Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по ОСЖ 8 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании» в Российской Федерации.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования приказ №1312 от 9 марта 2004года.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, под редакцией В.В. Воронковой по предмету «СБО». Издательство М.: «Просвещение», 2008г.
Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
Задачи предмета «Основы социальной жизни»:
- научить воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства;
- сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;
- коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной жизни.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Изучение предмета ОСЖ в школе обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете ОСЖ, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников и т. д.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый класс. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствованию имеющихся у них умений и навыков, формированию новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы.
Широко используются наглядные средства обучения, демонстрация кинофильмов, презентации и др. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На реализацию программы предусмотрено 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы: - положительная мотивация к учебе, работе на результат;
- умение оценивать свое отношение к учебе;
- стремление к осуществлению взаимопомощи и взаимоконтроля.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- знать способы хранения и переработки продуктов питания;
- составлять меню из предложенных продуктов питания;
- самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда;
- самостоятельно совершать покупки различных видов товара;
- соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
- соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; иметь представление о морально-этических нормах поведения;
- иметь навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
- обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом, покупать лекарства и т.д.;
- пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет-средствами;
- знать основные статьи семейного бюджета, уметь вести его расчет.
Метапредметные результаты
Базовые учебные действия
Регулятивные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- соотносить свои действия с поставленной целью;
- осознанно действовать на основе разного вида инструкций для решения практических и учебных задач.
Познавательные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- уметь использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию) при выполнении заданий. (с помощью учителя);
- использовать в жизненно-бытовых ситуациях полученные знания и навыки.
Коммуникативные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- взаимодействовать с одноклассниками во время учебной и трудовой деятельности;
- владеть умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решение;
- излагать свое мнение, точку зрения и аргументировать ее.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
№ п/п
Темы
Кол-во
часов
Коррекционная работа
Практическая работа
1
«Личная гигиена»
5ч
Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями косметических средств. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора.
Уход за кожей лица, нанесение крема, использование масок из фруктов и овощей.
2
«Одежда и обувь»
6ч
Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой. Расширять словарный запас и связную речь. Корригировать навыки ведения домашнего хозяйства правильно распределяя силы и внимание.
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.
3
«Семья»
5ч
Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки, осуществляя связь с жизнью. Развивать осознанное внимание и восприятие при знакомстве с правилами ухода за грудными детьми.
Упражнения в купании, одевании, пеленании куклы.
Мытье детской посуды, игрушек.
4
«Культура поведения»
4ч
Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды и косметических средств, в соответствии с назначением мероприятия. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил общения с противоположным полом, осуществляя взаимосвязь с жизненным опытом. Корригировать поведенческие навыки.
Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей»
5
«Жилище»
4ч
Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков уборки жилого помещения, в соответствии с его назначением. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую моторику при практической отработке полученных знаний.
Мытье кафельных стен, раковин.
6
«Транспорт»
4ч
Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о автотранспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе экскурсий.
Рассчитать стоимость проезда, определить время и место отправления.
7
«Торговля»
4ч
Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении назначения и выделения отличий и сходств рынков и магазинов. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с жизнью.
Экскурсия на рынок, нахождение более низких цен на одноименную продукцию.
8
«Средства связи. Телефон»
6ч
Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Развивать наблюдательность и способность правильно распределять внимание при ознакомлении с работой телеграфа.
Пользование телефоном-справочником. Сюжетно-ролевая игра
«Справочная служба»
9
«Питание»
15ч
Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением выпечек. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие в процессе приготовления блюд.
Приготовление блюд из теста. Заготовка продуктов впрок. Запись рецептов.
10
«Учреждения, организации и предприятия»
1ч
Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при формировании представлений о назначении органов власти и их разнообразии. Активизировать осознанное восприятие и логическое мышление.
Заполнение бланков
11
«Экономика домашнего хозяйства»
6ч
Развивать речевую и мыслительную деятельность при изучении бюджета семьи, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительного внимания при оформлении необходимых документов. Осуществлять взаимосвязь с математикой при оформлении расчетных записей.
Упражнение в определении суммы доходов семьи за месяц, год. Упражнение в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период: зимой, веной, летом, осенью.
12
«Медицинская помощь»
7ч
Развивать речевую и мыслительную деятельность при изучении темы. Обогащение словарного запаса.
Обработка ран при микротравмах. Наложение жгута, давящей повязки.
.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дидактическое и методическое обеспечение
1. В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДОС – 2000 год. 2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987. 3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995. 4. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002. 5. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999. 6. Дементьева Н.Ф., Шатанова Е.Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология. М., 1987. № 3. 7. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996. 8. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1967. 9. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М.,1954. 10. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. СПб., 1996. 11.Практический материал к урокам СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида C.А.Львова «Владос»,2010. 12. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 2003.
Материально-техническое обеспечение
Наименование оборудования
1
Ноутбук
2
Интерактивная доска
3
Проектор
4
Стол письменный учительский
5
Стул учительский серый
6
Шкаф для одежды
7
Шкафы закрытые
8
Шкафы открытые
9
Антресоли
10
Доска ДА-32з 3-х элем
11
Стол журнальный
12
Обувница
13
Карниз
14
Тюль
15
Столы ученические
16
Стулья ученические
17
Столы на железн.нож
18
Тумбочка
19
Стол кух. маленький
20
Кресло
21
Стулья коричневые
22
Микроволновая печь САМСУНГ
23
Плита электрическая 2-х комф.
24
Зеркало
25
Чайник электрический
26
Набор кастрюль
27
Сковорода большая
28
Блинница
29
Набор вилок
30
Набор ложек
31
Сито деревянное
32
Чайный сервиз
33
Терка
34
Доска разделочная
35
Открывалка
36
Аппарат для нагрев. и охлажд. воды
ТАБЛИЦЫ
Предупреждение воздушно-капельных инфекций
Гигиена органов дыхания
Режим дня
Влияние физических упражнений на организм
Гигиена полости рта
Предупреждение желудочно-кишечных инфекций
Условия, укрепляющие здоровье
Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца
Первая помощь при ожогах
Первая мед. Помощь при радиационных поражениях
Первая помощь при кровотечениях
Инфекционные заболевания и их профилактика
Средства и способы транспортировки больных
Первая мед. Помощь при ранениях
Первая мед. Помощь при обморожениях и несчастных случаях
Лекарственные средства и их хранение
Гигиена грудных детей
Способы консервирования
Рыбные полуфабрикаты
Мясные полуфабрикаты
Первичная обработка овощей
Холодные блюда
Приемы работы с ножом и приспособлениями
Санитарно-гигиенические требования
Пищевые вещества
Сервировка праздничного стола
Правила пользования столовыми приборами
Приготовление изделий из теста
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Учащиеся должны знать:
Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей, утюжка изделий.
Правила периодичности кормления ребенка из соски и ложки, купание ребенка, одевание и пеленание грудного ребенка.
Способы и последовательность приготовления изделий из теста, консервирование овощей.
Правила поведения юношей и девушек при знакомстве в общественных местах, дома, внешний вид.
Типы кожи и правила ухода за кожей лица.
Ассортимент товаров в различных спец. магазинах, стоимость промышленных и продовольственных товаров.
Правила пользования городским телефоном-автоматом и домашним, номера телефонов срочного вызова.
Правила и периодичность уборки кухни, санузла, моющие средства.
Основные автобусные маршруты, маршруты водного транспорта.
Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях, виды глистных заболеваний и меры предупреждения.
Основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.
Название материала, используемого на занятиях, слова, обозначающие понятия, указанные в программе, и использовать их в речи.
Учащиеся должны уметь:
Выбирать косметические средства в зависимости от состояния кожи, времени года.
Купать, одевать, пеленать куклу, кормить, содержать в порядке детскую постель, игрушки.
Готовить изделия из разных видов теста, солить овощи, оформлять изделия.
Культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома, подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст.
Стирать, сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, утюжка блузок и платьев.
Выбирать покупку с учетом различных условий, подсчитывать стоимость покупок.
Объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, культурно разговаривать по телефону.
Мыть кафельные стены и раковину, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам.
Пользоваться расписанием, покупать билет, определять стоимость проезда.
Оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании, помощь утопающему.
Подсчитать расходы, снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т. д; планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки.
Формы оценивания:
Контрольные работы по предмету «Основы социальной жизни» программой не предусмотрены.
Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:
Тестов
Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
Практических работ.
Оценка устных результатов.
«5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставиться, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры и ответить на дополнительные вопросы учителя.
Оценка практической работы.
«5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано
рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, к продуктам - экономное.
«4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технической дисциплины, правила техники безопасности.
«3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.
«2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.