Просмотр содержимого документа
«Занятие по патриотическому воспитанию: "Россия-Родина моя"»
Занятие по патриотическому воспитанию
«Россия-Родина моя»
Воспитатель: Литвинова Н.В.
2024 г.
Воспитательское занятие по патриотическому воспитанию
Тема: «Россия – Родина моя»
Цель: - Развитие патриотических чувств у детей через формирование уважения к символам государства, художественное слово, музыку.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о названии родной страны, о символике России: флаге, гербе и гимне;
- познакомить с нетрадиционными символами России, дать представление о березе, как символе страны;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к символам своего Отечества, чувства патриотизма, любви, гордости и интереса к своей Родине на основе изучения государственной символики России.
Коррекционные:
Коррекция внимания через слуховой и зрительный анализаторы
- продолжать работу по обогащению и уточнению словаря.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание стихотворений о Родине.
Прослушивание гимна РФ, песен о России.
Беседа и занятие о Государственной символике РФ, о Родине, селе, детском доме.
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
Материалы к занятию:
Дидактическая игра «Собери символы России»
Аудиозаписи: гимн РФ, песня «С чего начинается Родина».
Изображения государственных и не государственных символов России.
Звучит аудио запись песни «С чего начинается Родина», дети входят в класс.
Орг. Момент
- Встаньте ровно, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
Добрый день, ребята. Надеюсь, что все вы будете работать активно и внимательно слушать всё, о чём мы будем говорить.
Речевая разминка
Аша-аша-аша – Родина наша.
Родина у нас одна,
Очень сильная …(она).
Защищает нас … (она).
Сегодня мы проведем необычное занятие, но очень важное для каждого из нас. Предлагаю послушать стихотворение и сказать. О чём мы сегодня будем говорить.
Зинаида Александрова
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёза - скромница
И ромашковый бугор
А другим наверно вспомнится
Свой родной московский двор
Или степь от маков красная, золотая целина
Родина бывает разная
Но у всех она одна.
- О чём это стих-е? Верно.
- Что вспоминается при слове «Родина»?
Родина – это дом, в котором мы живём, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место где ты родился и вырос. Это кварталы города, парки, скверы, это наше родное село. Это место где мы родились и выросли.
- Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительно красивое звучное имя. В какой стране мы живём?
- Итак, тема сегодняшнего занятия «Россия-Родина моя»
Открытие темы на доске
Сегодня на занятии мы будем говорить о нашей Родине. Вспомним официальные символы России, познакомимся с народными символами, будем играть рассказывать стихи.
Игра «Сложи из букв название нашей страны»
Любовь к Родине - самое важное чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Художники, музыканты, поэты сложили и написали немало стихов, песен, картин изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы. Послушайте стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём?», которое прочитает нам Кабанков Кирилл.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
– А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Моя Родина» (воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя»).
Реки чьи глубоки, чисты
И красивы берега?
Отвечайте без запинки –
(Это Родина моя!).
Где на севере морозном
Льдом сверкают берега.
А на юге—море, солнце.
(Это Родина моя!).
Где город города прекрасней
А всех важней из них Москва.
Цвет флага – Белый, синий, красный,
(Это Родина моя!).
Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. Давайте и мы назовем эти слова.
Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» (дети передают сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина. Например: милая, красивая, любимая, родная, единственная, сильная, могучая, чудесная, дорогая, хорошая).
– В каждой стране есть главный город. Как называется столица нашей Родины? – (Москва). Москва – это сердце России.
- Как называют людей проживающих в России?
– Как называется человек, который управляет страной?
– Как зовут президента России?
– Как у любого государства или города у России есть особые символы – герб, флаг и гимн. Символ-это отличительный знак.
- А сейчас отгадайте загадку, о каком символе России говориться?
На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)
- Ребята, а что такое гимн? (Торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины.
Где можно его услышать? (Гимн транслируется по телевидению в новогоднюю ночь, в дни государственных праздников. при награждении победителей Олимпийских игр и во время других торжественных мероприятий.)
Мы должны помнить, что гимн - это один из его символов России и должны достойно вести себя при его исполнении: гимн слушают стоя, молча или подпевая, мужчины при этом снимают головные уборы. Такое поведение считается достойным.
А сейчас давайте поговорим о еще об одном символе нашей России - флаге.
Демонстрируется слайд «флаги стран».
- Кто поможет мне найти наш флаг? (дети выбирают из предложенных флаг России.)
- Какие цвета присутствуют на флаге России?
- Люди придают большое значение цветам флага.
- Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага? (Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки).
- Какая полоса на флаге находится под белой?
-Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага? (Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра).
- Какая полоса на флаге находится под синей?
- Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага? (огонь, солнце, тепло, радость).
слайд
- Белый цвет - это мир и чистота. Синий - небо и верность. Красный - огонь и отвага.
- Где можно увидеть флаг?
Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.
- (На здании правительства, по телевизору, на кораблях и т.д.)
-А кто знает когда мы отмечаем день рождения флага? (22 августа)
- Что мы делали в этот день?
Игра на внимание: «Белый, синий, красный».
Увидите красный флажок – надо хлопать в ладоши, увидите синий флажок – надо топать ногами, увидите белый флажок – надо крикнуть: «Ура!»
- Ребята, давайте вспомним наш Российский герб, что на нём изображено?
– На красном щите герба России изображён золотой двуглавый орёл.
На груди орла изображен Георгий Победоносец на коне, убивающий змея.
Образ орла – символ сильного государства. Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей - символ зла.
А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом! Над орлом три короны – означают свободу и независимость России. В лапах орла скипетр и держава, они означают государственную власть и единое государство.
Двуглавый орел призван был символизировать мощь и независимость нашей страны.
-Где можно увидеть герб России? (печать, документы,деньги,флаг. Паспорт)
- Ребята, Я предлагаю вам показать герб России. Разойдитесь по всему залу, встаньте так, чтоб не мешать друг другу.
Динамическая игра «Герб России»
Герб страны – орёл двуглавый Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны Держит скипетр, державу, поочерёдно сжать в кулак пр. л. руки Он Россию сохранил
На груди орла – щит красный, нарисовать руками круг
Дорог всем: тебе и мне приложить руки к
Скачет юноша прекрасный шаг на месте, высоким подниманием На серебряном коне.
Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак Побеждает всадник сильный, поставить руки на пояс Злой дракон у ног лежит показать руками
Подтверждает герб старинный Независимость страны. Для народов всей России Наши символы важны. поднять руки вверх
- Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Эти символы утверждены правительством России.
- Есть государственные символы и неофициальные народные символы нашей страны.
Кто-нибудь может назвать народные символы? И сейчас я их вам покажу. Ой, ребята! Все картинки кто-то порезал на части. Что же нам делать? Давайте соберём эти картинки, и мы увидим, какие существуют народные символы в России.
А сейчас пройдите к столам. На столе у каждого лежат разрезные картинки. Ваша задача их собрать. Какой у кого символ получился? (ромашка, матрешка, берёзка, медведь, тройка лошадей, самовар, балалайка, валенки).
У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура. Символ Канады – клен. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции.)
- Как вы думаете, какое дерево является символом России?
- О чём же пойдёт речь? Отгадайте загадку.
Стоит Алёна, платок зелёный, сарафан белый.
Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане. С золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»
—Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке)
Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк).
- Россия и берёза! Эти два слова как бы слиты воедино. Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.
-А сейчас послушайте, как воспевал красоту русской березки русский поэт С. Есенин.
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокрылые березки –
Символ Родины моей.
Ты так мила мне
До любой росинки.
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Березовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна.
- Русские люди всегда любили отдыхать в берёзовых рощах, водили хороводы, играли в игры.
В стародавние времена люди её нарекли деревом пяти дел:
первое дело – мир освещать (самая светлая берёзовая лучина);
второе – чистоту соблюдать (берёзовый веник в бане чистоту соблюдал);
третье – крик утешать (скрип телеги утешался берёзовым дёгтем);
четвёртое – больных исцелять. (Береза может исцелять от многих болезней, люди пьют отвар из березовых почек, из древесины делают активированный уголь, т.е. берёза обладала целебными свойствами); Практический все, что способна дать береза – кора, почки, листья, березовый сок и даже березовый гриб (чага) в виде уродливых наростов на стволе находит применение в народной медицине.
Пятое дело – тепло давать. (Березовыми дровами топили печи, они давали много тепла и долго не сгорали).
Берёза всегда людям пользу приносила, людей лечила, свет, тепло дарила.
Для россиян нет дерева милее и красивей, поэтому берёза – душа и символ России.
Да, люди издавна видели в этом дереве символ девичьей красоты и нежности. Как же русские люди ласково называют березу? (стройная березка, красавица березонька, березка белоствольная, красавица белоствольная, березушка, березка, русская березка, белая березка, гибкая березонька,березочка, березунька, красавица, модница или скромница. Наличие "сережек" усиливает слияние с женским образом, потому к березе добавляют такие эпитеты, как: кудрявая, нежная, белоснежная, нарядная - Молодцы, много ласковых слов вы назвали.
Берёза символ России – нашей родины и быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ и наша русская земля!
Итог
- Дорогие ребята, на этом наше занятие подходит к концу. Вы сегодня хорошо потрудились. А теперь давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Сильный ветер сорвал листочки у нашей березы. Чтобы украсить березку новыми листочками, надо ответить на мои вопросы.
Если вы правильно отвечаете на вопрос, то получаете право наклеить листочек на ветку березы.
– Как называется страна, в которой мы живём, ее столица?
– Кто изображен на гербе России?
– Какие цвета на флаге России?
– Как называется торжественная песня, прославляющая страну и народ этой страны?
- С какими народными символами России вы сегодня познакомились?
-За что русские люди любят березу?
– Что вам больше всего понравилось или запомнилось?
И на память о нашем занятии я хочу вам подарить флажки России.
- Ребята, любите свою Родину и гордитесь ею!!!
Давайте подарим нашим гостям небольшой подарок.
Песня о Родине: (У моей России).
На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Столько песен у России – Сколько во поле цветов!