Дополнительная общеобразовательная программа "Основы кулинарии"
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы кулинарии"
Эта программа разработана в соответствии с рекомендациями к оформлению дополнительных общеобразовательных программ (Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Курс «Основы кулинарии» имеет социально-педагогическую направленность, поскольку в процессе его прохождения обучающиеся приобретают знания и умения, которые способствуют их социальной адаптации, а некоторым обучающимся еще дают ориентацию в выборе профессии.
Как известно, процесс подготовки будущих выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни сопровождается массой трудностей, преодоление которых происходит с разной долей успеха. Приобретение социально значимого навыка приготовления пищи является одной из самых актуальных и чаще всего проявляющихся в самостоятельной жизни выпускника проблем.
В школьной программе по СБО отводится определенное количество времени для приобщения обучающихся к кулинарии при изучении раздела «Питание». Практика показала, что обучающиеся, несмотря на возникающие трудности, с интересом занимаются на занятиях данной тематики, они нередко выходят с предложениями увеличить количество времени на изучение раздела «Питание». Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что организация кружка «Основы кулинарии» окажется весьма полезной для обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, которые направлены на преодоление трудностей, возникающих в процессе самостоятельного приготовления пищи.
Цель программы: создать условия для накопления знаний и совершенствования умений в области приготовления пищи для социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию представления о видах обработки продуктов, их расчете в соответствии с нормами.
Учить обучающихся владеть различными инструментами и приспособлениями, необходимыми для приготовления пищи.
Способствовать закреплению представления об основных кулинарных терминах.
Способствовать формированию знаний и умений технологии приготовления различных блюд.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию памяти, внимания путём выполнения практических заданий.
Способствовать развитию и коррекции речи через обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, бережливость аккуратность, целеустремлённость, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности.
Развивать эстетический вкус обучающихся.
Способствовать формированию творческих способностей обучающихся в кулинарии.
Отличительные особенности программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы кулинарии» разработана на основе образовательной программы дополнительного образования обучающхся «Основы кулинарии».
Категория обучающихся:
Программа рассчитана на обучающихся 14-15 лет с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, а также с учетом их базового уровня подготовленности. В группу рекомендуется записывать не более 8 человек.
Срок реализации программы: 9 часов течение одного учебного года.
Формы и режим занятий:
В процессе реализации программы используются следующие формы занятий: беседа, практические работы с постоянным, индивидуальным консультированием обучающихся и демонстрацией правильных приемов выполнения работы, конкурс.
Занятия проводятся 1 раз в месяц по одному часу. В течение занятия происходит смена деятельности (30% времени отводится на теорию, 70% - на практику).
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы будут знать:
значение правильного питания для здоровья человека;
правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при выполнении кулинарных работ;
правила поведения за столом;
способы приготовления и оформления блюд;
правила подачи блюд;
способы выбора доброкачественных продуктов;
правила мытья посуды и уборки кухни.
Обучающиеся будут уметь:
правильно подбирать формы нарезки продуктов при приготовлении блюд;
выполнять первичную и тепловую обработку;
сервировать стол;
соблюдать санитарно-гигиенические требования;
соблюдать правила техники безопасности;
правильно вести себя за столом;
мыть посуды, наводить порядок в кухне;
выполнять первичную и тепловую обработку продуктов;
самостоятельно (или при незначительной помощи учителя) готовить первое, второе, третье блюдо.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Перечень разделов, тем
Количество часов
Всего часов
Теория
Практика
I.Введение в программу (1 час)
Вводное занятие. Знакомство с планом кружка. Обсуждение организационных моментов.
Приготовление салатов из отварных овощей. Приготовление винегрета.
0,2 ч
0,4 ч
1 час
0,2 ч
0,4 ч
1 час
III.Первые блюда (2 часа)
Первые блюда из полуфабрикатов. Приготовление супа с фрикадельками.
Первые блюда из овощей и рыбных продуктов. Приготовление супа с рыбными консервами.
0,2 ч
0,4 ч
1 час
0,2 ч
0,4 ч
1 час
IV. Вторые блюда (2 часа)
Блюда из картофеля. Приготовление картофельного пюре.
Блюда из макаронных изделий. Приготовление макарон с сыром.
0,2 ч
0,4 ч
1 час
0,2 ч
0,4 ч
1 час
V. Третьи блюда (1 час)
Третьи блюда из плодов и ягод. Приготовление яблочного компота.
0,2 ч
0,4 ч
1 час
VI. Итоговое занятие (1 час)
Проверочный тест. Конкурс «Кулинарный поединок».
1 час
ИТОГО: 9 ч
Содержание программы:
Введение в программу (1 час)
Вводное занятие. Знакомство с планом кружка. Обсуждение организационных моментов.
Закуски, салаты (2 часа)
Многообразие закусок. Приготовление салатов из отварных овощей.
Практические работы «Приготовление рыбной нарезки с маринованным луком». «Приготовление винегрета».
Первые блюда (2 часа)
Первые блюда из полуфабрикатов. Первые блюда из овощей и рыбных продуктов.
Практические работы «Приготовление супа с фрикадельками». «Приготовление супа с рыбными консервами».
Вторые блюда (2 часа)
Блюда из картофеля. Блюда из макаронных изделий.
Практические работы «Приготовление картофельного пюре». «Приготовление макарон с сыром».
Третьи блюда (1 час)
Третьи блюда из плодов и ягод.
Практическая работа «Приготовление яблочного компота».
Итоговое занятие (1 час)
Проверочный тест. Конкурс «Кулинарный поединок».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Дата проведения
Время проведения
Тема теоретического
занятия
Тема практического занятия
Количество часов
Форма проведения
Место проведения занятия
Форма контроля
1
16.09.16
14:30–15:30
Знакомство с планом кружка. Обсуждение организационных моментов.
1 час
Теория
Кабинет СБО
2
14.10.16
14:30–15:30
Многообразие закусок.
Приготовление рыбной нарезки с маринованным луком.
1 час
Теория, практика
Кабинет СБО
Текущий
3
18.11.16
14:30–15:30
Приготовление салатов из отварных овощей.
Приготовление винегрета.
1 час
Теория, практика
Кабинет СБО
Текущий
4
16.12.16
14:30–15:30
Первые блюда из полуфабрикатов.
Приготовление супа с фрикадельками.
1 час
Теория, практика
Кабинет СБО
Текущий
5
13.01.17
14:30–15:30
Первые блюда из овощей и рыбных продуктов.
Приготовление супа с рыбными консервами.
1 час
Теория, практика
Кабинет СБО
Текущий
6
17.02.17
14:30–15:30
Блюда из картофеля.
Приготовление картофельного пюре.
1 час
Теория, практика
Кабинет СБО
Текущий
7
24.03.17
14:30–15:30
Блюда из макаронных изделий.
Приготовление макарон с сыром.
1 час
Теория, практика
Кабинет СБО
Текущий
8
14.04.17
14:30–15:30
Третьи блюда из плодов и ягод.
Приготовление яблочного компота.
1 час
Теория, практика
Кабинет СБО
9
19.05.17
14:30–15:30
Проверочный тест. Конкурс «Кулинарный поединок».
1 час
-
Кабинет СБО
Итоговый
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы участники кружка «Основы кулинарии» (Руководитель Рощина А.И.) совместно с участниками кружка «Кулинария» (Руководитель Сазонова Н.И.) входят в творческую группу проекта «Школа юного повара», принимая активное участие во всех мероприятиях, творческих работах проектной деятельности. На итоговом занятии кружка «Основы кулинарии» применяются следующие средства контроля:
проверочные тесты (на вводном занятии, позволяют выявить уровень знаний обучающихся до реализации программы, и те же тесты на итоговом занятии, позволяют выявить уровень сформированности знаний в области кулинарии после реализации программы);
конкурс «Кулинарный поединок» на итоговом занятии позволяет выявить степень сформированности умений в области приготовления пищи;
фронтальный опрос на каждом занятии.
Все эти средства контроля позволяют определить степень достижения планируемых результатов освоения программы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Для обучения приготовлению пищи на занятиях используются объяснительно-иллюстративныеметоды (демонстрация презентаций, плакатов, кулинарных книг, инструкционных карт), а также экспериментирование и моделирование реальных ситуаций.
Методы организации учебного процесса соответсвуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атомосферы, сотрудничеству.
Материально-технические условия реализации программы
Кружок «Основы кулинарии» организуется в школе в оборудованном кабинете СБО, который отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: светлый, сухой с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией. Кабинет оборудован системами питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией.
Учебная кухня оборудована электрической плитой с жарочным шкафом, холодильником, мясорубкой, миксером, столовой мебелью, кухонным гарнитуром, имеется вся необходимая посуда: кастрюли, сковороды, тарелки, столовый сервиз, набор чайной посуды, чайники заварочные, столовые приборы: вилки, ложки, ножи; кухонный инвентарь: доски разделочные, консервооткрыватель; косынки, фартуки, прихватки, моющие средства. Плакаты с правилами гигиены и техники безопасности вывешены на видном месте в учебной кухне.