Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга «Поговорим о культуре общения».»
Занятие с элементами тренинга «Поговорим о культуре общения»».
Цель: Развитие взаимопонимания и взаимоуважения при общении со сверстниками и взрослыми.
Задачи: Развитие коммуникативных навыков.
Формирование умения «слушать» и «слышать» собеседника.
Профилактика асоциального поведения.
Ход занятия:
Организационный момент: звучит песня о дружбе. Учащиеся садятся по кругу, воспитатель среди них.
Воспитатель: Мы собрались сегодня в такой дружеской обстановке, чтобы поговорить о культуре общения. На прошлой неделе мы провели анкетирование для того, чтобы выяснить, на сколько хорошо Вы чувствуете себя в школе, как складываются взаимоотношения у каждого из нас с одноклассниками и взрослыми людьми в школе. С помощью анкеты Вы сможете узнать личностные особенности. Давайте послушаем результаты анкетирования.
Воспитатель: рассказывает о результатах анкетирования. Итак, на основании результатов анкетирования можно сделать выводы о том, что в основном класс дружный, что ученикам класса комфортно в школе, и все ученики позитивно и доброжелательно относятся к учителям, стремятся улучшить результаты своей учебы. Но у нас есть и такие учащиеся, правда их совсем немного, которые, не испытывая негативных эмоций к школе и ее обитателям, тем не менее отстраняются от взаимоотношений с одноклассниками, от участия в общественных делах и т.д., вступают в пререкания с педагогами. Почему они это делают – неважно. Это могут быть психологические особенности или бравирование подростковым желанием выразить свою независимость, а может это стремление привлечь внимание и неумение общаться. Мы здесь не для того находимся, чтобы ругать кого-то или порицать, а для того, чтобы выяснить, чем опасно такое поведение для этих учеников, поучиться основам общения, это всем будет полезно.
Я сейчас расскажу вам рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья» о единении и о силе единства.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
-Сломайте!
Сколько не бились сыновья, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:
Так- то и Вы: если в согласии жить будете, никто Вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!»
Есть много сказок. Басен, рассказов и песен о дружбе, о совместном труде, товариществе, о помощи друг другу.
Приведите примеры. «Теремок», «Лебедь, рак и щука», «Соломинка, пузырь и лапоть» и многие другие.
Одному человеку трудно живется! Почему! Почему человек может остаться один? Как он может приобрести друзей?
Вот и давайте учиться искать друзей. Поиграем в игру «Найди себе друзей!».
Воспитатель проводит игру «Найди себе друзей». Сидя в кругу дети передают друг другу клубок ниток, говоря при этом комплимент другу. В конце игры образуется паутина, которая связывает весь класс. Затем ребята возвращают клубок, а вместе с ним благодарят за хорошие слова.
Воспитатель: Поняли ли Вы, как искать друзей? Трудно ли это было? Как лучше: говорить друг другу хорошие слова или показывать свой цинизм и пренебрежение к людям?С помощью игры «Да – диалог» попробуем улучшить наши взаимоотношения с учителями и всеми педагогическими работниками.
Игра «Да – диалог».
Учащиеся и воспитатель садятся в круг и начинают диалог. Воспитатель произносит фразу на заданную тему, ученик должен откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый, и продолжить диалог. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысль партнера. Другие учащиеся следят за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т.е. не стали возражать друг другу или не ушли в сторону от заданной темы.
Предлагаются следующие темы для диалогов:
- во время урока учитель вправе ожидать дисциплины, так как учителю нужно, чтобы все слышали и понимали объяснение нового материала;
- во внеурочное время педагогический коллектив школы может предъявлять ученикам требования, связанные с учебой, общественными делами и трудовыми, так как задачей школы является не только учеба, но и воспитание;
- работники школы могут попросить кого-то о помощи, потому что в школе много работы и им одним не справиться;
- администрация школы может потребовать выполнения режимных моментов, потому что их невыполнение нарушает работу школы;
- к старшеклассникам могут предъявляться повышенные требования, так как их возможности больше, чем у младших ребят.
Воспитатель:
Будут ли отношения с учителями более доброжелательными, если ученики будут соблюдать правила поведения в школе? А изменится ли ваше самочувствие? Сможете ли Вы наладить отношения на работе с более взрослыми и опытными людьми, имея навыки общения, приобретенные в школе?
Мы хорошо знаем друг друга, и можем все вместе каждому из ребят в классе дать хороший совет, который поможет им в дальнейшей жизни.
Игра«Пожелание другу».
На доске вывешиваются пожелания, ребята определяют вместе (или по одному) – кому какое пожелать и раздают карточки с советами.
Будь вежливым с учителями.
Не обзывай одноклассников.
Не опаздывай на уроки.
Не мешай классу заниматься на уроках.
Не кури – это вредно для несформировавшегося организма.
Не зацикливайся на электронных играх – в жизни есть более интересные вещи.
Выбери профессию.
Учись общаться.
Относись к жизни позитивно.
Не играй на уроках в телефон! Ты пропускаешь новые знания!
Проснись для жизни! Не пропускай учебу.
Ищи достойных друзей.
Не стесняйся на уроках. Больше отвечай. Ты знаешь больше, чем кажется.
Не высказывай своего пренебрежения к людям, они могут ответить тебе тем же.