугольник

3

Круг

4

Зигзаг

5






















Самооценка психических состояний (Айзенк)


Если состояние очень подходит к Вам, то ставится оценка 2, если подходит, но не совсем -1, если оно для вас нехарактерно-0.

I .Уровень тревожности.

1.Не чувствую в себе уверенности.

2.Часто из-за пустяков краснею.

3.Мой сон беспокоен.

4.Легко впадаю в уныние.

5.Беспокоюсь только о воображаемых неприятностях.

6.Меня пугают трудности.

7.Люблю копаться в своих недостатках.

8.Меня легко убедить.

9.Я мнительный.

10.С трудом переношу время ожидания.

II. Фрустрация.

11. Нередко мне кажется безвыходными положения, из которых можно найти выход.

12.Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14. Несчастья и неудачи ничему не учат.

15. Я часто отказываюсь от борьбы, считаю ее бесплодной.

16. Я нередко чувствую себя беззащитным.

17.Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18.Чувствую растерянность перед трудностями.

19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.

20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III . Агрессивность

21. Оставляю за собой последнее слово .

22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

23. Меня легко рассердить.

24. Люблю делать замечания другим.

25. Хочу быть авторитетом для окружающих.

26. Не довольствуясь малым, хочу наибольшего.

27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

30. Я мстителен.

IV . Ригидность.

31. Мне трудно менять привычки.

32. Нелегко переключаю внимание.

33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34. Меня трудно переубедить.

35. Нередко у меня не выходит из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.

36. Нелегко сближаюсь с людьми.

37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения порядка.

38. Нередко я проявляю упрямство.

39. Неохотно иду на риск.

40. Редко переживаю отклонения от приятного мною режима дня.










Бланк ответов к методике «Самооценка психических состояний (Айзенк)»


вопроса

Если состояние к Вам подходит оценка «2»

Если подходит, но не совсем оценка «1»

Если оно для Вас нехарактерно оценка «0»

уровень тревожности

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




фрустрация

11




12




13




14




15




16




17




18




19




20




агрессивность

21




22




23




24




25




26




27




28




29




30




ригидность

31




32




33




34




35




36




37




38




39




40





Опросник В. Суворовой

1. Можете ли вы покраснеть от смущения или стыда так, что щеки пылают (или слезы наворачиваются на глазах)?

2. Приходилось ли вам бледнеть от страха или огорчения?

3. Часто ли вы смущаетесь, свойственна ли вам застенчивость?

4. Легко ли вам заплакать от обиды, несчастья, сопереживания или даже от радости?

5. Прошибал ли вас пот в трудной или неприятной ситуации?

6. Наблюдается ли у вас сухость во рту при сильном волнении? Садится ли при этом голос?

7. В моменты сильного волнения или смущения не ощущаете ли вы скованности конечностей, когда ноги становятся негнущимися или подкашиваются?

8. Не замечали ли вы дрожания пальцев рук, «мороза по коже», внутренней дрожи или ознобоподобного состояния при сильном волнении или смущении?

9. Вы действительно перед каждым выступлением так волнуетесь, что вам кажется, что вы все забыли?

10.Можете ли вы во время ответа на экзамене, публичного выступления потерять мысль, растеряться, замолчать?

11. Часто ли вы раздражаетесь или возмущаетесь? Можете ли, рассердившись на кого-либо, поступить по отношению к нему несправедливо?

12. Свойственно ли вам ссориться с близкими, если вы видите несправедливость их поступков?

13. Вы действительно не можете отключиться от неприятностей и огорчений, не думать о них и плохое настроение всецело владеет вами длительное время?

14. Не замечали ли вы в моменты волнения или смущения излишней суетливости, двигательной расторможенности?

15. Не бывает ли у вас при волнении болей в области солнечного сплетения?




Анализ результатов:

Подсчитать общую сумму баллов и записать в столбец бланка ответов. За каждый знак «+» в клетках «ответ» начисляется 1 балл.

Уровень эмоциональности определяется следующим образом:

0-5 – низкая

6-10 – средняя

11 и более – высокая

Бланк ответов к опроснику В. Суворовой



Ф.И.О.____________________________________________________________

Возраст____________

Пол_______________

Группа_____________

Дата_______________


№ вопроса

«ДА»

«НЕТ»

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15













ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ПОДРОСТКА



1

Юноша / Девушка

2

Возраст_______________________________________________________

3

Прибытие (когда, откуда)_______________________________________

4

Данные о семье:

Мать_________________________________________________________

Отец _________________________________________________________

Родные _______________________________________________________

Опекун ______________________________________________________

5

Адрес закрепленного жилья ____________________________________

6

Постановка на льготную очередь ________________________________

7

Адрес фактического проживания _________________________________

8

Медицинские показатели (уровень физического развития и здоровья, хронические заболевания, функциональные нарушения) ____________

9

Педагогические показатели:

- темп обучения;

- трудности в обучении;

- преобладающие учебные интересы.


Психологические показатели:

- тип темперамента;

- особенности характера;

- образ «Я»;

- общий уровень психического развития (норма, задержка, психофизический инфантилизм, дисгармония);

- особенности познавательных процессов;

- профессиональные интересы;

- особенности поведения, тип отклонений в поведении;

- склонности, способности.








Карта прогнозирования

(индивидуальная)


ФИО обучающихся____________________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________________

Группа________________________________________________________________________

Данные медицинского обследования____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Факторы,

провоцирующие девиантное поведение

Проявления

и общая характеристика

Эмоциональная сфера обучающегося


Особенности настроения


Взгляды и отношения


Особенности мышления


Самооценка


Оценка окружающей действительности


Сфера интересов, потребностей и желаний


Особенности семейного воспитания, взаимоотношения в семье


Положение ребенка в группе, в которую он входит


Влияние референтной группы на учащегося


Общая характеристика проявления девиантности поведения________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вероятный прогноз______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по организации профилактической и коррекционной работы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Социальная карта группы №

п/п

Ф.И.О. обучающегося

Инвалид

Под опекой

Соц. статус

Судимость

Материальное состояние семьи

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10









11









12









13









14









15










Карточка учета неблагополучной семьи.


  1. Ф.И.О. обучающегося_______________________________________________________________

  2. Группа________________________________________год_______________________

  3. Местер п\о, воспитатель____________________________________________________________

  4. Сведения о родителях (Ф.И.О., место работы, телефон)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Место жительства _________________________________________________________________________

  6. Причины неблагополучия __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

7. Жилищные условия __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Характеристика обучающегося (как отражается неблагополучие в семье на поведении и успеваемости ребенка)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИТЕРАТУРА




  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.:Международная педагогическая академия, 1994.

  2. 2.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1983

  3. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось 89», 2000

  4. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб,1994

  5. Витенберг Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб,1994

  6. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ,1985

  7. Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В.В.Петрусинского. М.: Новая школа,1994

  8. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Изд.АРД ЛТД,1997

  9. Налчаджян А.А. Личность: групповая социализация и адаптация личности. Ереван,1998

  10. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2000

  11. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные прграммы. М.: Новая школа, 1995

  12. Шпарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий / Серия «Учебник для высшей школы».- Ростов на Дону: Феникс, 2004
































































ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ



КГОАУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 23»

г. Партизанск







Программа по содействию социальной адаптации и сопровождению выпускников учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения


«Подари себе жизнь»


на 2011-2013 годы









г. Партизанск


ПАСПОРТ


программы КГОБУ НПО «Профессиональное училище № 23» г. Партизанск

«Подари себе жизнь»


Наименование Программы

Программа по содействию социальной адаптации и сопровождению выпускников учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подари себе жизнь»

Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы

Приказ департамента образования и науки Приморского края от 18.05.2011 № 639- а «О разработке программы «Содействие социальной адаптации сопровождению выпускников учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011 – 2013гг.

Руководитель Программы

КГОБУ НПО «Профессиональное училище № 23» г. Партизанск

Цель и задачи Программы

Цель: - социальная адаптация и психологическая коррекция выпускников детских домов и школ – интернатов;

- формирование процесса эффективного социально – психолого-педагогического сопровождения выпускников учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для обеспечения эффективной профессиональной занятости молодежи (бывших воспитанников детских домов);

- информирование и обучение молодежи (бывших воспитанников детских домов) о способах повышения уровня эффективной профессиональной занятости.

Задачи:

- помощь воспитанникам в приобретении адекватных жизненных навыков для успешной интеграции в общество;

- развитие коммуникативных навыков, навыков планирования бюджета, свободного времени, навыков ЗОЖ;

- обучение выпускников ориентированию в существующих государственных и общественных организациях, правильному пользованию их услугами для решения своих проблем;

- помощь выпускникам в выборе профессии, траектории профессионального роста;

- выявление уровня эффективной профессиональной занятости молодежи (бывших воспитанников детских домов) в городе;

- обучение молодежи современным методам обеспечения эффективной профессиональной занятости;

- информирование молодежи о способах повышения уровня профессиональной занятости молодежи.




Основные разработчики и исполнители Программы

КГОБУ НПО «Профессиональное училище № 23» г. Партизанск

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально – экономической эффективности

Качественные показатели

- создать условия для развития и защиты интересов выпускников, их профессиональной подготовки с последующим трудоустройством и гражданского становления и тем самым решить проблему социализации и интегрирования в общество данной категории молодых людей;

- подготовить выпускников к самостоятельному и осмысленному действию в ситуации выбора вида трудовой деятельности и способствовать их мотивационной, эмоциональной готовности к социально-трудовому выбору;

- приобретение воспитанниками адекватных жизненных навыков для успешной самостоятельной жизни, опыта реализации знаний, умений, навыков во взаимодействии с разными социальными группами;- снижение уровня тревожности при переходе во взрослую жизнь.

Количественные показатели

- увеличение количества детей, получивших профессию, а также поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество, адаптированных к самостоятельной жизни по достижению 18 лет.






  1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы «Подари себе жизнь»

Объект – дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в КГОБУ НПО «Профессиональное училище № 23» г. Партизанска.

Предмет регулирования - система мер социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выраженная в разработке технологии подготовки выпускников учебного заведения к интеграции в общество, на создание для них равных с другими гражданами возможностей и условий социальной адаптации.

Сфера действия – социальная.

Программа будет выполняться в течение учебного года.


  1. Содержание проблемы

Актуальность Программы.

Подавляющее большинство учащихся училища – социальные сироты. К тому же часть детей, которые по формальным признакам можно отнести к сиротам, на самом деле являются социальными сиротами, так как их родители погибли вследствие алкоголизма или по другим причинам, связанным с их асоциальным поведением. Особенности социально-психологического развития таких учащихся заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни – отсутствие нормальных ценностных ориентиров. Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, быстро усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Потребительское отношение, формирующиеся при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям.

Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Впоследствии чего ребенок – сирота, ограниченный в связи с внешним миром, испытывает трудности при выборе своего жизненного пути. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку учащихся к самостоятельной жизни. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.

Учащиеся училища после выпуска нередко попадает в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ним множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Даже люди, умудренные опытом, теряются в сегодняшней российской действительности, что уж говорить о детях! Полностью уберечь воспитанников от проблем не удается, но по возможности максимально подготовить их к самостоятельной взрослой жизни, способствовать успешному профессиональному самоопределению – это основная задача данной программы.

Сегодня все чаще то там, то здесь слышишь словосочетание «социальная адаптация детей-сирот», при этом разные авторы употребляют его в разных значениях. Под социальной адаптацией понимается либо собственно процесс включения индивида в социальные отношения (тогда различают активную и пассивную адаптацию), либо специально организованный образовательный процесс, способствующий данному включению. Для нас актуально второе понимание. При этом рассматривать адаптацию исключительно как процесс приспособления неперспективно, так как он всегда будет сочетаться с факторами индивидуализации, сопротивления среды, осмысленной активности и т.д. Хотя здесь и возникает некоторая конкуренция понятий социальная адаптация и социализация, не углубляясь в методологическое исследование, остановимся на опыте употребления термина «социальная адаптация» в социально-педагогической практике.

Под социальной адаптацией детей-сирот в контексте организованной образовательной деятельности будем понимать меры, позволяющие ребенку приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации после выхода из училища (детского дома, интерната, тюрьмы и т.д.). То есть процесс вручения субъекту средств успешной социализации.

При этом существуют разные представления о критериях такой «успешности». Выделим те, которые будем считать необходимыми:

— отсутствие наркотической, алкогольной и других деструктивных зависимостей, состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений (витальный критерий) — я способен жить в обществе

— жизнь в рамках закона (юстиционный критерий) — я не нарушаю закон

— наличие стремления жить, отсутствие, минимум суицидальных порывов (мотивационный критерий) — я хочу жить

Данные критерии характеризуют мирное проживание субъекта в социуме. При этом возможно расширить круг критериев: добавить «трудовой» (наличие стабильной работы), «семейный» (наличие семьи) и др. Однако они будут уже чем то большим, чем круг необходимого.

Вводя в систему оценки адаптации данные критерии, мы понимаем и основные цели организованной подготовки учащегося к выходу из училища в открытое общество:


— обеспечить необходимой системой внутренней и внешней защиты от соответствующих зависимостей, обеспечить базовый уровень состояния здоровья и необходимый инструментарий для его поддержания и развития,

— обеспечить правовую грамотность, дезавуировать ложные стереотипы о криминальном мире и романтике «хулигана и братка», отработать основные «точки напряжения», приводящие к нарушению закона;

— создать условия для принятия ребенком ценности жизни, роста, развития, определения собственных целей, научиться с ним отношению к трудностям, неудачам, создать адекватный возможностям и условиям образ успеха.

Рассмотрим многообразие мер (мероприятий), предпринимаемых в сфере социальной адаптации детей-сирот, применяя разные факторы для типологии и классификации.

Основные идеи мер (могут сочетаться):

«Чтобы выжить». Обучение базовым компетенциям, обладание которыми обеспечивает выживание субъекта (готовить еду, говорить с другим человеком, дойти до сберкассы, сделать покупку в магазине и др.)

«За забором». Знакомство с неизвестным внеучилищным миром, его проявлениями и законами. Местами опасностей и трудностей. Образом жизни его «обитателей»

«Аргументация для воли». Мотивации, обеспечивающие включение и тренинг волевых качеств, наработка умений сопротивления соблазнам, защиты от агрессивной среды и др.

- «Мир людей». Развитие коммуникативной компетенции, расширение круга общественных связей. Создание более широкой территории общения и социального взаимодействия.

- «Профессия, которую ты никогда не получишь». Нацеленное знакомство с профессиями, на обучение которым ребенок вряд ли в ближайшей перспективе сможет поступить, недосягаемые и неадекватные примеры «равных возможностей».


- «Профессия, которую ты можешь получить». Предоставление ребенку информации, опыта пробы профессии, которой он может овладеть в ближайшей перспективе.

— «Универсальный солдат». Комплексная подготовка к осмысленной жизни после училища через развитие универсальный социальных компетенций (сценарирование, проектирование, самообразование).

«Имитация». Создание искусственных условий, имитирующий реальный мир (социальные квартиры, кухни, группы семейного типа и пр.).

«Имитация имитации». Создание условий, имитирующих элементы искусственного мира — примеры социальных квартир, в которых дети ходят на склад выписывать продукты.

Основными формами работы по социальной адаптации детей-сирот являются:

— выездные события: экскурсии, поездки, путешествия

— комнаты социально-бытовой адаптации;

— социальные квартиры, семейные центры на базе учреждения;

— специальные занятия, лекции, тренинги, мастер-классы по развитию различных адаптационных компетенций;

— проведение адаптационных сборов (лагерей) по специальным программам (инклюзивные и неинклюзивные);

— наставничество, шефство;

— профориентационные мероприятия;

— деловые игры, тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего социального опыта;

— работы специальных кружков, секций, мастерских, обеспечивающих развитие адаптационно значимых компетенций

— издание специальной литературы, аудио и видеопродукции для детей, отражающих идеи социальной адаптации (справочники, комиксы, видеоролики и др.)


— создание системы социального лифта, обеспечивающего запрограммированный социальный, личностный и профессиональный рост воспитанника;

— адаптация через творчество, самореализацию;

- создание среды общения со сверстниками из семей;

— другие.



Зоны адаптационного риска выпускников училищ, детских домов и интернатов:


Определение зон (полей, точек) адаптационного риска позволяют не только очертить области повышенной трудности для выпускника детского дома, но и определить актуальное содержание мер по социальной адаптации детей-сирот. При этом достаточно индивидуальным становится распределение данных зон по приоритетности.

Иждивение. Ожидание постоянной заботы, обязательной помощи со стороны, извне. Рентные установки.

Труд, трудовая деятельность в коллективе. Неразвитость должного отношения к труду и опыта осмысленного заинтересованного труда. Нарушения в паттерне «Цель – труд — результат». Отсутствие опыта эффективного взаимодействия в трудовом коллективе.

Ответственность. Отсутствие опыта достаточной ответственности, выполнения определенной роли, ответственного действия, разделения ответственности в коллективе.

Семья. Искаженный образ и стереотип семьи.

Родные (биологические) родители. Непроработанность отношения к родителям, наличие разных средовых стереотипных суждений типа «У меня нет родителей, мой родитель – это детский дом», психологическое состояние незавершенности и пустоты в этом вопросе.

Внешность. Наличие «сиротской печати», неумение следить за собой, влияние отсталой моды на внешний вид, отсутствие должного вкуса и т.д.

Гедонистические установки. Взрыв установок на наслаждение, чрезмерное удовольствие по выходу часто становятся причиной социальной дезадаптации. Желание все попробовать, что не пробовал.

Деньги. Финансовая безграмотность, «обесценивание» денег, неумение планировать бюджеты и т.д.

Секс. Искаженное отношение к половым отношениям, отсутствие соответствующей культуры, ранний опыт, аборты.

Жилье. Отсутствие жилья или отсутствие реальных представлений о том, что с ним делать, если оно есть.

Законы, право. Правовая и юридическая безграмотность, неумение воспользоваться пакетом гарантий и льгот, предусмотренных государством.

Информация. Информационная бедность среды детского дома, её замкнутость и ограниченность, как следствие ведет к неразвитости информационной компетентности. Выходя в открытый информационный мир, ребенок имеет большие трудности с поиском, обработкой, отсевом, фильтрацией, трансляцией информации.

Сиротское я (Я — концепция) и мы (Идентичность). Отношение к своему прошлому, его «забывание», неосмысленность, отстранение от своей истории негативно влияет на стабильность психологического состояния и на адекватность собственных оценок. Острый вопрос идентичности как члена рода, гражданина, человека, члена субкультуры и т.д.

Круг общения. Обычно ограничивается узким кругом контактов, полученных в детском доме. Феномен «сиротской стаи». Создание новых контактов и отношений затруднено. Отчасти в связи с неразвитостью коммуникативных навыков. А также – неготовностью среды принять сироту.


Предубеждения окружения, негативный образ сироты в общественном мнении. Наличие мифов и искаженных представлений о детях-сиротах. Предвзятость общественного мнения, которое создаёт ощущаемый дискомфорт и напряжение.

Образ выпускника училища с группой детского дома. Чаще основан на историях выпускников конкретного учреждения, чаще несозидательном, узком.

Этот ряд зон адаптационного риска можно расширить, можно группировать, можно декомпозировать на более сфокусированные. Данный подход позволяет более точно представить необходимость в тех или иных внешних действиях.


  1. Формы и методы работы

  • проведение социально- педагогической диагностики;

  • проведение психолого-педагогических исследований для выявления уровня развития ребёнка, степени его дезадаптации;

  • отслеживание динамики социализации подростка через Индивидуальный план сопровождения выпускников, индивидуальную программу реабилитации;

  • организация профессионального обучения и трудоустройства выпускников;

  • содействие и восстановление связей с родственниками учащегося;

  • организация и осуществление взаимодействия с участниками воспитательного процесса для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий;

  • участие педагогических работников училища в обучающих семинарах.



4. Перечень мероприятий программы « Подари себе жизнь»


Перечень мероприятий программы включает реализацию направлений программы «Подари себе жизнь»:

- организация социального сопровождения учащегося КГОБУ НПО «Профессиональное училище № 23» г. Партизанска через реализацию индивидуальной траектории развития;

- правовая социализация и гражданско-правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий учащихся училища;

- внедрение инновационных технологий социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях учреждения.

Перечень мероприятий программы «Подари себе жизнь» с указанием сроков исполнения приведён в приложении к программе.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Боярова Ольга Владимировна

Дата: 05.10.2016

Номер свидетельства: 347499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "работа с системой " Выпускник +" "
    ["seo_title"] => string(28) "rabota-s-sistiemoi-vypusknik"
    ["file_id"] => string(6) "205013"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429782309"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Cовременные технологии в работе с выпускниками "
    ["seo_title"] => string(53) "covriemiennyie-tiekhnologhii-v-rabotie-s-vypusknikami"
    ["file_id"] => string(6) "205022"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429783253"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Работа с благотворительным фондом  "Расправь крылья!" "
    ["seo_title"] => string(51) "rabota-s-blaghotvoritiel-nym-fondom-rasprav-kryl-ia"
    ["file_id"] => string(6) "229287"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441656987"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "анализ работы социального педагога за год"
    ["seo_title"] => string(47) "analiz-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "256662"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448195470"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства