«Занимательный русский язык. Игры со словами» (урок-соревнование).
«Занимательный русский язык. Игры со словами» (урок-соревнование).
Урок-соревнование проводится на неделе русского языка для обучающихся 4 классов коррекционной школы VIII вида и направлен на закрепления знания правил по русскому языку в игровом формате.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Занимательный русский язык. Игры со словами» (урок-соревнование).»
Тема: «Занимательный русский язык. Игры со словами»
(урок-соревнование).
Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;
развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;
воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, толерантного отношения, умения работать в команде.
Форма проведения: урок-соревнование.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, жетоны, чистые листы А4, ручки, карточки с названием станции, мешочек с буквами, карточки с заданиями, конверты, грамоты участникам игры.
Ход игры.
I. Вступительное слово.
Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.
Изучение русского языка
Нелегко вам даётся пока.
Но идёт по земле новый век,
Должен грамотным быть человек!
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страну «Русского языка».
1.Инструктаж
Мы будем продвигаться от станции к станции, за правильные ответы команда будет получать жетоны. И в конце игры, мы посчитаем ваши жетоны и определим команду победителей. На каждой станции вас ждут испытания на определённую тему.
2.Деление на группы
Чтобы начать путешествие, нам необходимо разделиться на команды. В этом нам поможет волшебный мешочек, в нём лежат синие и зелёные карточки. Каждый из вас должен подойти к мешочку и вытянуть карточку. Те, кому попадётся синяя карточка- это команда № 1, те, кому попадётся зелёная карточка- это команда № 2. Каждая команда должна выбрать капитана, у которого будут находиться маршрутный лист и жетоны.
Мы разделились на команды и теперь готовы к путешествию.
Начинаем!
II. Основная часть.
Станция № 1. Разминка «Звуки и буквы»
Команда должна ответить на вопросы.
За каждый правильный ответ, команда получает жетон.
1.Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
3.Сколько согласных букв в русском алфавите? (21)
4. Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6)
Станция №2. «Словарные слова»
Команда должна разгадать данные ребусы и узнать, какие словарные слова в них зашифрованы.
За каждый верный ответ команда получает жетон. Ответ: Улица, посуда, медведь, работа.
Станция № 3. «Одна семья»
В каждой строчке содержатся однокоренные слова, кроме одного.
Найдите это лишнее слово и вычеркните его.
За каждый верный ответ команда получает жетон.
Маленький, малявка, маляр, малыш.
Гроза, грозный, гроздь, грозовой.
Конница, конник, подоконник, конюшня.
Лень, лентяй, лента, ленивец.
Станция №4 «За словом в карман»
У феи в шёлковом мешочке четыре волшебных слова: АРД, УГЛ, ОЛПК, КУАШТ. Вообще-то словами их трудно назвать. Однако каждое из них при колдовстве может превратиться в одно, а то и в два настоящих слова. Достаточно просто переставит буквы. А вы умеете колдовать? Тогда вперёд, мешочек для вас открыт и буквы ждут перестановки.
За каждый верный ответ команда получает жетон.
Ответ: (Дар, рад; Луг, гул; Полк, клоп; Шутка)
Станция №5. «Грамматическая арифметика»
На столах лежат конверты, в конвертах примеры, вам необходимо решить эти примеры и назвать слова, которые получились.
Автор – р + мода – да + бильярд – ярд = (автомобиль)
Станция №6. «Собрать цветок»
К вам, ребята, мы спешили,
Познакомиться решили.
Но вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите, помогите!
Из кусочков нас сложите!
У каждой команды на столе лепестки из бумаги, на которых записаны слова: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный, окончание, приставка, числительное, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, местоимение, частица.
На сердцевине у первой команды: Части речи.
Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашей ромашки.
На сердцевине у другой ромашки: Слово.
Возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашей ромашки.
А теперь назовите слова, которые оказались лишними.
За правильно решённое задание команда получает жетон.
Станция №7. «Загадочная»
Прочитайте загадку, назовите отгадку. (паук)
За правильно названное слово команда получает жетон.
Станция №8. «Угадай-ка, не зевай-ка »
Слово имеет смысл. Перед вами пословицы-перевертыши. Вспомните, что такое антонимы? Каждое слово в пословице замените антонимом, подчеркнутые слова не меняйте.
Для первой команды:
Новый враг хуже старых двух. (Старый друг, лучше новых двух).
Для второй команды:
Все плохо, что плохо начинается. (Всё хорошо, что хорошо кончается).
За правильно решённое задание команда получает жетон.
Станция № 9. «Парные согласные – самые опасные»
В каких словах согласным на конце слова можно доверять?
Первая команда: Гриб, столб,орех, огурец, зуб, плащ.
Вторая команда:Шум, столб, верх, зуб,лещ, гриб, терем.
Учащиеся объясняют, почему данным согласным на конце слова можно доверять.
За каждый верный ответ команда получает жетон.
Станция № 10. « Грамотеи »
Задание 1. « Как правильно сказать? »
У рыбов нет зубов?
У рыбей нет зубей?
У рыб нет зубов?
У рыб нет зуб?
Задание 2. Исправь речевые ошибки
Первой команде
Повар посолил суп солью.
Мама подариламне молодогощенка.
Второй команде
У нас в парке многодеревянных деревьев.
Принцесса былакрасивой красавицей.
За каждый верный ответ команда получает жетон.
III. Заключение.
Итог
Наше путешествие подходит к концу. Нам осталось узнать, кто из двух команд стал победителем.
Сейчас, попрошу капитанов команд собрать и посчитать жетоны, для определения команды-победителя.
Награждение
Награждение команд за участие в игре-соревновании по стране «Русский язык».
Вот и окончено наше путешествие по стране «Русский язык». Трудный и интересный был путь в эту страну.