kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с интеллектуальными нарушениями по внеурочной деятельности "Занимательная математика".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена для более глубокого изучения программного материала по математике для образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с интеллектуальными нарушениями по внеурочной деятельности "Занимательная математика".»

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат»



Рассмотрено на МО Согласовано ЗДУР Утверждаю директор


Протокол № 1 от 30.08.2016 г ________ Александрова С.А. ________ Демидов И.И.


Рук.МО__________ (Егорова Г.Н.) 30. 08. 2016 г 30. 08. 2016 г



АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»


3 КЛАСС.




Составитель:

Егорова Г.Н.

учитель начальных классов,

учитель высшей категории

г. Змеиногорск, 2016 год.



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Занимательная математика» составлена на основе следующих нормативных актов:

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «Об утверждении изменений, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 06.10.2009 г. № 373»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 06.10.2009 г. № 373»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Программа факультатива «Занимательная математика» Е.Э. Кочурова. Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва, Вентана-Граф, 2012 г.


АКТУАЛЬНОСТЬ: рабочая программа «Занимательная математика» рассчитана на 1 год занятий с детьми младшего школьного возраста и поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Только в ней ребёнок реализует поставленные перед собой цели, познаёт предмет, развивает свои творческие способности.


ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

расширение информационной картины мира учащихся;

развитие математического образа мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и их доказательность;

изучение окружающего мира математическими средствами;

развитие умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

воспитание инициативности, самостоятельности, предприимчивости.

ЗАДАЧИ:

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

создать условия для развития у детей познавательных интересов;

умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли;

сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться. Поэтому особенностью курса является занимательность предлагаемого материала. Программа позволяет проводить с детьми занятия не в форме традиционного урока, а в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности. У них развивается память, внимание, мышление. Дети учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза. Логические упражнения заставляют их выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства.

«Занимательная математика» формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»


Данная программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена для более глубокого изучения программного материала по математике для образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Содержание данного курса носит объемный характер. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий по темам, изучаемым на уроках математики: «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд», «Умножение и деление в пределах 20», «Решение задач на нахождение суммы и остатка», «Решение задач на нахождение произведения и частного», «Сотня», «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд», «Числа, полученные при измерении», «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз», «Деление по содержанию». На уроках по изучению геометрического материала темы: «Отрезок», «Луч», «Угол. Виды углов», «Многоугольники», «Окружность». Задания направленны на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Имеют ярко выраженную практическую направленность в обучении. Дают возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе. Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.


ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УП ШКОЛЫ

На изучение курса «Занимательная математика» в соответствии с учебным планом в 3 классе выделяется 68 часов – 2 часа в неделю:

1 четверть - 17часов; 2 четверть – 16 часов; 3 четверть – 20 часов; 4 четверть – 15 часов.


Основные методы:

Словесный метод:

- рассказ, беседа, обсуждение;

- словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачётные работы.

Метод наглядности:

- наглядные пособия и иллюстрации (рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий).

Практический метод:

- тренировочные упражнения;

- практические работы.

Объяснительно-иллюстративный:

- сообщение готовой информации.

Частично-поисковый метод:

- выполнение частичных заданий для достижения главной цели.


Формы занятий:

Тематические:

- занятия;

- игровые уроки;

- конкурсы;

- викторины;

- соревнования.

Традиционные и нетрадиционные:

- игры-путешествия;

- экскурсии по сбору числового материала;

- сказки на математические темы;

- конкурсы газет;

- конкурсы плакатов.

По количеству детей:

- коллективная;

- групповая.

По особенностям коммуникативного взаимодействия:

- практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра, творческий отчёт, конференция;

По дидактической цели:

- вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.


Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий во внеурочной деятельности «Занимательная математика» позволяет реализовать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект:

- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорномоторной координации.

Воспитывающий аспект:

- воспитание системы межличностных отношений.

Внеурочная работа предусматривает поиск необходимой информации в справочниках, книгах, детских журналах, газетах, на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя, библиотекарь, родители.


Основные виды контроля

Стартовый (предварительный) контроль.

(Фиксирует начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью).

Промежуточный, тематический контроль.

(Проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов с образцом).

Итоговый контроль.

(Предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебных четвертей и учебного года).


Формы контроля и критерии оценки


Стартовые диагностические работы на начало.

Стандартизированные письменные и устные работы.

Комплексные диагностические и контрольные работы.

Тематические проверочные (контрольные) работы.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;

- воспитание чувства ответственности, справедливости.

Метапредметные:

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры;

- действовать в соответствии с заданными правилами;

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов;

- аргументировать свою позицию в коммуникации;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте задачи, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа;

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию (составлять краткую запись), описанную в задаче;

- конструировать последовательность «шагов» (по краткой записи) решения задачи;

- объяснять выполняемые и выполненные действия;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный результат с заданным условием;

- объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Методические и учебные пособия

Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.

Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования-М.: Просвещение, 2011.

Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательная математика.-Волгоград: «Учитель», 2008. – 125 с.

Программа факультатива «Занимательная математика» Е.Э. Кочурова. Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва, Вента-Граф, 2012 г.

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет. С.-Пб, 1996.

Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001 г.

Игры со спичками: Задачи и развлечения. Сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. – Минск: Фирма «Вуал», 1993 г.

Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975 г.

«Начальная школа». Ежемесячный научно-методический журнал.


Программа соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида, учебному плану КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», разработанному на основе примерной АООП (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Устава КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», с учетом требований, установленных СанПиНом, постановление от 10 июля 2015 года № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15



















Календарно – тематическое планирование

3 класс, 1 четверть, 17 часов.


п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во час

Дата

1








2


3




4-5




6



7



8








9





10-11







12-13






14





15




16



17












Игра-соревнование «Весёлый счёт».








Путешествие точки.




Равно, больше или меньше?




Математические игры.




Мир занимательных задач.



Числовые цепочки.




Путешествие в страну времени.








В стране линий.






Математические игры.








Математические игры.







В мире задач.





Математический марафон.




Волшебная линейка.



Выявление уровня развития познавательных способностей.

Развитие внимания. Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Уч-ся находят число, называют его десятичный состав, сумму разрядных слагаемых.

Построение рисунка (на листе в клетку) по алгоритму.



Значение отношений «больше, меньше, равно». Какие отношения с ними можно составить.

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.


Решение задач со сказочным сюжетом. Логические задачи.


Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.


Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Действия с числами, полученными при измерении времени.


Сказка о проволочке (для знакомства с прямой и кривой линией). Стихотворение о прямой, вычерчивание прямой и кривой линии.


«Цепочки», «Занимательные рамки», «Реши круговые примеры». Сложение в пределах 20 с переходом через десяток. Моделирование приёма выполнения действия сложения.


«Реши и расшифруй», «Найди верное решение» и другие. Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Моделирование приёма выполнения действия вычитания.


Решение занимательных задач в два действия на нахождение суммы и остатка. Логические задачи.


Решение задач международного конкурса «Я энциклопедиЯ».


Шкала линейки. Сантиметр, дециметр. Измерение отрезка.


Тестовые задания, логические игры.








1







1



1




2




1


1




1








1






2








2








1





1




1



1


Календарно – тематическое планирование

3 класс, 2 четверть, 16 часов.


п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во час

Дата

1







2




3






4





5







6









7






8



9-10







11





12










13









14




15









16







Математические игры.







Интеллектуальная разминка.




«Числовой» конструктор.






Дважды два – четыре.





Тебе и мне поровну.







В стране геометрии.

«Уменьши, увеличь».








Дважды два – четыре.






Конкурс смекалки.



Математическое путешествие.








Знаешь ли ты таблицу умножения?




Уголки.










Математическая карусель.









Интеллектуальная разминка.



Сотня – новая счётная единица.









Выявление уровня развития познавательных способностей.


































Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд чисел, полученных при измерении длины».


Решение заданий международного конкурса «Лисёнок».


С помощью комплектов карточек с числами от 1 до 20 уч-ся составляют примеры на сложение и заменяют их умножением.


Таблица умножения числа 2. Игра «Математическое домино», набор карточек «Карточки – считалочки».


Математические игры (по карточкам). По примеру на умножение уч-ся составляют пример на деление, по числу (ответу) называют пример на деление.


Викторина. Практическая работа по увеличению и уменьшению отрезка на заданную длину. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений «больше», «меньше» и «равно».


Математические цепочки. Закрепление таблицы умножения числа 3. Составление примеров на деление.


Задачи на умножение и деление в стихах.


(Решение примеров на порядок действий). Вычисления в группах: первый ученик умножает; другой - либо прибавляет, либо вычитает, либо умножает, либо делит.


Тесты с выбором ответа для совершенствования вычислительных навыков по таблице умножения чисел 2 - 4.


По карточкам: «Назови виды углов». Составление фигур из 3, 4 уголков: по собственному замыслу. Узнавание и называние полученных фигур. Составление фигур из 5, 6, 7 уголков по образцу. Называние фигур.



Работа в «центрах» деятельности: конструкторы (из карточек с числами составляют примеры на умножение, деление); математические цепочки, головоломки; занимательные задачи.


Решение заданий международного конкурса «Молодёжное движение».


Числа от10 до 100. Решение ребусов вида: 100л, про100р, ко100чка, и100рия и др. Действия с круглыми десятками: (по карточкам) – «Назови следующее число», «Я начну, а ты продолжи» и другие.


Тестовые задания, математические диктанты.

1







1




1






1





1







1









1






1



2








1






1











1









1




1









1






Календарно – тематическое планирование

3 класс, 3 четверть, 20 часов.


п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во час

Дата

1-2







3







4-5










6










7





8










9





10









11








12-13







14



15











16-17







18





19




20











Путешествие в мир «Повторения».







Арифметический лабиринт.







«Числовой конструктор».











«Больше - меньше».










Геометрия вокруг нас.






От минуты до года.










Копейка рубль бережёт.





Математические игры.









Математические фокусы.








Примеры с секретом.








Мир занимательных задач.



Уголки.











Математические игры.








В мире задач.






Примеры, примеры, примеры.....



Выявление уровня развития познавательных способностей.












Логическая задача. Математические игры: «Сотня, стройся!»; «Назвать число»; «Какие числа пропущены» и другие. Работа с карточками (круглые десятки), с таблицами.


Логическая задача. Уч-ся проходят все препятствия и выходят к финишу. Победителем будет тот, кто наберёт 100 очков (действия с круглыми десятками).


Логическая задача. Числа от 21 до 100. Составление двузначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 0, 1-10; 10, 20,…,100. «Живые числа», «Какое число я задумала?» и другие. (Игры для закрепления десятичного состава двузначных чисел).


Логические задачи на сравнение чисел, величин и выражений. Упражнения на сравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задача в стихах. Задача – смекалка. Игра «Больше – меньше».


Логическая задача. Старинные русские меры длины: пядь, аршин, вершок. Решение старинных задач. Решение задач с мерами длины. Рисование по точкам.


Время и его единицы: сутки, месяц, год; час, минута. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе, стране, мире. Что успевает сделать ученик за одну минуту, час, за день, за сутки? Определение времени по часам.


Логическая задача. Игра в магазин. Монеты. Решение задач на вычисление стоимости.


Логическая задача. Математические цепочки, игры «Лучший космонавт», «Самый быстрый почтальон» и другие. (Действия с круглыми десятками, решение примеров на порядок действий).


Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Игры «Вставь пропущенные знаки», «Волшебный квадрат» и другие.


Логическая задача. Расшифровка примеров с неизвестным компонентом и с объяснением, какая цифра скрыта. (С неизвестным слагаемым, уменьшаемым и вычитаемым).


Решение задач на нахождение остатка и суммы.


По карточкам: «Назови виды углов». Составление фигур из 3, 4 уголков: по собственному замыслу. Узнавание и называние полученных фигур. Составление фигур из 5, 6, 7 уголков по образцу. Многоугольники. Виды многоугольников.


Логическая задача. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 100 без перехода через разряд»; «Вычитание в пределах 100 без перехода через разряд».


Логическая задача. Решение разных видов задач: с биологическими сюжетами, из серии «Арифметика и транспорт» и другие.


Задача-смекалка. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.


Тестовые задания. Математический диктант.






2







1







2











1










1






1










1





1









1








2








1



1











2








1






1




1


Календарно – тематическое планирование.

3 класс, 4 четверть, 15 часов.


п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во час

Дата

1-2







3




4









5









6




7






8-9








10




11






12







13







14






15

Математические игры.







В мире геометрии.




Тайны окружности.









В мире чисел.









Занимательные задачи.




Умножь и раздели.






Математические фокусы.







Геометрия вокруг нас. В стране линий.



Математика – наш друг!






В мире чисел.







В мире чисел.







Математический праздник.






Выявление уровня развития познавательных способностей.





Логическая задача. Задача в стихах. Построение «математических» пирамид»: «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд».


Логическая задача. Составление многоугольников.


Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).


Логическая задача. Игра «Назови число» (числа, полученные при измерении времени, стоимости, длины), математический калейдоскоп (решение примеров с числами, полученными при счёте и измерении).


Решение задач с величинами на основе сказочных сюжетов.


Круговые примеры «Вставь числа в пропущенные окна», игры «Раздели и назови ответ» и другие.



Алгоритм деления по содержанию в пределах 20. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Задачи в стихах на нахождение частного (деление по содержанию).


Вычерчивание линий, их пересечение. Нахождение их в рисунках.


Примеры, решаемые при помощи выбора действий (действия I и II ступени в примерах со скобками и без скобок).


«Отгадай задуманное число» (увеличение числа в несколько раз); решение задач со сказочным сюжетом с понятием «увеличь число в несколько раз…».


«Отгадай задуманное число» (уменьшение числа в несколько раз); решение задач со сказочным сюжетом с понятием «уменьши в несколько раз».


Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».


Тестовые задания, логические игры.





2







1




1









1









1




1







2






1




1






1







1







1






1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Егорова Галина Николаевна

Дата: 10.03.2017

Номер свидетельства: 399030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#985 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с интеллектуальными нарушениями по предмету "Математика"."
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_obshchieobrazovatiel_naia_proghramma_obuchaiushchikhsia_s_inti_1"
    ["file_id"] => string(6) "399042"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1489161369"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства